26.08.2019, 8:50
Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1
Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы предприятия и должно быть учтено при проведении оптимизации уровня налоговой нагрузки предприятия. Это позволит не только минимизировать налоговую нагрузку, но и исполнить требования налогового законодательства, избежать штрафных санкций и дополнительных платежей в бюджет.
Первым основанием для дополнительных начислений налогов является факт установления искажения сведений о совершенных хозяйственных операциях или об объектах налогообложения. При этом указанное искажение должно быть отражено плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов).
При проверке указанное искажение может быть выявлено в двух случаях. В первом случае искажение может возникнуть, если на предприятии данные первичных бухгалтерских документов не совпадают с данными бухгалтерского учета, что соответственно искажает и данные налогового учета. Речь идет о ситуациях, когда не все первичные документы по каким-либо причинам не отражены в бухгалтерском учете. Это может быть связано, как с неточностями в работе бухгалтерии, так и с сознательным искажением данных бухгалтерского учета для минимизации сумм уплаченного налога.
Во втором случае искажение может возникнуть, если данные первичных бухгалтерских документов и данные бухгалтерского учета совпадают, но при этом данные бухгалтерского учета отличаются от данных налогового учета. Именно на основании данных налогового учета непосредственно составляются налоговые декларации. Опять же речь может идти как об арифметической ошибке бухгалтерии, так и о желании минимизировать суммы начисляемых к уплате налогов за счет сознательного искажения данных налогового учета.
Нивелировать отрицательные последствия, связанные с арифметическими ошибками и неточностями в работе бухгалтерии, возможно с помощью высококвалифицированных бухгалтеров или с помощью аудиторов. Так, если у предприятия нет возможности платить высокую заработную плату профессиональным бухгалтерам, то в качестве альтернативного варианта возможно использование более дешевого бухгалтерского аутсорсинга. При этом необходимо с периодичностью не менее чем один раз в 1-3 года привлекать аудитора для оценки текущего состояния налогового и бухгалтерского учета на предприятии, выявления возможных ошибок и проблем при проверках контролирующих органов.
Проверка аудитора, как правило, обходится дешевле, нежели ежемесячная высокая заработная плата главного бухгалтера, хотя и не является единственно возможным вариантов. Так, на предприятиях, осуществляющих несколько видов деятельности и имеющих существенные обороты денежных средств экономически более выгодным является более высокая оплата труда главного бухгалтера, нежели последующая попытка внести исправления в ошибки, допущенные в ведении налогового и бухгалтерского учета. Попытка исправления бухгалтерского и налогового учета постфактум в данном случае является более затратным вариантом для бизнеса.
Что касается сознательного искажения данных налогового или бухгалтерского учета в целях налоговой оптимизации, то здесь нивелировать возможные отрицательные последствия для предприятия сложнее. При проверках наиболее часто и наиболее просто выявляются искажения связанные с нестыковками между бухгалтерским и налоговым учетом. Именно бухгалтерский учет является основой для налогового учета, поэтому сопоставление сводных показателей бухгалтерского и налогового учета является первым этапом любой проверки соблюдения налогового законодательства в Республике Беларусь. При этом неважно, кто проводит данные проверки, налоговые органы, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля, аудиторы или иные контролеры. В этой связи при налоговой оптимизации обязательно следует избегать любых нестыковок между данными бухгалтерского и налогового учета, так как это всегда легко проверяется и приводит к дополнительным вопросам и доначислениям налогов при проверке.
Более сложным процессом является выявление в ходе проверки ситуаций в искажении данных первичных бухгалтерских документов и данных бухгалтерского учета. При наличии большого однородного документооборота на предприятии выявить данные расхождения при проверке первичных бухгалтерских документов не всегда возможно, что иногда используется в налоговой оптимизации за исключением одного «но».
В случае проведении налоговой оптимизации посредствам первичных бухгалтерских документов важно учитывать, что многие первичные бухгалтерские документы контролируются налоговыми органами дистанционно. Так, например, в случае, когда предприятие является плательщиком НДС, все его отгрузки товаров должны оформляться не только товарно-транспортными накладными, но и электронными счетами-фактурами (ЭСЧФ) по НДС. При этом происходит двойной камеральный контроль, как со стороны налоговых органов, так и со стороны покупателей, если они являются плательщиками НДС. Поэтому налоговая оптимизация за счет первичных бухгалтерских документов здесь невозможна.
В случае же, если покупатель товара не является плательщиком НДС, то камеральный контроль над выставлением ЭСЧФ по НДС осуществляется только со стороны налоговых органов, но не покупателя товара. Следовательно, то обстоятельство будет ли налоговым органами осуществлен дистанционный камеральный контроль над работой предприятия, посредствам проверки ЭСЧФ по НДС, зависит только от добросовестности самого предприятия.
Также от добросовестности предприятия будет зависеть полнота отражения выручки в бухгалтерском учете в ситуации, когда предприятие не является плательщиком НДС. В этом случае предприятие не выставляет ЭСЧФ по НДС, а значит оперативный, дистанционный контроль над ним со стороны контролирующих органов невозможен.
Указанные примеры показывают, что недобросовестные предприятия подвергаются дополнительному риску наказания в случае попыток сознательного искажения данных бухгалтерского или налогового учета без учета возможностей дистанционного камерального контроля со стороны налоговых органов. В этой связи более эффективным и экономически выгодным для предприятия должна стать не попытка сознательного искажения документооборота, а организация правильной системы бухгалтерского и налогового учета, проведение периодических аудиторских проверок для избегания нарушений налогового законодательства.
Эффективной может быть только та налоговая оптимизация, которая построена на особенностях, а не прямых нарушениях действующего бухгалтерского и налогового законодательства. Любое прямое нарушение налогового законодательства, как правило, легко выявляется при проверке и ведет к начислению дополнительных налогов и штрафов в бюджет. Важно при этом также отметить, что ситуация, когда налогоплательщик сознательно или в силу арифметической ошибки искажает данные бухгалтерского и налогового учета может затрагивать любой налог, а значит, корректировки налоговой базы по первому основанию могут затронуть любое белорусское предприятие или индивидуального предпринимателя.
Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2