Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо знакомым налоговым правилам и ограничениям, закрепленным в Налоговом кодексе.

Разумность налоговой оптимизации

Стабильность налогового законодательства в совокупности с наметившейся в последние годы тенденцией по сокращению количества выборочных проверок изменяет подходы к налоговой оптимизации 2020 года. Основой целью налоговой оптимизации 2020 года можно назвать не столько попытку изобретения новых схем и способов минимизации сумм налоговых обязательств, сколько разумное и экономически обоснованное использование уже существующих и хорошо знакомых способов налогового планирования.

При этом разумность и экономическая обоснованность налоговой оптимизации заключается не столько в суммах налоговой экономии, так как налоги платить все равно нужно, сколько в организации такой работы бизнеса, при которой деятельность конкретного белорусского субъекта предпринимательства не привлекает внимание контролирующих органов. Последнее проявляется в частности в том, что данное конкретное предприятие или индивидуальный предприниматель не включаются в план выборочных проверок на очередное полугодие.

Как известно, любая выборочная проверка в белорусской действительности всегда приводит к выявлению нарушений и дополнительным доначислениям налогов и штрафных санкций. По своей экономической сути любая проверка в Беларуси уже давно является дополнительным налогом на бизнес. В этой связи невключение в план выборочной проверки позволяет избежать этого дополнительного налога, то есть налоговая оптимизация становиться действительно эффективной и разумной.

Законодательством установлен максимальный 5- летний период налоговой проверки. При этом на практике, как правило, проверяется не более 3-х последних календарных лет. В этой связи, чем реже проверяется предприятие, тем больший период выпадает из-под контроля налоговых органов, а значит, тем больше налогов сможет сэкономить предприятия при разумной организации процесса налоговой оптимизации.

Критерии выборочной проверки

Для того, чтобы минимизировать вероятность включения предприятия или индивидуального предпринимателя в план выборочных проверок, необходимо знать критерии оценки степени риска, разработанные государственными контролирующими органами. Так, например, приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 февраля 2018 года № 20 (с учетом изменений и дополнений), утверждены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. Знание и применение данных критериев существенно минимизирует вероятность включения предприятия в план выборочных проверок налоговых органов.

Среди наиболее существенных критериев следует выделить следующие:

 — отсутствие начисления налогов при наличии сведений о приобретении и реализации организацией товаров, работ, услуг;

— непредставление налоговых деклараций;

— несоответствие заявленной в налоговой декларации выручки фактически имеющимся в налоговых органах сведениям о движении денежных средств по счетам предприятия;

— наличие задолженности по платежам в бюджет;

— учредитель, руководитель или главный бухгалтер являлись учредителем, руководителем или главным бухгалтером организации, которая ранее была признана лжепредпринимательской;

— выручка организации более 80 000 тысяч базовых величин и количество работающих 3 или менее человек;

— наличие существенных сумм возврата НДС;

— использование налоговых льгот;

— сумма расходов предприятия составляет более 95% от суммы доходов предприятия.

Помимо «отягощающих» критериев существуют и критерии риска, которые снижают вероятность включения предприятия в план выборочных проверок. К таковым критериям относятся:

— отсутствие задолженности по налогам и сборам;

— реализация инвестиционного проекта;

— использование социальных налоговых льгот.

Разумное использование критериев

Столь подробный анализ критериев риска необходим для того, чтобы определить основные рекомендации по налоговой оптимизации в 2020 году.

Во-первых, целесообразно своевременно подавать налоговые декларации, а также своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и обязательные платежи в бюджет. Последнее не только является показателем финансовой и платежной дисциплины на предприятии, но и существенно минимизирует риск назначения выборочной налоговой проверки.

Во-вторых, при использовании налоговых льгот целесообразно использовать социальные льготы. Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам социальными льгота являются льготы, которые направлены, например, на удешевление социально значимых товаров. Необходимо помнить, что любая налоговая льгота является фактором дополнительного налогового контроля, а значит, применение любых налоговых льгот на предприятии, за исключением социальных, должно быть экономически обоснованным.

В-третьих, не стоит заниматься серой налоговой оптимизацией, а именно сокрытием объектов налогообложения при реализации товаров, работ, услуг или не отражать в налоговых декларациях всю сумму полученной выручки. В условиях усиления государственного электронного контроля за движением наличных и безналичных денежных средств, а также товаров, такие серые схемы налоговой оптимизации являются неэффективными и легко раскрываемыми. При этом экономические последствия такой серой налоговой оптимизации для бизнеса всегда будут отрицательными и превысят возможные выгоды.

В-четвертых, любые мероприятия налоговой оптимизации должны учитывать особенности и масштабы бизнеса. Каждая схема налоговой оптимизации имеет свои плюсы и минусы, а также степень уместности в использовании в зависимости от особенностей работы предприятия или индивидуального предпринимателя. Попытка любыми способами минимизировать сумму начисленного налога на практике приводит к дополнительному вниманию со стороны контролирующих органов, которое, как правило, выражается в назначении выборочной проверки, а значит и начислению дополнительных налогов и штрафов для бизнеса.

В-пятых,  любое налоговое планирования только тогда является эффективным, когда не имеет долгосрочных или отложенных отрицательных последствий для его учредителей, руководителей или сотрудников. В этой связи важным является правильное завершение любого бизнес-проекта, а именно ликвидация предприятия или индивидуального предпринимателя в рамках действующего законодательства. Только в этом случае учредители, руководители или сотрудники предприятия избегают возможных дальнейших претензий и экономических штрафов и санкций со стороны контролирующих органов. В противном случае предприятие рискует попасть в перечень лжепредпринимательских структур со всеми отрицательными долгосрочными последствиями для его учредителей и руководства.

Особенностью налоговой оптимизации 2020 года является возможность для бизнеса работать в условиях стабильного налогового законодательства с минимально возможным количеством выборочных плановых проверок. Эти обстоятельства минимизируют риск возможных нарушений налогового законодательства и позволяют бизнесу направить свои усилия на организацию экономически разумной и эффективной налоговой оптимизации своей деятельности. Главным критерием разумности налоговой оптимизации является организация такой работы бизнеса, при которой внимание контролирующих органов к данному предприятию будет минимальным исходя из  критериев оценки степени рисков.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,