В современном белорусском налоговом законодательстве, как правило, вторым по значимости налогом после НДС является налога на прибыль. Исключением из данного правила являются представители высокодоходного и успешного белорусского бизнеса, для которых именно налог на прибыль является наиболее обременительным и важным налогом. В силу специфики расчета и наличия многочисленных законодательных ограничений, связанных с исчислением налога на прибыль, целесообразно выработать следующий алгоритм его налоговой оптимизации:

  • Аксиомы налоговой оптимизации налога на прибыль;
  • Налоговая оптимизация выручки;
  • Налоговая оптимизация затрат;
  • Налоговая оптимизация внереализационных доходов;
  • Налоговая оптимизация внереализационных расходов;
  • Налоговая оптимизация налоговых льгот.

Аксиомы налоговой оптимизации

Началом налоговой оптимизации по любому налогу является определение целей и задач, которые ставит перед собой предприятие, желающее оптимизировать налог на прибыль. В этой связи необходимо определить несколько важных постулатов (аксиом), которые характеризуют налоговую оптимизацию по налогу на прибыль.

1) Налоговая оптимизация по налогу на прибыль, как правило, проводится по двум направлениям. Во-первых, это оптимизация суммы уплаченного налога за счет сокращения размера прибыли предприятия, что автоматически приводит к сокращению суммы уплаченного налога. Сразу же следует отметить, что попытка искусственного увеличения затрат исключительно с целью минимизации суммы уплаченного налога на прибыль не является показателем эффективности налоговой оптимизации данного налога.

Любые искусственные ограничения, устанавливаемые для бизнеса, несут существенные риски в ухудшении его работы в среднесрочной перспективе. Причем речь идет не только об отсутствии объективной информации о реальной ситуации на предприятии, но и об увеличении риска нарушения законодательства.

Искусственное завышение затрат зачастую связано с использованием услуг лжепредпринимателей или иными экономически не обоснованными затратами, нарушающими налоговое законодательство. Любое нарушение законодательства в перспективе приводит к дополнительным начислениям налогов и штрафных санкций для предприятий, а, следовательно, налоговая нагрузка для предприятия в этом случае увеличивается.

Другое дело, если рост затрат предприятия обусловлен бизнес-планом развития предприятия, который предусматривает экономически обоснованное увеличение затрат, которое в перспективе позволит увеличить показатели эффективности работы бизнеса. В этом случае, как с экономической, так и законодательной точки зрения рост затрат правомерен, а появляющаяся при этом налоговая экономия по налогу на прибыль, является результатам эффективного менеджмента на предприятии.

Вторым направлением налоговой оптимизации налога на прибыль является выработка мероприятий, которые позволяют уменьшить сумму начисленного налога на прибыль без сокращения самого размера прибыли. Речь в данном случае идет о возможности использования особенностей налогового законодательства, позволяющих не уплачивать налог на прибыль.

1) Так, налог на прибыль по законодательству не уплачивается в случае применения налоговых льгот. В этом случае важно знать и точно соблюдать все критерии, которые необходимо применить для получения льготы по налогу на прибыль.

Более сложным направлением этой работы является поиск неоднозначных или выгодных положений налогового законодательства, при использовании которых налог на прибыль не уплачивается. В качестве примера можно рассматривать ситуацию, когда предприятия сознательно ориентируется на получение доходов по операциям с ценными бумагами, которые не являются объектом обложения налогом на прибыль. К этому же направлению налоговой оптимизации относятся и ситуации, когда доходы предприятия облагаются налогом на прибыль или налогом на доходы по ставке, которая ниже, чем стандартная ставка налога на прибыль в размере 18%.

2) Сам факт уплаты налога на прибыль предприятием не всегда является плохим показателем его работы. Основным показателем, который характеризует эффективность налоговой оптимизации по налогу на прибыль, является уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль, который рассчитывается как отношение налога к выручке предприятия.

В этой связи важным является не сам показатель уровня налоговой нагрузки по налогу на прибыль, а его динамика во времени. Отчетным периодом, который будем рассматриваться в динамике, в данном случае необходимо брать квартал, полугодие или год. В ситуации, если у предприятия отмечается рост налоговой нагрузки по налогу на прибыль в течение ряда периодов, то предприятию следует задуматься о необходимости налоговой оптимизации налога на прибыль.

3) Оптимизация налоговой нагрузки по налогу на прибыль не всегда является необходимостью даже в том случае, если эта налоговая нагрузка существенна. Так, в уплате налога на прибыль есть и положительные моменты. Например, для публичных компаний, акции, облигации или иные ценные бумаги которых котируются на биржах, сам факт наличия существенной прибыли является показателем высокой инвестиционной привлекательности бизнеса, а значит и возможности привлечения дополнительных инвестиций. Соответственно, уплата налога на прибыль в данном случае компенсируется возможностью заработать больший доход за счет привлечения дополнительных инвестиций.

Второй категорией предприятий, для которых вопрос налоговой оптимизации налога на прибыль может быть неактуальным, являются предприятия, которые позиционируют себя в качестве социально ответственного бизнеса. В данном случае сам факт уплаты существенной суммы налога на прибыль является хорошим пиар ходом, который на деле доказывает, что предприятие является социально ответственным, так как уплачивает большие суммы налогов в бюджет. Соответственно, косвенные выгоды, связанные с привлечением новых клиентов, ориентированных на социально ответственный бизнес и будут являться тем бонусом, который превысит потери от уплаты налога на прибыль.

Исходя из вышеперечисленных аксиом налоговой оптимизации налога на прибыль, каждое предприятие может для себя выбрать стратегию поведения, а также определить есть ли вообще необходимость в изменении подходов к уплате налога на прибыль.

Налоговая оптимизация выручки

Налоговая оптимизация выручки предприятия в целях исчисления налога на прибыль – это анализ договорных отношений с покупателем в совокупности с оценкой сложившейся на предприятии системы расчетов и управления денежными потоками. В данном случае преследуются три цели налоговой оптимизации налога на прибыль: рентабельность выручки, сроки отражения выручки и сроки оплаты выручки. Каждый из этих факторов влияет на размер и сроки исчисляемого к уплате налога на прибыль.

Первый элемент налоговой оптимизации выручки связан с определением уровня рентабельности по договору поставки товаров, работ и услуг, таким образом, чтобы уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль был оптимальным. Данный элемент налогового планирования характерен в случае трансфертного ценообразования.

Суть трансфертного ценообразования состоит в том, что несколько дружественных предприятий формируют цены на товары (работы, услуги) таким образом, чтобы размер прибыли, а соответственно и размер налога на прибыль не был обременительным для каждого из них. Наиболее эффективен данный метод налоговой оптимизации для международной торговли, когда предприятия работают в странах с различным уровнем налогообложения. Может данный метод использоваться и в случаях, когда субъекты хозяйствования работают на разных системах налогообложения, например, общей и упрощенной.

Второй элемент налоговой оптимизации выручки связан со сроками отражения выручки в налоговом учете. Данная ситуация может быть в случаях, когда крупная сделка совершается на границе отчетного периода (квартала). Например, в случае выбора между 30 сентября и 1 октября предприятию выгоднее отгрузить товар 1 октября, так как в этом случае выручка в декларации по налогу на прибыль будет отражаться не в третьем, а в четвертом квартале. Соответственно, сроки уплаты налога на прибыль переносятся с 22 октября текущего года на 22 января будущего года. То есть одни день позволяет перенести срок уплаты налога на прибыль на три месяца. Очевидно, что данная ситуация является на практике редкой, но вполне применимой в случае налоговой оптимизации налога на прибыль посредством выручки предприятия.

Более важным и часто встречающимся является третье направление налоговой оптимизации выручки предприятия. Речь в данном случае идет о сроках расчета по отгруженным товарам (работам, услугам), которые являются важным фактором, влияющим на возможность уплаты налога на прибыль.  Так, на практике зачастую встречается ситуация, когда по бухгалтерскому и налоговому учету белорусское предприятие является прибыльным, но денег на уплату налога на прибыль нет. Данная ситуация связана с тем, что сроки оплаты по товарам и сроки начисления налога на прибыль могут отличаться.

По налоговому учету налог на прибыль начисляется по факту отгрузки товаров. При этом реализация товаров может производиться с отсрочкой платежа, в том числе и на период превышающий сроки начисления налога на прибыль. В этом случае у предприятия может не хватить денег на уплату налога на прибыль, что может привести к дополнительным штрафным санкциям со стороны налоговых органов, а это является показателем неэффективного налогового планирования налога на прибыль. В этом случае договорные отношения необходимо строить таким образом, чтобы деньги за отгруженный товар поступали до момента уплаты налога на прибыль.

Азбука налоговой оптимизации: налог на прибыль. Часть 2

Азбука налоговой оптимизации: налог на прибыль. Часть 3

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,