• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Упрощенная система налогообложения является одним из базовых элементов или синонимов налоговой оптимизации в Беларуси. Именно с упрощенной системы налогообложения начинается практически весь малый и средний бизнес в нашей стране. При этом, зная о простоте в использовании упрощенной системы налогообложения, многие не догадываются об отрицательных сторонах такого варианта налоговой оптимизации.

Когда следует применять упрощенную систему

Пожалуй, все знают, что упрощенная система налогообложения позволяет достигать минимального уровня налоговой нагрузки и минимизировать затраты на ведение бухгалтерского учета. Действительно, законодательством установлена норма, при которой возможно уплачивать 5% от выручки и фактически сэкономить на ведении бухгалтерского учета. Данный порядок налогообложения могут использовать предприниматели и предприятия с численностью работников до 50 человек и выручкой за год не более 1 058 400 рублей.

Более крупные предприятия  обязаны уплачивать НДС. В свою очередь уплата НДС, начиная с 2017 года, сопряжена с обязательным составлением электронных счетов-фактур по НДС. Последнее предполагает дополнительные материальные, трудовые и финансовые затраты на исчисление и уплату НДС, составление электронных документов, что делает упрощенную систему налогообложения во многом схожей с общей системой налогообложения.

В этой связи безусловно выгодной упрощенная система налогообложения является только для индивидуальных предпринимателей и предприятий с выручкой до 1 058 400 рублей в год. В этом случае предприятие может вести упрощенный бухгалтерский учет и уплачивать один налог, экономя на специалистах по налоговому и бухгалтерскому учету. Для остальных предприятий малого и среднего бизнеса, вынужденных исчислять и уплачивать НДС или вести бухгалтерский учет на общих основаниях, выгоды упрощенной системы налогообложения не столь очевидны. Для того, чтобы понять это необходимо проанализировать те случаи, когда применение упрощенной системы налогообложения не является экономически оправданным.

Когда не следует применять упрощенную систему

Зная практически все достоинства упрощенной системы налогообложения многие не подозревают о существующих недостатках данной системы налоговой оптимизации. Во-первых, следует отметить, что упрощенная система налогообложения является “искусственным ограничителем бизнеса”. Последнее связано с тем, что Налоговым кодексом установлено ограничение в размере выручки после которого упрощенную систему налогообложения применять нельзя.

Так, в 2018 году для индивидуальных предпринимателей установлено ограничение в размере выручки в 202700 рублей в год, а для предприятий выручка — 1851100 рублей в год. Соответственно, если предприятие или предприниматель приблизится к указанному размеру выручки, то автоматически возникает вопрос о перспективах развития бизнеса “без упрощенки”. Далеко не все предприятия и предприниматели представляют возможности работы на общем режиме налогообложения, поэтому пытаются “искусственно вписаться” в рамки упрощенной системы налогообложения через разделение бизнеса или временное снижение деловой активности. Оба данных варианта являются ущербными для развития полноценного бизнеса и поэтому для перспективного бизнеса не приемлемы.

Данная ситуация обычно возникает на стадии перехода малого бизнеса в средний и по факту является проблемой роста бизнеса. Отсюда же вытекает и второе неоднозначное “преимущество” упрощенной системы налогообложения.

Так, законодательством предоставлено право не вести бухгалтерский учет и не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность индивидуальным предпринимателям и предприятиям с численностью работников до 15 человек и выручкой до 410 000 рублей. В случае превышения одного из этих показателей организация должна вести учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность на общих основаниях.

В этой связи не следует выбирать упрощенную систему налогообложения без ведения бухгалтерского учета тем предприятиям, которые планируют развитие своего бизнеса с превышением указанных выше показателей численности работников и выручки. Для простоты работы предприятий желательно изначально вести бухучет на общих основаниях, что в последующем позволит избежать лишних затрат и ошибок при переходе на общий порядок ведения учета, позволит сэкономить денежные ресурсы на фактическое восстановление бухгалтерского учета.

В-третьих, применение упрощенной системы налогообложения неприемлемо при занятии низкорентабельными или материалоемкими видами деятельности. В условиях практически ежегодного расширения перечня налогов, которые обязаны уплачивать субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, единственным отличием упрощенки от общей системы налогообложения для предприятий, обязанных уплачивать НДС, остается лишь налог на прибыль.

В этой связи, делая выбор между общей системой налогообложения и упрощенной, необходимо лишь сверить планируемую нагрузку по налогу на прибыль и налогу по упрощенной системе. Практика показывает, что если рентабельность работы предприятия составляет менее 28%, то выгоднее использовать общую систему налогообложения. А если рентабельность работы предприятия составляет более 28%, то выгоднее работать на упрощенной системе налогообложения при прочих равных условиях.

В-четвертых, невыгодно с точки зрения налоговой оптимизации применение упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС для бизнеса, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность.  Дело в том, что законодательством предусмотрена обязательная уплата НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности для всех категорий предприятий, в том числе и применяющих упрощенную систему налогообложения. При этом входящий НДС в данном случае будет относится на затраты предприятия, снижая показатели рентабельности работы предприятия.

Кроме того, в случае отгрузки товаров или услуг на экспорт предприятие, работающее по упрощенной системе налогообложения и не уплачивающее НДС, теряет возможность в применении льготной нулевой ставки НДС, которая позволяет в определенных случаях возвращать входной НДС из бюджета. На практике возможно достижение отрицательной налоговой нагрузки, при которой предприятию возвращается из бюджета денег больше, чем предприятие начисляет налогов.

В-пятых, законодательно не приемлема упрощенная система налогообложения для видов деятельности, перечисленных в пункте 5 статьи 286 Налогового кодекса. Поэтому, если предприятие или предприниматель видит хорошие финансовые перспективы именно в этих видах деятельности, то он должен их развивать вне зависимости от законодательно установленной системы налогообложения.

Последнее обстоятельство является наглядным проявлением важного принципа ведения бизнеса, который заключается во вторичности налоговой оптимизации по отношению к выбору видов деятельности и направлений развития бизнеса. Налоговая оптимизация является лишь одним из элементов эффективного управления предприятием и не должна подчинять себе всю деятельность предприятия. Для правильного и оптимального исчисления налогов существуют бухгалтеры, аудиторы и внешние консультанты, которые позволяют достигать приемлемого уровня налоговой нагрузки при использовании любой системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения является идеальным вариантом налоговой оптимизации лишь для предпринимателей и предприятий малого бизнеса определенных видов деятельности либо для предприятий среднего бизнеса на начальной стадии их развития. В последнем случае важно сразу же вести бухгалтерский учет на общих основаниях, чтобы избежать дополнительных затрат при необходимости в дальнейшем переходить на общую систему налогообложения, что подразумевает по сути восстановление бухгалтерского учета. В следующем материале мы расскажем об особенностях налоговой оптимизации налога на прибыль – главного элемента общей системы налогообложения.

Тэги:

, , , , ,

Назначен министр обороны Беларуси

Александр Лукашенко сегодня рассмотрел кадровые вопросы и принял решение о назначении новых министра обороны и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил. Министром обороны Беларуси назначен генерал-майор Виктор Хренин, который являлся командующим войсками Западного оперативного командования. Начальником Генерального штаба ВС назначен генерал-майор Александр Вольфович, ранее работавший первым заместителем начальника Генштаба. Генерал-майор Хренин Виктор Геннадиевич родился 1 августа

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 января

 Рост курса доллара на БВФБ на текущей неделе может приостановиться, и доллар может подешеветь на 0-0,5%. Возможны значительные колебания курсов в связи с формированием нового правительства РФ. В понедельник 20 января курс доллара может подняться на доли процента. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже увеличился, как и прогнозировалось, но меньше ожидаемого:

Лукашенко подписал указ о некоторых вопросах досрочного пенсионного обеспечения

В Беларуси регулируются вопросы досрочного пенсионного обеспечения граждан, занятых на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Соответствующий Указ № 15 подписал 17 января Александр Лукашенко. Работникам, выработавшим на 1 января 2009 года не менее половины необходимого льготного стажа в особых условиях труда, будет предоставлено право на назначение досрочной льготной пенсии согласно

Беларусь готовится к девальвации рубля

Состояние валютного рынка Беларуси еще не стало критическим, но девальвационные ожидания уже явно поднялись: физически лица увеличили объем покупки валюты в декабре до максимального уровня за три года, и начали более активно наращивать свои валютные сбережения в банках. Вызвано это проблемами, которые возникли в отношениях Беларуси и России в конце 2019 года. Президентам двух стран

По какой цене будет покупать газ Беларусь в 2020 году?

Впервые за последние годы Беларусь не подписала с Россией годовой контракт на поставку газа в страну. Временный контракт подписан только на два месяца – январь-февраль. Что будет с поставками газа в Беларусь потом? Чего хочет Беларусь? Белорусская сторона неоднократно озвучивала России свою позицию по газовому вопросу: нужно начать снижение цены на газ уже с 2020

Особенности налоговой оптимизации 2020 года

Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо

Беспилотные летательные аппараты: есть спрос — будет и предложение

Обострение военно-политической ситуации в мире помогает отечественным производителям высокотехнологичных вооружений найти свою рыночную нишу.

Беларусь-Россия: безальтернативный торг за нефть и газ

Минск рискует не добиться нужных результатов в торге с РФ за более приемлемые условия поставок российских энергоносителей (хотя определенные основания для этого имеются). Даже несмотря на то, что в стремлении отстоять свои интересы белорусское стороне пришлось в начале 2020 года добровольно отказаться от поставок российской нефти по причине несправедливо завышенной цены. С 1 января белорусские