Упрощенная система налогообложения является одним из базовых элементов или синонимов налоговой оптимизации в Беларуси. Именно с упрощенной системы налогообложения начинается практически весь малый и средний бизнес в нашей стране. При этом, зная о простоте в использовании упрощенной системы налогообложения, многие не догадываются об отрицательных сторонах такого варианта налоговой оптимизации.

Когда следует применять упрощенную систему

Пожалуй, все знают, что упрощенная система налогообложения позволяет достигать минимального уровня налоговой нагрузки и минимизировать затраты на ведение бухгалтерского учета. Действительно, законодательством установлена норма, при которой возможно уплачивать 5% от выручки и фактически сэкономить на ведении бухгалтерского учета. Данный порядок налогообложения могут использовать предприниматели и предприятия с численностью работников до 50 человек и выручкой за год не более 1 058 400 рублей.

Более крупные предприятия  обязаны уплачивать НДС. В свою очередь уплата НДС, начиная с 2017 года, сопряжена с обязательным составлением электронных счетов-фактур по НДС. Последнее предполагает дополнительные материальные, трудовые и финансовые затраты на исчисление и уплату НДС, составление электронных документов, что делает упрощенную систему налогообложения во многом схожей с общей системой налогообложения.

В этой связи безусловно выгодной упрощенная система налогообложения является только для индивидуальных предпринимателей и предприятий с выручкой до 1 058 400 рублей в год. В этом случае предприятие может вести упрощенный бухгалтерский учет и уплачивать один налог, экономя на специалистах по налоговому и бухгалтерскому учету. Для остальных предприятий малого и среднего бизнеса, вынужденных исчислять и уплачивать НДС или вести бухгалтерский учет на общих основаниях, выгоды упрощенной системы налогообложения не столь очевидны. Для того, чтобы понять это необходимо проанализировать те случаи, когда применение упрощенной системы налогообложения не является экономически оправданным.

Когда не следует применять упрощенную систему

Зная практически все достоинства упрощенной системы налогообложения многие не подозревают о существующих недостатках данной системы налоговой оптимизации. Во-первых, следует отметить, что упрощенная система налогообложения является “искусственным ограничителем бизнеса”. Последнее связано с тем, что Налоговым кодексом установлено ограничение в размере выручки после которого упрощенную систему налогообложения применять нельзя.

Так, в 2018 году для индивидуальных предпринимателей установлено ограничение в размере выручки в 202700 рублей в год, а для предприятий выручка — 1851100 рублей в год. Соответственно, если предприятие или предприниматель приблизится к указанному размеру выручки, то автоматически возникает вопрос о перспективах развития бизнеса “без упрощенки”. Далеко не все предприятия и предприниматели представляют возможности работы на общем режиме налогообложения, поэтому пытаются “искусственно вписаться” в рамки упрощенной системы налогообложения через разделение бизнеса или временное снижение деловой активности. Оба данных варианта являются ущербными для развития полноценного бизнеса и поэтому для перспективного бизнеса не приемлемы.

Данная ситуация обычно возникает на стадии перехода малого бизнеса в средний и по факту является проблемой роста бизнеса. Отсюда же вытекает и второе неоднозначное “преимущество” упрощенной системы налогообложения.

Так, законодательством предоставлено право не вести бухгалтерский учет и не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность индивидуальным предпринимателям и предприятиям с численностью работников до 15 человек и выручкой до 410 000 рублей. В случае превышения одного из этих показателей организация должна вести учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность на общих основаниях.

В этой связи не следует выбирать упрощенную систему налогообложения без ведения бухгалтерского учета тем предприятиям, которые планируют развитие своего бизнеса с превышением указанных выше показателей численности работников и выручки. Для простоты работы предприятий желательно изначально вести бухучет на общих основаниях, что в последующем позволит избежать лишних затрат и ошибок при переходе на общий порядок ведения учета, позволит сэкономить денежные ресурсы на фактическое восстановление бухгалтерского учета.

В-третьих, применение упрощенной системы налогообложения неприемлемо при занятии низкорентабельными или материалоемкими видами деятельности. В условиях практически ежегодного расширения перечня налогов, которые обязаны уплачивать субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, единственным отличием упрощенки от общей системы налогообложения для предприятий, обязанных уплачивать НДС, остается лишь налог на прибыль.

В этой связи, делая выбор между общей системой налогообложения и упрощенной, необходимо лишь сверить планируемую нагрузку по налогу на прибыль и налогу по упрощенной системе. Практика показывает, что если рентабельность работы предприятия составляет менее 28%, то выгоднее использовать общую систему налогообложения. А если рентабельность работы предприятия составляет более 28%, то выгоднее работать на упрощенной системе налогообложения при прочих равных условиях.

В-четвертых, невыгодно с точки зрения налоговой оптимизации применение упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС для бизнеса, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность.  Дело в том, что законодательством предусмотрена обязательная уплата НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности для всех категорий предприятий, в том числе и применяющих упрощенную систему налогообложения. При этом входящий НДС в данном случае будет относится на затраты предприятия, снижая показатели рентабельности работы предприятия.

Кроме того, в случае отгрузки товаров или услуг на экспорт предприятие, работающее по упрощенной системе налогообложения и не уплачивающее НДС, теряет возможность в применении льготной нулевой ставки НДС, которая позволяет в определенных случаях возвращать входной НДС из бюджета. На практике возможно достижение отрицательной налоговой нагрузки, при которой предприятию возвращается из бюджета денег больше, чем предприятие начисляет налогов.

В-пятых, законодательно не приемлема упрощенная система налогообложения для видов деятельности, перечисленных в пункте 5 статьи 286 Налогового кодекса. Поэтому, если предприятие или предприниматель видит хорошие финансовые перспективы именно в этих видах деятельности, то он должен их развивать вне зависимости от законодательно установленной системы налогообложения.

Последнее обстоятельство является наглядным проявлением важного принципа ведения бизнеса, который заключается во вторичности налоговой оптимизации по отношению к выбору видов деятельности и направлений развития бизнеса. Налоговая оптимизация является лишь одним из элементов эффективного управления предприятием и не должна подчинять себе всю деятельность предприятия. Для правильного и оптимального исчисления налогов существуют бухгалтеры, аудиторы и внешние консультанты, которые позволяют достигать приемлемого уровня налоговой нагрузки при использовании любой системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения является идеальным вариантом налоговой оптимизации лишь для предпринимателей и предприятий малого бизнеса определенных видов деятельности либо для предприятий среднего бизнеса на начальной стадии их развития. В последнем случае важно сразу же вести бухгалтерский учет на общих основаниях, чтобы избежать дополнительных затрат при необходимости в дальнейшем переходить на общую систему налогообложения, что подразумевает по сути восстановление бухгалтерского учета. В следующем материале мы расскажем об особенностях налоговой оптимизации налога на прибыль – главного элемента общей системы налогообложения.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,