• EUR  2.4042
  • USD  2.122
  • RUB (100)  3.1935
Минск  -4.4 Погода в Минске

Упрощенная система налогообложения является одним из базовых элементов или синонимов налоговой оптимизации в Беларуси. Именно с упрощенной системы налогообложения начинается практически весь малый и средний бизнес в нашей стране. При этом, зная о простоте в использовании упрощенной системы налогообложения, многие не догадываются об отрицательных сторонах такого варианта налоговой оптимизации.

Когда следует применять упрощенную систему

Пожалуй, все знают, что упрощенная система налогообложения позволяет достигать минимального уровня налоговой нагрузки и минимизировать затраты на ведение бухгалтерского учета. Действительно, законодательством установлена норма, при которой возможно уплачивать 5% от выручки и фактически сэкономить на ведении бухгалтерского учета. Данный порядок налогообложения могут использовать предприниматели и предприятия с численностью работников до 50 человек и выручкой за год не более 1 058 400 рублей.

Более крупные предприятия  обязаны уплачивать НДС. В свою очередь уплата НДС, начиная с 2017 года, сопряжена с обязательным составлением электронных счетов-фактур по НДС. Последнее предполагает дополнительные материальные, трудовые и финансовые затраты на исчисление и уплату НДС, составление электронных документов, что делает упрощенную систему налогообложения во многом схожей с общей системой налогообложения.

В этой связи безусловно выгодной упрощенная система налогообложения является только для индивидуальных предпринимателей и предприятий с выручкой до 1 058 400 рублей в год. В этом случае предприятие может вести упрощенный бухгалтерский учет и уплачивать один налог, экономя на специалистах по налоговому и бухгалтерскому учету. Для остальных предприятий малого и среднего бизнеса, вынужденных исчислять и уплачивать НДС или вести бухгалтерский учет на общих основаниях, выгоды упрощенной системы налогообложения не столь очевидны. Для того, чтобы понять это необходимо проанализировать те случаи, когда применение упрощенной системы налогообложения не является экономически оправданным.

Когда не следует применять упрощенную систему

Зная практически все достоинства упрощенной системы налогообложения многие не подозревают о существующих недостатках данной системы налоговой оптимизации. Во-первых, следует отметить, что упрощенная система налогообложения является “искусственным ограничителем бизнеса”. Последнее связано с тем, что Налоговым кодексом установлено ограничение в размере выручки после которого упрощенную систему налогообложения применять нельзя.

Так, в 2018 году для индивидуальных предпринимателей установлено ограничение в размере выручки в 202700 рублей в год, а для предприятий выручка — 1851100 рублей в год. Соответственно, если предприятие или предприниматель приблизится к указанному размеру выручки, то автоматически возникает вопрос о перспективах развития бизнеса “без упрощенки”. Далеко не все предприятия и предприниматели представляют возможности работы на общем режиме налогообложения, поэтому пытаются “искусственно вписаться” в рамки упрощенной системы налогообложения через разделение бизнеса или временное снижение деловой активности. Оба данных варианта являются ущербными для развития полноценного бизнеса и поэтому для перспективного бизнеса не приемлемы.

Данная ситуация обычно возникает на стадии перехода малого бизнеса в средний и по факту является проблемой роста бизнеса. Отсюда же вытекает и второе неоднозначное “преимущество” упрощенной системы налогообложения.

Так, законодательством предоставлено право не вести бухгалтерский учет и не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность индивидуальным предпринимателям и предприятиям с численностью работников до 15 человек и выручкой до 410 000 рублей. В случае превышения одного из этих показателей организация должна вести учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность на общих основаниях.

В этой связи не следует выбирать упрощенную систему налогообложения без ведения бухгалтерского учета тем предприятиям, которые планируют развитие своего бизнеса с превышением указанных выше показателей численности работников и выручки. Для простоты работы предприятий желательно изначально вести бухучет на общих основаниях, что в последующем позволит избежать лишних затрат и ошибок при переходе на общий порядок ведения учета, позволит сэкономить денежные ресурсы на фактическое восстановление бухгалтерского учета.

В-третьих, применение упрощенной системы налогообложения неприемлемо при занятии низкорентабельными или материалоемкими видами деятельности. В условиях практически ежегодного расширения перечня налогов, которые обязаны уплачивать субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, единственным отличием упрощенки от общей системы налогообложения для предприятий, обязанных уплачивать НДС, остается лишь налог на прибыль.

В этой связи, делая выбор между общей системой налогообложения и упрощенной, необходимо лишь сверить планируемую нагрузку по налогу на прибыль и налогу по упрощенной системе. Практика показывает, что если рентабельность работы предприятия составляет менее 28%, то выгоднее использовать общую систему налогообложения. А если рентабельность работы предприятия составляет более 28%, то выгоднее работать на упрощенной системе налогообложения при прочих равных условиях.

В-четвертых, невыгодно с точки зрения налоговой оптимизации применение упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС для бизнеса, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность.  Дело в том, что законодательством предусмотрена обязательная уплата НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности для всех категорий предприятий, в том числе и применяющих упрощенную систему налогообложения. При этом входящий НДС в данном случае будет относится на затраты предприятия, снижая показатели рентабельности работы предприятия.

Кроме того, в случае отгрузки товаров или услуг на экспорт предприятие, работающее по упрощенной системе налогообложения и не уплачивающее НДС, теряет возможность в применении льготной нулевой ставки НДС, которая позволяет в определенных случаях возвращать входной НДС из бюджета. На практике возможно достижение отрицательной налоговой нагрузки, при которой предприятию возвращается из бюджета денег больше, чем предприятие начисляет налогов.

В-пятых, законодательно не приемлема упрощенная система налогообложения для видов деятельности, перечисленных в пункте 5 статьи 286 Налогового кодекса. Поэтому, если предприятие или предприниматель видит хорошие финансовые перспективы именно в этих видах деятельности, то он должен их развивать вне зависимости от законодательно установленной системы налогообложения.

Последнее обстоятельство является наглядным проявлением важного принципа ведения бизнеса, который заключается во вторичности налоговой оптимизации по отношению к выбору видов деятельности и направлений развития бизнеса. Налоговая оптимизация является лишь одним из элементов эффективного управления предприятием и не должна подчинять себе всю деятельность предприятия. Для правильного и оптимального исчисления налогов существуют бухгалтеры, аудиторы и внешние консультанты, которые позволяют достигать приемлемого уровня налоговой нагрузки при использовании любой системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения является идеальным вариантом налоговой оптимизации лишь для предпринимателей и предприятий малого бизнеса определенных видов деятельности либо для предприятий среднего бизнеса на начальной стадии их развития. В последнем случае важно сразу же вести бухгалтерский учет на общих основаниях, чтобы избежать дополнительных затрат при необходимости в дальнейшем переходить на общую систему налогообложения, что подразумевает по сути восстановление бухгалтерского учета. В следующем материале мы расскажем об особенностях налоговой оптимизации налога на прибыль – главного элемента общей системы налогообложения.

Тэги:

, , , , ,

Рождественские ярмарки начнут работать в Минске 15 декабря

С 15 в Минске начнут работу рождественские и новогодние ярмарки, сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома. Для жителей и гостей столицы на Октябрьской площади будет представлена новая концепция организации рождественский ярмарки с установкой 12 стеклянных торговых павильонов в виде «СОТ». Ярмарка «Калядны кiрмаш» начнет свою работу с 15 декабря по 15 января на площадке у

Лукашенко подписал указы о долевом строительстве и о господдержке при строительстве жилья

Александр Лукашенко  подписал 10 декабря указы №474 «О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» и №473 «О долевом строительстве», сообщает пресс-служба президента. Как отмечается в комментарии пресс-службы, указом «О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» увеличивается размер такой поддержки для некоторых категорий граждан. В отношении детей-сирот размер субсидии на

Торг за нефтяную компенсацию: не пошатнет ли он ЕАЭС?

В течение ближайших нескольких дней белорусская сторона намерена договориться с Россией о решении ключевого для себя на данном этапе вопроса: компенсации за налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ. Цена вопроса для Минска – около 10 млрд. долларов в течение ближайших 6 лет. По сути, белорусским переговорщикам на ближайшей неделе предстоит выдержать судьбоносный для страны торг,

В банковской системе Беларуси идет перестройка

В октябре необслуживаемые активы в белорусских коммерческих банках достигли рекордного уровня, численность работников банковской сферы быстро падает, а рост зарплат отстал от среднего уровня по стране. Если это не кризис, то что? Довольно странная ситуация сложилась в настоящее время в белорусской банковской системе. Судя по ряду параметров, можно говорить чуть ли не о кризисе, однако

Торг за нефтяную компенсацию: не пошатнет ли он ЕАЭС?

В течение ближайших нескольких дней белорусская сторона намерена договориться с Россией о решении ключевого для себя на данном этапе вопроса: компенсации за налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ. Цена вопроса для Минска – около 10 млрд. долларов в течение ближайших 6 лет. По сути, белорусским переговорщикам на ближайшей неделе предстоит выдержать судьбоносный для страны торг,

Александр ШВЕЦ: «Сейчас нельзя лишить государство права вето на банкротство госпредприятий»

Эксперты считают, что в Беларуси назрела острая необходимость в реформировании законодательства о банкротстве, — новый закон должен заложить основы для реструктуризации и оздоровления экономики. Внести на рассмотрение депутатам новый законопроект «О банкротстве» планируется в 2019 году. Однако некоторые предложенные новации в этот документ уже сейчас вызывают серьезные вопросы у бизнеса. Об этом – в интервью

Баллада о технологии выращивания льна

К началу XVII века почти пятнадцать процентов населения северных провинций Нидерландов составляли предприниматели. За счет чего стал возможен, в том числе и по современным меркам, столь феноменальный предпринимательский бум?

Специальные колесные шасси и тягачи: «журавль» или «синица»?

Затягивание Камcким автозаводом реализации проекта "Платформа-О" позволяет Минскому заводу колесных тягачей сохранить статус главного поставщика шасси для российских мобильных ракетных комплексов.