12.03.2019, 8:07
Специальные колесные тягачи и шасси: не туда заехали
Инициаторы программы «Платформа» любыми средствами пытаются замять тот факт, что сотни миллионов долларов, выделенных государством на ее реализацию, потрачены зря. Ибо они не годятся для замены в российской армии продукции Минского завода колесных тягачей.
Специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ) российского производства для размещения ракетных вооружений, созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Платформа-О», приняты на вооружение армии России, сообщило на днях информационное агентство ТАСС.
Как рассказал агентству собственный источник в оборонно-промышленном комплексе России, эти СКШТ должны заменить белорусские многоосные транспортеры МЗКТ-79221, которые сегодня используются в подвижных грунтовых ракетных комплексах (ПГРК) «Тополь-М» и «Ярс».
По сведениям этого источника, в составе первой партии СКШТ российская армия получит пять машин из семейства «Платформа-О»: три шасси грузоподъемностью 25, 50 и 85 т с колесными формулами 8×8, 12×12 и 16×16, а также тяжелый седельный и балластный тягачи (8×8) для транспортирования тяжелой техники массой до 165 т и буксирования прицепных систем и самолетов до 400 т.
Очевидно, есть необходимость напомнить, программа по разработке семейства СКШТ «Платформа» стартовала еще в 2007 году. И ее целью было не только и не столько разработка многоосных шасси для разнообразных российских ракетных систем. Однако, главное ее назначение — создание СКШТ для замены транспортеров МЗКТ, на которых в настоящее время размещены автономные пусковые установки (АПУ) подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) ракетных войск стратегического назначения России (РВСН) «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс».
Если играть, то по крупному
Надеясь обыграть МЗКТ с помощью инноваций, на КамАЗе с самого начала сделали ставку на использование нетрадиционного технического решения в ходовой части машин нового семейства: дизель-электрического привода с электромоторами, которые встроены в ступицы колес. У такой конструкции в теории, вроде бы, есть целый ряд явных преимуществ перед традиционными схемами многоосных колесных шасси.
Во-первых, нет сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов, что серьезно снижает вес шасси.
Во-вторых, ходовые электродвигатели позволяют развивать максимальный крутящий момент сразу, как только на них подается питание.
В-третьих, такая схема позволяет каждому из колес шасси вращаться со своей скоростью и даже в своем направлении.
В-четвертых, появляется возможность рекуперации энергии торможения.
В-пятых, упрощается создание комплекса активной безопасности движения, любые алгоритмы систем типа ABS программируются в электронном блоке управления и могут воздействовать на каждое колесо индивидуально. И это далеко не все достоинства ЭМТ.
Однако у этой схемы, наряду с упомянутыми выше преимуществами имеются не менее весомые недостатки. Благодаря чему электрическая трансмиссия с мотор-колесами на серийной внедорожной военной технике доселе нигде в мире не реализована.
Электромагнитный импульс и прочее
Причем наиболее критичной именно для ракетных транспортеров с ЭМТ является их уязвимость перед электромагнитным импульсом (ЭМИ), возникающим не только в результате ядерного взрыва, но и действия специальных генераторов. ЭМИ повреждает электронную аппаратуру, электроприборы и линии электропитания. Сила ЭМИ меняется в зависимости от высоты взрыва и достигая наибольшего его значения при высотном взрыве от 100 км и более.
Идеальной защитой от ЭМИ явилось бы полное укрытие таких АПУ металлическим экраном. Однако, практически обеспечить такую защиту невозможно.
Мощный ЭМИ может генерироваться не только в результате ядерного взрыва. Современные достижения в области неядерных генераторов ЭМИ позволяют сделать их достаточно компактными для использования обычными и высокоточными средствами доставки.
Но колесная техника с ЭМТ может быть обездвижена и без ядерного взрыва. Так, при совершении марша по пересеченной местности (что не является чем-то необычным для военной техники) неизбежно возникновение больших динамических нагрузок на неподрессоренные мотор-колеса, что грозит соприкосновением обмоток мотор-колеса и неизбежным выходом из строя всего узла и даже всей машины.
К аналогичному результату может привести и повреждение элементов трансмиссии СКШТ с ЭМТ при подрыве на мине в боевых условиях. Ряд проблем при подрыве могут доставить и собственно мотор-колеса: после пробития крышек ступиц колес и попадания внутрь поражающих элементов и осколков, мотор-колеса были наглухо заблокированы.
Исходя из чего, признанный эксперт в области автомобилестроения Привалов задался риторическим вопросом: «Куда и как далеко уедет АПУ ПГРК на камазовском СКШ с мотор-колесами в случае выполнения реальной боевой задачи да еще в условиях применения противником ядерного оружия?».
Но и в мирное время СКШТ с ЭМТ грозит ряд серьезных проблем, в частности, выход ЭМТ из строя при низких температурах в случаях, если придется обесточить оборудование. Через некоторое время влага начинает конденсироваться на обмотках электромоторов, что при последующей подаче электропитания может привести к замыканию со всеми вытекающими последствиями.
Отсюда же и трудности эксплуатации машин с ЭМТ во влажном климате. Ну а глубокий брод такие машины вряд ли вообще смогут преодолеть: вода, являющаяся отличным проводником, быстро выведет их ходовую часть из строя.
И как «вишенку на торт» в этот перечень следует добавить и большое излучение в инфракрасном спектре демаскирующее ракетоносец.
Меньше дела — больше слов
Безуспешные попытки преодолеть перечисленные выше проблемы (ряд из которых оказался нерешаемым при нынешнем состоянии науки и техники) привели к нарастающему отставанию проекта от намеченных сроков. Что заставило его инициаторов и исполнителей активизировать свои усилия в информационном поле, дабы прикрыть становящуюся все более явной неудачу.
Начиная с 2011 года, со ссылкой на неназванные источники, в российских СМИ с завидной регулярностью пошли публикации о том, что Минобороны России намерено вот-вот отказаться от использования белорусских СКШТ в своих ПГРК и принять на вооружение изделия КамАЗа. Но годы шли, а предсказанное все не сбывалось. В этом же ряду стоят и недавние откровения очередного неназванного источника агентству ТАСС.
После их публикации в российской прессе стартовала мощная информационая компания, которую с энтузиазмом поддержали и белорусские издания. Характер публикаций отражают их заголовки: «Электрошасси «Платформа-О» для «Ярса» и «Тополя-М» начинают поступать в войска», «Лукашенко замахнулся на ядерный щит России и проиграл», «МЗКТ может лишиться части заказов: в России приняли на вооружение «Платформу-О»».
Этого быть не может
Серьезные эксперты, надо отдать им должное, сразу же выразили сомнение в достоверности этой информации. По их мнению, машины упомянутые в сообщении ТАСС, ввиду упомянутых причин, принципиально не могут быть использованы для размещения АПУ ПГРК «Тополь-М» и «Ярс».
Но даже если случится невозможное (административный ресурс или коррупция заставят военных закрыть глаза на критические недостатки машин семейства «Платформа-О»), то и тогда «камазы» вряд ли станут носителями ПГРК.
По словам советника гендиректора КамАЗа, руководителя проекта «Платформа-О» Владислава Полонского, крупносерийное производство СКШТ этого семейства, в том числе для АПУ ПГРК «Тополь-М» и «Ярс», «может начаться не раньше 2023 года, после создания необходимых производственных мощностей и выделения потребных финансовых средств».
Переход же от белорусских СКШТ к российской продукции займет 10-12 лет. То есть завершится к 2033-2035 году. Что противоречит директивным срокам, согласно которым перевооружение РВСН на ПГРК «Ярс» должно закончится в 2026 году.
А учитывая хронические экономические трудности России и грядущее сокращение оборонных расходов в стране, даже сроки обозначенные господином Полонским выглядят нереальными: и деньги могут быть не выделены, и заводы не построены.
Сейчас же АО «Ремдизель», которое должно производить СКШТ проекта «Платформа-О», по данным того же Полонского, способен выпускать не более 10 машин в год. Но и эта цифра выглядит завышенной. C 2007 года по настоящее время, если верить ТАСС, изготовлено всего пять таких колесных транспортеров. (Только один из которых теоретически может стать носителем АПУ ПГРК).
Это притом, что потребность в СКШТ в войсках оценивается примерно в 400 единиц в год.
В качестве альтернативы не рассматриваются
Отсюда становятся понятными причины, по которым командование российских РВСН в обозримой перспективе не рассматривает машины марки «КамАЗ» в качестве колесной базы для АПУ ПГРК.
Как сообщил в свое время командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев в интервью газете «Красная Звезда», все ракетные дивизии, имеющие на вооружении ПГРК «Тополь» в срок до 2026 года будут оснащены ПГРК «Ярс». Которые, мы помним, размещаются на шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-79221, имеющих конструктивную преемственность с шасси МАЗ-7912/7912, использующихся в ПГРК «Тополь».
При этом Сергей Каракаев особо подчеркнул, что высокая подвижность новых ПГРК (во многом за счет высоких тактико-технических характеристик минских шасси — прим. авт.) обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными ракетными комплексами.
Но переоснащение дивизий, вооруженных ПГРК предыдущих поколений на ракетный комплекс «Ярс» на базе МЗКТ-79221, объясняется не только их более высокими боевыми возможностями, но и соображениями экономии средств. Что не менее важно.
Во-первых, новыми ПГРК в значительной степени используется существующая система боевого управления и связи, нынешняя инфраструктура позиционных районов и военных городков. Во-вторых, отпадает необходимость массового переучивания боевых расчетов и обслуживающего персонала.
Все это позволяет не только снизить примерно в два раза затраты на ввод ПГРК «Ярс» в группировку РВСН, но и значительно ускорить темпы их переоснащения.
И куда это теперь деть
Таким образом для инициаторов программы «Платформой-О» складывается весьма щекотливая ситуация. О чем косвенно свидетельствует обсуждаемая нами публикация ТАСС. Ее цель показать общественности, что все идет штатно и поводов для беспокойства нет.
И тем не менее, руководству КамАЗа и его собственнику в лице госкорпорации «Ростехнологии», а также высокопоставленным лицам, которые лоббировали их интересы в правительстве РФ, вряд ли смогут избежать закономерного вопроса свыше: на что потрачены более 10 лет и громадные (порядка 300 млн. долларов) деньги? Отсюда понятно стремление лиц, причастных к программе «Платформа», найти, куда и кому можно было бы «втюхать» ее наработки.
По мнению некоторых комментаторов, созданные в рамках реализации проекта «Платформа-О», СКШТ могут быть включены в состав шлейфа машин, предназначенных для транспортировки и постановки на боевое дежурство тяжелых баллистических ракет нового российского тяжелого ракетного комплекса (РК) «Сармат». Ими предполагается заменить еще советский РК РС-20В (SS-18 Satan по обозначению НАТО).
И агрегаты-транспортировщики и установщики тяжелых ракет шахтного базирования на базе СКШТ семейства «Платформа-О», при эксплуатации в мирное время и в щадящих дорожных условиях, худо-бедно могут оказаться пригодными для выполнения таких функций.