• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Между Россией и Беларусью назревает очень серьезный скандал, который затрагивает сферу российского комплекса ядерного сдерживания. Александр Лукашенко будет давить на эту болезненную для Москвы точку, дабы добиться больше преференций на переговорах по «углубленной» интеграции, — считают некоторые комментаторы.

Сегодня главный тренд развития Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России — это замена подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) прежнего поколения «Тополь» на новые ПГРК «Ярс». Даже, несмотря на форсирование работ по созданию тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) шахтного базирования «Сармат»).

По случаю 60-летия создания РВСН РФ (основанных 17 декабря 1959 года) ряд российских изданий опубликовал интервью с командующим РВСН генерал-полковником Сергеем Каракаевым.

Как считает Каракаев: «Устойчивые темпы перевооружения позволили обеспечить переоснащение 18 ракетных полков. На ракетный комплекс «Ярс» мобильного базирования перевооружены Йошкар-Олинское, Тейковское, Нижнетагильское и Новосибирское соединения. В этом году мы закончим работы по постановке на боевое дежурство последнего по счету ракетного полка в Иркутском ракетном соединении. В активной фазе перевооружения на данный ракетный комплекс находятся Козельское (стационарного базирования) и Барнаульское (мобильного базирования) соединения».

Подобная расстановка приоритетов становится понятной, если принять во внимание тот факт, что над созданием мобильной альтернативы шахтного базирования (которые тогда составляли основу вооружения РВСН), военно-политическое руководство СССР задумалось более 50-ти лет назад.

Уже тогда стало ясно, что в условиях угрозы превентивного удара со стороны потенциального противника живучесть стационарных МБР будет постоянно падать, ввиду непрерывного совершенствования ядерных средств нападения.

Модернизация стратегических наступательных сил США (благодаря наращивания числа боеголовок на одном носителе и повышению точности их доставки) при внезапном ударе не оставляла советской стороне сколь-нибудь значительных шансов использовать свой потенциал сдерживания даже на минимально необходимом уровне. Что грозило нарушением стратегического равновесия и провоцировало каждую из сторон на применение ракетно-ядерного оружия первой.

Между тем, сколь-нибудь существенное повышение инженерной защищенности ШПУ требовало значительных затрат, давая при этом малый прирост живучести, что делало мероприятия подобного рода нецелесообразными. (К настоящему времени уязвимость шахтных МБР усугубилась еще больше за счет ускорения темпов разработки высокоточного неядерного стратегического оружия).

Попробуй догони

В связи с чем в СССР был взят курс на оснащение РВСН подвижными ракетными комплексами, обладающими повышенной живучестью ввиду возможности маскировки, рассредоточения, маневра, ухода из-под удара, движения по достаточно протяженному маршруту патрулирования и неопределенности их местоположения на момент ожидаемого удара.

Массовое развертывание в середине 80-х годов ПГРК «Тополь (SS-25, Sickle — «Серп» по обозначению НАТО) с дальностью стрельбы свыше 10 тыс. км и моноблочной головной частью мощностью 550 килотонн в тротиловом эквиваленте позволило решить проблему живучести группировки РВСН в условиях возможного первого ядерного удара потенциального противника. На долю ПГРК «Тополь» тогда приходилось более 50% потенциала необходимого для нанесения ответного удара.

Однако, это эффективное стратегическое оружие нельзя было создать, если бы в свое время (в 1954 году) на Минском автозаводе не было организовано производство специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ) — ныне это Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Разработка и освоение производства семиосных шасси, сначала МАЗ-7912, а затем и МАЗ-7917 для автономных пусковых установок (АПУ) МБР «Тополь» начались в 1975 году.

Но время идет и срок службы ПГРК «Тополь» подходит к концу. Первоначально их планировалось заменить моноблочным комплексом «Тополь-М». Но затем, в связи с обострением отношений с США, предпочтение было отдано многозарядному ПГРК «Ярс».

Ядерная ракета сдерживания

«Ярс» обладает свойствами, максимально затрудняющими противнику решение задачи противодействия: сокращенным разгонным участком полета ракеты, значительно меньшим по продолжительности, чем у МБР прежних поколений, новыми покрытиями корпуса и других элементов ракеты, прочной и легкой конструкцией, мощными двигателями и приборами управления, способными работать при значительных перегрузках.

Как неоднократно заявлял командующий РВСН генерал Каракаев, «в ракете комплекса «Ярс» реализованы варианты противоракетного траекторного маневра для уклонения от перехватчиков ПРО космического базирования.»

По различным данным, разделяющиеся головные части индивидуального наведения новой ракеты комплектуются 3-6-ю новыми боевыми блоками мощностью порядка 300-500 килотонн (забрасываемыми на расстояние до 11 тыс. км) и современными комплексами преодоления ПРО.

АПУ ПГРК «Ярс» (аналогично комплексу «Тополь-М») размещаются на колесном шасси МЗКТ-79221 (16х16). Машина оснащена дизельным двигателем ЯМЗ-847 мощностью 800 л.с. Радиус поворота составляет 18 м, 3 передних и 3 задних оси — управляемые, полная масса установки — составляет 121.300 кг. Максимальная скорость — 45 км/час. АПУ на базе МЗКТ обладают способностью передвижения по всем видам дорог и разведанной местности вне их, преодолевая брод в 1,1 м.

Как неоднократно заявлял генерал Каракаева, ракетный комплекс «Ярс», в отличие от «Тополя», обладает гораздо большими возможностями для использования территории позиционного района. «Конструктивные особенности «Ярса» позволяют проводить пуски с площадок, на которых «Тополь» мог нести дежурство только после специального инженерного дооборудования.»

Но переоснащение дивизий, вооруженных ПГРК «Тополь» на ракетный комплекс «Ярс», было начато также и по экономическим соображениям.

Во-первых, потому что «при перевооружении в значительной степени используется имеющаяся инфраструктура позиционных районов и военных городков». А также существующая система боевого управления и связи.

Во-вторых, из-за отсутствия необходимости массового переучивания расчетов и обслуживающего персонала. Что в значительной степени обусловлено применением колесных шасси МЗКТ-79221, имеющих конструктивную преемственность с шасси МАЗ-7912/7912 АПУ ПГРК «Тополь».

Все это позволило не только снизить примерно в два раза затраты на ввод мобильного ракетного комплекса «Ярс» в группировку РВСН, но и значительно ускорить темпы переоснащения ракетных войск.

Желаемое за действительное

Однако с одним утверждением командующего РВСН ряд экспертов готов поспорить. По его мнению, успешное перевооружение ракетных войск стало возможным благодаря тому, что в стране «удалось создать основу производства новых ракетных комплексов полностью российской кооперацией промышленности».

Между тем, в России до сих пор не производятся многоосные колесные шасси для АПУ ПГРК и вряд ли они появятся в ближайшее время. Даже несмотря на то, что на Камском автозаводе вот уже больше десяти лет ведутся работы по созданию семейства СКШТ аналогичного назначения под индексом «Платформа-О».

По словам инициаторов данного проекта, благодаря применению новаторской электромеханической трансмиссии (ЭМТ), эти шасси должны были обеспечить гораздо более высокие характеристики грузоподъемности, скорости и маневренности, чем белорусские машины и заменить их.

Однако, еще год назад на форуме «Армия-2018» врио начальника Научно-исследовательского центра автомобильной техники (НИИЦ АТ) 3-го Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) Минобороны России полковник Вадим Демик заявил, что НИИЦ АТ больше не рассматривает применение ЭМТ для военной автотехники ни в ближней, ни в среднесрочной перспективе. То есть результаты реализации проекта «Платформа-О» не будут востребованы, а следовательно средства (эквивалентные почти 300 млн. долларов) потрачены зря.

Авторитетный автомобильный эксперт, главный редактор сайта «Автомобильный каталог» Александр Привалов, считает данное решение военных вполне оправданным. Поскольку в России на данный момент нет собственных мощных дизельных двигателей, силовой электроники, колесных редукторов и ряда других важнейших автокомпонентов для автотехники с ЭМТ.

От себя добавим, что ввиду чрезвычайной уязвимости ЭМТ к воздействию электромагнитного импульса (одного из главных поражающих факторов современного оружия — и не только ядерного), применение такой трансмиссии на ракетном шасси означает его (и ракеты на борту) гарантированное уничтожение в условиях реальной войны.

Не дергать медведя за усы

Все это, как полагают некоторые наблюдатели, дает Лукашенко серьезные козыри для торга за снижение стоимости российских энергоносителей. В его власти не только взвинчивание цен на ракетные шасси и на комплектующие к ним, но и ограничение их продажи России. Вплоть до полного запрета. Подобные шаги вполне в духе Александра Григорьевича. В доказательство чего пессимисты приводят историю переговоров о продаже российской стороне контрольного пакета акций ОАО «Минский завод колесных тягачей».

Напомним, что принципиальное согласие о создании белорусско-российского холдинга с участием МЗКТ было достигнуто еще 11 марта 2013 года на встрече вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича и тогдашнего первого вице-премьера Беларуси (а ныне посла в Москве) Владимира Семашко.

Позднее эта договоренность была подтверждена на уровне премьер-министров и президентов двух стран. Но так как каждая из сторон стремилась выжать из предстоящей сделки максимум выгоды, то торг относительно условий создания совместного предприятия принял жесткий и затяжной характер.

Компромисса достигнуть не удалось и в августе 2015 года Александр Лукашенко заявил, что не намерен продавать МЗКТ, если только россияне не предложат за него 3 млрд. долларов. Позднее белорусский лидер предложил обменять акции АО на акции компании «Башнефть». Подобные запросы Минска в Москве были сочтены чрезмерными и переговоры были прерваны.

Но, несмотря на это, заказы российской стороны на специальные колесные шасси выполнялись в приоритетном порядке и с высоким качеством. Скорее всего так будет и дальше. Одно дело борьба за льготные цены на энергоносители, а другое подрыв стратегических сил сдерживания. Чего в Кремле никогда не простят белорусскому лидеру.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 12-17 января

Курс доллара на БВФБ может вырасти на 0,5-1%, причем весьма вероятны резкие колебания курсов валют на бирже с непредсказуемым результатом. Но в понедельник 13 января возможно снижение курса доллара на доли процента. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос примерно в соответствие с прогнозом: на 0,5% (до 2,1193 рубля за доллар).

По какой цене будет покупать газ Беларусь в 2020 году?

Впервые за последние годы Беларусь не подписала с Россией годовой контракт на поставку газа в страну. Временный контракт подписан только на два месяца – январь-февраль. Что будет с поставками газа в Беларусь потом? Чего хочет Беларусь? Белорусская сторона неоднократно озвучивала России свою позицию по газовому вопросу: нужно начать снижение цены на газ уже с 2020

МНС обобщило изменения на 2020 год, введенные указом №503 «О налогообложении»

Министерство по налогам и сборам распространило комментарий к Указу от 31 декабря 2019 года № 503 » О налогообложении». Как отмечено в комментарии, в условиях отсутствия изменений, вносимых в Налоговый кодекс Республики Беларусь в текущем году, Указом от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении»  проиндексированы ставки налогов, установленные в белорусских рублях, размеры доходов

Особенности налоговой оптимизации 2020 года

Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо

По какой цене будет покупать газ Беларусь в 2020 году?

Впервые за последние годы Беларусь не подписала с Россией годовой контракт на поставку газа в страну. Временный контракт подписан только на два месяца – январь-февраль. Что будет с поставками газа в Беларусь потом? Чего хочет Беларусь? Белорусская сторона неоднократно озвучивала России свою позицию по газовому вопросу: нужно начать снижение цены на газ уже с 2020

Особенности налоговой оптимизации 2020 года

Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо

Беспилотные летательные аппараты: есть спрос — будет и предложение

Обострение военно-политической ситуации в мире помогает отечественным производителям высокотехнологичных вооружений найти свою рыночную нишу.

Беларусь-Россия: безальтернативный торг за нефть и газ

Минск рискует не добиться нужных результатов в торге с РФ за более приемлемые условия поставок российских энергоносителей (хотя определенные основания для этого имеются). Даже несмотря на то, что в стремлении отстоять свои интересы белорусское стороне пришлось в начале 2020 года добровольно отказаться от поставок российской нефти по причине несправедливо завышенной цены. С 1 января белорусские