• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Вооружение

Фото encyclopedia.mil.ru

Белорусский ВПК дает России возможность в срок завершить перевооружение РВСН на новейшие ракетные комплексы стратегического назначения.

Президент РФ Владимир Путин призвал продолжить модернизацию стратегических ядерных сил страны и до конца декабря текущего года перевооружить стратегическими ракетными комплексами «Ярс» 14 полков, оснащенных отслужившими установленные сроки ракетными комплексами «Тополь». Так как стратегические ядерные силы имеют «ключевое значение для обороны и безопасности» государства.

Об этом он заявил 15 мая, открывая первое из намеченной серии совещаний с российским генералитетом и руководством оборонно-промышленного комплекса. В нем приняли участие только представители министерства обороны России. В их числе: исполняющий обязанности министра обороны Сергей Шойгу, начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, замминистра обороны Юрий Борисов, главкомы различных родов войск.

Здесь, очевидно, уместно будет отметить, что еще в ноябре 2017 года командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев в интервью газете «Красная Звезда» сообщил: все ракетные дивизии, имеющие на вооружении подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) «Тополь», до 2026 года планируется перевооружить на ПГРК «Ярс».

По его словам, уже завершено переоснащение новой боевой техникой Тейковского, Нижнетагильского и Новосибирского соединений. «Высокими темпами мобильный ракетный комплекс «Ярс» заменяет выслужившие установленные сроки службы ракетные комплексы «Тополь» в Йошкар-Олинской и Иркутской ракетных дивизиях».

В середине 80-х годов массовое развертывание ПГРК «Тополь» (SS-25, Sickle — «Серп» по обозначению НАТО) с дальностью стрельбы свыше 10.000 км и моноблочной головной частью мощностью 550 килотонн в тротиловом эквиваленте позволило решить проблему живучести группировки РВСН в условиях возможного первого ядерного удара потенциального противника. На долю ПГРК «Тополь» приходилось более 50% потенциала необходимого для нанесения ответного удара.

Однако, это эффективное стратегическое оружие нельзя было создать, если бы в свое время (в 1954 году) на Минском автозаводе не было организовано производство специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ) — ныне это Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Разработка и освоение производства семиосных шасси, сначала МАЗ-7912, а затем и МАЗ-7917 для автономных пусковых установок (АПУ) МБР «Тополь» начались в 1975 году.

Обе этих машины (и, соответственно, АПУ на их базе) обладают способностью передвижения по всем видам дорог и разведанной местности вне их, преодолевая брод в 1,1 метра. До 1985 года специальных колесных шасси МАЗ-7912 было изготовлено ровно 100 ед., с 1985 года началось серийное производство машин МАЗ-7917, которых было выпущено 402 ед.

Но время идет, и этим заслуженным «ветеранам» скоро в отставку. Им на смену идет ПГРК «Ярс», созданный на базе моноблочного комплекса «Тополь-М». Который при всей внешней схожести с предшественником является принципиально новой разработкой.

«Ярс» обладает свойствами, максимально затрудняющими противнику решение задачи противодействия: сокращенным разгонным участком полета ракеты, значительно меньшим по продолжительности, чем у МБР прежних поколений, новыми покрытиями корпуса и других элементов ракеты, прочной и легкой конструкцией, мощными двигателями и приборами управления, способными работать при значительных перегрузках.

По информации генерала Каракаева, «в ракете комплекса «Ярс» реализованы варианты противоракетного траекторного маневра для уклонения от перехватчиков ПРО космического базирования.»

По различным данным, разделяющиеся головные части (РГЧ) индивидуального наведения (ИН) новой ракеты комплектуются 3-4-мя новыми боевыми блоками мощностью порядка 300-500 килотонн и современными комплексами преодоления ПРО. Ряд источников предполагают возможность унификации новой ракеты по боевому оснащению с БРПЛ «Булава», РГЧ ИН которой, возможно включает в себя 6 высокоскоростных высокоточных неуправляемых ББ малого класса мощности (по 150 килотонн каждый).

Правда за увеличение забрасываемой массы новой МБР пришлось заплатить некоторым снижением дальности стрельбы ракеты — примерно до 10.000 км по сравнению с 11.000 км у МБР «Тополь-М».

И здесь, при всех планах по импортозамещению, российские ракетчики не смогли обойтись без Минского завода колесных тягачей. Большинство элементов ПГРК «Ярс» размещаются на восьмиосном СКШТ МЗКТ-79221 (16х16). Машина обладает отличной маневренностью (радиус поворота всего 18 м, 3 передних и 3 задних оси — управляемые), оснащена мощным дизельным двигателем (ЯМЗ-847, 800 л.с.), полная масса установки составляет 121.300 кг.

По словам командующего РВСН РФ, ракетный комплекс «Ярс», в отличие от «Тополя», имеет гораздо больше возможностей для использования территории позиционного района. Как количественно, так и качественно. «Конструктивные особенности «Ярса» позволяют проводить пуски с площадок, на которых «Тополь» мог нести дежурство только после специального инженерного дооборудования.»

При этом Сергей Каракаев особо подчеркнул, что высокая подвижность мобильных комплексов (во многом за счет характеристик колесных шасси — прим. автора) обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными, координаты которых хорошо известны

Между тем, по его словам, переоснащение дивизий, вооруженных подвижными грунтовыми ракетными комплексами предыдущих поколений именно на ракетный комплекс «Ярс», во многом было начато по экономическим соображениям.

Во-первых, потому что «при перевооружении в значительной степени используется имеющаяся инфраструктура позиционных районов и военных городков». Во-вторых, из-за отсутствия необходимости массового переучивания расчетов и обслуживающего персонала.

(Что в значительной степени обусловлено использованием колесных шасси МЗКТ-79221 имеющих конструктивную преемственность с МАЗ-7912/7912.)

Высокая степень использования имеющейся инфраструктуры позиционных районов, совместимость с существующей системой боевого управления и связи позволили не только снизить примерно в два раза затраты на ввод мобильного ракетного комплекса «Ярс» в группировку РВСН, но и значительно ускорить темпы переоснащения ракетных войск.

Исходя из чего, по ракетным комплексам «Ярс», уже заключены долгосрочные государственные контракты, которые выполняются в необходимом для РВСН объеме. Все это дает основание предположить, что Минский завод колесных и в дальнейшем будет получать заказы на шасси для российских ракет.

СПРАВКА
Ракетный полк мобильных комплексов «Ярс» состоит из подвижного командного пункта (ПКП), трех ракетных дивизионов (РДН) по 3 АПУ в каждом (всего 9 АПУ в каждом ракетном полку), машин обеспечения боевого дежурства (МОБД), а также машин инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ).
Автономная пусковая установка 15У175М подвижного комплекса состоит из ракеты 15Ж55М, помещенной в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на колесном шасси МЗКТ-79221.
По своей конструкции межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 комплекса «Ярс» в целом аналогична ракете РС-12М2 комплекса «Тополь-М» и максимально унифицирована с ней, за исключением платформы разведения блоков, головного обтекателя, системы управления и полезной нагрузки.
РС-24 представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету. Ее корпус изготовлен из композитного материала высокой прочности на основе специального волокна. Ракета не имеет стабилизаторов для управления полетом. Их функцию выполняют сопла двигателей каждой ступени.
Сопловые насадки и раструбы сопловых блоков также изготовлены из композитных материалов. Ракета имеет инерциальную систему управления полетом. Всю информацию обрабатывает бортовой вычислительный комплекс, который может корректировать полет, с учетом информации от навигационных спутников системы ГЛОНАСС.
Старт РС-24 из ТПК — минометный, с использованием порохового аккумулятора.

 

Тэги:

, , , , ,

Зеркало белорусской экономической модели: долги предприятий превысили объем ВВП страны

Эксперты считают, что высокая закредитованность белорусских предприятий – следствие экономической модели их развития, в основе которой лежит долговое, а не долевое финансирование. Правительство предпринимает попытки решить проблему через внедрение на предприятиях корпоративного управления. Промышленные предприятия заплатили за кредиты на четверть больше, чем заработали На 1 января 2019 года общая задолженность предприятий страны достигла 123,6 млрд.

Около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок на российский рынок — Лукашенко

Александр Лукашенко проводит сегодня совещание по экономическим вопросам. Он заявил, что важнейшим для него является вопрос экспорта и также отметил ряд проблем с поставками в Россию. «Второй вопрос — он так и не снят — поставки сельхозпродукции на российский рынок. По моей информации, на сегодня около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок

Чудеса на валютном рынке: население продает и копит валюту одновременно

Жители Беларуси удивляют: если в 2018 году они понемногу избавлялись от своих валютных сбережений в банках, то в апреле текущего года они накапливали там средства, одновременно увеличив продажу валюты банкам. Изменение настроений физических лиц в отношении сбережений особенно хорошо заметно, если сравнивать данные за апрель 2019 и апрель 2018 годов. Спасибо ФРС США за рост

Как два миротворца войну начинали

Обычно говорят, какую страну потеряли, сетуя на исчезновение с политической карты мира СССР. Который победил фашизм, а жители оставленного им геополитического пространства с каждым новым годом с нарастающим неистовством празднуют день победы. День победы страны, которой давно уже нет. Мистика какая-то! Притом, что «повторение прошлого» никому никогда не удавалось. И сейчас, если повторение начнется, то

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что

Послание как повод порассуждать о справедливости

Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась