18.08.2020, 12:59
Мобильные ракетные комплексы: скованные одной цепью
Против ожидания многих экспертов, глава России Владимир Путин после выборов в Беларуси оказал безоговорочную поддержку Александру Лукашенко. Он не только в числе первых мировых лидеров поздравил его с очередным избранием на высший государственный пост. Но и пообещал ему любую необходимую помощь при необходимости.
Между тем, в последнее время на фоне серьезного обострения белорусско-российских отношений, в СМИ всерьез обсуждался вопрос о возможном непризнании результатов Кремлем президентских выборов в Беларуси.
И тем не менее, российский лидер не бросил своего строптивого союзника. О причинах такого шага был высказан целый ряд различных предположений: от отсутствия в нашей стране более пророссийской фигуры способной контролировать западный форпост Москвы, до верности крепкой мужской дружбе.
Из этого ряда несколько выбивается версия о критической зависимости ракетно-ядерного щита России от продукции ВПК Беларуси. И, тем не менее, она вполне имеет право на существование. 4 августа в N 29 газеты “Военно-промышленный курьер” появилась статья известного военного эксперта Владимира Тучкова под красноречивым заголовком “Ярс” с белорусским акцентом”.
В ней автор напоминает, что самоходные колесные шасси (СКШ) для монтажа автономных пусковых установок (АПУ) самых современных подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) “Ярс” производятся на Минском заводе колесных тягачей (МЗКТ) и российская замена им в ближайшей перспективе не появится. Виду того, что усилия по созданию собственных СКШ на Камском автозаводе не принесли желаемого результата, несмотря на большие затраты времени и денег.
Зависимость Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), сначала СССР, а затем и России, от белорусских шасси возникла более 50 лет назад, когда военно-политическое руководство Советского Союза задумалось над созданием мобильных ракетных комплексов межконтинентальной дальности, как альтернативы межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР) стационарного (шахтного) базирования, которые в 70-х годах прошлого века составляли основу вооружения РВСН СССР.
Анализ соотношения сил между двумя крупнейшими ядерными державами показывал: в условиях непрерывного совершенствования ракетного оружия в США (наращивания числа боеголовок на одном носителе и повышения их точности), резко понижалась живучесть советских МБР шахтного базирования при внезапном нападении. Так же падали и шансы советской стороны на нанесение ответного удара. Что грозило нарушением стратегического равновесия и провоцировало каждую из сторон на применение своего ядерного первой.
Между тем, сколь-нибудь существенное повышение защищенности шахтных МБР требовало значительных затрат, не давая пропорционального прироста живучести. Проблема роста уязвимость шахтных МБР усугубилась еще больше по мере ускорения темпов разработки высокоточного неядерного стратегического оружия. В связи с чем был взят курс на оснащение РВСН мобильными ракетными комплексами, обладающими возможностями рассредоточения, маневра, ухода из-под удара, движения по протяженному маршруту патрулирования. Что не позволяло точно определить их местоположение на момент планируемого потенциальным противником нападения.
Родом из СССР
Разработка и серийный выпуск СКШ для АПУ ПГРК, получившего название “Тополь”, были поручены Специальному конструкторскому бюро Минского автозавода. Освоение производства 7-осных машин МАЗ-7912 началось в 1975 году, более совершенная версия получила обозначение МАЗ-7917.
Массовое же развертывание самих ПГРК «Тополь (SS-25, Sickle — «Серп» по обозначению НАТО) с дальностью стрельбы свыше 10 тыс. км и моноблочной головной частью мощностью 550 килотонн в тротиловом эквиваленте началось в середине 80-х годов. Что позволило в короткие сроки решить проблему живучести группировки РВСН в условиях возможного первого ядерного удара потенциального противника. На долю ПГРК «Тополь» тогда приходилось более 50% потенциала ответного удара.
После распада СССР весь парк ПГРК унаследовала Российская Федерация. Ей же по межгосударственному соглашению отошла и 81 АПУ ракетных дивизий располагавшихся в Беларуси. Сервис и техническое обслуживание СКШ ПГРК остались за Специальным производством колесных тягачей Минского автозавода, которое вскоре было выделено в отдельное предприятие – Минский завод колесных тягачей.
Наряду с арсеналом стратегических ракет Россия получила и начатые в еще середине 80-х годов наработки по созданию более совершенных ракетных систем. В 1993 году, в соответствии с указом тогдашнего российского президента Бориса Ельцина, был определен порядок дальнейших работ над ними и источники финансирования.
Новый ракетный комплекс двойного базирования (шахтного и мобильного), получивший название “Тополь-М”, стал результатом глубокой модернизации советского ПГРК “Тополь”. Его тактико-технические характеристики (ТТХ) оказались намного более высокими, чем у его предшественника. Версия шахтного базирования была принята на вооружение в 2000 году. Мобильного — в 2005 году.
В качестве транспортера для АПУ ПГРК “Тополь-М” руководством России было решено использовать СКШ МЗКТ-79221, созданные на Минском заводе колесных тягачей на базе МАЗ-7917. Причина в отсутствии российских аналогов и в нежелании тратить время и деньги на их создание с нуля.
МЗКТ-79221 имеет колесную формулу 16×16, 3 передних и 3 задних управляемых оси. Машина оснащена дизельным двигателем ЯМЗ-847 мощностью 800 л.с. Полная масса АПУ составляет 121.300 кг. Она обладает способностью передвижения по всем видам дорог и разведанной местности. Максимальная скорость – 45 км/час. Глубина преодолеваемого брода – 1,1 м.
В 2009 году производство ПГРК «Тополь-М» с моноблочными ракетами было остановлено, его заменил комплекс с более высокими ТТХ — ПГРК «Ярс», оснащенный боеприпасами с разделяющимися боевыми частями.
«Ярс» обладает свойствами, максимально затрудняющими противнику его перехват: сокращенным (по сравнению с предшественниками) разгонным участком полета ракеты, покрытиями корпуса поглощающими радиоизлучение, прочной и легкой конструкцией, мощными двигателями и приборами правления, способными работать при значительных перегрузках. Конструктивные особенности комплекса позволяют проводить пуски ракет с площадок с которых “Тополь” мог стрелять только после специального инженерного оборудования.
По данным открытых источников, ракеты ПГРК “Ярс” обладают дальностью до 11 тыс. км и комплектуются 3-6-ю боевыми блоками индивидуального наведения мощностью порядка 300-500 килотонн. А также современными системами преодоления противоракетной обороны. АПУ ПГРК «Ярс» (как и «Тополь-М») размещаются на СКШ МЗКТ-79221. По мнению ракетчиков, эта машина до сих пор полностью отвечает требованиям РВСН и обладает высокой надежностью.
Да забыли про овраги
Однако военно-политическому руководству России лоббистами влиятельных бизнес-групп постоянно внушалась мысль о настоятельной необходимости срочной замены белорусских СКШ российскими. Дескать, от коварного Лукашенко можно ожидать всего: сегодня — он союзник, а завтра может переметнутся к потенциальному противнику.
Разработка семейства специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ) на замену продукции МЗКТ, получившего обозначение “Платформа”, в 2008 году была поручена Камскому автозаводу, которому была присуждена победа в конкурсе Минообороны России и выделены сотни миллионов долларов. Но уже тогда эксперты предупреждали, что КамАЗ не в состоянии выполнить задачу, так как никогда не занимался созданием машин подобного класса. А Брянский и Курганский заводы колесных тягачей, имевшие подобный опыт, были заранее исключены из числа претендентов.
Причину столь странного решения некоторые комментаторы усмотрели в особой (и явно небескорыстной) благосклонности к КамАЗу тогдашнего начальника автобронетанкового управления Минобороны России Владислава Полонского. Именно его ведомство выступало в роли государственного заказчика на СКШТ. Весьма подозрительным выглядит и то обстоятельство, что господин Полонский оставив вскоре военную службу стал советником генерального директора КамАЗа и возглавил проект “Платформа”.
Но отсутствие необходимых компетенций сыграло с его инициаторами злую шутку. Для того чтобы создать СКШТ, наголову превосходящие минские машины, было решено применить техническое решение не имеющее прецедента на практике, дизель-электрический привод с электромоторами встроенными в ступицы колес.
Электромеханическая трансмиссия (ЭМТ) должна была дать выигрыш сразу по нескольким важным параметрам:
-отсутствие сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов и дифференциалов обещало серьезно снизить вес СКШТ;
-использование в качестве тяговых двигателей электромоторов, позволяло развивать максимальный крутящий момент, сразу после подачи питания;
-схема с электромоторами в ступицах всех колес давала возможность каждому из них вращаться со своей скоростью и даже в своем направлении;
-возможность рекуперации энергии при торможении;
-любые алгоритмы систем типа ABS программируются в электронном блоке управления могут воздействовать на каждое колесо в отдельности.
Первые признаки того, что принятые решения заведомо являются провальными появились еще в 2010 году, после завершения этапа научно-исследовательских работ и макетирования. В их ходе выяснилось, что вес каждого из тяговых электродвигателей составит порядка 300 кг, вместо затребованных Минообороны 60 кг. То есть вес машины с колесной формулой 16×16 возрастал почти на четыре тонны против ожидаемого. А когда были изготовлены опытные образцы стало ясно, что конструкторам не удалось уложится даже в эту цифру и СКШ КамАЗ-7850, предназначенные для замены МЗКТ-79221, оказались даже тяжелее конкурента.
Еще больше разочарований принесли испытания. В процессе их выяснилось, что тяговые электродвигатели постоянно выходят из строя, причем по самым разным причинам. В частности, от динамических ударов по неподрессоренным мотор-колесам при движении по пересеченной местности. Ведь для достижения максимального КПД, зазор между статором и ротором был сделан минимальным.
Но длительная стоянка СКШ также могла привести к короткому замыканию обмоток электродвигателей, ввиду появления на них конденсата из-за перепада температур, а влага -– отличный проводник. Естественно, что и форсирование водных преград при таких обстоятельствах является невозможным.
Кроме того, был еще целый ряд причин, которые делали использование машин с ЭМТ в качестве носителей какого-либо оружия (тем более стратегического ракетного) принципиально невозможным. Прежде всего, ввиду крайней уязвимость бортовой электроники перед электромагнитным импульсом. Что критично в условиях применения не только ядерного, но и электромагнитного оружия.
Но, несмотря на тупиковую ситуацию, работы над проектом “Платформа” были продолжены, ибо в противном случае его инициаторам пришлось бы признать ошибочность принятых решений и пустую трату громадных государственных средств (порядка 300 млн. долл.). Очевидно была надежда, что при помощи связей в аппарате Минобороны удастся протолкнуть камазовские СКШТ в войска.
А счастье было так близко
И это вроде бы удалось. После эффектного пиар-прогона СКШ КамАЗ-7850 на Международном военно-техническом форуме “Армия-2018”, министр обороны России Сергей Шойгу, под впечатлением увиденного заявил, что готов подписать контрактные документы на закупку СКШТ семейства “Платформа” для нужд российской армии.
Однако, через несколько дней, во время очередного показательного заезда СКШ КамАЗ-7850 произошел сбой управляющей электроники по причине которого несколько колес по его бортам повернулись в противоположенные стороны. В результате машина потеряла способность к нормальному передвижению.
Какой была реакция на это фиаско главы российского военного ведомства до сих пор неизвестно.
Однако, вердикт врио начальника Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ Минобороны полковника Вадима Демика был категоричным: применение ЭМТ в военной автомобильной технике больше не будет рассматриваться ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе.
И хотя на КамАЗе козыряют передачей пяти СКШТ “Платформа” в опытную эксплуатацию и обещают довести машины с ЭМТ до промышленного производства, эксперты уверены, что доработать их в соответствии с требованиями войск (и тем более РВСН) будет невозможно. Из чего логично было сделать вывод, что все ПГРК “Ярс” подлежащие принятию на вооружение РВСН должны будут монтироваться на СКШ МЗКТ-79221.
Что, как полагают некоторые комментаторы, давало Александру Лукашенко серьезные козыри для торга за снижение стоимости российских энергоносителей. Более того, подозревают, что коварный Луашенко способен, одновременно, не только взвинтить цены на минские СКШ, но и ограничить их поставки в Россию. Вплоть до полного эмбарго. Подобное — вполне в его духе. В доказательство чего приводится эпопея с неудачной попыткой покупки российской стороной контрольного пакета акций ОАО “Минский завод колесных тягачей”.
И, тем не менее, какими бы острыми ни были экономические и политические “терки” в верхах, заказы россиян на СКШ до сих пор всегда выполнялись в приоритетном порядке и с высоким качеством. Положение могло изменится не только в случае прихода к власти прозападных оппонентов Лукашенко, но и в случае непризнания Россией его победы на президентских выборах.
Как представляется, подобное развитие событие событий вряд ли в интересах Москвы, так как может затормозить процесс перевооружения РВСН на более эффективные стратегические ракетные комплексы в условиях обострения противостояния с Вашингтоном.
Читайте также:
- Военно-техническое сотрудничество: то, что дороже денег
- Подвижные грунтовые ракетные комплексы: И никакого СНВ не надо
- Космические запуски: на орбиту по-китайски
- Автомобили военного назначения: “Фамильное серебро” не продается
- Лукашенко не хочет, чтобы ему когда-нибудь внесли предложение о приватизации МЗКТ