3.12.2018, 10:34
Специальные колесные шасси и тягачи: «журавль» или «синица»?
Затягивание Камcким автозаводом реализации проекта «Платформа-О» позволяет Минскому заводу колесных тягачей сохранить статус главного поставщика шасси для российских мобильных ракетных комплексов.
Как уже сообщалось в СМИ, на недавней встрече президента Александра Лукашенко с председателем Государственного военно-промышленного комитета (ГВПК) Романом Головченко речь шла и о перспективах развития МЗКТ. Завод является основным поставщиком специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ) для размещения многих видов российских вооружений.
Хотеть не вредно
На протяжении последнего десятилетия Россия предпринимает настойчивые попытки заместить белорусские СКШТ в своих вооруженных силах на машины собственного производства, в особенности это касается Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН).
И вот в конце августа текущего года на проходившем в Подмосковье Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» впервые были показаны широкой публике специальные колесные шасси КамАЗ-7850, созданные на Камском автозаводе в рамках реализации проекта «Платформа-О». Насколько можно понять, именно эта разработка должна заменить в РВСН продукцию МЗКТ.
В российских электронных и печатных СМИ это событие породило целую волну торжествующих откликов. Практически в каждом из них наряду с прославлением достижений собственного ВПК содержались уничижительные высказывания в адрес МЗКТ, Беларуси и ее президента Александра Лукашенко.
Образчиком такого рода публикаций может служить статья Сергея Ищенко в интернет-издании Свободная Пресса под заголовком «Ракетный КамАЗ переехал батьку Лукашенко». Если передать в двух абзацах содержание этого пространного опуса, то оно сводится к следующему.
Поскольку КамАЗ-7850 — это полноценная замена знаменитому белорусскому тягачу МЗКТ-79221, то теперь камазовские, а не минские ядерные «сороконожки» станут носителями межконтинентальных баллистических ракет мобильных комплексов и целого ряда других российских вооружений. А следовательно, и огромные деньги, которых стоит каждая такая машина, останутся в российской, а не в белорусской казне.
Ну а дальше С. Ищенко задается вопросом: «Но что теперь будет с уникальным Минским заводом колесных тягачей, нужды в котором у России все меньше и меньше? Что будет с его персоналом, который, как утверждают, насчитывает порядка 4,5 тысяч человек и работает почти исключительно на наш рынок? Спрашивать об этом минчанам следует, очевидно, у своего не в меру хозяйственного Батьки Лукашенко».
Но, как оказалось, руководство Беларуси не очень-то встревожено шагами России в направлении замещения белорусских ракетных тягачей на собственные. «Наверное, каждое государство, в том числе и Беларусь, стремится к независимости, самообеспечению», — отметил Р. Головченко, комментируя разговор c Александром Лукашенко.
Технологический потенциал МЗКТ позволяет ему выступать на рынке не только в качестве производителя СКШТ, но и поставщика готовых вооружений на собственной колесной базе (например, самоходных артсистем, колесных танков и другой боевой техники). Ведь, по словам главы ГВПК, современный тренд — это уход от гусениц, перевод всех систем вооружения на колесный ход.
Подвиньте, если сможете
Однако освоение новых рыночных ниш отнюдь не предполагает автоматического уход из традиционных. Тем более, что российские конкуренты, как оказалось, пока не готовы их занять.
Через несколько дней после появления упомянутой статьи г. Ищенко, 30 августа во время очередного демонстрационного показа шасси КамАЗ-7850 (колесная формула 16×16) произошел сбой в бортовой электронике машины и несколько колес по обеим ее бортам повернулись в противоположном направлении. На видео видны проблемы с колесами 3-й, 4-й и последней осей.
Пикантность ситуации придало то обстоятельство, что незадолго до этого министр обороны России Сергей Шойгу уже публично отчитался об успешном завершении государственных испытаний новейших колесных шасси марки «КамАЗ» для стратегических ракетных комплексов. «Мы показали «Платформу-О», потому что закончили госиспытания и, я думаю, на следующей неделе, будем подписывать контрактные документы», — сообщил он.
Как будет развиваться ситуация с новинкой после ее аварии — неясно до сих пор. Представители Минобороны РФ от комментариев по этому поводу воздерживаются. Словно набрала в рот воды и доселе словоохотливая российская пресса.
Лишь советник гендиректора КамАЗа (в прошлом начальник автобронетанкового управления Минобороны РФ, которое в свое время выступило заказчиком этой техники), руководитель проекта «Платформа-О» Владислав Полонский, спасая положение, заявил: через 10-12 лет российская армия завершит переход от СКШТ марки МЗКТ к отечественной продукции, что обеспечит технологическую независимость стратегических ядерных сил.
Правда, по его словам, крупносерийное производство СКШТ семейства «Платформа-О», в том числе для автономных пусковых установок (АПУ) подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) «Тополь-М» и «Ярс», «может начаться не раньше 2023 года, после создания необходимых производственных мощностей и выделения требующихся финансовых средств».
Учитывая экономические трудности России и грядущее сокращение оборонных расходов в стране, сроки обозначенные г. Полонским выглядят нереальными: и деньги могут быть не выделены, и заводы не построены. Напомним, что первоначально поставка СКШТ «Платформа-О» в войска была назначена на 2012 год, затем перенесена на 2014. Сейчас уже конец 2018 года, а ни образца годного к серийному производству, ни самого производства еще нет.
В пользу того, что и 2023 год может оказаться не последней датой говорит и объявление на днях Минобороны РФ аукциона по поиску подрядчика, который сможет продлить сроки эксплуатации ракетных комплексов «Сатана» и «Тополь-М». Похоже, что российский ВПК срывает сроки поставки РВСН предназначенных для их замены комплексов «Сармат» и «Ярс».
Сейчас же АО «Ремдизель», где предполагается производить СКШТ семейства «Платформа-О», способен выпускать не более 10 машин в год. Притом, что потребность в этих машинах оценивается примерно в 400 единиц в год. На вопрос, когда будут созданы необходимые производственные мощности, никто не дает вразумительного ответа. Возможно потому, что боятся озвучить неприятную правду.
Хотели как лучше
Надеясь превзойти МЗКТ, на КамАЗе еще в 2007 году сделали ставку на использование нетрадиционного технического решения в ходовой части машин нового семейства: дизель-электрического привода с электромоторами, которые встроены в ступицы колес. У такой конструкции в теории, вроде бы, есть целый ряд явных преимуществ перед традиционными схемами многоосных колесных шасси.
Во-первых, отсутствие сложной трансмиссии: нет сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов, что серьезно снижает вес шасси.
Во-вторых, ходовые электродвигатели позволяют развивать максимальный крутящий момент сразу, как только на них подается питание.
В-третьих, такая схема позволяет каждому из колес шасси вращаться со своей скоростью и даже в своем направлении.
В-четвертых, появляется возможность рекуперации энергии торможения.
В-пятых, упрощается создание комплекса активной безопасности движения, любые алгоритмы систем типа ABS программируются в электронном блоке управления и могут воздействовать на каждое колесо индивидуально. И это далеко не все достоинства электромеханической трансмиссии (ЭМТ).
Очевидно, эти явные выгоды и обусловили выбор разработчиков Камского автозавода. Однако у инновационной конструкции, наряду с преимуществами имеются и весомые недостатки.
Так, при движении колесной техники с ЭМТ по пересеченной местности (что обычное дело для военных машин) возникают большие динамические нагрузки на неподрессоренные мотор-колеса, что может вызвать перемещение статора и ротора относительно друг друга, соприкосновение обмоток мотор-колеса, а следовательно неизбежный выход из строя всего узла.
Еще одна головная боль — выход ЭМТ из строя при низких температурах в случаях, если придется обесточить оборудование (например для маскировки). Через некоторое время влага начинает конденсироваться на обмотках электромоторов, что при последующей подаче электропитания может привести к замыканию со всеми вытекающими последствиями.
Отсюда же и проблематичность эксплуатации машин с ЭМТ во влажном климате. Ну а глубокий брод такие машины вряд ли вообще смогут преодолеть: вода, являющаяся отличным проводником, быстро выведет их ходовую часть из строя. Но не только вода является врагом ЭМТ, причиной короткого замыкания в ней может стать и высокая запыленность.
В этот перечень следует добавить и большое излучение в инфракрасном спектре (что демаскирует ракетовоз), неустойчивость управляющей электроники к электромагнитному импульсу (что критично в условиях применения не только ядерного, но и электромагнитного оружия) и т. д.
На сегодняшний день эти проблемы не решены. Очевидно поэтому нигде в мире (включая США) не удалось создать СКШТ с мотор-колесами, пригодные для использования в военных целях. Это подтверждается и опытом МЗКТ в области конструирования машин с дизель-электрическим приводом.
Каждый должен наступить на свои грабли
В советские времена его предшественником, Специальным производством колесных тягачей Минского автозавода (СПКТ), были созданы две таких машины: бортовой автомобиль-тягач МАЗ-547Э и ракетное шасси МАЗ-7907. Их испытания подтвердили правильность подхода к конструированию машин с ЭМТ. Но от экспериментального образца до СКШТ, пригодного для службы в войсках, — дистанция огромного размера.
Уже после распада СССР МЗКТ, возникшим на базе СКПТ, было сконструировано шасси с электроприводом МЗКТ-7923 (16х16), которое параллельно с МЗКТ-7922 традиционной схемы, создавалось под первый российский ПГРК «Тополь-М». Шасси МЗКТ-7922 по решению заказчика пошло в серию, а испытания МЗКТ-7923 не были проведены из-за прекращения финансирования.
Известно, что в его конструкции использовалась ЭМТ, состоявшая из газотурбинного двигателя ГТД-1000А от МАЗ-547Э и модернизированной генераторной установки от МАЗ-7907. От генератора электроэнергия подавалась на тяговые электромоторы, встроенные в ступицы всех 16 ведущих колес. Аналогия с СКШТ семейства «Платформа» — налицо. Только МЗКТ-7923 появились лет эдак на 15 раньше.
И тем не менее, опыт предшественников не был принят во внимание на Камском автозаводе. К 2013 году было изготовлено несколько СКШТ «Платформа» c ЭМТ, но они оказались настолько «сырыми», что руководство Минобороны России их не приняло.
Во второй половине 2015 года на государственные испытания были представлены образцы второй партии. Но не прошло и месяца, как первый из них сгорел, восстановить его не удалось. О причинах аварии официальных сообщений не последовало. По мнению признанного эксперта в области автомобилестроения Александра Привалова, возгорание могло стать следствием короткого замыкания высоковольтного оборудования (напряжением до 900В) и возгорания масла гидросистемы в результате механического повреждения ЭМТ.
Испытуемый образец был оснащен бронированной кабиной и протектированными топливными баками, но узлы и агрегаты, кабели и шланги шасси оказались никак не защищенными снизу. Понятно чем это может грозить при подрыве на мине в боевых условиях. Последующие тесты выявили целый ряд других конструктивных и производственных дефектов, которые удалось худо-бедно замять.
Но после последних «глюков» с «Платформой-О», попавших через интернет на всеобщее обозрение, ситуация для инициаторов проекта стала весьма щекотливой. Даже неспециалистам ясно, что под монтаж АПУ для ядерных ракет такие шасси не годятся. И «эксперты», проталкивающие их принятие на вооружение, скорее всего, преследуют только одну цель — вывод из-под удара людей, «распиливших» немалые госсредства.
Выбор в пользу надежности
Очевидно, именно, по этой причине командование РВСН в ближайшей перспективе, делать ставку на детище КамАЗа не собирается. Еще год назад командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев в интервью газете «Красная Звезда» сообщил, что все ракетные дивизии, имеющие на вооружении ПГРК «Тополь» планируется до 2026 года перевооружить на ПГРК «Ярс».
Которые, заметим, размещаются на шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-79221 (ведь «Платформы-О» нет как нет), имеющих конструктивную преемственность с МАЗ-7912/7912 использующихся в ПГРК «Тополь».
Сергей Каракаев особо подчеркнул, что высокая подвижность новых ПГРК (во многом за счет тактико-технических характеристик минских шасси — прим. автора) обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными ракетными комплексами.
Но переоснащение дивизий, вооруженных ПГРК предыдущих поколений, на ракетный комплекс «Ярс» на базе МЗКТ-79221, объясняется не только их боевыми возможностями, но и экономическими соображениями. Что не менее важно при существующем положении вещей.
Высокая степень использования имеющейся инфраструктуры позиционных районов, совместимость с существующей системой боевого управления и связи, отсутствие необходимости массового переучивания расчетов и обслуживающего персонала позволяет не только снизить примерно в два раза затраты на ввод ПГРК «Ярс» в группировку РВСН, но и значительно ускорить темпы переоснащения ракетных войск.
Исходя из чего уже заключены долгосрочные государственные контракты на поставку ракетных комплексов «Ярс». Все это дает основание полагать, что Минский завод колесных тягачей в обозримой перспективе не потеряет статус главного поставщика шасси для российских ПГРК.