Несмотря на давление российской стороны, руководство Беларуси не собирается приватизировать и продавать один из самых своих ценных активов – Минский завод колесных тягачей. Поставлена задача компенсировать сокращение заказов ВПК России компенсировать ростом продаж на мировом рынке.

“Я очень не бы хотел, что вы когда-нибудь внесли мне предложение о приватизации этого предприятия, в том числе иностранцам, не важно откуда они — с Востока или с Запада”,- заявил 30 января президент Беларуси Александр Лукашенко, согласовывая назначение бывшего заместителя главного инженера Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) Алексея Римашевского на должность генерального директора этого предприятия.

Алексей РИМАШЕВСКИЙ

При этом он подчеркнул необходимость сохранения МЗКТ, особо отметив, что это один из любимых его заводов. “Мои сложные поручения когда-то (я даже не надеялся) очень быстро исполнили: вы произвели те машины, которые оказались нужными нашей армии и востребованы на международных рынках.” Лукашенко считает, что МЗКТ научился конкурировать на них “и сейчас производит такую продукцию, которую способны сделать еще две-три страны в мире”.

Между тем, выполнение задачи, поставленной президентом, является достаточно непростым делом. Как сказал новый гендиректор МЗКТ: “В последнее время уменьшилась доля российских заказов (они обеспечивали порядка 90% производственной программы предприятия — прим. авт.). Мы вынуждены диверсифицировать рынки экспорта, искать новые. Предстоит делать новые образцы техники и продвигать их на новые рынки сбыта”.

А это, по его словам, “получается не так быстро, как хотелось бы, но направление есть и мы стремимся к выполнению поставленных задач”. Традиционно техника МЗКТ поставлялась в Турцию, страны Ближнего Востока и постсоветского пространства. “По новым направлениям экспорта техники есть конкретные наработки.”

Шансы растут

В том что ситуация с заказами хотя и непростая, но небезнадежная, с Римашевским согласны и эксперты. Увеличение мирового спроса на военные грузовики дает возможность минскому предприятию существенно нарастить объемы продаж своей продукции на рынки стран дальнего зарубежья.

Согласно расчетам аналитиков издания Business Wire, с 2019 по 2027 год мировой рынок армейских автомобилей должен вырасти с 15.677 ед. до 20.171 ед. Так как машины для транспортировки военного назначения и личного состава будут все больше востребованы на фоне растущей глобальной нестабильности.

Увеличение бюджетов силовых и оборонных ведомств целого ряда государств (в связи с ростом гражданских беспорядков, политических споров и обострения международных конфликтов) неизбежно вызовет повышение расходов на закупку специальной автомобильной техники и будет способствовать росту рынка военных грузовиков.

Практически все эксперты согласны с тем, что в обозримой перспективе в сегменте грузовых автомобилей армейского образца по-прежнему будут доминировать такие крупные корпорации, как: Oshkosh (США), Rheinmetall AG (ФРГ), Iveco SpA (Италия), TATRA TRUCKS AS (ЧЕХИЯ), Arquus (Франция), Textron Inc.(США), General Dynamics (США), Mitsubishi Indastrial (Япония).

И тем не менее, колебания цен на сырье и растущая стоимость разработки новых изделий создают возможность расширения когорты лидеров за счет компаний предлагающих конкурентное соотношение цены и качества. И МЗКТ имеет достаточно оснований чтобы попасть в это число за счет своих наиболее удачных разработок. И не только самых последних.

Из когорты ракетоносцев

В 1961 году для размещения самоходной пусковой установки (СПУ) оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) “Темп” был создано специальное колесное шасси МАЗ-543. С той поры, пройдя целый ряд модернизаций, эта модель не сходит с конвейера, но уже под индексом МЗКТ-7310. И судя по всему, благодаря удачной конструкция, эта машина будет выпускаться еще достаточно долго.

Машины семейства МАЗ-543/МЗКТ-7310 (колесная формула 8×8) по проходимости не уступают гусеничным машинам и могут успешно выполнять боевое задание в самых тяжелых условиях бездорожья. Многочисленные испытания и реальная эксплуатация в различных климатических и дорожных условиях показали прекрасные динамические качества и высокую надежность “Ураганов” (такое прозвище получили эти машины у водителей). Они послужили и до сих пор служат базой для разнообразных систем вооружения и военной техники.

Первое армейское шасси МАЗ-543. Фото kolesa.ru

Наследником славы МАЗ-543/МЗКТ-7310 является семейство спецавтомобилей МЗКТ-7930, разработанное для монтажа вооружения и военной техники полной массой 22, 24 и 25 т, его транспортирования по всем видам дорог и местности, и обеспечения боевого применения. Они превосходят все ранее разработанные образцы четырехосных автомобилей по грузоподъемности, максимальной скорости движения, ресурсу двигателя, универсальности использования и другим характеристикам.

Помимо СПУ ОТРК “Иcкандер”, на МЗКТ-7930 сегодня монтируется транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) этого же комплекса; боевая и транспортная машины реактивной системы залпового огня “Ураган-1”; МОБД ПГРК “Тополь-М”; РЛС зенитной ракетной системы С-400; CПУ и ТЗМ противокорабельных береговых ракетных комплексов “Бал”, “Бастион”, “Клаб-М”; мостоукладчик ТММ-6 “Гусеница-2” и др. Шасси МЗКТ-7930 также используются в качестве колесной базы для СПУ и ТЗМ белорусского РСЗО “Полонез”.

Шасси семейства МЗКТ-8021(6х6)/8022(4х4) разработаны для монтажа вооружения и военной техники полной массой 20 т, его транспортирования по всем видам дорог и местности и обеспечения боевого применения. Первоначально разрабатывались для обеспечения комплексной мобильности зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Печора-2М».

Под монтаж СПУ и ТЗМ ПГРК “Тополь-М” и “Ярс” предназначено шасси МЗКТ-79221 (16х16).

“Тор” и иже с ним

По мнению экспертов, одной из наиболее интересных разработок Минского завода колесных тягачей являются шасси МЗКТ-69221, имеющее не рамную, а корпусную (так называемую «вагонную») конструкцию. Своим появлением это колесное шасси обязано разработчикам ЗРК «Тор» c Ижевского электромеханического завода, задумавших создать колесную версию этой ЗРС “Тор-М2К”.

МЗКТ-6922

Это же шасси было использовано российскими разработчиками при создании новой модификации ЗРК средней дальности “Бук” – “Бук-2М”/“Бук-2МЭ”. И все говорит за то, что на этом применение МЗКТ-69221 не ограничится.

Для размещения боевых средств ЗРК белорусской разработки “Бук-МБ3” Минским заводом колесных тягачей разработано полноприводное корпусное колесное шасси МЗКТ-69225 (колесная формула 8х8, две передние оси — управляемые) грузоподъемностью 17.300 кг, оснащенное 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем ТМЗ-8463.10 мощностью 500 л.с. и крутящим моментом в 1960 Нxм. Что позволяет огневым средствам комплекса совершать марши со скоростью 60 км/ч на расстояние до 1.000 км.

В новом корпусном колесном шасси используется бортовая информационно-управляющая система (БИУС) производства НПООО «ОКБ ТСП», которая предназначена для управления агрегатами шасси, функционального и диагностического контроля их работы, решения навигационных задач, а также выдачи информации на сопрягаемые системы управления войсками и оружием.

На подходе к серийному производству шасси МЗКТ-79291 (12х12), которое выбрано в качестве носителя новейших российских ПГРК “Рубеж” (РС-26). Этот колесный транспортер существенно меньше по габаритам МЗКТ-79221 и обладает несколько меньшей грузоподъемностью — 50 т против 80.

Новое семейство

Менее известны последние разработки МЗКТ: армейские грузовики семейства унифицированных колесных шасси дорожного габарита МЗКТ-6001 – собственно МЗКТ-6001 колесной формулы 6×6 и МЗКТ-6002 (8×8). Помимо них семейство включает также более легкий МЗКТ-5002 (4х4).

“Младший” представитель семейства МЗКТ-500200 с усиленной рамой и платформой для надежной и длительной работы в условиях плохих дорог и бездорожья имеет длину платформы 6.000 мм, а его снаряженная масса – 6.400 кг. Его “средний” и “старший” братья МЗКТ-600103 и МЗКТ-600203 оснащены гидромеханической трансмиссией Allison 4500SP (но все они могут комплектоваться и отечественными агрегатами), двигателем Caterpillar С13 и имеют снаряженную массу 14.000 и 17.000 кг.

МЗКТ-600100

Ключевой особенностью всех автомобилей данного семейства является использование инновационной независимой подвески. На МЗКТ-5002 — пружинной; на МЗКТ-6001 и МЗКТ-6002 — регулируемой по высоте гидропневматической.

А также каркасно-панельные кабины с высокой степенью эргономики, которые в зависимости от модификаций грузовика допускают возможность скрытого бронирования. Компоновка автомобилей семейства, с установленным за кабиной двигателем, предоставляет заказчику возможность широкого выбора силовых агрегатов и других комплектующих от ведущих мировых производителей.

В рамках программы Госкомвоенпрома по созданию и серийному производству семейства бронированных боевых машин с использованием шасси повышенной проходимости на Минском заводе колесных автомобилей был создан легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100.

МЗКТ-490100 представляет собой автомобиль капотной компоновки с установленным на раму цельнометаллическим сварным корпусом, обеспечивающим защиту класса Бр4 (ГОСТ Р 50963-96). Бронеавтомобиль способен перевозить до 10 человек личного состава (2+8).

МЗКТ-490100

Машина комплектуется 215-сильным турбодизелем ЯМЗ-53452 и гидромеханической коробкой передач. Полный привод в сочетании с фирменной независимой двухрычажной пружинной подвеской обеспечивает высокую проходимость и позволяет машине одинаково хорошо действовать практически в любых дорожных условиях и на разведанной местности.

Оснащение машины автоматической трансмиссией собственного производства позволяет отказаться от ступенчатой раздаточной коробки и значительно улучшить ее эксплуатационные качества.

Автомобиль оборудован БИУС, которая позволяет вести оперативный контроль состояния узлов и систем шасси для предупреждения их отказов в работе и аварийных ситуаций.

На базе МЗКТ-490100 создается целое семейство броневиков. В том числе изделия с разведывательно-огневыми модулями, модулем радиоэлектронной борьбы, модулем противотанкового ракетного комплекса и др. В принципе, наличие мощной конструкторско-технологической базы, позволяет МЗКТ создать специальный автомобиль удовлетворяющий самым изощренным запросам заказчика.

 

Тэги:

, , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар продолжил дешеветь на торгах на БВФБ 28 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,