Накопленный потенциал и растущий спрос на услуги запуска коммерческих спутников с помощью легких ракет-носителей открывают для нашей страны возможность, при содействии китайских партнеров, успешного выхода на этот рынок.

Едва преодолев последствия эпидемии коронавируса, Китайская Народная Республика объявила о продолжении работы над всеми своими космическими проектами. Одним из наиболее перспективных считается создание мобильных стартовых установок (МСУ) с использованием элементов подвижных ракетных комплексов военного образца для коммерческих запусков легких ракет-носителей (РН).

Причем в расчет берутся не только соображения дешевизны, но и то обстоятельство, что в случае возникновения вооруженного конфликта подобные МСУ смогут оперативно нарастить китайскую группировку военных спутников.

Что называется, “с колес”

12 мая 2010 года с МСУ стартовала очередная китайская РН Kuaizhou-1A (KZ-1A), которая успешно вывела на намеченные орбиты два спутника Xingyun-2.

РН типа KZ-1A стартовой массой 30 т, созданная (как и ее предшественница KZ-1) на базе боевой баллистической ракеты средней дальности DF-21, является одной из наиболее часто используемых в КНР. Энергетического потенциала ее четырех ступеней хватает для вывода на опорную орбиту полезной нагрузки в 400 кг.

Запуск KZ-1/1A осуществляется со стартовой платформы, созданной на базе незначительно доработанного военного колесного шасси. Эта МСУ оснащена: автономным источником электропитания, необходимой контрольно-измерительной аппаратурой, средствами управления запуском и навигацией.

Особое внимание эксперты в области ракетной техники обращают на 7-осный колесный транспортер, несущий на себе МСУ KZ-1/1A. По их мнению, уникальная колесная формула этой машины свидетельствует о том, что ее прототипом являются специальные колесные шасси МА3-7912 или МАЗ-7917, разработанные в специальном конструкторском бюро (СКБ) Минского автозавода для подвижного ракетного комплекса (ПГРК) “Тополь” еще во времена СССР.

Первые попытки создания специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ), пригодных для размещения различных вооружений (и прежде всего, ракетных комплексов), были предприняты в Китае еще в 70-х годах XX века. Однако отсутствие опыта и технологий не позволило тогда китайцам достигнуть желаемого.

А прибегнуть к помощи единственного тогда в мире разработчика шасси для ПГРК в лице СКБ МАЗа не позволили натянутые отношения между СССР и КНР. Поэтому пусковые установки (ПУ) китайских баллистических ракет DF-21 и DF-31 целый ряд лет размещались на базе полуприцепов, буксируемых седельными тягачами.

Беларусь и Китай – братья навек

После обретения Беларусью независимости запреты Москвы потеряли силу, и созданный на базе производства СКШТ МАЗа Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) получил возможность (естественно, с санкции руководства Беларуси) вступать в альянсы с зарубежными партнерами.

Следствием чего стало создание в 1998 году в Сиогане (провинция Хубэй) совместного предприятия «Санцзян Волат Компани, Лтд.» по изготовлению СКШТ грузоподъемностью от 20 до 75 т.

Учредителями этого СП с капиталом в 52,2 млн юаней выступили: с белорусской стороны – МЗКТ (его доля в уставном фонде предприятия составляет 30%), с китайской – аэрокосмическая корпорация «Санцзян» (70%). Взнос МЗКТ составили технологии и комплектующие.

Изначально производственные мощности «Санцзян Волат Компани, Лтд.», согласно планам учредителей, были рассчитаны на выпуск 300 СКШТ в год для нужд нефтяной, строительной, горнодобывающей и лесной промышленности. Однако есть достаточно оснований полагать, что китайская сторона преодолела эти рамки и по количеству, и по назначению.

Спустя 10 лет сотрудничество МЗКТ и компании «Санцзян» получило продолжение. В 2009 году партнеры создали в Минске СП по выпуску гидромеханических передач (ГМП) для СКШТ – ООО «Волат-Санцзян».

Уставный капитал предприятия был определен в 22,2 млн долларов. 50% внес МЗКТ, 50% – «Санцзян». Как и в предыдущем случае, вклад белорусской стороны составили нематериальные активы (конструкторские и технологические разработки), китайская сторона внесла реальные денежные средства.

Чуть позже аналогичное сборочное производство ГМП было организовано и на СП «Санцзян Волат Компани, Лтд.» в Сиогане. В результате к настоящему времени Китай смог локализовать до70% технологий, необходимых для производства собственных СКШТ.

Не “Полонезом” единым

По мнению многих экспертов, передача Минском технологий изготовления СКШТ Пекину отнюдь не является случайным эпизодом. Внешняя политика Александра Лукашенко уже достаточно давно строится на использовании Китая в качестве противовеса России.

Дабы завоевать расположение китайских партнеров в расчете на ответную благодарность, белорусский лидер дал добро на экспорт в КНР советских военных технологий, которые оказались на территории Беларуси после распада СССР.

Это был весьма дальновидный шаг, так как после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году страны НАТО ввели запрет на поставку в Китай вооружений, товаров и технологий военного и двойного назначения.

Но с тех пор экономическое, технологическое и военное могущество Поднебесной неизмеримо возросло, и теперь уже белорусскому руководству приходится обращаться к поддержке китайского по разным поводам. В том числе и за содействием в создании современных образцов оружия и военной техники.

Ярким примером такого сотрудничества может служить ракетная система залпового огня (РСЗО) «Полонез», не так давно принятая на снабжение белорусской армии. Китайским вкладом в данный проект является технология производства управляемых ракет и пусковых устройств для них, белорусским – шасси для ПУ и транспортно-заряжающих машин. Характерно, что уже в ближайшем время выпуск большинства компонентов РСЗО “Полонез” будет полностью локализован на территории Беларуси.

“Окно” в космос для бедных

Сейчас некоторые аналитики говорят о возможности продолжения белорусско-китайского сотрудничества в области ракетостроения на более высоком уровне. По их мнению, речь может идти о создании МСУ совместного производства для запуска космических РН легкого класса на базе компонентов ПГРК.

Успеху подобного проекта может способствовать то обстоятельство, что сегодня на территории бывшего СССР монополистом на космические запуски является Россия, которая унаследовала от Союза всю необходимую для этого инфраструктуру.

Ориентируясь на тарифы мирового рынка запусков, Москва вольно или невольно отсекает от космической деятельности практически все бывшие братские республики, большинство из которых располагает весьма скромными финансовыми ресурсами.

Выходом для них могут стать МСУ, для которых нет необходимости в дорогостоящих капитальных стартовых сооружениях. Достаточно просто ровных площадок. Что дает возможность удешевить космические запуски и привлечь более широкий круг клиентов.

Оператором в этой рыночной нише мог бы стать консорциум в составе Китая (ракеты-носители), Беларуси (шасси и пусковые установки) и Казахстана (полигоны для запуска). Белорусские предприятия также могли бы предложить потенциальным клиентам разработку и изготовление спутников на заказ.

Нетрудно предположить, что выход подобного игрока на рынок космических запусков вряд ли обрадует Россию, со стороны которой, скорее всего, последуют ответные шаги.

С технической точки зрения задача облегчается тем, что российские разработчики в свое время одни из первых предложили использовать отслужившие свой срок в войсках ракеты типа РТ-2ПМ ПГРК “Тополь” для запуска спутников. После установки двух твердотопливных ступеней они получили возможность вывода на орбиту полезной нагрузки массой до 800 кг.

В период с 1993 по 2006 год было произведено 6 удачных запусков таких РН, получивших название “Старт”. Затем проект свернули из-за отсутствия спроса. В 2018 году заговорили было о его возобновлении, но дальше этого дело не пошло.

Ряд обозревателей полагает, что дело тут не в технических или экономических причинах, а в политической подоплеке: потенциальные клиенты не хотят еще больше усиливать свою зависимость от России. А вот альтернативный китайско-белорусско-казахский проект вполне мог бы их заинтересовать.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,