26.02.2021, 10:32
Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
Тяжелые истребители Су-30СМ, поступающие на вооружение белорусской армии, позволят ей серьезно влиять на геополитическую и военно-стратегическую ситуацию в Центральной и Восточной Европе.
Как не так давно сообщила пресс-служба Министерства обороны Беларуси, в 2021 году предполагается заключить контракты между военным ведомством и российской авиастроительной корпорацией “Иркут” на поставку очередной партии из 4 тяжелых многоцелевых истребителей Су-30СМ.
Первый контракт был завершен в ноябре 2019 года, когда 4 таких самолета прибыли на аэродром в Барановичах. Поставка очередной “четверки” Су-30СМ запланирована на октябрь 2022 года. Всего белорусские ВВС и войска ПВО должны будут получить 12 боевых машин. Общая стоимость которых оценивается в СМИ в 600 млн долларов. Что примерно соответствует годовому военному бюджету нашей страны.
Практическая дальность Су-30СМ составляет 3000 км, боевой радиус – 1500 км, практический потолок – 17 км, максимальная скорость на высоте – 2125 км/ч.
При максимальной взлетной массе в 34,5 т самолет способен поднять до 8 т разнообразной боевой нагрузки.
Между тем немалое число независимых военных экспертов ставят под сомнение целесообразность приобретения Су-30СМ для вооруженных сил Беларуси. Тактико-технические характеристики этих самолетов они считают избыточными для нашей небольшой страны, а их стоимость и затраты на эксплуатацию — чрезмерно высокими для ее скромных финансовых возможностей.
Отсюда возникает вполне обоснованный вопрос: какими соображениями руководствовались в Минобороны нашей страны, отдав предпочтение тяжелым Су-30СМ перед легкими МиГ-35 в качестве замены МиГ-29? В свое время замминистра обороны по вооружению генерал-майор Игорь Лотенков заявил, что выбранный вариант обновления парка летательных аппаратов выбран как не требующий значительных объемов финансирования.
Большое беспокойство от небольшой страны
Что было сочтено отдельными наблюдателями попыткой замаскировать истинное предназначение самого тяжелого и мощного в Европе (с точки зрения издания Military Watch) истребителя в белорусской армии. Скорее всего, полагают они, Су-30СМ будет использоваться как платформа-носитель дальнобойного ракетного оружия различных классов.
В данном контексте они обращают внимание на то, что сообщение Минобороны Беларуси о намерении приобрести очередную партию таких самолетов практически совпало с появлением в СМИ информации об интересе белорусских военных к российским управляемым ракетам (УР) РВВ-БД (ракета “воздух-воздух” большой дальности) с дальность действия 200 км. Которые позволят, в случае необходимости, поражать тяжелые бомбардировщики, заправщики, самолеты ДРЛО и летающие командные пункты даже над территорией сопредельных государств.
УР РВВ-БД имеет комбинированную систему управления в составе инерциальной навигационной системы (ИНС) и активной радиолокационной головки самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М-350. На большей части траектории полета управление осуществляется при помощи ИНС и радиокоррекции. На конечном участке траектории АРГСН выполняет поиск цели и осуществляет наведение УР на нее.
Система управления РВВ-БД может работать в трех основных режимах. Первый реализует принцип “запустил-забыл”. В этом режиме УР под управлением ИНС выходит в район нахождения цели и, включив АРГСН, осуществляет ее поиск и уничтожение. Во втором режиме осуществляется полуактивное наведение с использованием сигналов РЛС самолета-носителя. Также предусмотрен режим перепрограммирования полетного задания.
Согласно открытым данным, АГСН 9Б-1103М-350 способна засекать цели в секторе шириной 120 градусов. Дальность захвата зависит от характеристик цели. Так, летательный аппарат с ЭПР 5 кв. м может быть захвачен на дистанции не менее 40 км. Силовая установка позволяет УР РВВ-БД развивать скорость до 6М. Максимальная дальность стрельбы оценивается в 200 км, высота перехвата воздушных целей от 15 до 25 км. При этом ряд экспертов обращает внимание на то, что дальность УР К-37, на базе которой разработана РВВ-БД, составляла 304 км.
Крупнее “Калибра”
Однако вряд ли бортовое вооружение белорусских Су-30СМ ограничится только УР класса “воздух-воздух”. Не исключается, что уже в ближайшем будущем в его состав будет включена и авиационная версия крылатой ракеты (КР) российского комплекса (“воздух-земля”) Club – 3М-14АЭ (экспортный вариант, прославившейся в Сирии, КР “Калибр”) дальностью стрельбы до 300 км.
КР 3М-14АЭ предназначена для поражения наземных пунктов управления войсками, баз хранения вооружения и военной техники, складов топлива и материальных ресурсов, аэродромных и портовых сооружений. В состав бортовой системы управления этой КР входят высотомер (типа РВЭ-Б), обеспечивающий скрытность полета над сушей за счет точного выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности, и система спутниковой навигации типа ГЛОНАСС или CPS, обладающая высокой точностью наведения. Ракета оснащена фугасными боевыми частями (БЧ) с контактным и неконтактным взрывным устройством.
Но, если судить по высказываниям президента Александра Лукашенко на ВНС, в его планах обладание гораздо более могущественным ракетным оружием. Не исключено, что речь идет о разработке версии воздушного базирования оперативно-тактической ракеты (ОТР), макет которой был представлен Дзержинским заводом точной электромеханики на IX Международной выставке вооружений и военной техники MILEX-2019, проходившей в 2019 году в Минске.
Согласно данным предприятия, разработка выполняется в рамках программы дальнейшего развития ракетной системы залпового огня “Полонез”, которая в перспективе должна приобрести характеристики оперативно-тактического комплекса (ОТРК).
Боевая часть этой ОТР будет весить 480 кг и может быть оснащена зарядами осколочно-фугасного, кассетного или бетонобойного действия. В процессе полета ОТР, пока работает двигатель, сможет совершать маневры, затрудняющие ее перехват. Предполагается, что высшая точка траектории ОТР составляет 50 км. Дальность — до 300 км.
По мнению ряда аналитиков, исходным образцом для этого боеприпаса является ОТР М20 производства КНР. Которая разработана специально для экспортных поставок на базе ОТР DF-12,принятой на вооружение армии КНР.
Что дает основание делать предположения относительно тех характеристик белорусской ОТР, которые не были обнародованы производителем.
Ракеты М20 оснащаются инерциальной и спутниковой системами наведения и могут совершать маневры с перегрузкой 20-30 g на протяжении всего полета. Круговое вероятное отклонение от точки прицеливания не превышает 30 м на дальности 280 км. Но белорусская версия ОТР будет дополнительно оснащаться активной радиолокационной головкой самонаведения. Что должно еще больше увеличить ее точность.
Между тем, проводя параллели, эксперты советуют обратить внимание на дальность полета прототипа М20 — ОТР DF-12, которая превышает 400 км. Из чего напрашивается вывод, что локализация производства белорусской ОТР на отечественных предприятиях позволит существенно нарастить дальность ее действия. Но не более чем до 500 км, если Беларусь собирается соблюдать взятые на себя обязательства по ДРСМД, хотя США и Россия из него вышли.
Однако ограничения ДРСМД распространяются только на ракеты наземного базирования. И, следовательно, при желании белорусского руководства, многоцелевые боевые самолеты Су-30СМ, закупаемые у России, став носителями новой ОТР, могут дать нашей стране правовые основания для владения ракетами средней дальности (более 1000 км).
Тем более что, с технической точки зрения, это вполне реализуемо. Бортовое радиоэлектронное оборудование Су-30 имеет открытую архитектуру и позволяет достаточно просто осуществлять интеграцию в состав его бортового вооружения новых образцов боеприпасов. В том числе созданных на базе ОТР типа М20, высокоточных аэробаллистических ракет (АБР) класса “воздух – поверхность”.
В наземном варианте дальность белорусской ОТР, создаваемой на базе М20, оценивается в 300 км. В случае создания ее версии, предназначенной для воздушного базирования, дальность (как показывает опыт создания российской АБР “Кинжал” на базе ОТР “Искандер”) может возрасти до 1000 км и более. Что позволит отнести ее к ракетам средней дальности.
Как отмечал в свое время член экспертного совета коллегии ВПК России Виктор Мураховский, столь значительный прирост дальности, при смене наземного способа базирования на воздушный, связан с тем, что энергетический потенциал ракеты не расходуется в такой степени как раньше на преодоление силы земного притяжения. А скорость самолета носителя в момент старт АБР может превышать звука.
Реализация подобного проекта способна существенного повысить геополитический и военно-стратегический вес Беларуси в регионе Центральной и Восточной Европы.
Когда прилетит “Бусел”
При этом ряд экспертов считает, что приобретение нашей страной истребителей Су-30СМ может также дать дополнительный импульс работам по созданию собственной КР воздушного базирования большой дальности, о необходимости разработки которой было заявлено уже достаточно давно. Несмотря на всю сложность этой задачи, она сегодня не является невыполнимой. На данный момент в стране уже наработана достаточная научно-технологическая база для создания высокоточных боеприпасов такого класса.
Практически все элементы системы управления такими КР могут быть разработаны и изготовлены предприятиям отечественного ВПК. Узким местом является создание малогабаритного турбореактивного двигателя (ТРД). Так как изделий такой степени сложности белорусские заводы никогда не выпускали. Поэтому, когда возникла мысль о создании собственной КР, которая в СМИ получила название “Бусел” (“Аист”), сразу же встал вопрос о путях приобретения ТРД.
Первоначально в качестве приоритетного поставщика рассматривалоcь украинское ОАО “Мотор-Сич”, выпускавшее в советские времена ТРД для КР дальнего действия Х-55 (до 3500 км). Главная роль отводилась Украине еще и потому, что первые серийные КР этого типа собирались на Харьковском авиазаводе.
Однако заручиться поддержкой украинских предприятий в реализации проекта КР “Аист” не удалось. Комментаторы полагают, что одной из главных причин неудачи стало резкое ухудшение отношений Украины с союзной Беларуси Россией в результате событий 2014 года.
На некоторое время упоминания о проекте КР “Аист” исчезли со страниц СМИ. Однако не исключено, что нынешнее обострение геополитической и военно-стратегической ситуации в Восточной Европе может заставить военно-политическое руководство Беларуси его реанимировать.
Использовав в очередной раз в качестве технологического донора Китай, который, получив через Украину образцы КР советской разработки (а также двигатели к ним), в короткие сроки смог создать на их базе собственные версии этих ракет.
Если удастся вооружить подобными КР белорусские СУ-30СМ, то, учитывая относительно небольшие расстояния в Европе, можно будет сказать о приобретении нашей страной евростратегического оружия.
Читайте также:
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Песков: в Кремле довольны результатами переговоров Путина и Лукашенко
- Белорусские нефтепродукты не торопятся в российскую гавань
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает
- Песков сообщил о подготовке встречи Путина и Лукашенко