Экономические трудности и перманентные санкции со стороны стран Запада делают Россию безальтернативным поставщиком вооружения и военной техники для Беларуси. Что ставит Минск в еще большую военно-стратегическую и геополитическую зависимость от Москвы.

Прошлый год не стал значимой вехой в процессе переоснащения белорусской армии. По сравнению с 2019 годом, когда в войска поступили десятки новых либо модернизированных образцов вооружения, военной и специальной техники (в частности самолеты Як-130 и Су-30СМ), 2020 год в этом плане оказался значительно менее продуктивным. Поставки нового оружия и боевой техники сократились в разы, и все их можно перечислить по пальцам.

Так, 6 мая, в соответствии с контрактом, заключенным между министерством обороны Беларуси и корпорацией “Уралвагонзавод”, в вооруженные силы Беларуси поступила очередная партия модернизированных танков Т-72Б3 в количестве пяти единиц. Первая партия из четырех Т-72Б3 была передана в войска 2 июня 2017 года. Вторая, из десяти таких машин – 22 ноября 2018 года.

30 ноября новые образцы техники связи белорусского производства (в том числе радиорелейные станции “Сосна-2” и “Цитрус”) были переданы 74-му отдельному полку связи Западного оперативного командования. Это оборудование позволяет построить опорную сеть связи на всей территории в зоне ответственности Западного оперативного командования.

18 декабря в районе Барановичей на боевое дежурство по охране воздушного пространства страны заступил новый трехкоординатный трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) S-диапазона “Сопка-2”. ТРЛК российского производства позволяет в любых метеоусловиях уверенно обнаруживать летательные аппараты в радиусе 450 км, обобщать и анализировать информацию о воздушной обстановке.

Есть все основания полагать, что причиной замедления темпов перевооружения белорусской армии являются серьезные экономические трудности, которые испытывает страна на протяжении ряда последних лет. Ее руководству приходится постоянно выбирать между затратами на переоснащение вооруженных сил и вложениями в поддержание социальной стабильности. И оборонные нужды не всегда оказываются в приоритете. Однако кроме врагов внешних есть и враги внутренние.

Против гибридного супостата

23 ноября 2020 года министр обороны Беларуси Виктор Хренин в интервью телеканалу “Беларусь-1” заявил, что в будущем году для вооруженных сил страны, наряду с продолжением поставок истребителей Су-30СМ, в России будет закуплена первая партия из четырех вертолетов Ми-35М. Несколько раньше представители военного ведомства сообщили о заказе двух батальонных комплектов российских бронетранспортеров БТР-82А. Насколько можно понять, речь идет о контрактах, заключенных еще 24 августа в рамках форума “Армия-2020”.

По мнению некоторых наблюдателей, совсем не случайно то, что упомянутые контракты были заключены вскоре после начала в Беларуси массовых протестов против официальных результатов президентских выборов. Власти расценили эти волнения как пролог гибридной войны и решили усилить новым вооружением армейские подразделения, которым отводится ведущая роль в ведении боевых действий гибридного характера. Соглашениям о закупках военного имущества, которые ранее откладывались из-за финансовых трудностей, снова был дан ход. Прежде всего, это касается средств мобильности и огневого поражения, расширения парка боевых вертолетов и колесных бронированных машин с высокой огневой мощью.

Ми-35М – это глубокая модернизация знаменитого транспортно-боевого вертолета Ми-24, который получил в войсках характерное прозвище “Крокодил”. Как и его предшественник, Ми-35М предназначен для поражения бронетанковой техники, огневой поддержки войск, высадки десанта и эвакуации раненых. Он вооружен несъемной подвижной установкой НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л. Вертолет может нести: восемь противотанковых управляемых ракет “Атака-М” и “Штурм-В”; два или четыре блока Б8В20-А с неуправляемыми авиационными ракетами типа С-8 калибра 80-мм; два подвесных контейнера УПК-23-250, оснащенных пушками ГШ-23Л.

БТР-82А является дальнейшим развитием конструкции БТР-80 и обладает более высокими тактико-техническими характеристиками: 14,5-мм пулемет КПВТ заменен на 30-мм автоматическую пушку 2А72; за счет установки двигателя КамАЗ 74014-300 мощностью 300 л. с. значительно возросли маневренность и проходимость; к основной противопульной броне добавлена внутренняя противоосколочная кевларовая защита; на 20% усилена противоминная защита за счет применения специальных, поглощающих энергию взрыва, ковриков.

Здесь, очевидно, уместно будет отметить, что первая попытка белорусских военных закупки БТР-82А была неудачной. В сентябре 2015 года на выставке Russia Arms Expo-2015, которая проходила в Нижнем Тагиле, между Беларусью и Россией уже подписывалось соглашение о поставке вооруженным силам наше страны 32 таких бронетранспортеров. Но оно так и не было реализовано. И хотя причина отмены сделки официально не была оглашена, скорее всего, дело уперлось в финансирование. Так как цена каждого БТР по белорусским меркам была немаленькой – 900 тыс. “зеленых”.

Конечно, нет полной уверенности в том, что на этот раз многострадальный контракт будет реализован, ведь экономическая ситуацию в нашей стране, как минимум, не улучшилась. Однако, часть экспертов полагает, что на этот раз деньги найдутся и все пройдет гладко. Уроки массовых волнений после выборов будут учтены и белорусские власти, вряд ли, решатся экономить на расходах по обеспечения безопасности страны.

Между тем ряд фактов позволяет говорить о том, что и в самой России меняется отношение к поставкам современных вооружений в Беларусь. Если раньше Москва, мягко говоря, с неохотой шла навстречу Минску в данных вопросах, то теперь “добро” на более лояльный подход к нуждам союзника дано на самом высоком уровне.

Аттракцион невиданной щедрости

15 сентября 2020 года, принимая в Минске министра обороны России Сергея Шойгу, президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что на встрече со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Сочи просил его поставить новейшие вооружения. “Я также просил президента России о некоторых типах вооружений. Сказал ему, что когда вы приедете, мы посмотрим, что и где нам надо реально укрепить в плане Союзного государства”, — сказал он.

Это заявление породило оживленную дискуссию в сети. В ходе которой ее участниками были высказаны различные соображения относительно того, какие именно вооружения мог запросить Лукашенко у Владимира Путина.

Интрига длилась достаточно долго и только недавно стало более-менее ясно, о чем могла идти речь. Согласно заявлению командующего войсками ПВО и ВВС Беларуси генерал-майора Игоря Голуба, белорусские военные ведут работу по подготовке контрактов на закупку в России зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 с целью замены ими имеющихся сегодня в войсках ЗРК С-300.

Практически все эксперты согласны в том, что поставка Минску ЗРК С-400 значительно повысит обороноспособность не только Беларуси, но и России. Размещение самых современных на сегодняшний день ЗРК на территории Гродненской, Брестской и Минской областей даст российскому командованию выигрыш во времени до 10 минут, чтобы привести в боевую готовность свои средства ПВО в районе Смоленска и Подмосковья.

В свете чего возникает законный вопрос: почему столь важное в плане усиления ПВО Союзного государства мероприятие не было осуществлено раньше? Ведь запросы на поставку ЗРК С-400 Минск отправлял в Москву, начиная с 2007. И всякий раз там отвечали отказом, ссылаясь на нехватку (по причине дефицита производственных мощностей) этих комплексов для перевооружения собственной ПВО.

Согласно мнению официальных кругов, добиться прогресса в этом вопросе “помогла” активизация военных приготовлений на территориях соседних с Беларусью стран-участниц НАТО. Часть независимых экспертов, соглашаясь с этим тезисом, главной причиной внезапной щедрости российского руководства по отношению к своему ближайшему союзнику считает приобретение Польшей американских истребителей F-35. Ведь ЗРК С-300 белорусской ПВО не в состоянии защитить Москву от удара этих самолетов-невидимок. Говорят и о том, что продажа ЗРК С-400 является жестом поддержки Кремля лично Лукашенко в трудный для того момент.

Чем будем платить, господа?

Однако никто из высказавшихся не смог дать более-менее внятного ответа на вопрос, каким образом Беларусь будет рассчитываться за комплексы, стоимость каждого из которых практически равняется годовому оборонному бюджету нашей страны.

По мнению главного редактора российского издания Национальная оборона Игоря Коротченко, непреложным является то обстоятельство, что “подобного рода поставки должны осуществляться исключительно на коммерческих условиях», даже если получит скидку к цене. Продажа может быть оформлена на условиях бартера. Взамен ЗРК С-400 Беларусь может поставить свою продукцию военного назначения, “к примеру, шасси Минского завода колесных тягачей для российских подвижных ракетных комплексов”.

Вряд ли предложение Игоря Коротченко принять в качестве оплаты ракетные шасси МЗКТ является спонтанным. На данный момент уже вполне очевиден провал проекта “Платформа-О” Камского автозавода, который предусматривал создание подобной российской автотехники. И у высшего военно-политического руководства РФ нет другого способа, чтобы до 2023 года перевооружить все дивизии РВСН, оснащенные еще советскими мобильными ракетными комплексами “Тополь”, на новейшие “Ярс”, кроме как использовать минские транспортеры МЗКТ-79221.

Однако самые простые расчеты показывают, что даже суммарной стоимости всех колесных шасси, необходимых для перевооружения РВСН РФ, даже близко не хватает, чтобы Беларусь могла рассчитаться за 2-4 дивизиона ЗРК С-400, о поставке которых идет речь. Ведь стоимость каждого из них составляет 700-800 млн долларов.

Следовательно, на непогашенную часть стоимости ЗРК будут оформлены долгосрочные обязательства Минска перед Москвой. Платить по которым будет уже не Александр Лукашенко, а его преемники. Причем не деньгами или бартером, а усилением зависимости от старшего брата.

Но, как мы видели выше, заключены контракты на покупку не только С-400, но и других, не самых дешевых, российских вооружений. Более того, как стало известно из сообщения белорусского военного ведомства, в 2021 году планируется заключить контракт на поставку очередной партии из 4 многоцелевых истребителей Су-30СМ. Уже законтрактовано 8 самолетов из 12 предполагаемых к поставке, 4 из них поступили в Беларусь в 2019 году. По данным российских СМИ, всего нашей стране придется заплатить за сами истребители, наземное оборудование и вооружение к ним порядка 600 млн.

И уже известно, что рассчитываться мы будем за счет долгосрочного кредита.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,