23.11.2020, 0:27
Подвижные грунтовые ракетные комплексы: И никакого СНВ не надо
Продукция Минского завода колесных тягачей позволяет России в короткие сроки и по приемлемой цене обновлять свой потенциал стратегического сдерживания новыми мобильными ракетными комплексами.
По словам заместителя главы МИД РФ Сергея Рябкова, заявления властей США по поводу продления Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) приводят к выводу, что нынешняя американская администрация решила не продлевать его. И это, судя по всему, не стало большой неожиданностью для российской стороны. “Не хотят и не надо. Пусть не продлевают,” – отметил Рябков.
Когда гарантированное уничтожение – залог мира
Напомним, Договор СНВ-3 был заключен 5 февраля 2010 году между Российской Федерацией и Соединенными Штатами и предусматривает взаимное сокращение сторонами ядерных боевых зарядов до 1550 единиц и их носителей стратегической дальности до 700 единиц. Срок действия этого документа истекает 5 февраля 2021 года. По обоюдному согласию он может быть продлен, однако, по словам С.Рябкова: “… Мы делаем вывод, что достижение той или иной базовой договоренности на нынешнем отрезке, мягко говоря, под вопросом”.
Но достаточно спокойное отношение к событию, обещающему стать знаковым для всего мира, характерно не только для ведущих представителей дипкорпуса, но и знаковых персон ВПК. Как заявил не так давно генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов, под руководством которого был разработан ряд межконтинентальных баллистических ракет наземного и подводного базирования (“Тополь”, “Тополь-М”, “Ярс” и “Булава”), если Москва и Вашингтон не продлят СНВ-3, это не будет означать приближения начала третьей мировой войны.
По его словам, в истории взаимоотношений России и США были прецеденты, когда действие договоров между ними официально заканчивалось, но при этом стороны по взаимному согласию продолжали соблюдать их условия. Мощнейшим фактором сдерживания агрессивности государств выступает ядерное оружие.
Москва на сегодняшний день обладает избыточным потенциалом стратегических ядерных сил и не предполагает его сокращать. Напротив, к 2024 году должно произойти полное обновление мобильной группировки Российских войск стратегического назначения (РВСН) за счет подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) “Ярс”.
По мнению экспертов, столь высокая динамика модернизации мобильной компоненты РВСН во многом объясняется вниманием, которое президент РФ Владимир Путин проявляет к данному вопросу. Открывая 15 мая 2018 года совещание с российским генералитетом, он призвал не снижать темпов перевооружения полков, оснащенных ПГРК “Тополь” (отслужившими установленные сроки), на новейшие ПГРК “Ярс”. Так как это имеет “ключевое значение для обороны и безопасности” государства.
Причина столь пристального внимания российского лидера именно к ПГРК становится понятной, если принять во внимание высказывания командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева. По его словам: “подвижные комплексы при грамотной организации мер по обеспечению их скрытности становятся невидимыми. При этом ресурсы по дальнейшему наращиванию скрытности и живучести подвижной группировки Ракетных войск далеко не исчерпаны”.
Подвижный – значит живой
Обращаясь к истории вопроса, следует напомнить, что о создании мобильной альтернативы межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР) шахтного базирования военно-политическое руководство СССР задумалось более пятидесяти лет назад. Когда стало ясно: в условиях угрозы превентивного удара со стороны потенциального противника живучесть таких МБР будет постоянно падать, ввиду непрерывного совершенствования ядерных средств нападения (к настоящему времени уязвимость шахтных МБР усугубилась еще больше за счет ускорения темпов разработки высокоточного неядерного стратегического оружия).
Расчеты показывали, что советская шахтная пусковая установка (ШПУ) даже с высокой степенью инженерной защищенности могла быть поражена одним ядерным боевым блоком американских ракет, а двумя боевыми блоками – уничтожена с вероятностью, близкой к единице. Причем, сколь-нибудь заметное повышение инженерной защищенности ШПУ требовало значительных издержек, давая при этом непропорционально малый, относительно понесенных затрат, прирост живучести. Что делало мероприятия подобного рода нецелесообразными.
В связи с чем военно-политическим руководством Советского Союза был взят курс на оснащение РВСН мобильными ракетными комплексами, обладающими повышенной живучестью ввиду: возможности рассредоточения, маневра, ухода из-под удара, движения по протяженному маршруту патрулирования, маскировки применительно к условиям местности. А следовательно, неопределенности местоположения комплекса для потенциального противника на момент нанесения им удара.
Постановление правительства СССР о начале создания ПГРК, получившего наименование “Тополь” (SS-25, Sickle – “Серп” по обозначению НАТО), было принято 19 июля 1977 года. Его массовое развертывание в середине 80-х годов позволило не только решить проблему живучести группировки РВСН в условиях нанесения первого ядерного удара потенциальным противником, но и создать мощную группировку для нанесения ответно-встречного удара. МБР ПГРК “Тополь” позволяет доставить моноблочную боевую часть мощностью 550 килотонн в тротиловом эквиваленте на расстояние более 10 тыс. км. Поэтому уже вскоре на долю “тополей” пришлось более 50% потенциала необходимого для нанесения ответно-встречного удара.
Колесницы Судного дня из Минска
Однако столь эффективное оружие стратегического сдерживания не удалось бы создать, если бы в 1954 году на Минском автомобильном заводе не было организовано отдельное производство специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ) военного назначения (в 1991 году на его базе был создан Минский завод колесных тягачей – МЗКТ). Где было налажен серийный выпуск СКШТ созданных коллективом конструкторов под руководством Бориса Шапошника.
В этих машинах был воплощен целый ряд новаторских проектных решений. Как то: применение двигателей большой мощности, гидромеханических трансмиссий, двухскоростных раздаточных коробок, двухступенчатых приводов мостов с планетарной колесной передачей, разрезных мостов с независимой торсионной подвеской, широкопрофильных большегрузных шин с регулируемым давлением, двух и более управляемых осей. А также, что очень важно для вездеходной техники, были использованы дифференциальные схемы привода колес, включающие самоблокирующиеся и блокируемые межосевые и межколесные дифференциалы.
Эксплуатация в войсках показала, что автономные пусковые установки (АПУ) размещенные на минских СКШТ по своим характеристикам, практически всегда (кроме редких случаев), существенно превосходили аналоги на гусеничных шасси. И по уровню вибрации при движении по участкам местности с различным рельефом, и по долговечности ходовой части, и по экономической эффективности, а также по удельной трудоемкости обслуживания.
Все эти достоинства в полной мере присущи и 7-осным колесным шасси для ПГРК “Тополь” (МАЗ-7912 и МАЗ-7917), разработка которых была начата в 1975 году. Оба этих транспортера (и, соответственно, АПУ на их базе) обладают способностью передвигаться по всем видам дорог и разведанной местности, преодолевать брод в 1,1 м. До 1985 года было изготовлено 100 шасси МАЗ-7912, с 1985 их сменили машины МАЗ-7917, которых было выпущено 402 единицы.
К настоящему времени срок службы ПГРК “Тополь” подходит к концу. Первоначально их планировалось заменить моноблочным комплексом “Тополь-М”, который был принят на вооружение в 1997. Но затем, в связи с обострением отношений с США, предпочтение было отдано многозарядному ПГРК “Ярс”, который начал поступать в войска в 2011 году.
Ядерная ракета сдерживания
Последний, при всей внешней схожести с предшественниками, обладает целым рядом новых технических характеристик затрудняющих противодействие ему. А именно: сокращенным разгонным участком полета ракеты, имеющей более прочную и легкую конструкцию, более мощные двигатели и приборы управления способные работать при значительных перегрузках, а также стелс-покрытие корпуса. “В ракете комплекса “Ярс” реализованы варианты противоракетного траекторного маневра для уклонения от перехватчиков ПРО космического базирования,” – отмечает генерал Каракаев
Согласно данным открытых источников информации, стратегический боеприпас “Ярса” имеет от 3 до 6 маневрирующих боевых блоков индивидуального наведения мощностью порядка 50-500 килотонн каждый и современные комплексы преодоления ПРО. Дальность стрельбы ПГРК “Ярс” соответствует аналогичному показателю “Тополь-М”.
При этом, по словам командующего РВСН РФ, “Ярс”, в отличие от комплексов “Тополь” и “Тополь-М”, обладает гораздо большими возможностями по использованию территории позиционного района. “Конструктивные особенности “Ярса” позволяют проводить пуски с площадок на которых “Тополь” мог нести дежурство только после специального дооборудования.” Сергей Каракаев особо отметил, что высокая мобильность ПГРК “Ярс” обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными ракетными комплексами, координаты которых хорошо известны.
Между тем переоснащение дивизий, вооруженных ПГРК предыдущих поколений, на ракетный комплекс “Ярс” было начато не только по техническим, но и по экономических соображениям. Во-первых, потому что при этом используется значительная часть имеющейся инфраструктуры позиционных районов и военных городков. Во-вторых, из-за отсутствия необходимости массового переучивания боевых расчетов и вспомогательного персонала. Как результат, удалось не только в два раза снизить затраты на ввод ПГРК “Ярс” в состав группировки РВСН, но значительно ускорить темпы ее переоснащения.
Исходя из вышеизложенного, можно с полным основанием сказать, что Юрий Соломонов ничуть не преувеличивает, называя “Ярс” самым современным российским вооружением, отвечающим “самым жестким, самым передовым требованиям, которые предъявляются к оружию такого класса”. Благодаря вводу в строй этого ПГРК российской армии удалось вырваться вперед в области создания наземных стратегических вооружений.
Попробуй замени
И тут хотелось бы напомнить: в значительной степени это достижение стало возможным благодаря тому, что большинство элементов ПГРК “Ярс” (как и “Тополь-М”) размещаются на шасси производства Минского завода колесных тягачей. А самый важный элемент комплекса – АПУ с ракетой – несет транспортер МЗКТ-79221 (16х16). Машина оснащена дизельным двигателем ЯМЗ-847 мощностью 800 л. с. Радиус поворота составляет 18 м, 3 передних и 3 задних оси — управляемые, полная масса установки составляет 121.300 кг.
Примечательно, что в начале 90-х годов, параллельно с разработкой прототипа шасси МЗКТ-7922 традиционной схемы, было сконструировано шасси МЗКТ-7923 (16х16) c электромеханической трансмиссией (ЭМТ), где электромоторы были встроены в ступицы каждого из 16 колес. Представители Минобороны России признали эту схему неперспективной для практического использования и прекратили ее финансирование. А на базе МЗКТ-7922 был создан образец для серийного производства МЗКТ-79221.
Отметим, что схема с мотор-колесами вновь была использована 15 лет спустя разработчиками Камского автомобильного завода при создании СКШТ семейства “Платформа”. Которые должны были заменить в российской армии аналогичную белорусскую продукцию, в том числе и шасси МЗКТ-79221. При этом, соображения специалистов по военной автотехнике, отдавших в свое время пальму первенства СКШТ традиционной схемы, не были приняты во внимание. Что изначально предопределило неудачу проекта “Платформа”.
В теории у СКШТ с ЭМТ есть целый ряд преимуществ перед машинами традиционной конструкции. Но эти гипотетические преимущества целиком нивелируются их недостаточной надежностью в эксплуатации и низкой живучестью в условиях применения современных средств поражения. Наиболее критичной для СКШТ с ЭМТ в боевых условиях является их высокая уязвимость перед воздействием электромагнитного импульса (ЭМИ) поражающего электронную аппаратуру, электроприборы и линии электропитания.
Что в случае применения потенциальным противником ядерного оружия лишит ПГРК главного преимущества – мобильности. Причем мощный ЭМИ может генерироваться не только в результате ядерного взрыва. Сегодня компактные генераторы ЭМИ размещаются на обычных и высокоточных средствах доставки.
Из чего с неизбежностью следует вывод: СКШТ с ЭМИ для размещения систем вооружения, и ПГРК в первую очередь, не пригодны, так как конструктивные особенности этих машин делают невозможным их применение в реальных боевых условиях. Таким образом, все принимаемые на вооружение РВСН РФ ПГРК “Ярс” будут базироваться на шасси МЗКТ-79221.
Для справки: Ракетный полк мобильных комплексов «Ярс» состоит из подвижного командного пункта (ПКП), трех ракетных дивизионов (РДН) по 3 АПУ в каждом (всего 9 АПУ в каждом ракетном полку), машин обеспечения боевого дежурства (МОБД), а также машин инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ).
Автономная пусковая установка 15У175М подвижного комплекса состоит из ракеты 15Ж55М, помещенной в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на колесном шасси МЗКТ-79221.
Межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 комплекса «Ярс» представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету.
Ракета имеет инерциальную систему управления полетом. Всю информацию обрабатывает бортовой вычислительный комплекс, который может корректировать полет с учетом информации от навигационных спутников системы ГЛОНАСС.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает