4.11.2017, 10:08
«1917. Революция. Россия и Европа»
НОВОСТИ ГЕРМАНИИ

Фото moz.de
Выставка, посвященная 100-летию русской революции, открылась в Немецком историческом музее в Берлине.
— Тема выставки – русская революция и ее последствия для стран Европы, — рассказала порталу БЕЛРЫНОК куратор выставки, д-р Кристина Янеке. – Мы хотим показать посетителям музея, какое влияние и значение для европейских стран и всего мира имела русская революция, как развивались страны Европы, в первую очередь Германия, в ХХ в., почему произошла поляризация мира и т. д. Революция в России – это не начало и не причина разделения мира в ХХ в, но, с другой стороны, без нее не было бы Советского Союза, а без Советского Союза не было бы такого противостояния между ним и странами Западной Европы и США, не было бы разделения Германии после Второй мировой войны. И мы хотим объяснить, почему нам обязательно надо знать об этом. История, как известно, не повторяется, но всегда стоит ее изучать и попытаться разобраться в происходивших событиях хотя бы для того, чтобы поменьше ошибок делать в будущем.
— Революцию 1917 г. можно назвать катастрофой, особенно с учетом последовавших за ней событий, унесших миллионы жизней?
— Мне кажется, то, что произошло в 1917 г., невозможно трактовать однозначно, и мы постарались это отразить в экспозиции. Революции совершаются с романтической верой в светлое будущее, но впоследствии иллюзии рушатся. Мне нравится высказывание русского писателя Михаила Пришвина, которую мы включили в каталог выставки. Он очень умно и эмоционально описал свое ощущение от революции. Пришвин писал, что есть что-то хорошее в революционном процессе, но в нем есть и много страшного, и в совокупности это создает образ революции. Для нас его слова стали лейтмотивом выставки, и мы хотим показать посетителям, что единой для всех русской революции не было.
Условно говоря, были разные революции: революция для деревни отличалась от революции для города, революция для национальных окраин – от революции для русских и т. д. Плюс к этому весь процесс был амбивалентным в том смысле, что одним группам он принес освобождение и эмансипацию, например, рабочим, женщинам, в определенной степени евреям, представителям других национальностей, живших в Российской империи. Но для других это была, действительно, катастрофа — для буржуазии, дворянства, представителей духовенства и партий эсеров и меньшевиков, многих представителей интеллигенции и зажиточного крестьянства. Практически все они и не смогли жить в новой системе. Одни уехали или были высланы, другие были расстреляны или попали в лагеря.
Мы рассказываем истории этих людей и тех, кто приехал в Советский Союз из других стран, в первую очередь Германии, с романтическим стремлением принять участие в строительстве социалистического общества. Среди них был художник и писатель Хайнриг Фогелер. Он несколько раз посещал Советский Союз, потом переехал на постоянное жительство, а в 1941 г его как немца депортировали в Казахстан, где он вскоре скончался. Переезжали в СССР немецкие коммунисты, немецкие рабочие. Переехала группа немецких архитекторов, чтобы строить дома и города будущего. Мы рассказываем и о судьбе Фрица Платтена, друга Ленина. Это социал-демократ, который организовал поездку Ленина из Цюриха в Петроград. Позже он сам переехал в СССР, основал сельскохозяйственную коммуну, долго там жил, потом попал в лагерь и погиб.
Уже к концу 20-х гг. стало очевидно, что все мечты и надежды, порожденные революцией, несбыточны. Это хорошо видно по тому, как развивалось искусство, и это представлено в одном из залов музея. В первые послереволюционные годы мы видим работы разных направлений, активно работают такие художники, как Александр Родченко, Эль Лисицкий, а к концу 20-х гг. такие художники, как, например, Вера Мухина или Константин Юон, Георгий Ряжский, Кузьма Петров-Водкин уже не смогли свободно работать и вынуждены были создавать произведения в стиле соцреализма.
— На что обращают внимание посетители выставки?
— В первую очередь – на экспонаты, и этому есть причины. Дело в том, что в Немецком историческом музее значительную часть стационарной экспозиции занимают документы, фотографии, распечатанные материалы, а на этой выставке представлено много предметов, показывающих быт и культуру начала ХХ в., в том числе произведения искусства, и это несколько неожиданно для посетителей.
Особая черта выставки — коллекция очень интересных и эмоциональных предметов. В частности, из Государственного исторического музея в Москве мы получили экспонаты, рассказывающие о времени до революции. Это одежда, предметы быта разных сословий, церковные принадлежности; есть кусочек броненосца «Князь Потемкин-Таврический», на котором в 1905 г. вспыхнуло восстание, камни из мостовой на Красной Пресне в Москве, того места, которое в декабре 1905 г. стало центром вооруженного восстания. Из Музея политической истории в Санкт-Петербурге мы получили знамя, которое можно увидеть на фотографии большой демонстрации в феврале 1917 г. Такие экспонаты дают посетителям ощущение близости событий.
Сильное эмоциональное воздействие оказывают и произведения искусства, которое посетители музея меньше всего ожидают увидеть на исторической выставке. Дореволюционный период представлен произведениями русского авангарда, созданными после революции 1905 г. Это работы Натальи Гончаровой, Владимира Татлина, Казимира Малевича, Натана Альтмана, Василия Кандинского. Есть работа передвижника Григория Мясоедова «Земство обедает». Эта картина написана значительно раньше, в 1872 г., но земство – важная тема для России этого периода.
Период между революциями 1905 г. и 1917 г. — это прорыв русского искусства не только в искусствоведческом плане, но и в историческом смысле. Мы ходим показать, что после революции 1905 г. возникли новые темы для художников, а плюс к этому в процессе искусства в большей степени стали принимать участие женщины, Наталья Гончарова, например; стала отражаться еврейская культура, и хороший пример – Н. Альтман.
Период после революции 1917 г. представлен работами А. Родченко, Э. Лисицкого, К. Юона, Г. Ряжского, К. Петрова-Водкина и других. Это громкие имена в изобразительном искусстве, и их активная деятельность говорит нам о том, что очень значительные фигуры поддерживали Октябрьскую революцию. Причем, поддерживали они ее не только как художники, но и стремились распространять идеи революции на все сферы жизни. Например, у нас есть «революционный» фарфор, образцы моды того времени, представлены новые перспективы развития архитектуры, например, проекты Алексея Щусева. Разумеется, представлены и книги. Все это в комплексе дает понимание посетителям, что идея революции не была только идеей Ленина и большевиков; в 20-е годы практически все общество жило этими идеями и продвигало их.
— Вы упомянули экспонаты из двух российских музеев. Сколько экспонатов и из каких музеев вошли в экспозицию? Как организована работа выставки?
— Всего на выставке в четырех залах представлено более 500 экспонатов. Из них 180 – из российских музеев, около ста – из Немецкого исторического музея, остальные – из европейских музеев. Общая площадь экспозиции – около 1,1 тыс. кв. м.
Наши главные партнеры в России – Государственный исторический музей, Музей современной истории в Москве, Третьяковская галерея, Музей политической истории в Санкт-Петербурге. Кроме этого, мы взяли репродукции и материалы из других музеев, в частности, Музея архитектуры имени Щусева, Государственного музей истории российской литературы имени В. И. Даля, музея в Екатеринбурге, разных библиотек.
На выставке также представлены экспонаты из музеев Англии, Франции, Италии, Польши, Венгрии и, конечно же, Германии, потому что это именно те страны, на примерах которых мы показываем влияние русской революции на другие европейские страны. Немецкое искусство представлено произведениями из Берлинской картинной галереи, Берлинского гравюрного кабинета, художественных музеев Берлина и Дрездена, из художественного музея Бохума, из музея Георга Кольбе, Музея земли Баден в Карлсруэ. Среди работ из этих музеев – произведения Казимира Малевича, Наума Габо, Георга Кольбе, агитационный фарфор; Немецкий исторический музей представлен работами Макса Пехштейна.
Кроме этого, есть экспонаты из исторических музеев в Минске и Киеве. После Первой мировой войны и Гражданской войны в России стало активизироваться национальное движение, и это привело к тому, что стали возникать национальные республики, которые попробовали стать самостоятельными. В качестве примера национального движения мы выбрали Беларусь и Украину.
Из Национального исторического музея в Минске у нас представлены копии документов, фотографии первого правительства Белорусской Народной Республики (БНР) и членов Слуцкого восстания, карта БНР. Есть также почтовые марки БНР из частной коллекции. Из Национального исторического музея в Киеве для выставки нам передали фотографии того периода, плакат 1922 г. и Четвертый Универсал Центральной Рады.
Также есть фильмы из Национального архива кино— фотодокументов Украины и Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске. Эти фильмы – часть выставки, они демонстрируются или на экранах, или на стенах музейных залов. Также одновременно с выставкой в кинозале музея демонстрируется программа фильмов 20-х гг.
Обычно в Немецком историческом музее преобладает публика средних лет, которые интересуются историей, есть еще группы туристы, потому что музей находится в центре города, и его сложно обойти вниманием, и есть группы школьников, для которых проводятся специальные экскурсии. Мы надеемся, что благодаря выставке «1917. Революция. Россия и Европа» аудитория посетителей расширится. Все материалы представлены на немецком и английском языках, есть аудиогиды, в том числе и на русском языке, подготовлены специальные материалы для преподавателей. Плюс к этому на выставке работает группа коллег, которые ответственны за коммуникацию с посетителями, которые плохо видят и плохо слышат или не слышат вообще.
Также работает инфокиоск, благодаря которому можно узнать, какое влияние оказала русская революция на разные страны мира, и какой отклик она нашла у жителей Китая, Индии, Кубы и других стран, где появились коммунистические партии, активизировалось рабочее движение, происходили локальные революции.
Выставка «1917. Революция. Россия и Европа» в Немецком историческом будет работать до 15 апреля 2018 г. Приезжайте в Берлин.