• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Программу традиционного фестиваля японской культуры «Японская осень в Беларуси»  дополнила выставка «Страна Ямато в японской и европейской гравюре XVII–XIX вв.».

В экспозиции представлено около 50 гравюр японских и европейских художников из частного собрания коллекционера Виктора Лукьянова (Минск). Накануне официального открытия выставки он рассказал БЕЛРЫНКУ о представленных на ней произведениях.

— Так совпало, что выставка удачно вписалась в контекст традиционной культурной акции «Японская осень в Беларуси», которую проводят Посольство Японии в Беларуси и Японский фонд. В ее рамках параллельно с выставкой гравюры в Национальном художественном музее демонстрируется выставка японской графики 70-х гг., и посетители могут сопоставить современное японское искусство с традиционным.

В экспозиции более 50 экспонатов. Около половины работ – это японская гравюра, в основном, второй половины XIX в.; вторая часть выставки — европейская гравюра XVII-XIX вв. Таким образом, мы можем сравнить, условно говоря, взгляд японских художников на жизнь в стране и одновременно взгляд европейцев на Японию, увидеть, насколько разным было это восприятие. С одной стороны это практически документальное отображение японской реальности западноевропейскими мастерами,  с другой — жизнерадостное многоцветие японской гравюры жанра укиё-э, отражающего картины повседневной жизни городского сословия.

На выставке также есть несколько работ, выполненных в технике «фотохром»; это промежуточная технология на стыке литографии и фотографии. В 1890-х гг. фотохром был очень популярен, и тогда же во Франции был издан альбом, работы из которого  могут увидеть посетители музея. На них изображены, например, посев риса, переезд японской семьи из одного дома в другой, семейный ужин.

Интерес европейцев к Японии вполне объясним: долгое время страна была закрытой для иностранцев. Первые европейцы появилсь там в XVI в., это были миссионеры. В начале XVII  в. правивший тогда сёгун Токугава Иеясу был заинтересован в международном товарообмене и разрешил торговать в Японии представителям Голландской Ост-Индской компании. Правда, в силу внешних и внутренних причин  довольно скоро страна перешла к политике практически полного изоляционизма. В 1639 году был издан указ, запрещающий американским и европейским кораблям прибывать в Японию. Исключение было сделано только для голландцев, которым было дано право торговать на искусственном острове Дэдзима в Нагасаки.

В XVII в. в Голландии была издана книга о Японии, богато оформленная гравюрами художников, делавших зарисовки японской жизни с натуры во время своего пребывания в этой стране. Несколько гравюр из этого издания представлены на выставке. Кроме того, что это самые ранние по времени работы, это еще и удивительно реалистичное изображение жизни Японии того периода.

Исторический период Эдо, время правления клана сёгунов Токугава, длился в Японии с 1603 по 1868 год, а затем начинается период Мейдзи, который ознаменован отказом Японии от самоизоляции. Император из номинального становится реальным правителем, в стране начинается процесс трансформации и сближения с Западом. В Японии стали появляться европейские новинки техники, японцы начали носить европейскую одежду. И художники тоже стали перенимать традиции европейской живописи. А, с другой стороны, японское искусство также оказало сильное влияние на европейских художников, которых манила эта загадочная страна. Можно сказать, что в период Мэйдзи, который длился до 1912 года, происходило своего рода взаимопроникновение и взаимовлияние культур.

— Чем  привлекает японская гравюра второй половины XIX в.?

— Помимо того, что этот период был очень интересным в истории Японии, что нашло отражение в работах художников,  именно в это время гравюры стали многокрасочными и давали более полное представление о повседневной жизни страны.

На выставке представлены практически все традиционные жанры укиё-э. Изображения той или иной сцены, тех или иных персонажей выделяются в особые направления. Например, картинки с красавицами – это бидзин-га, с воинами — муся-э, пейзажей — фукэй-га, портреты популярных актеров — якуся-э и т. д.

Согласитесь, чем более полно отражена в таких работах цветовая гамма, тем более полное представление такие гравюры дают о предмете изображения. Дело в том, что в Японии эти изображения часто использовались в качестве рекламы или в пропагандистских целях. Гравюры с красавицами рассказывали о  тенденциях моды; своего рода афишами были гравюры с актерами традиционного японского театра Кабуки. В 1895 г. Япония одержала победу в войне против маньчжурской империи Цин, и гравюры с изображением военных действий, видимо, использовалось для поднятия боевого духа японцев. Одна из таких работ есть в экспозиции.

Стиль укиё-э зародился в конце XVI в., и во второй половине XIX в. постепенно стал выходить из моды; гравюры начала заменять фотография. А в Западной Европе и США они стали очень популярны, и были источником вдохновения для таких европейских художников, как, например, Клод Моне и Винсент Ван Гог.

— Что побудило Вас заняться коллекционированием японской гравюры?

—  Кроме того, что я работаю в компании, имеющей японские корни, толчком стала поездка в 2014 г. в Японию в год празднования двухсотлетия со дня рождения Иосифа Гошкевича, нашего земляка, уроженца Речицкого уезда. Это был уникальный человек с широчайшими познаниями во многих областях – теологии, естествознании, лингвистике. Он был автором первого японско-русского словаря, составленного им с помощью японца Тацибана-но Коосай. Гошкевич был первым консулом Российской империи в Японии и фактически «открыл» ее для России. Юбилей И. Гошкевича был внесен в перечень памятных дат ЮНЕСКО и отмечался в Японии  довольно широко, что способствовало расширению знаний среди японцев о нашем земляке,  безусловно, достойном уважения.

После поездки в Японию я стал глубже интересоваться японской культурой. Она многообразна, и очень непохожа на белорусскую культуру. В ней переплетаются и гармонично сосуществуют различные направления, базирующиеся на анимизме, синтоизме, буддизме. В Японии буквально все проникнуто любовью к природе и наслаждением от созерцания явлений, в ней происходящих. Примером этого может служить традиция о-ханами — любование цветением вишни и сливы. И в японской гравюре это тоже прослеживается.

— Ваша коллекция требует специального хранения, особого обращения?

— В общем, да, это необходимо. Основные правила – чистота, соблюдение температурного и влажностного режимов. Кроме этого, гравюры должны быть в развернутом состоянии. Пока это удается делать, но сотрудники музея строго сказали, чтобы я больше внимания уделял хранению шедевров.

— Как долго будет демонстрироваться выставка в Национальном художественном музее?

— До конца октября. Несмотря на то, что официальное открытие состоялось 5 октября, для посетителей музея выставка была доступна с 29 сентября. Я благодарен за подготовку выставки куратору Елене Владимировне Сенькевич и сотрудникам отдела русской и зарубежной культуры Юрию Лытко и Никите Моничу.

Насколько я знаю, в музее пока нет отдельной коллекции японской гравюры, она только формируется. И после закрытия выставки собираюсь подарить один из экспонатов музею в честь грядущего юбилея, который будет отмечаться в 2019 г.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 11-16 ноября

Курс доллара на БВФБ может снова уменьшиться, но не так значительно, как на прошедшей неделе, то есть всего на 0-0,5%. Курс евро может опуститься примерно на такую же величину, а вот российский рубль, скорее всего, подешевеет в большей степени. В начале прошедшей недели средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и ожидалось, снизился, затем

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает

Мы по-прежнему уделяем большое внимание оценке рисков, связанных с динамикой заработной платы — глава Нацбанка

Нациоанльный банк распространил заявление Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь по итогам заседания Правления 6 ноября 2019 года. Приводим текст полностью: Сегодня на заседании по денежно-кредитной политике Правление Национального банка приняло два решения. Первое – снизить с 20 ноября ставку рефинансирования с 9,5 до 9 процентов годовых. Второе решение касается ставок Национального банка по операциям

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает

Военно-политическая ситуация: Коридорные страхи

Западные СМИ вновь обеспокоены судьбой Сувалкского коридора — небольшого участка земли между Польшей и Литвой, захватом которого Россия в случае начала войны может отсечь Балтию от остальных стран НАТО. Однако информационная компания может стать одним из факторов обострения военно-политической ситуации в нашем регионе. На днях американское издание The Daily Beast опубликовало статью из которой следует,

Игорь ЮШКОВ: «Российские чиновники сейчас явно предлагают Беларуси: дайте нам что-то большее, чем интеграционные карты»

О проблемных вопросах в отношениях между Беларусью и Россией в сфере энергетики в канун ожидаемого подписания дорожных карт по интеграции обозреватель БЕЛРЫНКА беседует с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ Игорем ЮШКОВЫМ. — Недавно белорусский вице-премьер Игорь Ляшенко заявил, что в декабре Минск и Москва договорятся по условиям поставок