• EUR  2.3937
  • USD  2.0378
  • RUB (100)  3.4463
Минск  -2 Погода в Минске

Вооружение

Благодаря белорусским колесным шасси российские ракеты становятся невидимыми для потенциального противника

По сообщению пресс-службы Минобороны РФ, «в ходе командно-штабных учений с Новосибирским соединением РВСН ракетные полки, оснащенные ПГРК (подвижными грунтовыми ракетными комплексами) «Ярс», совершают интенсивные маневренные действия по смене полевых позиций с освоением новых районов боевого патрулирования. Ограничений в отношении маршрутов боевого патрулирования ПГРК международными договорами в области контроля над вооружениями не предусмотрено».

Одна из главных задач, которая стояла перед ракетчиками, — перебросить комплексы максимально незаметно для разведывательной авиации противника и заранее заброшенных в тыл диверсантов.

По словам командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева: «Совершенствуя формы и методы маскировки мобильных ракетных комплексов, нам необходимо убедиться, что пусковые установки остаются незамеченными для средств разведки условного противника — подвижные комплексы при грамотной организации мер по обеспечению их скрытности становятся невидимыми. При этом ресурсы по дальнейшему наращиванию скрытности и живучести подвижной группировки Ракетных войск далеко не исчерпаны».

Негде спрятаться

О создании мобильной альтернативы межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР) шахтного базирования военно-политическое руководство СССР задумалось еще 50 лет назад, когда стало ясно: в условиях возможного превентивного удара со стороны потенциального противника их живучесть будет постоянно падать ввиду совершенствования ядерных средств нападения. (Сейчас уязвимость шахтных МБР усугубилась за счет ускорения темпов разработки высокоточного неядерного стратегического оружия).

Именно это обстоятельство и послужило основной причиной создания подвижных грунтовых ракетных комплексов и оснащение ими в 70-80-х годах прошлого века Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) СССР.

В США в это время шел интенсивный процесс оснащения части развернутых МБР «Минитмен-3» более мощными боеголовками повышенной точности, которые существенно увеличивали возможности этих ракет по поражению аналогичных советских средств доставки ядерного оружия. Одновременно, все более значительное внимание уделялось созданию еще более совершенной ракеты MX, ее развертыванию и повышению степени защищенности.

Ускоренными темпами также велась разработка новой ракеты морского базирования (БРПЛ) «Трайдент-2» и подготовка к оснащению ею новых подводных лодках. Последняя обладала высокой точностью, сопоставимой с МБР МХ, но существенно большей неуязвимостью. Новые возможности американских БРПЛ по поражению высокозащищенных объектов грозили создать весьма серьезную проблему для наземного стратегического потенциала СССР, представленного лишь стационарными ударными средствами.

Основу ракетного вооружения РВСН в те годы составляли ракетные комплексы наземного и шахтного базирования, обладающие недостаточной живучестью. Расчеты показывали, что советская шахтная пусковая установка (ШПУ) даже с высокой степенью инженерной защищенности могла быть поражена одним ядерным боевым блоком американских МБР и БРПЛ, а двумя боевыми блоками — уничтожена с вероятностью, близкой к единице.

Такая модернизация стратегических наступательных сил США, благодаря увеличению числа боеголовок на одном носителе и повышению точности их доставки, при внезапном ударе не оставляла шансов противоположной стороне задействовать свой потенциал сдерживания даже на минимально необходимом для этого уровне. Что значительно нарушало стратегическое равновесие и подталкивало каждую из сторон к применению ракетно-ядерного оружия первой.

Между тем, сколь-нибудь существенное повышение инженерной защищенности ШПУ требовало значительных затрат, давая при этом малый прирост живучести, что делало подобного рода мероприятия нецелесообразными. В такой ситуации создание мобильного компонента в составе стратегической наземной ракетной группировки СССР, обладающего высокой живучестью и способностью доставить полезную нагрузку на межконтинентальную дальность, стало актуальной задачей.

В связи с чем военно-политическим руководством государства был взят курс на оснащение РВСН подвижными ракетными комплексами, обладающими повышенной живучестью ввиду возможности маскировки, рассредоточения, маневра, ухода из-под удара, движения по достаточно протяженному маршруту патрулирования и неопределенности их местоположения на момент ожидаемого удара. Решение правительства о начале создания такой ракеты было принято 19 июля 1977 года.

Ракеты «садятся» на колеса

Надо сказать, что эти работы начались не пустом месте. Во второй половине 70-х годов были созданы первые ПГРК с твердотопливными ракетами межконтинентальной дальности «Темп-2С» и средней дальности «Пионер». Как и полагалось первому «блину» «Темп-2С» был несовершенен и обладал низкой живучестью. Возникла необходимость создания более совершенного ПГРК с твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности.

Благо к этому времени в СССР уже имелся необходимый научно-технический задел для создания более современных подвижных стратегических ударных средств, а в войсках накоплен опыт эксплуатации подвижных ракетных комплексов «Темп-2С» и «Пионер». Что позволило в достаточно короткие сроки создать и поставить на вооружение к середине 80-х годов вооружение новый ПГРК «Тополь» с МБР РС-12М.

Массовое развертывание ПГРК «Тополь» позволило решить проблему живучести группировки РВСН в условиях возможного первого ядерного удара потенциального противника. На долю ПГРК «Тополь» приходилось более 50% потенциала необходимого для нанесения ответного удара.

Однако, это эффективное стратегическое оружие нельзя было создать, если бы в свое время (в 1954 году) на Минском автозаводе не было организовано производство специальных колесных шасси и колесных тягачей — ныне это Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Именно на нем, в соответствии постановлением правительства СССР от 1970 года «О создании производственных мощностей и выпуске начиная с 1972 г. специальных колесных шасси 547», были созданы первые настоящие сухопутные ракетоносцы.

Но у гонки вооружений своя логика, и уже скоро шести осей МАЗ-547 возивших комплексы РСД-10 «Пионер» оказалось мало для размещения более могучего оружия. В 1975 года начались разработка и освоение производства семиосных колесных шасси сначала МАЗ-7912, а затем и МАЗ-7917 для автономных пусковых установок (АПУ) МБР «Тополь» (SS-25, Sickle «Серп») с дальностью стрельбы свыше 10.000 км. Эти ракетные комплексы с моноблочной головной частью мощностью 550 килотонн в тротиловом эквиваленте до сих пор находятся на вооружении РВСН РФ.

(видео: Пётр Баканов)

АПУ ПГРК «Тополь» на базе шасси МАЗ-7912/МАЗ-7917 имеют завидную проходимость в условиях бездорожья. Обе машины передвигаются по всем видам дорог и разведанной местности вне их, преодолевая брод в 1,1 м. До 1985 года специальных колесных шасси МАЗ-7912 было изготовлено ровно 100 ед., а с 1985-го началось серийное производство машин МАЗ-7917, которых было выпущено 402 ед.

Благодаря высоким тактико-техническим характеристикам (ТТХ) подвижные ракетные комплексы предыдущего поколения «Тополь» как минимум еще пять-шесть лет, наряду с новым ПГРК «Ярс», будут основой ударной группировки РВСН.

«Ярс» — наследник «Тополя»

И тем не менее, заслуженные «ветераны» рано или поздно должны будут уступить место ракетным комплексам при разработке и производстве которых был использован многолетний опыт эксплуатации «Тополей». По словам Главкома РВСН генерал-полковника Каракаева, при всей внешней схожести с предшественником «Ярс» — это принципиально новая разработка. «В ракете комплекса «Ярс» реализованы варианты противоракетного траекторного маневра для уклонения от перехватчиков ПРО космического базирования».

Согласно оценкам экспертов, этот ПГРК обладает свойствами, максимально затрудняющими противнику решение задачи противодействия: сокращенным разгонным участком полета ракеты, значительно меньшим по продолжительности, чем у МБР прежних поколений, новыми покрытиями корпуса и других элементов ракеты, прочной и легкой конструкцией, мощными двигателями и приборами управления, способными работать при значительных перегрузках.

По данным различных источников, разделяющиеся головные части (РГЧ) индивидуального наведения (ИН) ракеты «Ярса» комплектуются 3-4-мя новыми боевыми блоками мощностью порядка 300-500 килотонн и современным набором средств преодоления ПРО. Ряд источников предполагают возможность унификации новой ракеты по боевому оснащению с БРПЛ «Булава», РГЧ ИН которой, возможно включает в себя 6 высокоскоростных высокоточных неуправляемых боевых блоков малого класса мощности (по 150 килотонн каждый).

За увеличение забрасываемой массы новой МБР пришлось заплатить некоторым снижением дальности стрельбы ракеты — примерно до 10.000 км по сравнению с 11.000 км у МБР «Тополь-М». В ближайшем будущем вместе с уже принятой на вооружение моноблочной межконтинентальной баллистической ракетой РС-12М2 ракетного комплекса «Тополь-М», МБР РС-24 комплекса «Ярс» составит основу группировки РВСН.

И здесь, при всех планах по импортозамещению, российским ракетчикам не обойтись без Минского завода колесных тягачей. Оба упомянутых выше ПГРК объединяет то, что они размещаются на восьмиосном спецшасси МЗКТ-79221 (16х16). Машина обладает отличной маневренностью (радиус поворота всего 18 м, 3 передних и 3 задних оси — управляемые), оснащена мощным дизельным двигателем (ЯМЗ-847, 800 л.с.), полная масса установки составляет 121.300 кг.

И «Ярс», и «Тополь-М» размещаются на восьмиосном спецшасси МЗКТ-79221 (16х16).

Если исходит из данных обнародованных в свое время генералом Каракаевым, в 2016 году на боевое дежурство были поставлены 23 пусковые установки РК РС-24 «Ярс» с разделяющимися головными частями в мобильном и шахтном исполнении. Комплексы «Ярс» на колесных шасси поступили на вооружение Йошкар-Олинской, Иркутской, Новосибирской и Тагильской ракетных дивизий. В 2017 году новое оружие получат еще четыре полка Ракетных войск стратегического назначения.

Как считает генконструктор ОАО «Корпорация «МИТ» Юрий Соломонов, ТТХ этих комплексов дают все основания утверждать: «Ядерное оружие России уже давно превзошло аналогичное вооружение США».

«Ангелы» в десятки «хиросим»

А эксперты уверены: это преимущество увеличится еще больше, когда на вооружение РВСН РФ поступит новая баллистическая ракета РС-26 «Рубеж», также разработанная корпорацией «МИТ». Это — твердотопливная МБР с усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью, выполненной с использованием нетрадиционного метода разведения боеголовок, известного как Blue Angels.

Суть его заключается в оснащении каждой боеголовки собственной жидкостной двигательной установкой многократного действия (ЖРД) и индивидуальной системой наведения. Это дает возможность неоднократного (пусть и кратковременного) включения ЖРД для совершения маневра уклонения от противоракет на всем протяжении полета, включая внеатмосферный и атмосферный участки. Кроме того, обеспечивалась возможность атаки целей по низковысотным настильным траекториям.

Одним из главных преимуществ состоящих сейчас на вооружении РВСН РФ «Тополей» и «Ярсов» является резкий, по меркам ракетной техники предыдущих поколений, старт. Разгонный этап длится менее 5 мин. Из-за чего средствам ПРО будет очень сложно зафиксировать сам факт запуск данных МБР. И их не успеют перехватить ракеты-перехватчики системы ЕвроПРО даже из Польши или Румынии.

У МБР «Рубеж» разгонный этап еще меньше, благодаря использованию высокоэнергетичного топлива, применявшегося ранее только на БРПЛ. На шахтных МБР оно не применялось ввиду высокой подверженности детонации и чувствительности близкой к обычному взрывчатому веществу.

Известно, что полномасштабная разработка новой ракеты Московским институтом теплотехники началась в 2006 году. А в 2008 году между МИТом и Минским заводом колесных тягачей заключен контракт на разработку колесного транспортера МЗКТ-79291 (формула 12×12) под мобильную пусковую установку РС-26.

Это шасси существенно меньше по весу и габаритам (отсюда меньшая заметность и лучшая проходимость) чем МЗКТ-79221 созданное для «Тополь-М» и «Ярс», имеет мощность 650 л.с. против 800 л.с. и обладает грузоподъемностью — 50 т против 80. Что дало основание экспертам определить примерные массо-габаритные характеристики новой ракеты: масса пускового контейнера — 50 т, cтартовая масса самой ракеты — 32 т длинна — 13 м.

Впервые шасси МЗКТ-79291 было показано широкой публике 3 июля 2013 года на военном параде в честь Дня Независимости в Минске.

(видео: Max Fisher)

Тэги:

, , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 11 по 15 декабря

Ожидаем продолжения роста средневзвешенного курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже еще примерно на 1% за счет укрепления доллара как против евро, так и против российского рубля. В понедельник, 11 декабря, возможно снижение курса доллара на доли процента.

БЖД переходит на новый график: что изменится

С 10 декабря на Белорусской железной дороге вводится новый график движения поездов на 2017/2018 год.

Рыбная ярмарка «Рыба Беларуси-2017!» пройдет 9-10 декабря в Минске

Как сообщается на сайте государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома», мероприятие состоится в Ленинском районе по просп. Рокоссовского, 150А (площадка у кинотеатра «Салют»).

ЕАЭС: кризис евразийской интеграции запрограммирован?

Беларуси нужно немедленно решить проблему свободного доступа на рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС), если она хочет, чтобы в страну пришли не только китайские компании, но и европейские инвесторы.

Подвижные грунтовые ракетные комплексы: два в одном

Россия примет на вооружение средства ядерного сдерживания своих континентальных соседей как на Западе, так и на Востоке.

100 лет революции: Начало экономических начал (ч. 2)

Первым финансовым источником социалистической индустриализации стал отказ Советов от компенсации потерь иностранных собственников, предприятия которых экспроприировала Совдепия.

Азбука налоговой оптимизации: НДС (часть 2)

Налоговая оптимизация НДС является сложным и многоступенчатым процессом, который учитывает много факторов. В данной публикации будет рассказано о возможностях налоговой оптимизации НДС, связанных с внешнеэкономической деятельностью, налоговыми вычетами и договорными отношениями.

Административный восторг и 7 процентов этилового спирта

Ни о каких экономических реформах в рамках «белорусской модели» не может быть и речи, т.к. она есть форма, в которой «русская власть» пытается продлить себя в истории.