• EUR  2.3539
  • USD  2.0047
  • RUB (100)  3.3743
Минск  0 Погода в Минске

Отечественному ВПК не следует игнорировать рыночную конъюнктуру

На параде в честь 70-летия Великой Победы 9 мая 2015 года в Минске среди других перспективных образцов вооружения и военной техники белорусской армии впервые были публично показаны новейшие бронеавтомобили «Лис-ПМ», производство которых налажено в Беларуси.

На данный момент бронеавтомобили «Лис-ПМ» собираются на Минском заводе колесных тягачей по российской лицензии. При их изготовлении используются узлы и агрегаты, поставляемые из России. Прототипом «Лиса» является бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр», разработанный и выпускаемый предприятиями Группы ГАЗ. Однако доля белорусских комплектующих неуклонно растет. Уже сейчас она составляет 85% и в будущем должна увеличиться еще больше.

Здесь нельзя не отметить, что российский «Тигр» (как, соответственно, и белорусский «Лис») являются в своем роде «наследниками» американского армейского защищенного внедорожника HMMWW M998 (High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle Model 998), разработкой которого начиная с 1979 года занималась компания American Motors.

Что снег, что песок...

Что снег, что песок…

С 22 марта 1983 года этот автомобиль официально поступил на вооружение американской армии. Был заключен один из самых больших контрактов в истории армии США: за 55 тыс. ед. государство отдало около 1,2 млрд. долларов. Затем последовали поставки во многие другие страны.

Правда, чтобы упростить произношение, в обиходе машину переименовали в Humvee. Однако поистине всемирную известность приобрела его гражданская версия, получившая название Hummer («Молот»), которая, несмотря на высокую цену, продолжительное время пользовалась достаточно высоким и устойчивым спросом среди зажиточных покупателей (ввиду чего это наименование перешло и на военный прототип).

Вероятно, под влиянием истории этого успеха тем же путем решила пойти и Группа ГАЗ. Как и в предыдущем случае, отправной точкой стал армейский бронированный внедорожник.

Воздадим хвалу Абдуле

В 1999 году король Иордании Абдула II с целью повышения боеспособности своих вооруженных сил создал для их развития специальную компанию, получившую название King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB). Одной из рекомендаций KADDB стало переоснащение иорданской армии новыми специальными внедорожниками. Состоявший на ее вооружении Hummer не устраивал арабов по причине как высокой цены самого автомобиля, так и стоимости его обслуживания – Hummer не выдерживал тяжелых условий пустыни.

Заниматься этой проблемой должна была компания Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, которая готова была потратить на разработку нового армейского внедорожника 60 млн. долларов. Специалисты BJG сформулировали общие технические требования к этой машине, главное из которых — она должна превзойти Hummer по большинству характеристик.

В качестве генподрядчика для реализации данного проекта был выбран Горьковский автозавод, ныне входящий в Группу ГАЗ. Главным исполнителем и координатором работ стала дочерняя фирма Горьковского автозавода ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ).

Как определили разработчики, главной причиной низкой надежности знаменитого американского внедорожника в тяжелых дорожных условиях стало использование в его конструкции «легковых» узлов и агрегатов, имеющих относительно невысокие прочностные характеристики. А посему было решено для создания альтернативы «американцу» применить узлы и компоненты армейского бронетранспортера БТР-80 и броневика «Водник».

Это позволило выполнить заказ за достаточно короткий период времени: были созданы бронированная и небронированная версии машины, получившей заводской индекс ГАЗ-2975.

В 2000 году опытные образцы автомобилей и конструкторская документация были переданы компании Bin Jabr Group, которая осталась довольна результатами испытаний прототипов. А в 2001 году машины, получившие обозначение Tiger HMTV, с большим успехом были продемонстрированы на оружейной выставке в Абу-Даби.

Тем не менее по неизвестной причине заказчик российских «тигров» их не выкупил. Правда, вскоре в Иордании в Аль Дулайле было организовано совместное арабо-иорданское предприятие Advanced Industries of Arabia (AIA – 80% его акций принадлежит BJG), которое с июня 2005 года начало производство нескольких версий бронеавтомобилей AR-17 Nimr, разработанных совместно с Renault на базе Tiger HMTV.

Горьковский же автозавод получил право оставить себе все наработки по новому внедорожнику и распоряжаться ими как угодно. И вскоре практически готовый к реализации проект бронеавтомобиля был востребован в России: большой интерес к его высоким техническим характеристикам проявили силовые ведомства, а также представители нефтегазовой отрасли.

Учитывая пожелания потенциальных заказчиков, первоначальный проект был значительно переработан. В 2002 году эта модификация под обозначением ГАЗ-2330 «Тигр» была представлена на Московском международном автомобильном автосалоне MIMS-2002. А с конца 2002 года ее серийное производство началось на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), входящем в Группу ГАЗ. И хотя изначально «Тигр» разрабатывался как сугубо армейская машина (мощная, высокопроходимая, оснащенная солидной броней), вскоре возник спрос на его гражданскую версию со стороны любителей экстрима и активного отдыха, да и просто тех, кто имеет средства, чтобы выделиться в транспортном потоке.

Так что в настоящее время на Арзамасском машиностроительном заводе, помимо полицейских и военных версий «Тигра», изготавливается (пусть и по индивидуальным заказам) также гражданская – ГАЗ-2975.

Анатомия кошачьих

Невоенный «Тигр» имеет шасси рамной конструкции, на нем монтируется основная часть агрегатов и кузов. Кузов — цельнометаллический, однообъемный, пятидверный с грузовым отсеком — рассчитан на перевозку четырех человек и до 1500 кг груза. Грузовое отделение отгорожено от пассажирского перегородкой, оборудовано сиденьями, на которых можно дополнительно разместить 2-4 человек.

Броневик во фраке.

Броневик во фраке.

Несмотря на военное происхождение, он имеет необходимые «прибамбасы», упрощающие вождение по дорогам и вне их: гидроусилитель руля, независимую торсионную подвеску всех колес с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточную коробку с возможностью блокировки межосевого дифференциала, с самоблокирующимися межколесными дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, систему автоматической подкачки шин, предпусковой подогреватель, электрическую лебедку.

Что касается силовой установки, то здесь вариантов пока не так много. Наиболее популярные: проверенный дизель ЯМЗ-5347-10 (215 л. с.) с механической коробкой передач, либо Cummins B-180 (180 л. с.) с той же механикой, либо Cummins B-205 с турбонаддувом (205 л. с.), трудящийся в паре с автоматической трансмиссией родной фирмы.

Теперь о салоне. Помимо стандартной – спартанской, существует также VIP-версия его внутреннего дизайна. При таком варианте в отделке салона использованы натуральная кожа и высококачественная пластмасса. Кузов оборудован кондиционером с фильтром, подогревом сидений и декоративной подсветкой. В крыше имеется люк с электроприводом. Мощная стереосистема оснащена шестью динамиками. Автомобиль имеет и другие атрибуты повышенной комфортности: анатомический руль, регулировку сидений, подлокотники для пассажиров и подстаканники на центральной консоли.

«Тигр» может комплектоваться электростеклоподъемниками, дополнительным и независимым отопителем и даже ABS.

Но элементы роскоши не влияют на ходовые качества этого «бойца». Благодаря шасси от БТР «Тигр» обладает способностью передвигаться в условиях полного бездорожья, преодолевая самые сложные препятствия: снег глубиной 50 см, водные преграды до 1,5 м, рвы 50 см, вертикальные стенки до 40 см, косогоры 20 градусов. Не имеет большого значения и несущая способность поверхности – легко преодолеваются и болота, и пески. Более того, спецназовцы, использующие эту технику, утверждают: «Тигр» пройдет там, где увязнет БТР.

Пока не упущенные возможности

Если говорить о недостатках «Тигра», то главный – это цена, которая варьируется в пределах 100-120 тыс. долларов. Основная причина в том, что в настоящее время гражданские машины делают поштучно, основные мощности Арзамасского завода загружены военными заказами. Но даже несмотря на это, многие российские депутаты, высокопоставленные чиновники и представители культурной элиты уже приобрели этот внедорожник. В их числе Владимир Жириновский, Дмитрий Рогозин, Никита Михалков и др.

Как отмечают эксперты, снизить цену позволит только наращивание объемов производства, что, учитывая сегодняшние реалии (выполнение программы перевооружения российской армии), произойдет нескоро.

Воспользоваться этой рыночной ситуацией вполне мог бы Минский завод колесных тягачей, у которого на дочерних предприятиях существуют избыточные мощности. Наладив сборку аналога военной версии «Тигра», он вполне в состоянии потянуть и гражданскую. Тем более что есть возможность повысить степень локализации производства.

А ведь заказы МЗКТ могли бы благоприятно сказаться на экономическом положении ряда ведущих белорусских предприятий. Например, позволили бы Минскому моторному заводу наконец-то освоить производство двигателей Д-249, которые ничем не уступают российским дизелям серии ЯМЗ-534.

Если бы дело происходило на Западе, то уже завтра наши покупатели могли бы прицениться к гражданским внедорожникам «Лис» со 100-процентной местной комплектацией. Но как это будет в условиях нашей чудесной экономической модели, неизвестно.

Тэги:

, , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 20 по 24 ноября

Возможны резкие колебания курсов валют, но по итогам недели курс доллара на БВФБ, скорее всего, практически не изменится. В понедельник при открытии торгов возможно снижение курса доллара на доли процента.

Девальвация 2018: быть или не быть?

В конце 2017 года ситуация на валютном рынке РБ может значительно ухудшиться, и хотя масштабная девальвация белорусскому рублю не грозит, курс доллара может вырасти на 5-10% — до 2,1-2,2 BYN/USD, заставив всех изрядно понервничать.

Посольство Беларуси в Швеции официально открылось в Стокгольме

Официальная церемония открытия Посольства Республики Беларусь в Королевстве Швеция состоялось 15 ноября 2017 г. в Стокгольме.

Александр ШВЕЦ: «Дестабилизировать белорусскую экономику может малейший стресс»

Отсрочить назревшие реформы белорусским властям в очередной раз помогла в том числе финансовая поддержка России. Однако отношения Беларуси и РФ в перспективе будут обостряться. И это – еще один аргумент для руководства страны ускорить реформы, которые помогут укрепить отечественную экономику и способствовать национальной безопасности страны.

В Беларуси формируется рынок мусорных облигаций для населения

Падение ставок по банковским вкладам заставило жителей Беларуси задуматься о том, куда вкладывать средства, и тут, как по волшебству, белорусские предприятия начали выпускать облигации с вполне приличными процентами. Но чудес, особенно в финансах, не бывает.

Подорожавшая нефть — спаситель белорусскому бюджету?

На фоне драматического падения цены на нефть белорусское руководство даже задумалось о поисках новых драйверов роста национальной экономики. Но в последнее время нефтяные цены продемонстрировали рост, превысил планку в 60 долларов за баррель. «Нефтяной» драйвер возвращается?

100 лет революции: Жизнь людей в социалистическом лагере

После 1945 года население Восточной Европы было политически активным, симпатизирующим левым партиям, включая коммунистов, при том, безоговорочно не голосовало, как считали многие наблюдатели, за будущую власть коммунистов.

Третье пришествие либерализации

В современном динамичном мире стабильность поддерживается, главным образом, политическими средствами. Но политика, под которой в данном случае понимается механизм согласования частных и групповых интересов, в авторитарных персоналистских государствах находится фактически под запретом. Есть национальный лидер. Он выражает единый общенациональный интерес. С кем и что он должен согласовывать?