Министр финансов Беларуси Максим Ермолович в ходе конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 1 ноября призвал перестать клеймить позором себя за то, что в стране есть госсектор и говорил о необходимости найти комфортную скорость проведения экономических реформ в Беларуси.

Не демонстрирует ли это заявление неготовность экономического блока правительства к реформам? И есть ли время у Беларуси для отсрочки реформ? Об этом — в интервью председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Александра ШВЕЦА обозревателю БЕЛРЫНКА.

Фото БЕЛТА

Александр ШВЕЦ. Фото БЕЛТА

— У экономического блока правительства есть, несомненно, достижения в проведении экономической политики. После относительно недавних экспериментов по эмиссионному кредитованию, по накачке госсектора и т. д. важнейшее достижение – это, несомненно, стабильность денежно-кредитной сфере.

Другое дело, что те темпы роста ВВП, которые объективно закладываются в прогнозы экономического развития страны, и отвечают нашим реалиям, абсолютно недостаточны. Ну хорошо, еще год-два белорусская экономика продемонстрирует максимум роста в 1-2%. Но на этих небольших процентах роста мы будем устойчиво отставать. И это – в условиях отсутствия значимых внешних шоков, которые могут отбросить нас в нулевой или даже минусовой рост. Не говоря уже про поставленную задачу президентом в 100 млрд. долларов ВВП.

Поэтому важнейшая задача сейчас – обеспечить экономический рост. То есть, белорусские власти должны принять стратегическое решение: через какую стратегию и какие инструменты мы сможем генерировать страновой рост ВВП в пределах не менее 5% в год на среднесрочную перспективу? С моей точки зрения, это – главный экономический вызов, который стоит перед страной, несомненно, затрагивающий и другие сферы нашей жизни.

— Принятые не так давно решения по льготированию развитию бизнеса в стране помогут справиться с этим вызовом?

— В стране принято законодательство по развитию частного бизнеса. Оно вроде как неплохое. Но абсолютно не приемлемо к его правоприменительной практике.

В рамках работы, который проводит РСПП по адвокатированию интересов частного бизнеса, могу сделать вывод, что у нас непредсказуемая судебная система.

Недавно прочитал информацию о том, что российский премьер Дмитрий Медведев поручил выработать программу мер повышения доверия силовикам со стороны российского бизнеса. Для нас эта тема также актуальна. Главная цель, которую и РСПП, и БНПА преследуют в своей работе по совершенствованию нормативной базы Беларуси — создание стабильных, ясных условий для ведения бизнеса, установление атмосферы доверия между бизнесом и государством.

Логика говорит о том, что нужно доверие международных инвесторов к экономической политике в нашей стране.

— Ничего здесь не изменилось за последнее время?

— Потенциальный инвестор видит, что в Беларуси есть определенная политическая стабильность. Это хорошо. Есть стабильность, на которую мы вышли в денежно-кредитной сфере. Это тоже хорошо. Но при этом есть абсолютно непредсказуемое производство в белорусских экономических судах. Неизвестно, закроют того или иного инвестора на полгода, год, даже если по предъявленным претензиям он внес обеспечительный депозит…

Эти вопросы возникают из-за чрезмерного применения силы правоохранительным блоком и судебной системой. И никто с этим не может побороться. Нет ответа на этот вопрос: зачем проводить чрезмерно жесткую политику к инвестору – национальному или интернациональному? Зачем у него изымать средства и т. д., когда фактически нет решений судов, да и сами решения судов вызывают достаточно спорную реакцию.

— Можете привести примеры?

— Можем. Мы их приводим по запросу государственных органов. Не хочу называть их публично, потому что по ряду дел ведутся переговоры с госорганами.

Поэтому, думаю, формирование долгосрочного доверия у национального и иностранного бизнеса к применению законодательства в нашей стране, – наверное, одна из ключевых задач для белорусских властей. Но при сложившейся в Беларуси системе участия государства в экономике сформировать такое доверие практически не получается . Очевидно, что доля государства во всех сферах чрезмерна высока.

Почему мы приходим к такому мнению? Об этом свидетельствует низкая эффективность госсектора. В том числе работа ряда предприятий, которые не являются градообразующими и не являются брендами страны В Беларуси масса предприятий зомби. Но государство с остервенелым упорством тащит их, вкладывая огромные государственные средства в поддержание их на плаву, постоянно объясняя это социальной составляющей.

Поэтому нежелание видеть очевидное со стороны наших коллег из экономического блока усугубляет ситуацию в экономике страны. Хотя мы отмечаем, что за последние 10-15 лет экономический блок правительства во главе с Сергеем Румасом и Нацбанк во главе с Павлом Каллауром по уровню профессионализма проявляют максимум экономической компетентности.

То есть, кадровая готовность к переменам в органах управления – особенно экономического блока, высокая. Их бизнес воспринимает как людей, которые обладают знаниями, компетенциями, навыками для проведения целого ряда преобразований. Однако команды на эти преобразования не поступает. И получается, что находимся в определенном ступоре – 100 млрд. надо, но ничего менять нельзя.

— Нужна политическая команда на реформы?

— Да. Такой команды мы не видим. Хочу сказать, что перераспределение долей в экономике, то есть, если частный сектор будет увеличивать свою долю в экономике , то это неминуемо отразится не только в экономике. Плохо это или хорошо? Это не хорошо и не плохо. Это просто констатация факта.

— И как в результате может поменяться сфера государственной власти в Беларуси?

— Сегодня есть де-факто примеры перекосов в протекционизме в пользу государственного сектора со стороны органов госуправления. Значит, при увеличении доли частного сектора в экономике влияние, недовольство этого сектора через те или иные политические институты будет расти и создавать реальную проблему. Ведь сейчас проблема есть, но она не эскалируется через государственные институты – и имею ввиду, через Палату представителей, а если эскалируется, то в недостаточной степени.

Я не буду приводить примеры. В частности, с одной стороны, мы воспринимаем МАРТ, Минэкономики как очень прогрессивные министерства, а с другой стороны, мы не можем не видеть, что некоторые его решения идут вразрез с ими же декларируемыми действиями. Например, указ президента Республики Беларусь № 399 , который они согласовывали.

Поэтому рост частного сектора в экономике все равно приведет к изменениям в обществе. Это неминуемо.

— По вашему мнению, власть не дает добро на проведение экономических реформ, потому что опасается изменения политического ландшафта или же боится недовольства потенциального электората?

— Мне сложно рассуждать на эту тему. Но хочу привести в пример ситуацию 2011 года, когда в экономике возникли серьезные проблемы. Тогда представителей бизнес-союзов пригласили на разговор в Администрацию президента и спросили, как мы видим решение назревших проблем. Мы внесли наши предложения, и в большей части они были реализованы. А когда проблемы рассосались, больше нас никто не приглашал. Только во время острых кризисов власти хватаются за голову и слушают экспертов.

Поэтому если провести аналогию, то ситуация выглядит так. Пока более-менее недовольство населения удерживается в удобоваримых рамках, власти сильно советоваться ни с кем не будут Они проводят политику, которая позволяет им балансировать, они считают такую политику приемлемой. И это позволяет им не проводить реформы.

Но мы говорим о том, что с каждым годом в среднесрочной и в долгосрочной перспективе отсутствие достаточного экономического роста будет усугублять наши проблемы – то есть, догонять будет еще сложнее, еще тяжелее. К тому же мы фактически поступаем потребительски в отношении будущих поколений: откладывая реформы, мы перекладываем весь груз ответственности на впереди стоящие поколения и впереди стоящее руководство. Это, честно говоря, нас не радует.

— Возможно, белорусские власти не решаются приступить к реформам, опасаясь шлейфа сопутствующих социальных проблем. Но эксперты Всемирного банка заявили о готовности помочь белорусским властям справиться с их решением.

— Хочу подчеркнуть, позиция нашего союза по этому вопросу следующая: это хорошо, что у белорусского правительства есть помощники в проведении реформ.. Но наши проблемы способны решить только мы сами. Конечно, в этом деле нужно искать соратников и помощников, нужно мировой опыт анализировать.

Но, повторюсь, если мы думаем, что за нас реформы сделают помощники, это – большое заблуждение, и не все их предложения для нас бесспорны.

— Время у белорусской власти есть, чтобы продолжать «балансировать» и откладывать реформы?

— Хочу заметить: есть одна пропасть, в которую можно падать всю жизнь, — это финансовая пропасть.

Время, конечно, есть. Но любое промедление имеет свою цену. Это как в лечении болезни: начинаешь раньше, — легче вылечиться, а начинаешь лечиться в запущенной стадии, — сделать это труднее, дороже и т. д.

— Если официальному Минску после подписания дорожных карт по интеграции удастся получить дополнительные преференции от РФ, власти снова отложат реформы?

— Ключевой вопрос в проведении реформ – это вопрос собственности и доверия бизнеса к предсказуемости экономической политики. Сейчас все решения по реформам завязаны на мнение главы государства. Надо, чтобы президент принял решение.

Чтобы «балансировать» в экономике и дальше, нужны определенные договоренности с Россией. Чем «скромнее» будут ожидаемые всеми интеграционные соглашения с РФ, тем быстрее пойдут реформы.

Тэги:

, , , ,

Беларусь закрывает наземные границы на выезд

Постановлением Совета министров № 705 от 7 декабря 2020 года в Беларуси вводится временный запрет на выезд из страны через наземные пункты пропуска. Действовать запрет начнет с 20 декабря. Данное постановление вносит дополнения в постановление от 30 октября 2020 г. № 624 «О мерах по предотвращению распространения инфекционного заболевания», которым вводятся ограничения на въезд в Беларусь через

Прогнозы на 2021 год: доллару грозит девальвация

После потрясений 2020 года хочется надеяться на стабильность в 2021 году, но существуют значительные риски того, что мир потрясет новый кризис, который не обойдет стороной и Беларусь: доллар, который является основной валютой для сбережения у жителей Беларуси, подешевеет, а золото вырастет в цене, что поддержит резервы страны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют рост мировой экономики в

Прогноз курса рубля на неделю 4-6 января

Январь 2021 года вполне может оказаться удачным месяцем для белорусского рубля, и курс доллара на БВФБ уже за первую неделю месяца способен снизиться на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за последнюю неделю 2020 года не вырос, как прогнозировалось, а уменьшился: на 0,4%, составив 30 декабря 2,5789 рубля. Причиной этого стало неожиданное ослабление

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия