• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

«БНПА» — старейшее бизнес-объединение страны — на этапе становления Беларуси серьезно влияла на выработку экономической политики в стране. Удалось ли ассоциации сохранить это влияние сегодня?

Александр ЩВЕЦ

Об этом — в интервью председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (БНПА) Александра ШВЕЦА обозревателю БЕЛРЫНКА.

Александр Иосифович, БНПА и РСПП проводят 30 января в Минске конференцию по обсуждению делового климата в Беларуси, приуроченную к 30-летию со дня образования БНПА. Обратила внимание на повестку конференции: «Деловой климат Беларуси: честно о перспективах». Почему сделан такой акцент?

— Главный акцент конференции — это 30-летие Белорусской научно-промышленной ассоциации.

— А почему именно так: о деловом климате и честно о перспективах?

— Главная, стратегическая цель БНПА – повышение эффективности белорусской экономики. БНПА всегда стремилась сохранять честный экспертный подход.

В этой связи продолжу ваш вопрос: считаем ли мы белорусскую экономическую модель оптимальной? Нет. Почему? Есть, конечно, в нашей модели определенные позитивные моменты. За последние четыре года усилиями правительства и Нацбанка удалось создать определенную макроэкономическую, финансовую стабильность в стране. Была создана фактически комфортная среда для работы над ошибками, для выстраивания стратегии развития экономики на будущее. Но время идет…

Кажется очевидным, и это видят все, что работа должна была вестись над повышением эффективности государственных предприятий — в первую очередь. Это те предприятия, управляя которыми государство по разным причинам не сумело добиться должной эффективности. К ним относятся предприятия, которые в дальнейшем будут оставаться в государственной собственности, и менее значимые предприятия, которые, по сути, являются устойчивыми банкротами. Хочу обратить внимание, что БНПА не однократно озвучивала тезис в этой связи: одна из причин наших проблем – избыточное присутствие государства в качестве собственника в реальном секторе экономики.

Второе, чего хотелось бы ожидать, – задействование потенциала негосударственного сектора, увеличения его доли в экономике. Почему? Давайте сравним хотя бы реализацию инвестиционных проектов государством и частным бизнесом.

Большинство проектов, реализуемых за счет средств бюджета или под гарантию правительства (чего уж греха таить?) демонстрируют недостаточную проработку, в том числе по рискам, и требуют декапитализации и повторного обращения к бюджету. Если проект окажется неэффективным, то за это будет рассчитываться государство, то есть налогоплательщики — мы с вами. И при этом мы с вами не узнаем, почему так произошло. У нас нет анализа реализации крупных инвестиционных проектов: если были ошибки, то в чем они, как повлияли на эффективность проекта, классификация этих ошибок?

И совершенно очевидны выгоды реализации таких проектов частными компаниями. Все возможные издержки будут покрываться частным инвестором, вся ответственность будет лежать на частнике. Согласитесь, вкладывая свои кровные, частник и к процессу планирования проекта подойдет иначе.

Нереализованные и не учтенные возможности частного бизнеса колоссально велики для белорусской экономики – исходя из этого факта, мы и ставим вопрос о деловом климате.
Сейчас руководство страны, прорабатывая проект программы развития экономики на пятилетку, ставит задачу роста ВВП до 100 млрд. долларов. Если внимательно проанализировать ВВП Беларуси и принять во внимание заявления о стратегической неизменности экономической модели, то, на наш взгляд, запланированный уровень роста является нереальным.

Более того, если мы при существующей ситуации любой ценой будем стремиться этой цифры достигнуть в рамках действующей экономической модели и гипотетически достигнем, то получим большие отрицательные последствия в скорой перспективе.

Ели же мы все же хотим добиться этой большой цели, то это возможно только через расширение возможностей частного сектора, повышения доверия как внутреннего бизнеса, так и зарубежного к экономической политике государства, через стабильность условий хозяйствования, четкость и прозрачность действий национального банка, правительства, экономических судов при отсутствии перекосов и избыточного давления силового блока.

Вот, если коротко, – почему честно о перспективах.

— 30 лет – это немалый отрезок в историческом периоде, а в наших реалиях – тем более. На ваш взгляд, что то главное, чего удалось сделать ассоциации за это время?

— Главное, что нам удалось (это я говорю как потомственный полешук), — нам удалось выжить.

Начиная свой путь 30 лет назад как объединение мощнейших предприятий союзного и республиканского значения, БНПА развивалась соответственно времени. Мы пережили все кризисы, и сейчас, как мне кажется, мы по-прежнему в актуальной повестке.

Как поется в известной песне «Машины времени» — «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Так вот, нам удалось выжить и не прогнуться. Несмотря на то, что интересы БНПА находятся в экономической сфере и мы не выходим за периметр экономической и правовой проблематики, были разные периоды в жизни организации. Иногда за нашу «непрогибаемость» БНПА попадала в сложные ситуации. Но, тем не менее, важнейшая составляющая нашей работы – глубокий экспертный диалог с органами государственного управления с целью повышения эффективности экономики.

— Если обернуться назад, какие основные этапы пережила БНПА за это время?

— Деятельность БНПА можно разделить на 3 этапа.

1990-2000 годы – этап перезагрузки на новые условия взаимоотношений, кооперационных связей в условиях развала Советского Союза, построения нового независимого государства, которое отлаживало свою систему управления, в том числе экономикой. Была задача – сохранить горизонтальные связи предприятий союзного и республиканского значения в условиях политического разъединения союзных республик.

БНПА, выступив в качестве своеобразного экспертного штаба, на мой взгляд, успешно справилась тогда с этими архисложными задачами. И конечно ключевую роль на этом этапе сыграл наш уважаемый Михаил Федорович Лавринович – первый руководитель БНПА, а также многие наши уважаемые учредители.

Второй этап – 2000 – 2010 годы. БНПА укрепилась, как ключевая площадка, объединяющая государственный и негосударственный сектор экономики, так А после выделения крупных государственных заводов в отдельную ассоциацию взяла курс на экспертно-аналитическую работу по совершенствованию законодательства в экономической сфере. И сосредоточилась на развитии негосударственного сектора экономики.

Третий этап – 2010-2020 годы. В этот период вся работа БНПА была направлена на либерализацию правовой среды в экономике. Главной задачей мы ставили выравнивание условий хозяйствования государственного и негосударственного сектора. Десятилетие, а особенно последняя пятилетка, характеризуется максимальной активностью БНПА как экспертного сообщества. Мы активно участвовали в разработке таких ключевых документов, как Директива №4 о развитии предпринимательства, Декрета №7, новой редакции Налогового кодекса и всей существующей сегодня нормативной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность.

Хочу отметить как важное событие: БНПА инициировала создание Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), что позволило альянсу бизнес-сообщества и экспертного пула стать более эффективными в защите интересов частного бизнеса.

РСПП как межотраслевому объединению ассоциаций и предприятий не государственной формы собственности в тесном сотрудничестве с БНПА удалось добиться серьезных результатов по двум направлениям: отстаивание интересов бизнеса в целом и защита законных интересов конкретных субъектов хозяйствования в случае их нарушения, особенно со стороны госорганов.

БНПА и сегодня не изменила своих главных целей и задач, которые были определены еще 30 лет назад, и продолжает честно выполнять свой долг с учетом современной специфики.
Мы очень плодотворно взаимодействуем с коллегией адвокатов, союзом юристов, другими общественными объединениями и бизнес-союзами. Мы сотрудничаем с Советом по развитию предпринимательства при президенте – при его поддержке удалось поднять многие важные вопросы. Последние изменения в характере взаимоотношений по инициативе руководства Совета внесли некоторую неопределенность, но сейчас идет отладка механизма нашего сотрудничества — уверен, мы вернемся к конструктиву и доброму партнерству.

— На ваш взгляд, с какими основными вызовами столкнется Беларусь в 2020 году?

— Главный вызов – выбор, перед которым сегодня стоит Беларусь.

Или работаем в прежнем режиме, активно маневрируя на возможностях, целях, задачах, недостатках и преимуществах нашего восточного соседа. Или решаем все проблемы в своей экономике сами, приняв, наконец, тот факт, что они находятся внутри, а не вне. Перестаем делить экономику на сектора – частный и государственный, которые де факто сейчас существуют и в которых условия хозяйствования, мягко говоря, отличаются.

Вызов состоит в осознании той экономической ситуации, в которой мы находимся, достижении внутреннего согласия и единого понимания того, что необходимы адекватные, соответствующие ситуации действия по позитивным изменениям в экономике.

— Может ли бизнес помочь преодолеть новые вызовы?

— Несомненно! И для этого – я не устаю повторять — необходимо существенно расширить роль и значение негосударственного сектора экономики. То есть, частного бизнеса, национального и иностранного, который будет вкладывать свои деньги в решение наших общих задач. Необходимо устранить неэффективные предприятия с рынка законными способами – через банкротство, через приватизацию, через реструктуризацию и любыми другими законными способами.

— В последние годы было много сказано о либерализации деловой среды в Беларуси. Подведите итоги: что получилось в итоге на практике?

— Несмотря на то, что реально много было сделано и со стороны государства, и со стороны бизнес-сообщества с точки зрения совершенствования правовой среды, но, как говорится, ложка дегтя портит бочку меда. Мы трубим уже не один год: остро требует системного совершенствования правоприменительная практика в экономическом судопроизводстве. Это — одно из самых больных мест во взаимоотношениях бизнеса и власти, не позволяющих создать атмосферу доверия.

Индикатор благоприятного бизнес-климата — это иностранные инвестиции. Если мы не добиваемся их роста, значит не все в порядке с бизнес-климатом.

И совершенно очевидно: невозможно получить доверие иностранного инвестора, не имея такого доверия от инвестора внутреннего.

— В 2020 году планируется разработать концепцию закона «Об объединениях нанимателей». Этот документ актуален для бизнес-союзов?

— Да, для нас этот вопрос не лишний, но в 2020 году он не стоит у БНПА в приоритете. Гораздо актуальнее сегодня другой закон — закон «О банкротстве». Та глубина проблем, с которой мы пришли к 2020 году при невозможности банкротства и выведения с рынка токсичных предприятий, которые плодят долги и распространяют свою токсичность на здоровые предприятия, не рассчитываясь с ними, – масштабна для всей страны! На решение этой проблемы мы и направим все свои усилия в текущем году.

— В чем, на ваш взгляд основная причина слабого влияния делового сообщества на развитие бизнес-среды в Беларуси?

— Я согласен с тем, что влияние делового сообщества действительно невелико. Тому есть две главные причины.

Объективная: все та же преобладающая доля госсектора. Когда госдоля в национальной экономике так велика, то государство совершенно справедливо занимается проблемами большинства госпредприятий и поддерживает их интересы. При этом если бы госсектор показывал большую эффективность, если бы команда менеджеров госпредприятий демонстрировала чудеса управления, то все было бы правильно и стоило бы тиражировать их опыт на всю страну. Но ситуация обратная. И за ошибки руководителей госпредприятий платит вся страна. При этом управленческие команды в частном секторе при менее выгодных условиях достигают успеха и внутри страны и за ее пределами.

На конференции 30 января мы будем говорить о национальных лидерах в экономике. Ведь очевидно, что опыт тех людей от бизнеса – добившихся успеха в реализации своих национально ориентированных проектов – необходимо тиражировать. С этими людьми стоит вести разговор о передаче им по каким-то выстроенным механизмам дополнительных государственных активов с целью их оптимизации. Такой опыт уже был, он успешно реализован в Южной Корее. Почему бы нам не изучить его с учетом нашей специфики и изменившегося времени?

Субъективная причина слабого влияния бизнес-союзов на формирования благоприятной деловой среды в стране – слабая консолидация усилий и неактивное участие бизнеса в бизнес-объединениях. Но, думаю, что ситуация уже меняется. Численность РСПП, к примеру, за последние полтора года увеличилась в два раза.

В свою очередь мы свою востребованность видим в успешном отстаивании законных прав и решении проблем конкретных бизнесов. РСПП в своей деятельности опирается на экспертный потенциал БНПА, которая системно и профессионально занимается анализом проблем в экономике и доведением их до государственных органов.

— Можете привести конкретный пример?

— В качестве примера можно привести реализованный БНПА во взаимодействии с РСПП кейс по внесению изменений в Закон «О нормативных правовых актах». По результатам экспертизы правоприменительной практики нормативных актов в сфере интересов бизнеса экспертами БНПА было подготовлено обращение в Конституционный Суд.

Суть проблемы была в следующем: субъект хозяйствования обращается за разъяснениями в госорган, тот дает официальные разъяснения. А через некоторое время возникает ситуация, в которой силовое ведомство игнорирует эти разъяснения, ссылаясь на их неопределенный правовой статус, и принимает решение, опираясь на свое понимание. Мы выразили уверенность, и Конституционный суд согласился с нами, что недопустимы противоположные мнения по вопросам применения законодательства разных госорганов, особенно если они влекут за собой репрессивные меры по отношению к субъекту хозяйствования.

Результатом этой работы стало решение Конституционного Суда, в котором правительству предложено подготовить изменения в Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» и внести их в установленном порядке в парламент.

Ну и, пользуясь возможностью, призываю бизнесменов выбрать для себя союз или ассоциацию исходя из их эффективности, круга решаемых ими задач, и участвовать в их жизни. Это — своеобразная социальная ответственность, это вклад каждого бизнеса в то, чтобы частный сектор экономики в нашей стране развивался, чтобы он имел вес и голос. Это и будет толчок к развитию цивилизованной бизнес-среды и росту влияния бизнес-сообщества. И, на мой взгляд, БНПА и РСПП показывают эффективность в этом движении.

СПРАВКА. Республиканское общественное объединение «Белорусская научно-промышленная ассоциация».(БНПА) и Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) проводят в Беларуси 30 января 2020 года конференцию «30 лет БНПА. Деловой климат Беларуси: честно о перспективах». Повестка конференции включает актуальные вопросы делового климата и развития бизнес-среды в Беларуси. Участники конференции, в частности, обсудят роль и место бизнес-союзов в системе государственно-частного партнерства, правовое обеспечение экономической деятельности, долговые инвестиционные проблемы белорусских предприятий, перспективы развития корпоративного управления в Беларуси.  Организаторы пригласили принять в ней участие премьер-министра Беларуси Сергея Румаса, а также экс-премьеров Вячеслава Кебича, Сергея Линга. Ожидается, что в конференции примут участие министры ключевых министерств Беларуси, банкиры, представители крупного и малого бизнеса, ведущие эксперты.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 мая

Снижение курса доллара на БВФБ может продолжиться, хотя и не такими быстрыми темпами, как ранее. Доллар может подешеветь еще примерно на 0,5%. Ослабление американской валюты на доли процента возможно уже в понедельник 25 мая. А прошедшей неделе, как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, но существенно больше, чем ожидалось: на 1,9%

Совмин определил перечни документов, срок действия по которым продлевается

Постановлением Правительства от 20 мая 2020 года № 299 определены перечни документов, которые останутся действительны еще три месяца, если срок их действия истекает с 30 апреля по 31 июля 2020 года. В перечень административных процедур по заявлениям граждан, срок действия выданных справок или других документов по которым продлевается на три месяца, вошли 202 процедуры. Среди

Изменены сроки централизованного тестирования

Министерством образования принято решение об изменении сроков проведения централизованного тестирования в 2020 году. «Абитуриентам, которые во время регистрации на ЦТ (регистрация завершится 1 июня) уже получили пропуска до утверждения нового графика, обменивать их не понадобится. Необходимо ориентироваться на таблицу соответствия дат, указанных в пропусках, и новых дат проведения ЦТ, и прибыть на него в соответствии

Нефтянка «уронила» белорусский ВВП

Из-за снижения объемов переработки нефти и падения экспорта нефтепродуктов «нефтянка», еще недавно служившая драйвером экономического роста в стране, в этом году вносит самый большой отрицательный вклад в ВВП. При этом даже резко подешевевшая нефть не гарантирует НПЗ полной загрузки, а госказне —  ожидаемых доходов. Из-за негативного влияния на экономику Беларуси налогового маневра в нефтяной отрасли

Обращение бобруйских медиков в АП, Трамп против ВОЗ, новый центр пандемии. COVID-19 на прошлой неделе

По данным Минздрава, по состоянию на 24 мая в Беларуси зафиксировано 36 198 случаев заражения коронавирусом, 199 человек умерли, 14 155 пациентов выздоровели. По данным Университета Джона Хопкинса, на 25 мая в мире подтверждено 5 407 701 случай инфицирования коронавирусом, 345 064 человека умерли, выздоровели 2 168 605 пациентов. Из-за пандемии подход Беларуси к отношениям

Космические запуски: на орбиту по-китайски

Накопленный потенциал и растущий спрос на услуги запуска коммерческих спутников с помощью легких ракет-носителей открывают для нашей страны возможность, при содействии китайских партнеров, успешного выхода на этот рынок. Едва преодолев последствия эпидемии коронавируса, Китайская Народная Республика объявила о продолжении работы над всеми своими космическими проектами. Одним из наиболее перспективных считается создание мобильных стартовых установок (МСУ)

Нефтянка «уронила» белорусский ВВП

Из-за снижения объемов переработки нефти и падения экспорта нефтепродуктов «нефтянка», еще недавно служившая драйвером экономического роста в стране, в этом году вносит самый большой отрицательный вклад в ВВП. При этом даже резко подешевевшая нефть не гарантирует НПЗ полной загрузки, а госказне —  ожидаемых доходов. Из-за негативного влияния на экономику Беларуси налогового маневра в нефтяной отрасли

Куда исчезает валюта из Беларуси?

Жители Беларуси покупают валюты на внутреннем рынке больше, чем продают, и одновременно забирают свою валюту из белорусских банков. Затем эта валюта, а речь идет о 760,7 млн. долларов за четыре месяца текущего года, как будто куда-то исчезает. Как сообщил Национальный банк РБ, валютные вклады физических лиц населения в банках в апреле снизились по сравнению с