Белорусское правительство в условиях запрета на реформы в госсекторе пытается через внедрение корпоуправления и назначение высоких чиновников в наблюдательные советы госпредприятий повысить эффективность этого сектора. Реально ли это?

Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА спросила у первого заместителя председателя Государственного комитета по имуществу Беларуси Алексея ВАСИЛЬЕВА.

— Алексей Александрович, четыре года назад, на этапе переговоров с МВФ по получению кредита в 3 млрд. долларов белорусское правительство уже пыталось решить эту задачу. Тогда также шла речь о необходимости разграничить функции государственного и хозяйственного управления предприятиями, была актуализирована и тема внедрения корпоративного управления в белорусских ОАО.

— Корпоративное управление – один из механизмов, который позволяет предприятиям более эффективно работать. Мы никогда не говорили, что это — панацея. Но убеждены, что правильно выстроенное корпоративное управление дает возможность предприятию шире посмотреть на различные варианты ведения дел.

Чтобы помочь внедрить современную практику корпоуправления, мы создали реестр независимых директоров, которые могут войти в наблюдательные советы белорусских ОАО. Сейчас он включает 50 человек.

— Этот перечень не сильно увеличился за последний год.

— Да, претендентов могло быть больше. Но в реестр попадают не все, кто хочет. Мы же не формально его формируем — я беседую с претендентами. Многие стремятся в него попасть, но не у всех получается. Но к нам приходят действительно топовые и грамотные люди.

Перечень, конечно, не идеален, будем его совершенствовать. Но уже вошедшие в него претенденты на независимых директоров – это серьезные и компетентные специалисты. Там есть представители из науки, специалисты, поработавшие в РФ, в банках и т. д.

Но мы хорошо понимали, что этот реестр не заработает, если не будет решен вопрос оплаты независимым директорам. Чтобы привлечь квалифицированных директоров, им нужно предложить достойную зарплату Зарплата для топов – основной посыл для их участия в работе наблюдательных советов ОАО.

До недавнего времени независимым директорам в ОАО выплачивалось вознаграждение по аналогии с представителями государства. Это небольшая сумма. Некоторые претенденты готовы участвовать в проекте в качестве своей имиджевой составляющей. Эти энтузиасты говорят: зарплата – это хорошо, но на первом этапе для имиджа нам было бы полезно просто поучаствовать в этом процессе. Таких людей очень мало. Но чтобы массово запустить этот процесс, вопрос оплаты – ключевой.

Нам с Минэкономики удалось решить этот вопрос. Постановлением совместной коллегии Госкомимущества и Минэкономики механизм оплаты запущен. Думаю, в ближайшее время он заработает и, соответственно, потянет за собой привлечение в наблюдательные советы ОАО независимых директоров, которые уже есть в нашем реестре.

— Это Госкомимущество инициировало разработки методику оплаты работы независимых директоров?

— Мы с Минэкономики долго обсуждали этот вопрос. Мы считаем, что без определения конкретного механизма расчета оплаты труда независимых директоров очень сложно запустить корпоративное управление на наших предприятиях.

Критики нам говорят: этот вопрос можно было бы решать и раньше. Действительно, и сейчас законодательство позволяет привлекать независимых директоров в наблюдательные советы ОАО и платить им определенную сумму. Но это сколько? Никто не знает. Поэтому все опасались использовать имеющийся механизм.

Давайте представим, что вы руководитель министерства, в котором есть градообразующие предприятия. Вам говорят: действуйте, назначайте независимых директоров, платите им зарплату – законодательство позволяет. Но ведь еще недавно было непонятно: кто это – независимый директор, что это за «зверь» и сколько ему надо платить? А как правоохранительные органы на это посмотрят? Четкого понимания этого вопроса не было. Взялись ли бы вы за эту работу в такой ситуации? Не уверен.

А вот когда есть четкий расчет оплаты труда независимым директорам, думаю, что предприятия под министерствами станут действовать смелее.

— Но станет ли эта зарплата действительно стимулом для независимых директоров? Ведь ее, по сути, привязали к показателям, на которые ориентирован руководитель предприятия.

— Вознаграждение независимого директора состоит из двух частей: постоянной и бонусной. Постоянную часть предлагается выплачивать в размере 80% от оклада руководителя акционерного общества. Бонусная часть будет зависеть от выполнения предприятием прогнозных показателей, опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом зарплаты и т. д. При этом размер бонусов – это сумма премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контракта руководителя ОАО, но она не может превышать размер выплачиваемой постоянной части вознаграждения.

Я разговаривал со многими претендентами насчет предлагаемой оплаты. Могу сказать, что наш расчет по оплате приближен к той справедливой сумме, о которой заявляли претенденты на участие в качестве независимых директоров.

Мы рассчитываем, что принятый документ по выплате вознаграждения независимым директорам будет работать в отношении 100 предприятий, в наблюдательные советы которых в этом году указом президента и постановлениями правительства включены вице-премьеры, министры, их заместители и т. д.

— То есть, механизм оплаты принят для них?

— Нет. Просто эти 100 ОАО, в наблюдательные советы которых назначены представители государства, это предприятия, приносящие в бюджет страны наибольший доход.

Хотел бы при этом отметить, что члены правительства и высокие чиновники назначены в эти ОАО не просто в качестве представителей государства, а в качестве председателей наблюдательных советов. Так что апробировать новый механизм можно будет на этих предприятиях. А чтобы корпоративное управление на предприятиях заработало, туда, на наш взгляд, надо правильно привлечь и независимых директоров.

— Это с подачи Госкомимущества были подготовлены документы о назначении высших должностных лиц и чиновников в 100 топовых белорусских предприятий?

— Нет, это инициатива нового правительства Беларуси. Корпоративное управление в белорусских ОАО начало внедряться еще раньше, когда правительство возглавлял Андрей Кобяков. Тогда шла речь о повышении роли наблюдательных советов в управлении обществами, избрании в их состав независимых директоров. Были также попытки привлечь к этой работе крупных управленцев. Мы этой задачей занимались. Не скажу, что медленно, но постепенно. Нынешний премьер придал этой работе ускорение. Были приняты два документа – указ президента о назначении высших должностных лиц в наблюдательные советы ряда ведущих предприятий, а также постановление правительства о назначении в 100 предприятий министров, их замов и т. д., которые возглавят наблюдательные советы этих АО.

— А что принципиально нового предложено? Госпредставители и раньше были в составе наблюдательных советов ОАО. Да и что министр может изменить на предприятии?

— Да, вроде бы, на первый взгляд, ничего нового. Министры и до этого назначались представителями государства. Но если внимательно присмотреться, то теперь закладываются предпосылки к изменению отраслевой модели управления предприятиями.

Сейчас в Беларуси управление республиканскими акциями осуществляется через систему владельческого надзора органами госуправления: пакеты акций распределены между 24 органами госуправления, как правило, по отраслевому признаку. А вот когда министр будет находиться в роли председателя наблюдательного совета не в отраслевом предприятии – это, на мой взгляд, один из способов подойти к разделению функций государства как регулятора и собственника.

В любом случае мы двигаемся к разделению функций регулятора и собственника предприятий И такая задача — разделение этих функций — определена программными документами страны.

И то, что сейчас происходит: назначение министров в наблюдательные советы других, не подчиненных отраслевому министерству, предприятий — это один из шагов в заданном направлении. Теперь профильному министерству будет труднее за счет одного устойчивого предприятия содержать менее устойчивые и проводить политику в сознание приватизации и поиска инвестора. Не секрет, что сейчас министерства не очень активны в этом вопросе.

Хочу заметить, что уже сейчас на предприятиях ведется работа по внедрению эффективных элементов корпоуправления: министры назначаются председателями наблюдательных советов, а комитеты в составе набсоветов возглавляют независимые директора. Это обязательное требование.

— Верите, что это даст результат?

— Смотря что под этим понимать. Мы совершенствуем систему управления предприятиями, меняем, корректируем свои подходы, чтобы получить этот результат.

Хотел бы также отметить, что сегодня без элементов корпоративного управления ни одно предприятие не сможет зарегистрироваться в листинге БВФБ. Внедрение корпоуправления в ОАО — один из основных элементов для такой регистрации. Это важно не только для продажи акций, но и для повышения привлекательности этого предприятия для инвестора. Так что корпоуправление – это еще и шаг к приходу на предприятие серьезного инвестора.

— Кстати, как продвигается процесс создания госкорпорации, что также анонсировано как будущий элемент реформы управления белорусским госсектором?

— Проект продвигается, совместно с ЕБРР. Работаем по двум направлениям. ЕБРР помогает нам выработать стратегию развития ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор», а также на базе холдинга «Белавтодор» выстроить корпоративное управление с учетом лучших мировых практик.

В начале этого года президент подписал указ об акционировании предприятия «Белресурсы», уже в июле этот процесс мы должны завершить. Дальше собираемся на базе Института недвижимости и оценки создать управляющую компанию, которая будет управлять двумя нашими предприятиями — «Белавтодор» и «Белресурсы» — на базе новых подходов. Мы к этому идем. В первом приближении видим, что наши подходы с ЕБРР схожи, хотя есть отдельные нюансы. Как только работу завершим, проанализируем опыт. После этого только можно будет вести речь о масштабировании его на другие проекты.

— Актуализированы ли какие-то новые проекты о вхождении китайских компаний в акционерный капитал белорусских предприятий?

— Пока нам удалось привлечь китайского инвестора лишь в один проект — «Белгоспроект». Других проектов по линии взаимодействия наших комитетов пока нет.

Мы свои предложения ранее сделали, коллеги из Китая их рассматривали, но пока заинтересованности не проявили. Наблюдается небольшой спад в этом вопросе. Но мы продолжаем работать и показываем, что реализованный с китайским инвестором проект на базе «Белгоспооекта» сейчас не только работает, но эффективно вошел в индустриальный парк «Великий камень». Там поменялся руководящий состав, начали по-другому смотреть на проектировку, закладывают новые механизмы для развития.
Нас интересует все, что происходит на этом предприятии. И не только потому, что участвовали в этом проекте. Хотелось бы, чтобы проект не только состоялся, но и развивался. На этом примере мы показываем другим, что не все так плохо с привлечением инвесторов на белорусские предприятия.

— В 2018 г. Госкомимущество совместно с Нацбанком и БВФБ подготовили предложения по внесению изменений в порядок ведения биржевых торгов с тем, чтобы акции на бирже можно было продать одному участнику торгов. Однако пока эта новация не стала стимулом для активизации продаж акций на бирже.

— Ну да, торги идут не очень активно. Будем предпринимать новые шаги – подтягивать другие предприятии для продажи их акций на бирже. Прежде всего, на биржу будем «затягивать» коммунальные предприятия – для этого мы сняли все ограничения. Сейчас предприятия Минска и Брестской области выходят на валютно-фондовую биржу.

— Недавно министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой в эфире телеканала «Беларусь 1» заявил, что белорусское руководство пока не ведет с МВФ конкретных переговоров о программе сотрудничества, которая может быть поддержана кредитом, но тема необходимости приватизации госпредприятий больше не поднимается.

— Массовую приватизацию мы не поддерживали изначально. Мы помним ряд случаев, когда наши сельхозорганизации передавали коммерческим структурам. Я помню, что тогда произошло. В ряде бывших колхозов были вырезаны животные, работники уволены.

Так что к каждому вопросу надо подходить очень аккуратно. Постепенное движение – это правильно. Это позволяет нам активнее работать с международными организациями по другим направлениям. Кстати, Всемирный банк, с которым мы связаны, проводит для нас цикл обучающих семинаров. Без стеснения могу сказать, что мы тоже учимся. Это дает серьезный толчок к пониманию новых тенденций. Хочу, чтобы регионы в этом процессе тоже участвовали, — тогда нам легче будет проводить в жизнь новые апробированные подходы.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,