Крупнейшие бизнес-союзы Беларуси – Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА) и Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) на протяжении около полугода пытаются решить проблему с поставками российских нефтепродуктов и убедить концерн «Белнефтехим» и Минэкономики в необходимости создания прозрачного и справедливого механизма распределения квот на российские смазочные материалы и масла среди участников рынка.

Короткая предыстория вопроса. В прошлом году Россия ввела жесткое регулирование поставок нефтепродуктов в Беларусь. Переговоры между правительствами Беларуси и РФ по этому вопросу велись несколько месяцев. Они завершились 10 октября 2018 года подписанием протокола о поставках нефтепродуктов в Беларусь. Россия согласилась сохранить поставки в Беларусь лишь определенных видов нефтепродуктов – тех, которые не производятся в Беларуси. В том числе в перечень разрешенных для поставки в Беларусь вошли смазочные материалы и масла.

Однако около 40 компаний, являющихся официальными дистрибьюторами крупнейших российских нефтеперерабатывающих предприятий, которые ранее поставляли около половины всего объема смазочных материалов и масел из РФ на белорусский рынок, остались без квот. Теперь эти компании не могут поставлять эту продукцию на белорусские предприятия по ранее заключенным годовым, а также тендерным договорам. Частные компании обратились за поддержкой в том числе в БНПА и РСПП.

Член Совета по развитию предпринимательства при президенте Беларуси, председатель БНПА и РСПП Александр ШВЕЦ рассказывает о подоплеке проблемы.

— Контроль за исполнением обязательств по соглашению между правительствами Беларуси и РФ по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (подписано 10 октября 2018 года) возложен на концерн Белнефтехим» и Минэкономики. В «Белнефтехиме» утверждают, что концерн направлял в адрес Минэкономики и облисполкомов информацию о новых условиях импорта российских нефтепродуктов для формирования списков поставщиков и выделения квот, однако значительное количество весомых участников рынка не получили этой информации ни от «Белнефтехима», ни от Миэкономики, ни от облисполкомов.

— Александр Иосифович, в конце июля — начале августа 2018 года концерн «Белнефтехим» действительно направлял в адрес участников рынка соответствующую информацию с просьбой внести необходимые данные по объему поставок. Была растиражирована специальная форма. Да и в прессе эта тема прозвучала достаточно резонансно. Позже в концерне заявили, что все направившие свои заявки компании включены в перечень субъектов предпринимательской деятельности, которые могут получать эти товары в Беларуси.

— Мы не знаем, на каком именно уровне доведения информации до заинтересованных произошел сбой и какой именно госорган его допустил. Но сбой произошел. И это необходимо признать, а созданную проблему – решить. Вот и все!

Я задавал вопрос профильным должностным лицам Минэкономики: а почему данную информацию не получил Совет по развитию предпринимательства? Ведь проблема касается частного бизнеса, и это — целый пул компаний.

Факт, что не все поставщики были проинформированы о необходимости предоставления таких данных в «Белнефтехим» и, соответственно, некоторые компании не вошли в списки и не получили соответствующие квоты на поставку.

Также факт, что 80-90% даже официальных представителей таких компаний, как «Лукойл», «Роснефть», «Газпромнефть», «Шелл» не получили таких уведомлений. А ведь они поставляли большие объемы смазочных материалов и масел в адрес крупных промышленных предприятий Беларуси.

Получилась интересная ситуация. Компании в конце октября узнают из опубликованной на сайте информации о том, что с 1 ноября 2018 года поставки смазочных материалов и масел в Беларусь осуществляются только по квотам. А их никто ни о чем не проинформировал.

Вызывает недоумение, что списки компаний, получивших квоты, «Белнефтехим» держал и держит в секрете. Нам говорят: «Есть список, но мы его вам не покажем – он ДСП». Мне пришлось через российские информационные каналы узнавать емкость квот по смазочным материалам – это 8,7 тыс. тонн на ноябрь-декабрь 2018 года, а вся квота по смазочным материалам и маслам на 2019 год составила 51,9 тыс. тонн.

И, конечно, ни «Белнефтехим», ни Минэкономики, ни облисполкомы не переживали из-за того, что не все частные компании получили квоты. Вероятно, исходили из того, что квот итак очень мало, их всем не хватит.

— Но ранее вице-премьер уверял, что разрешенного РФ объема поставок нефтепродуктов достаточно для полного обеспечения потребности белорусского рынка. К тому же российская сторона готова увеличить эту квоту еще на 10-15%. В «Белнефтехиме» также заявили, что договорились с российской стороной об увеличении на 2019 год этого объема, чтобы учесть интересы компаний, ранее поставлявших продукцию на белорусский рынок.

— Действительно, квоту на 2019 год увеличили с 51,9 тыс. тонн до свыше 63 тыс. тонн.

Спрашиваю у концерна, а как вы ее будете распределять? Вопрос. И факт остается фактом, что компании-поставщики не смогли из-за непредоставленных квот осуществить поставки по договорам.

Да, они прислушались к нам и подготовили проект постановления Совета министров, регламентирующий этот вопрос. При этом главным критерием распределения является прошлогодняя статистика (за 10 месяцев 2018 года). Если компания ввозила, к примеру, 10% объема нефтепродуктов от потребности рынка, значит, она получит 10% от объема квоты. Но при этом нам говорят, что заводы получат отдельные квоты. По какому принципу? Не знаем, отвечают. Но чем заводы лучше компаний? И если они не поставляли эту продукцию в 2018 году, то на каком основании им сейчас предоставят квоты?

К тому же любой завод, даже если у него есть квота, по законодательству о закупках должен провести тендер на закупку. Тендер может выиграть, к примеру, «Роснефть». Но она сама не торгует здесь, – она торгует через своих дилеров. Далее. А зачем условному заводу квота, если тендер выиграет, к примеру, компания-дилер, которой и нужна будет эта квота?

— В «Белнефтехиме» говорят, что крупные белорусские предприятия должны работать напрямую с российскими производителями смазочных материалов и масел, — так будет дешевле.

— Не факт. Именно для дилера цена дешевле, поскольку он покупает большой объем продукции, которую намерен реализовать не одному, пусть и крупному заводу, а многим потребителям, поэтому от большого объема он получает определенную скидку к цене. А мы у российских производителей спросили? Они заинтересованы в прямых поставках? По моим данным, – нет.

Предприятие, конечно же, может попытаться закупать напрямую у производителя. Но мы должны понимать: а что посредник, который завозил ее на рынок раньше, — он поставлял ее дешевле или дороже? Если поставлял дешевле, зачем его «резать»? Если — дороже, то, наверное, в прямых поставках есть смысл. Но ведь никто не говорит, по какой цене предприятия покупают нефтепродукты из РФ напрямую.

Получается, что сейчас необходимо распределять дополнительные квоты на смазки и масла. Но порядка распределения нет, и как это сделать, — никто не понимает. В то же время есть компании, официально выигравшие тендеры в этом году. Но у них нет квот, поэтому они не могут поставить нефтепродукты заводам, у которых выиграли тендер.

И сейчас вопрос состоит не только в том, как распределить дополнительную квоту в 11 тыс. тонн на смазочные материалы и масла. Оказалось, что не выбрана прежняя квота! Ее надо перераспределять. Но, опять же, — нет механизма. Это — вторая проблема, на которую нет ответа.

Поэтому суть нашего вопроса состоит в следующем: при «Белнефтехиме» должен работать общественно-консультативный совет (ОКС). Да, формально он создан, но игнорирует рассмотрение назревших вопросов. Принципы распределения квот должны быть четко прописаны и четко контролироваться и самими участниками рынка, и «Белнефтехимом», и Советом по развитию предпринимательства. Именно на ОКС при «Белнефтехиме» можно было давно обсудить и решить эту проблему.

Нам говорят: документ о распределении квот надо принимать постановлением Сомина, Так принимайте, — почему этот документ в виде проекта болтается уже полгода? Кто мешает его принять?

— Бизнес-союзы предлагали вообще исключить смазочные материалы и масла из перечня нефтепродуктов, по которым требуется согласование индикативных балансов, поскольку эта товарная группа продается по коммерческим ценам.

— Да, мы предлагали это сделать. Но наше предложение не было поддержано на уровне правительств РФ и Беларуси. Отменить квоты по смазкам и маслам – это прерогатива правительств. А правильно и справедливо распределить внутри страны – это вопрос госорганов в диалоге с бизнесом. Здесь-то какие сложности? Я их не вижу.

— Создается ощущение, что проблема упирается в отсутствие нормального диалога между бизнесом и регуляторами рынка.

— Или отсутствие желания его строить… Я бы предположил, что есть определенное непонимание руководства концерна «Белнефтехим» и Минэкономики сути Декрета №7.

Очевидно, что участники белорусского рынка смазочных материалов и масел хорошо известны, да и «Белнефтехим» при желании может получить необходимую информацию о них в таможне. Я им советую: проанализируйте входные минпромовские и белнефхимовские цены на смазки и масла. Если, к примеру, МАЗ покупает напрямую дешевле, то, возможно, вы правы. А если не дешевле, а дороже? Зачем в таком случае создавать для участников рынка трудности и несправедливые условия?

Мы с пониманием относимся к необходимости определенных регулировок со стороны «Белнефтехима» и Минэкономики на рынке смазочных материалов и масел. Но создавать атмосферу секретности и недоверия вместо понятных алгоритмов недопустимо! Нас это не устроит.

Почему распределение квот окутано завесой тайны? Почему этот вопрос не обсудить и не решить на ОКС? Почему списки получателей квот не вывесить на сайте «Белнефтехима»?

Пишу письмо в «Белнефтехим»: введите меня в ОКС, я буду аккумулировать позицию бизнеса и очень ответственно, аргументировано отстаивать ее. Нет, отвечают, мы считаем это нецелесообразным. Хотя я являюсь членом Совета по развитию предпринимательства при президенте, руководителем одного из ключевых бизнес-союзов…

Ну что ж. Мы продолжаем работать, надеясь на то, что желание решить эту проблему есть не только у нас. Надеемся, что позиция «Белнефтехима» и Минэкономики станет более конструктивной.

Тэги:

, , , , ,

Как будут отмечать День Победы в Минске — программа мероприятий Мингорисполкома

Мингорисполком опубликовал программу мероприятий городских властей на 9 мая 2021 года: 11:00 – торжественная церемония возложения цветов и венков к монументу Победы. Почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны придут официальные делегации государственных органов, трудовых коллективов столичных предприятий, представителей общественных и профсоюзных организаций, администраций районов, духовенство, депутаты, молодежь. 11:00 – в парке Победы начнется

Скоростной поезд Минск-Москва «ласточка»: билеты уже в продаже

БЖД 15 апреля открыла продажу билетов на скоростные дневные поезда Минск-Москва типа "ласточка". Первый поезд отправится 30 апреля.

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 мая

Вероятно продолжение снижения курса доллара на БВФБ: на 0-0,5%. В то же время возможны неожиданные колебания курсов валют на бирже. Но в понедельник 24 мая курс доллара может вырасти на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе уменьшился, хотя и не столь значительно, как ожидалось: на 0,5%

Фейерверк на 9 мая в Минске — где смотреть

В Минске 9 мая состоится фейерверк, сообщила на пресс-конференции начальник отдела учреждений культуры управления культуры Мингорисполкома Екатерина Усова. По ее словам  фейерверк  запланирован на территории города Минска в пяти точках. Он начнется в 23:00. Основной точкой станет парк Янки Купалы. Также фейерверк будет организован: в парке Павлова, в парке Уго Чавеса, на набережной в Дроздах,

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия