13.03.2019, 9:44
ЕЦБ и ФРС спасают белорусскую экономику и рубль
Все знают, что Россия оказывает поддержку Беларуси в размере нескольких миллиардов долларов ежегодно. При этом как-то остается незамеченным, что в последние лет десять значительную помощь наша страна получает от США и ЕС, правда, не напрямую, а косвенно. Очередное решение, которое поддержит белорусскую экономику, Европейский центробанк принял на прошедшей неделе.
Белорусской экономикой управляют правительство и Национальный банк РБ под руководством президента, которые каждый год составляют разнообразные планы, и затем пытаются их реализовать. Удается это далеко не всегда, даже можно сказать, что почти никогда. Допустим, прошлый 2018 год оказался удачным, но вовсе не потому что чиновники ударно поработали, напротив, правительство почти в полном составе было отправлено в отставку, а вследствие благоприятной внешней конъюнктуры. И если проанализировать историю Беларуси, то можно убедиться, что это правило: успехи и неудачи нашей страны во многом определяются внешними условиями.
Конъюнктура – это не погода
В принципе, руководство Беларуси понимает ситуацию, и почти каждый год отмечает, что причиной неудач или успехов страны была конъюнктура на внешних рынках. Но это выглядит примерно как ссылка на погоду при анализе успехов сельского хозяйства. Если была засуха, урожая не будет, а если дожди прошли вовремя, быть селу с деньгами. Но такое представление не соответствует действительности. Конъюнктура – это не погода, ее определяют вовсе не стихийные природные силы, а вполне конкретные страны, президенты, правительства и центробанки. Поэтому от действий, допустим, президента США и ФРС показатели роста ВВП нашей страны зависят не в меньше, а, возможно, в большей степени, чем от действий правительства РБ.
Получается, что именно им Беларусь обязана как многими достижениями, так и провалами. Поэтому для понимания того, удастся ли Беларуси обеспечить рост ВВП в 2019 году и сохранить стабильность финансовой системы, следует изучить не только планы наших Совмина и Нацбанка, а планы тех правительств и ЦБ, которые делают погоду (конъюнктуру) в мировой экономике.
Их не так уж и много. Это, главным образом США, ЕС и Китай. И в последние лет 10, после мирового финансового кризиса, они действуют примерно одинаково: печатают и одалживают деньги и раздают их, правда, не всем желающим, а крупным банкам, которые потом перераспределяют ресурсы. То есть, экономика этих стран развивается за счет государственного финансирования.
Такое утверждение может показаться странным, так как в Беларуси принято считать, что, в частности, в США бизнес живет сам по себе без государственной поддержки финансами. Это глубокое заблуждение, хотя несколько десятилетий назад, в принципе, почти так и было. Но после развала СССР ситуация в США кардинально изменилась, независимая частная экономика осталась только в учебниках по экономике, которые еще не успели переписать. Господдержка экономике в развитых капиталистических странах в последние годы оказывается колоссальная, но она осуществляется не через госпредприятия, а с помощью стимулирования спроса со стороны населения и предоставления средств банкам. В частности, бюджет США является дефицитным, в отличие от Беларуси, и рост экономики держится на самом деле на госрасходах. Деньги идут населению, которое покупает товары и услуги у частных компаний, обеспечивая им прибыль. А свои расходы правительство США финансирует за счет увеличения государственного долга.
То есть причиной роста экономики США в последние лет 20-30 являются не технологические новации, не глобализация и не экономические реформы, а бюджетные расходы и денежная и кредитная эмиссия.
Конъюнктура снова разворачивается к Беларуси передом
В прошлом году, правда, ФРС США попробовала остановить печатный станок, то есть начала повышать свои ставки, а также изымать предоставленные банкам средства. Результат не заставил себя долго ждать: фондовые индексы пережили два обвала. После этого правительство и ФРС США дали задний ход.
В декабре ФРС в очередной раз повысил свои ставки, что усилило падение цен акций. И 23 декабря Министр финансов США Стивен Мнучин собрал рабочую группу по финансовым рынкам и объяснил присутствовавшим, что государство собирается вмешаться в происходящее. Затем подключился Дональд Трамп, а 4 января 2019 года и глава ФРС Джером Пауэлл поменял свою точку зрения на происходящие события на 180 градусов, и сообщил, что цикл повышения ставок может быть остановлен.
Европейский Центробанк продержался немного дольше. Он стоически выдержал обвал цен европейских акций в 2018 году, да и Дональда Трампа в Европе нет. Но в конце 2018 года экономика ЕС стала проседать. В Италии началась рецессия, а Германия спаслась от нее только чудом, причем в качестве волшебника выступило правительство, увеличившее бюджетные расходы. Опять вмешалось государство.
И 7 марта не выдержал и ЕЦБ, приняв решение о поддержке европейской экономики посредством начала с сентября текущего года новой программы дополнительного кредитования банков. Под 0%. Даже белорусские государственные льготники такого не получают.
В том же ключе действует и руководство Китая, которое вливает в экономику страны астрономические суммы.
Эти решения самым непосредственным образом скажутся и на нашей стране: ей удастся увеличить темпы роста ВВП избежать кризиса в случае возникновения глобальной экономической рецессии, которая казался неизбежной при снижении государственной поддержки частной экономики в США и ЕС (см. «Проблемы с рефинансированием внешнего долга РБ могут утянуть рубль на дно»). Но и руководство США и ЕС это поняло, в связи с чем и изменило свою политику.
Многие успехи нашей страны объясняются господдержкой экономики в США, ЕС и Китае. Но на этом у нас не принято акцентировать внимание. Например, 4 марта директор Парка высоких технологий Всеволод Янчевский сообщил, что экспорт ПВТ за 2018 год увеличился на 38% и достиг 1,414 млрд. долларов. Причем, основными покупателями услуг были европейские и американские потребители. Всеволод Янчевский объяснил этот успех президентским декретом «О развитии цифровой экономик». Действительно, это одна из причин успеха, но не единственная. И среди других причин важное место занимает политика американского президента Дональда Трампа. Хотя ФРС в прошлом году повышал ставки и изымал средства, ранее влитые им в банковскую систему, президент осуществил колоссальный вливания в экономику за счет снижения налогов и увеличения дефицита бюджета, что привело к росту государственного долга США.
Оценить масштабы государственной поддержки США белорусской экономики сложно. Но величина денег, которые тратят США на финансирование своей экономики, огромны. Только за последний год государственный долг США увеличился на 1,22 трлн. долларов, что является максимальным приростом с 2009 года. И на 1 марта 2019 года долг достиг 22,063 трлн. долларов. Это примерно 67,1 тыс. долларов на каждого американского гражданина.
Для сравнения можно отметить, что государственный долг Беларуси на 1 января 2019 года составил 45,4 млрд. рублей, то есть около 21 млрд. долларов. Это примерно 2,1 тыс. долларов на 1 жителя страны, в 32 раза меньше, чем в США. Так что, государственная поддержка экономики за счет бюджета в США намного превосходит белорусскую. И проблемы Беларуси вовсе не в том, что у нас слишком большая поддержка экономики со стороны государства, а в том, что наше правительство не умеет это делать, и в настоящее время, похоже, и не хочет. Впрочем, надо признать, что новое правительство пока себя еще не показало, некоторые шаги в нужном направлении оно собирается предпринять.
Суть проблемы хорошо иллюстрируют рассуждения президента Беларуси Александра Лукашенко о рентабельности жилищного строительства, сделанные им в ходе встречи с председателем Мингорисполкома Анатолием Сиваком 11 марта. Президент сообщил, что хватит иметь дело с жуликами – застройщиками, которые получают высокую прибыль на строительстве жилья и залезают в карманы людям, надо изучить опыт строительства в Минске жилья с прибылью в 5%, и возможно, распространить его на всю страну.
В США действуют совсем по-другому. Там государство не стремится ограничить прибыль застройщиков, а наполняет карманы людей деньгами, чтобы те могли купить себе жилье. А высокая прибыль, получаемая там застройщиками, идет на инвестиции в строительство, то есть на дополнительную зарплату тем же людям. В итоге все богатеют – и люди и застройщики и государство, причем в значительной степени именно за счет государства. У нас же этого не происходит из-за слабой господдержки экономики правительством.
Как бы то ни было, если бы в прошлом году американский Минфин не осуществил рекордные бюджетные вливания в экономику за счет заимствований, в США началась бы рецессия, как в Италии, и резиденты нашего ПВТ не смогли бы увеличить экспорт услуг в США. Скорее всего, он бы сократился. То есть, белорусские IT-компании компании добиваются успеха за счет косвенной поддержки правительства США (и Китая и руководства ЕС).
То же справедливо и для американских компаний. В частности, компания Илона Маска Tesla Inc. – это, по сути, аналог Минского тракторного завода, который держится за счет господдержки, оказываемой в разных формах. Только поддержка эта в США оказывается по-другому, не напрямую предприятиям, а посредством перечисления бюджетных денег потребителям, акционерам компании и банкам, дающим «лишние» деньги даже хронически убыточным предприятиям. Так, Tesla Inc. в 2018 году получила убыток в 976 млн. долларов, а в 2017 году убыток равнялся 2,2 млрд. долларов. У МТЗ показатели лучше. По оценкам экспертов, так называемых зомби-компаний, неэффективных и обремененных большими долгами, в числе американских компаний, входящих в индекс S&P 1500, около 14%. Это, пожалуй, сопоставимо с числом зомби-компаний среди крупнейших предприятий РБ.
Рост не будет вечным, кризис неизбежен
Проведение аналогии между белорусскими и американскими компаниями не является критикой США. Нам можно только поблагодарить американских президентов и власти других ведущих мировых держав за то, что они не поступают так, как наши Совмин с Нацбанком, и не боятся залезать в долги и печатать деньги ради экономического процветания своих народов. Кое-что достается и Беларуси, и эта поддержка, возможно, имеет для нашей страны большее значение, чем помощь со стороны России, которая в последнее время, к тому же, ведет себя как пушкинский царь Кащей, чахнущий над златом. Российский президент Владимир Путин, правда, решил, кто хватит уже копить, и пытается выбить из Минфина и Банка России деньги на осуществление национальных проектов, однако те пока успешно саботируют поручения главы государства.
Но, кроме положительного влияния на экономику Беларуси колоссальная государственная поддержка экономики в США и ЕС приводит к резким колебаниям курсов доллара и евро. Причем перспектива постоянно меняется. Еще полгода назад, казалось, что ФРС и ЕЦБ решительно настроены ужесточить свою денежную политику, что должно было привести к росту курса евро против доллара (см. «Беларусь в ближайшие годы может обеднеть на миллиарды евро»). Но теперь ситуация запуталась. С одной стороны, из-за новой программы смягчения ЕЦБ теперь евро может подешеветь. С другой стороны, Дональд Трамп постоянно твердит о том, что доллар слишком сильный и для поддержки экономики США он должен ослабеть. Последний раз президент США сказал об этом 3 марта. А ведь он имеет обыкновение добиваться того, чего хочет.
Ясно только, что глобальная рецессия пока откладывается. Но есть и проблема: пока. В более отдаленной перспективе все равно назревает грандиозный обвал финансовых рынков, так как в своей помощи правительства ЕС, США и Китая несколько перестарались. Долги не могут расти бесконечно, хотя, как показывает опыт Японии, это может длиться десятилетия.
Проблемы могут возникнуть уже довольно скоро. С 1 марта текущего года Казначейство США не имеет права увеличивать государственный долг, и денег у него хватит только примерно до осени. Если Дональду Трампу не удастся убедить конгресс США в очередном увеличении лимита долга, страну ждет дефолт, а мировую экономику – глобальный кризис. Впрочем, в такой ситуации США оказываются не первый раз, и в предыдущие все заканчивалось благополучно. Но все когда-то бывает впервые.
Решение, которое будет принято в США, во многом зависит не от экономики, а от субъективных действий и психологических качеств ее лидеров. Поэтому нам не остается ничего другого, как наблюдать за их настроениями, корректируя прогнозы. Чтобы понять, какими в Беларуси будут темпы роста ВВП, инфляция и курс рубля, за ними надо следить не менее внимательно, чем за рассуждениями президента и премьер-министра РБ.