9.03.2017, 9:03
Средства радиоэлектронной борьбы: «чума» на ваши дроны
Технологический и интеллектуальный потенциал предприятий белорусского ВПК позволяет им занять достойное место на международном рынке боевых радиоэлектронных устройств и комплексов.
На недавней выставке IDEX-2017 в Абу-Даби белорусское КБ «Радар» представило портативное устройство подавления радиоэлектронных систем беспилотных летательных аппаратов «Гроза-Р».
Как рассказал представитель компании, разработка нового оружия для противодействия дронам заняла всего лишь несколько месяцев благодаря большому опыту КБ «Радар» области создания средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Партизанская смекалка
С целью упрощения процесса разработки и производства, а также для удобства последующей эксплуатации в качестве базового конструктива для монтажа ряда ключевых элементов устройства был выбран корпус страйкбольной автоматической винтовки Cyma CM0011 китайского производства, имитирующей немецкую Heckler & Koch G36C.
На нем установлен коллиматорный прицел типа Sturman 1×38 RD (для визуального наведения «винтовки» на беспилотник). А также три антенны типа волновой канал под радиопрозрачными кожухами. Для крепления прицела и антенных устройств предлагается использовать штатную планку Пикатинни.
Таким образом корпус винтовки является своеобразным основанием для размещения излучающих антенн. За формирование же радиосигнала отвечает блок нелинейных искажений, смонтированный в отдельном защищенном корпусе носимом на спине, там же размещены аккумуляторные батареи питания. С «винтовкой»-излучателем блок соединяется при помощи кабеля. Общая масса комплекса составляет порядка 10 кг. Из них 2 кг приходится на излучатель. Вес блока нелинейных искажений не превышает 8 кг.
«Гроза-Р» работает в двух режимах отличающихся характеристиками генерируемых помех.
В первом случае помехи выдаются в диапазонах 2,4-2,485 ГГц или 5,76-5,88 ГГц. Они предназначены для подавления радиоканалов управления беспилотными летательными аппаратами и должны лишить оператора контроля над БПЛА. Второй режим позволяет заглушать рабочие частоты систем спутниковой навигации GPS, ГЛОНАСС, GALILEO и BeiDou и используется для борьбы с автономно работающими беспилотниками, дабы не позволить их автопилотам нормально выполнять заложенные программы.
Максимальная дальность подавления каналов управления БПЛА — 5 км, нарушения сигналов спутниковой навигации — 3 км. В связи с тем, что ширина распространения помех ограничивается сектором 30°, а на дальность применения накладывают ограничения параметры видимости, то для эффективного использования устройства требуется достаточно точное наведение излучателя на цель.
По данным разработчика, емкость аккумуляторов позволяет комплексу «Гроза-Р» выполнять подавление радиоканалов (при непрерывной работе передатчика) в течение 1 часа.
Следует отметить, что «Гроза-Р», в основном, предназначена для борьбы с коммерческими мультикоптерами и небольшими БПЛА. И не рассчитана на перехват управления дронами: ее задача либо вывести беспилотник из строя, либо спровоцировать активацию программы возвращения на базу.
Видео: Телеканал ОНТ
«Гроза» большего масштаба
Куда более грозным оружием борьбы против беспилотников является самоходный комплекс радиоэлектронной борьбы «Гроза-С», его назначение — защита от БПЛА объектов. Впервые он был представлен 28 октября прошлого года на оперативном сборе командного состава вооруженных сил Беларуси, в рамках которого отечественная оборонная промышленность показала новейшие образцы вооружений и военной техники.
Комплекс РЭБ «Гроза-С» размещается на автомобильном шасси. На нем в закрытом кузове монтируется два автоматизированных рабочих места операторов, модули радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы, комплект антенн и т.д. Работоспособность всей бортовой аппаратуры обеспечивается автономным источником электроэнергии. Предусмотрена установка автономных систем жизнеобеспечения. На развертывание станции после выхода на позицию требуется не более 10 мин.
По данным компании-разработчика, станция имеет широкий диапазон частот радиоразведки и подавления, соответствующий всем возможным рабочим диапазонам оборудования современных беспилотных летательных аппаратов.
Что позволяет осуществлять: обнаружение БПЛА в пределах зоны действия станции и отслеживание перемещения БПЛА; обнаружение и подавление каналов управления БПЛА от наземного пункта управления и каналов передачи данных с БПЛА на наземный пункт управления; эффективное подавление систем аппаратуры бортовых систем навигации БПЛА (GPS, GLONASS, GALILEO, BeiDou), спуфинг навигации (подмену навигационных данных ложными), а также увод БПЛА с намеченного маршрута или принуждение его к аварийной посадке.
По дальности станция РЭБ «Гроза-С» имеет следующие характеристики:
- дальность радиоразведки передатчика на наземном ПУ (канал управления) составляет до 10 км;
- дальность радиоподавления приемника наземного ПУ (канал данных и телеметрии) — до 10 км;
- дальность радиоподавления приемной аппаратуры спутниковых радионавигационных систем на БПЛА — до 50 км;
- дальность радиоразведки передатчика на БПЛА — до 50 км;
- дальность радиоподавления приемника БПЛА — до 30 км;
- дальность постановки дезинформирующих помех навигационной аппаратуре системы GPS на БПЛА — до 20 км.
Не обижайте белорусов — достанут и в Иране
Есть достаточно оснований полагать, что именно подобная аппаратура была использована Ираном для перехвата сверхсекретного американского БПЛА Lockheed Martin RQ-170 Sentinel в декабре 2011 года. Аппараты этого типа оснащаются современными приборами не только для сбора разнообразных разведданных: получения фотоснимков высокого разрешения, радиолокационных изображений местности, замеров радиационного фона, проб воздуха и т.д. Но и для преодоления радиоэлектронного противодействия.
По горячим следам этого события американская газета The Christian Science Monitor опубликовала интервью с иранским инженером, который якобы принимал непосредственное участие в операции по перехвату RQ-170 и раскрыл ряд ее технических подробностей.
Схема перехвата, по его словам, была построена следующей образом: с помощью средств РЭБ иранцам мощной помехой удалось разорвать канал спутниковой связи между БПЛА и станцией наземного управления, находящейся в США. После чего, в соответствии с заранее заложенным алгоритмом, программное обеспечение перевело аппарат под управление автопилота, который должен был обеспечить возврат беспилотника на базу ВВС США в Афганистане.
Воспользовавшись тем, что автопилот для навигации использовал данные GPS, иранские военные (и те, кто им несомненно помогал) смогли под видом навигационных сигналов этой системы «подсунуть» ему ложные координаты глобального позиционирования (а возможно, и просто их заглушить). Так или иначе, но управляющая программа беспилотника посчитала, что он уже прибыл к месту базирования, и произвела посадку на территории Ирана. Аналогичным образом, по мнению экспертов, год спустя иранцами был посажен и БПЛА ScanEaglе, принадлежащий ОАЭ.
Как предположили тогда многие эксперты, вряд ли «угон» RQ-170 был осуществлен иранцами без посторонней помощи. В ряде публикаций, в частности в специальном издании Flightglobal, содержалось указание на российский след. Однако, как отметили сами российские эксперты, в рассматриваемом случае необходимое оборудование сделала и поставила Ирану другая «обиженная» Америкой страна. Причем, некоторые из них прямо заявили о том, что для принудительной посадки БПЛА Sentinel и ScanEagl мог быть использован комплекс подавления сигналов спутниковой навигации белорусского производства.
И хотя руководство Ирана неоднократно заявляло, что принудительная посадка американских беспилотников является исключительно заслугой тамошних ученых и инженеров, власти США в начале 2013 года ввели временные санкции против ОАО «КБ Радар».
На всякую вашу хитрость найдется наша
Однако беспилотники не собираются так просто сдаваться. Об этом, в частности, заявил некоторое время назад один из ведущих специалистов в области создания систем автоматического управления БПЛА — технический директор компании ООО «Тайбер» Сергей Тыцык.
По его словам, на сегодняшний день действительно основным и самым эффективным средством борьбы против беспилотников является постановка помех для спутникового радионавигационного сигнала (СРНС).
Дело в том, что подавляющее большинство нынешних БПЛА — это небольшие аппараты, оснащенные недорогими миниатюрными гироскопами и акселерометрами на базе микроэлектромеханических систем (МЭМС), и при потере сигнала СРНС они теряют ориентацию и терпят крушение либо совершают вынужденную посадку на парашюте или автоматическую посадку.
Более технически совершенные и, соответственно, более дорогие модели БПЛА могут продолжать движение под управлением оператора с использованием видеоизображения подстилающей поверхности или комплексной системы бортовых датчиков и магнитометра (компаса) для выхода из зон массированных помех (которые обычно в не превышают в радиусе 30 км). Однако применение видеокамеры и бортового компьютера, обрабатывающего видеоизображение для ориентации на местности, не обеспечивает навигацию в сложных метеоусловиях и ночью.
Тем более, что для предотвращения использования описанных выше средств ориентирования на местности, в дополнение к перекрытию спутниковой навигации БПЛА, войсками РЭБ противника применяется еще и постановка помех «по командной линии» — каналу передачи данных с борта. (Такая возможность, в частности, предусмотрена и в системе РЭБ «Гроза-С»).
На этот случай передающие и принимающие сигнал модемы в современных БПЛА работают по принципу «псевдослучайной перестройки рабочей частоты», усложняя процесс постановки помех. Но современные мощные наземные станции РЭБ достаточно успешно преодолевают подобную защиту, так как модемы на малоразмерных БПЛА имеют небольшую мощность и простые алгоритмы управления частотой.
Эффективно выполнять боевые задачи в условиях массированного применения РЭБ сегодня могут лишь единицы из малых (массой до 50 кг) БПЛА. В них используются либо оптоволоконные бесплатформенные инерциальные навигационные системы, либо алгоритмы комплексного использования бортовых сенсоров для корректировки показаний бортовых акселерометров и гироскопов.
Использование подобных технологий делает БПЛА практически неуязвимыми для классических РЭБ и обеспечивает полет по данным предварительной разведки, записанным на бортовые носители в течение достаточно длительного времени. Накопленная ошибка по вычислению координат таких систем может лежать в пределах 1-2 км за час полета. Для ее коррекции БПЛА должен покидать зону постановки помех и временно включать систему спутниковой навигации.
Особую опасность в современных средствах РЭБ представляют системы, «подсовывающие» бортовой системе управления БПЛА ложные координаты. Но, как считает Сергей Тыцык, есть масса признаков, по которым можно обнаружить такой подлог: «скачок координат, отключение всех спутников и последующее включение только небольшой группы ложных — например 6 из 28 принимаемых ранее и так далее». В такой ситуации продвинутая бортовая система управления должна вовремя среагировать и перестать использовать в навигации данные ложных систем глобального позиционирования вплоть до гарантированного вылета из помеховой зоны.
Между тем, как это бывает в военном деле, на всякое действия находится противодействие — и этому соревнованию нет конца. Для перехвата столь «хитрых» БПЛА, полагают эксперты, необходимо резко увеличить дальность действия средств РЭБ и размер зоны (зон) массированных помех. И в ООО «КБ Радар» над этим работают.