16.10.2020, 8:41
Системы ПВО: что показал Карабах
Технологический и интеллектуальный потенциал предприятий белорусского ВПК позволяет им занять достойное место среди производителей средств противодействия беспилотникам.
Как отмечают военные наблюдатели, идущие сегодня в Нагорном Карабахе боевые действия существенно отличаются от вооруженных столкновений, которые происходили здесь раньше. Главное отличие – это массированное использование Азербайджаном ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Аналитики считают, что применяемая им в настоящее время в Нагорном Карабахе модель боевых действий в перспективе может полностью изменить картину сухопутного боя в войнах будущего.
Видеозаписи поражения БПЛА и барражирующими боеприпасами бронетехники, автоколонн с живой силой и материальными средствами заставили многих наблюдателей задуматься о чрезмерной уязвимости перед ударными дронами основных образцов современных вооружений и боевой техники. И, как следствие, об ускорении разработки систем противовоздушной обороны для поражения БПЛА, в том числе действующих в составе роев.
По мнению одного из ведущих российских экспертов в области ПВО Михаила Ходоренка, главное в деле борьбы с БПЛА – это комплексный подход. Если будет отсутствовать хотя бы одно звено, эффективное противодействие беспилотникам станет невозможным.
Построение системы ПВО для борьбы с БПЛА надо начинать с создания эффективной системы радиолокационной разведки. Причем зоны обнаружения РЛT всех типов, включенных в ее состав, должны с многократным перекрытием обеспечивать обнаружение и сопровождение всех возможных воздушных объектов, начиная с предельно малых высот. И практически ко всем типам современных локаторов следует добавить оптических канал.
Одной из важнейших последующих задач является построение автоматизированной системы (АС) сбора, анализа радиолокационной информации и максимально быстрого доведения целеуказаний всем задействованным огневым средствам. Скорее всего, при создании подобной АС не удастся обойтись без искусственного интеллекта, так как время запаздывания между получением исходной информации и выдачей целеуказания не должно превышать нескольких секунд.
Для огневого поражения БПЛА должны привлекаться специально оборудованные боевые вертолеты с подвесными пулеметными контейнерами (от 6 до 12 стволов калибра 12,7-мм на каждой машине для гарантированного уничтожения целей), укомплектованные экипажами, специально подготовленными для ведения огня по малоразмерным воздушным объектам.
В связи с тем, что сегодня ряд больших БПЛА обладает скоростями, существенно превышающими аналогичные характеристики самых совершенных винтокрылов, для уничтожения таких аппаратов придется привлекать учебно-боевые самолеты (типа российского Як-130) и/или легкие турбовинтовые штурмовики (типа бразильского EMB-314 Super Tucano), оснащенные подвесными контейнерами с большим количеством стволов пулеметов и пушек калибра 12,7–23-мм.
Наземные бронированные машины, по всей видимости, придется оснащать пулеметно-пушечными установками калибра 12,7–30-мм (количество стволов от четырех и выше) с углами возвышения и современными оптическими прицельными приспособлениями, обеспечивающими ведение огня по воздушным целям. Их первостепенной целью должны быть барражирующие боеприпасы (дроны-камикадзе).
Применение скорострельных автоматических пушек более крупного калибра и следовательно большей дальности (например 57-мм на российском комплексе “Деривация-ПВО”), позволит уничтожать БПЛА еще до пуска ими средств поражения.
С уменьшением массо-габаритных характеристик каждого БПЛА и увеличения количества аппаратов, принимающих участие в одном ударе, перед обороняющейся стороной во весь рост встает проблема оснащения войск лазерным оружием. Поскольку в настоящее время ускоренными темпами нарастет разрыв между ценой беспилотных средств воздушного нападения и средств ПВО.
Сегодня барражирующий боеприпас может стоить несколько сотен долларов, а цена зенитной управляемой ракеты даже ближнего действия, способной его перехватить, по самым скромным оценкам, доходит до нескольких десятков тысяч долларов. Поэтому применение подобных боеприпасов для борьбы с дешевыми малыми БПЛА может привести к полному обескровливанию и критическому сокращению боевых возможностей обороняющейся стороны, которые ВПК данной страны в случае длительных боевых действий будет не в состоянии их восстановить.
Гораздо более эффективным средством борьбы со всеми типами БПЛА являются комплексы радиоэлектронной борьбы. Которые в значительной степени могут свести к нулю все боевые возможности беспилотников, поскольку на любом из них есть радиоканалы, без которых навигация и боевое применение БПЛА становится попросту невозможным. Кроме того, весьма важным является блокирование и оптико-электронных каналов, имеющихся практически на всех современных БПЛА.
Однако разработчики беспилотных летательных аппаратов не собираются так просто сдаваться на милость производителей систем РЭБ. Комментируя основные тенденции в области развития средств радиоэлектронного противодействия БПЛА, ведущие специалисты в области конструирования систем автоматического управления для дронов отмечают, что на сегодняшний день основным и самым эффективным средством РЭБ против БПЛА является постановка помех для спутникового радионавигационного сигнала (СРНС).
Дело в том, что подавляющее большинство нынешних беспилотников – это небольшие аппараты, оснащенные недорогими миниатюрными гироскопами и акселерометрами на базе микро-электромеханических систем, которые при потере сигнала СРНС теряют ориентацию и терпят крушение либо совершают вынужденную посадку на парашюте или автоматическом режиме.
Более технически совершенные и соответственно более дорогие модели БПЛА могут продолжать движение под управлением оператора с использованием видеоизображения подстилающей поверхности или комплексной системы бортовых датчиков и магнетометра (компаса) для выхода из зоны массированных помех (которые обычно не превышают в радиусе 30 км). Однако применение видеокамеры и бортового компьютера, обрабатывающего видеоизображение для ориентации на местности, не обеспечивает навигацию в сложных метеоусловиях и ночью.
Тем более что для предотвращения использования описанных выше средств ориентирования на местности в дополнение к перекрытию спутниковой навигации БПЛА войсками РЭБ противоборствующей стороны применяется еще и постановка помех “по командной линии” – каналу передачи данных с борта беспилотника.
На этот случай передающие и принимающие сигнал модемы в бортовой аппаратуре современных БПЛА работают по принципу “псевдослучайной перестройки рабочей частоты”, усложняя процесс постановки помех. Но современные мощные наземные станции РЭБ достаточно успешно преодолевают подобную защиту, так как модемы на малоразмерных БПЛА имеют небольшую мощность и простые алгоритмы управления частотой.
Эффективно выполнять боевые задачи в условиях массированного применения РЭБ могут лишь единицы из малых (массой до 50 кг) БПЛА. В них, как и в более крупных аппаратах, используются либо оптоволоконные бесплатформенные инерциальные навигационные системы, либо алгоритмы комплексного использования бортовых сенсоров для корректировки показаний бортовых акселерометров и гироскопов.
Использование подобных технологий делает БПЛА практически неуязвимыми для классических РЭБ и обеспечивает полет по данным предварительной разведки, записанным на бортовые носители в течение достаточно длительного времени. Накопленная ошибка по вычислению координат таких систем может лежать в пределах 1-2 км за час полета. Для ее коррекции БПЛА должен покидать зону
постановки помех и временно включать систему спутниковой навигации.
Особую опасность в современных средствах РЭБ представляют системы, “подсовывающие” бортовой системе управления БПЛА ложные координаты. Хотя существует масса признаков, по которым можно обнаружить такой подлог: “скачок” координат, отключение всех спутников и последующее включение только небольшой группы ложных – например 6 из 28 принимаемых ранее и так далее. В такой ситуации продвинутая бортовая система управления БПЛА должна вовремя среагировать и перестать использовать в навигации данные ложных систем глобального позиционирования вплоть до гарантированного вылета из помеховой зоны.
Между тем, как это всегда бывает, для всякого действия находится противодействие – и этому соревнованию не видно конца. Для перехвата столь “хитрых” БПЛА производители РЭБ стали резко наращивать дальность действия своих систем и размер зон массированных помех. Чтобы “птичкам” некуда было вылететь.
Одним из таких мощных средств РЭБ является станция “Гроза-6”, разработанная белорусским ОАО “КБ “Радар”. Согласно информации компании-производителя, данная станция РЭБ обладает возможностями:
-обнаружения и радиоподавления источников радиоизлучения на наземных и воздушных объектах;
-обнаружения, пеленгования и определения местонахождения источников радиоизлучения в режиме программной перестройки рабочей частоты (ППРЧ) со скоростью до 1000 скачков в секунду, радиоподавления линий связи в режиме ППРЧ со скоростью до 500 скачков в секунду;
Одновременного радиоподавления до 28 линий радиосвязи на фиксированных частотах.
Тактико-технические характеристики станции РЭБ “Гроза-6” позволяют:
-засекать по радиоэлектронному излучению БПЛА и отслеживать их
перемещение;
-обнаруживать и подавлять каналы управления БПЛА от наземного пункта управления и каналы передачи данных с БПЛА на наземный пункт управления;
-осуществлять эффективное подавление аппаратуры бортовых систем навигации БПЛА (GPS, GLONASS, GALILEO, BeiDou) и подменять реальные навигационные данные ложными с целью увода летательного аппарата с намеченного маршрута или принуждения его к аварийной посадке.
Станцию “Гроза-6” отличает малое время развертывания и свертывания за счет применения специальных антенно-мачтовых устройств и радиостанций, установленных на автомобильных шасси высокой проходимости.
Согласно данным открытых источников, дальность действия станции РЭБ “Гроза-6” составляет порядка 250 км.
Очевидно, уместно будет сказать, что помимо комплексов РЭБ ОАО “КБ “Радар” предлагает и ряд других важных элементов комплексной системы противодействия БПЛА, в частности радиолокационных средств разведки. В этот перечень входят РЛС, предназначенные для обнаружения целей не только на больших, но и на малых и сверхмалых высотах.
Одна из них – РЛС “Восток-3D”. Это трехкоординатная комбинированная твердотельная РЛС, которая, по сути дела, представляет собой комплекс из двух станций – метрового (VHF) и сантиметрового (S) диапазонов, смонтированных на одном автомобильном шасси высокой проходимости.
На Milex-2019 впервые была показана мобильная модификация твердотельной РЛС обнаружения маловысотных целей с кольцевой активной фазированной решеткой “Роса-РБ” – “Роса-РБМ”. Еще одним изделием “КБ Радар” этого ряда является мобильная РЛС обнаружения маловысотных и наземных объектов (а также целей на средних и больших высотах) X-диапазона “Родник”.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает