9.01.2020, 10:00
Беспилотные летательные аппараты: есть спрос — будет и предложение
Обострение военно-политической ситуации в мире помогает отечественным производителям высокотехнологичных вооружений найти свою рыночную нишу.
14 сентября 2019 года двенадцать крылатых ракет и около двадцати беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), начиненных взрывчаткой, атаковали два крупнейших НПЗ нефтяной компании Aramco в Саудовской Аравии — Абкайк и Хурас. В результате была выведена из строя, примерно, половина производственных мощностей этих предприятий. Что вызвало панику на мировом нефтяном рынке.
И хотя атака, по мнению многих комментаторов, была произведена с территории Йемена, в Израиле и США ее истинным организатором назвали Иран. По мнению аналитиков Института исследований национальной безопасности (INSS) в Тель-Авиве, тем самым Тегеран «продемонстрировал асимметричное превосходство в Персидском заливе и показал уязвимость своего главного противника, а ведь Саудовская Аравия занимает третье место в мире по оборонному бюджету».
Новое слово в стратегии
Как полагают многие наблюдатели, из событий 14 сентября следует вывод: военные беспилотники уже завоевали свое место в стратегическом арсенале не только ведущих держав. Но и государств, которые вежливо принято называть развивающимися. За последние десять лет количество стран, использующих дистанционно пилотируемые авиационные системы в военных целях, выросло на 58% до 95.
Следствием чего, по мнению военных экспертов, стало изменение расклада военных сил в мире. Оказалось, что при помощи «копеечных» БПЛА можно нанести ущерб исчисляемый, не просто миллиардами, а десятками миллиардов долларов.
Для полноты картины следует отметить, что подобные БПЛА оказались весьма опасными и для средств ПВО, которые призваны с ними бороться. Подтверждением чего стало поражение 10 мая 2018 года на сирийской военной базе близ Дамаска российского зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-С1» израильским дроном-камикадзе IAI Harpy.
Видео этого удара не только стало настоящим хитом интернета, факт уничтожения беспилотником ЗРПК, считавшегося одним из лучших средств с борьбы с ВПЛА, нанес серьезный удар по репутации российских зенитных комплексов.
Мировой рынок ударных БПЛА немедленно отреагировал на эти успехи беспилотников экстраординарным всплеском интереса к столь эффективному оружия. Справедливости ради следует сказать, что подобное развитие событий было предсказано маркетологами.
Как следует из доклада «Мировой рынок военных беспилотников 2017-2027» американской аналитической компании Orbis Research, по результатам 2017 года объем рынка беспилотных летательных аппаратов военного назначения (БПЛА) оценивался в 9,9 млрд. долларов, а к 2027 году он должен вырасти до 15,2 млрд. долларов.
Наибольший рост спроса ожидается на ударные БПЛА: их рыночная доля составит 40,8%, доля высотных БПЛА с большой продолжительностью полета — 25,1%, доля средневысотных БПЛА с большой продолжительностью полета — 17,4%.
Что, по мнению ряда аналитиков, вполне объяснимо. Так как характер военных действий в современных вооруженных конфликтах способствовал значительному повышению роли систем, имеющих сокращенный цикл «обнаружение-поражение».
Вот вам и Беларусь
Между тем, неожиданно для многих военных экспертов в центре внимания немалого числа потенциальных покупателей (главным образом из числа развивающихся стран) оказалась наша страна.
Вот уже несколько лет подряд Беларусь предлагает зарубежным клиентам беспилотный ударный авиационных комплекс (БАК) в составе тяжелого БПЛА «Буревестник-МБ» и малых беспилотников-камикадзе, стартующих с его борта. Который создан научно-производственным центром «Беспилотные авиационные комплексы и технологии» при физико-техническом институте Национальной академии наук Беларуси (НПЦ ФТИ НАН).
Первыми о намерении разработать такую систему оружия еще в 2009 году заявили ВВС США. Предполагалось, что подобный БАК позволит увеличить дальность поражения целей и повысить точность нанесения ударов. Правда позднее американские военные отказались от этого намерения. А вот белорусским разработчикам удалось реализовать данную идею.
В соответствии с ней на борту БПЛА-носителя «Буревестник» размещены два барражирующих боеприпаса выполненных в виде малых БПЛА одноразового действия массой 26 кг каждый, способных во время автономного полета вести разведку и наблюдение для обнаружения цели.
Каждый такой миниатюрный аппарат имеет боевую часть БЧ массой 10 кг взрывчатого вещества. Для наведения на цель дрон-камикадзе использует оптико-электронный и вычислительный комплексы, позволяющие ему поражать заданный объект с точностью до 1-2 м.
При старте с БПЛА-носителя на высоте 3,5 км дальность удара составит не менее 36 км. Причем после запуска барражирующего боеприпаса в цель команду на поражение можно отменить и аппарат вернется на заданную высоту для продолжения разведки и перенацеливания.
Как полагает ряд комментаторов, дрон-камикадзе, может также применяться и для защиты БПЛА-носителя от поражения высокоточным оружием путем самоподрыва вблизи атакующего беспилотника противника или на пути ракеты наземного/воздушного базирования.
Дальше, дольше, выше
БПЛА-носитель «Буревестник-МБ» имеет следующие тактико-технические характеристики: масса — до 250 кг, максимальная скорость — до 250 км/ч, крейсерская — 80-120 км/ч, диапазон рабочих высот — от 200 до 5.000 м, продолжительность полета — около 10 час.
По данным разработчика, в автономном режиме полета по заранее составленной программе, дальность полета аппарата может достигать более 1000 км, при продолжительности полета до 10 часов. Планами предусмотрено увеличение продолжительности полета примерно в полтора раза.
Для выполнения разведывательных функций аппарат может нести гиростабилизированную платформу с теле-, фото- и инфракрасными камерами, а также лазерный дальномер и модуль радиационного мониторинга.
Для поражения целей БПЛА «Буревестник», наряду с дронами-камикадзе, имеет на вооружении неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-5 калибра 57 мм. Для превращения НАР С-5 в корректируемую ракету боеприпас может оснащаться, отделяемой в полете, головной частью с лазерной системой самонаведения и раскрывающимся оперением.
Что обеспечивает возможность поражения разнообразных наземных целей, в том числе бронированных. При этом лазерная подсветка объекта может осуществляться как самим БПЛА, так и другим летательным аппаратом или наземным наводчиком.
Спрос рождает предложение и уже целый ряд стран, в том числе и имеющих серьезные традиции в области создания ударных ВПЛА (в частности Израиль), предлагают большой перечень высокотехнологичных изделий. За счет каких потребительских свойств белорусские беспилотники могут выделится на фоне конкурентов и привлечь внимание потенциальных покупателей.
В любое время дня и ночи
Как заявил в свое время директор НПЦ ФТИ НАН Беларуси Юрий Яцына, отечественные БПЛА созданы с учетом особенностей белорусского климата и атмосферы: сильных ветров, высокой влажности, облачности до 500 м.
«Наша техника летает в любое время дня и ночи, практически в любую погоду… Мы производим всепогодные летательные аппараты высокого качества.
Эти особенности делают белорусские разработки популярными в странах со сложными климатическими условиями. К примеру, во Вьетнаме: беспилотники эксплуатируются во вьетнамских тайфунах, когда скорость ветра достигает 45 м/с и дождь идет горизонтально земле.»
Кроме того, заказчикам белорусской продукции наши разработки обойдется в разы дешевле, отметил Юрий Яцына: «Зарубежные аппараты сопряжены с инфраструктурой заказчика: они требуют доработки под местные условия, адаптации. Поставщик не будет этого делать бесплатно.»
Подход белорусов иной. «Если с нашей техникой возникают проблемы, то вечером нам ее привозят — и уже утром забирают обратно и работают дальше.»
Поэтому вполне объяснимо то, что на сегодняшний день белорусские беспилотники активно используются не только в странах СНГ, в том числе входящих в ОДКБ, но также в государствах Азии, Африки и Южной Америки.
Насколько можно понять из высказываний руководителя Государственного военно-промышленного комитета Романа Головченко, одним только «Буревестником» дело не ограничивается. Да и, наращивая зарубежные поставки, Госкомвоенпром по мере сил старается удовлетворить насущные нужды и собственной армии.
«По ударным беспилотникам набран неплохой темп. Мы уже демонстрировали «летающий РПГ» и дроны, которые сбрасывают осколочные гранаты. Сейчас они уже фактически доведены до требуемого состояния. Идет тренировка и подготовка боевых расчетов. Мы сейчас больше изучаем тактику применения — как правильно заходить на цель, как более эффективно поражать ее. То есть, постоянно на полигонах — даже сейчас — происходит боевое слаживание, тренировки расчетов», — сообщил не так давно на встрече с Александром Лукашенко глава Госкомвоенпрома.