Беларусь располагает необходимым исходным потенциалом для организации системы огневого поражения беспилотных летательным аппаратам военного назначения.

Ход военных действий, идущих в настоящее время в Нагорном Карабахе, спровоцировал в экспертном сообществе дискуссию относительно возможных средств эффективной борьбы с боевыми беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Их массированное применение азербайджанской армией показало чрезмерную уязвимость большинства современных наземных вооружений и боевой техники перед ударными беспилотниками. Что поставило вопрос о способах надежного огневого поражения БПЛА.

Как считает один из ведущих российских военных экспертов Михаил Ходаренок, для перехвата скоростных разведывательно-ударных дронов в качестве такового вполне могут использоваться учебно-боевые самолеты (УБС), и в частности Як-130. По своим летно-техническим и маневренным характеристикам Як-130 близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета.

Между тем, как отмечают эксперты, потенциальные возможности этой машины значительно шире, чем у обыкновенного учебно-тренировочного самолета. Как отмечал в свое время британский журнал The Week, Як-130 “явно представляет собой нечто большее, чем просто учебный самолет”. Эта крошечная машина может нести: “до трех тонн ракет классов “воздух – воздух”, “воздух – земля”, высокоточных бомб, бомб свободного падения, реактивных снарядов, пушечных контейнеров и внешних топливных баков”. Кроме того, имеются еще две точки для подвески ракет класса “воздух – воздух” или установок запуска тепловых ловушек на концевых частях крыльев. А под нижней частью фюзеляжа истребителя может быть размещена авиационная пушка калибра 23 мм.

Самолет оснащен лазерным дальномером и ТВ-камерой для обнаружения целей и наведения высокоточного оружия. Еще одним преимуществом Як-130 перед многими аналогами является наличие оборудования для дозаправки в воздухе, которое значительно увеличивает дальность и продолжительность полета. По мнению авторов The Week, “повесьте на Як-130 две 220-килограммовые бомбы, пушечный контейнер, пару топливных баков – и получите самолет с максимальным боевым радиусом действия 367 морских миль”. Очень неплохо, даже если сравнивать со знаменитым американским легким истребителем IV поколения F-16.

Недорогой, но настоящий боец

Возможность использования Як-130 и как учебного, и как боевого самолета способствует росту интереса к нему со стороны стран, желающих иметь сбалансированный и недорогой парк военной авиации. В это число входит и Республика Беларусь. Первая партия из четырех таких машин была передана 116-й штурмовой авиабазе (г. Лида, Гродненская обл.). В июне 2019 г. – крайняя.

И, судя по тому, что сегодня в России ведутся работы над несколькими версиями Як-130, 12 единицами белорусские военные не ограничатся.

Как считают в Минообороны РБ, уникальные летно-тактические характеристики этих машин позволяют не только значительно повысить качество подготовки личного состава к нанесению ударов по наземным и воздушным целям, но и поддерживать боевой потенциал ВВС и войск ПВО.

По данным производителя, бортовой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) Як-130 позволяет не только имитировать, но и реализовывать различные режимы боевой работы: воздушный бой, удары по наземным целям, работу в условиях применения противником зенитных ракет и постановки помех, взаимодействие с наземными и воздушными пунктами управления, а также с самолетами в группе.

Открытая архитектура БРЭО дает возможность сравнительно легко (в зависимости от типа выполняемых учебных и боевых задач) оснащать Як-130 различным набором бортовой аппаратуры и вооружения различных классов, в том числе советского, российского и нероссийского производства. Для чего самолет (как уже говорилось выше) имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем, что позволяет ему нести до 3000 кг боевой нагрузки.

Но даже в базовом варианте состав вооружения Як-130 выглядит достаточно впечатляюще: ракеты класса “воздух – воздух” Р-73Э с инфракрасными головками самонаведения; высокоточные корректируемые авиационные бомбы KAБ-500Кр с телевизионной системой наведения; свободнопадающие авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг; контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами С-8, С-13, С-25; подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л.

Броня или электроника – что защитит лучше?

Но это, как говорится, цветочки, ягодки – впереди. Согласно имеющейся информации, корпорация “Иркут”, которая является производителем самолета, уже достаточно длительное время работает над наращиванием боевых возможностей Як-130. Первый этап предполагает улучшение характеристик радиооборудования и установку новой обзорно-прицельной системы. Второй – введение в состав БРЭО бортовой радиолокационной станции (речь идет о БРЛС “Барс-130”).

Согласно публикациям некоторых СМИ, работы над ее созданием ведутся в Научно-исследовательском институте приборостроения (НИИП) имени В.В. Тихомирова (входит в состав Концерна ВКО “Алмаз-Антей”) на основе на основе опыта проектирования и модернизации радиолокационной системы управления (РЛСУ) “Барс”, применяемого на тяжелых истребителях серий Су-30МКИ и Су-30СМ.

Малогабаритная РЛСУ “Барс-130” с пассивной фазированной антенной решеткой позволит обеспечить формирование и выдачу обзорной, тактической и прицельной информации, а также информации о радиоконтрастных метеобразованиях и др. В число ее функций входит также формирование и выдача информации для управления полетом самолета во время атаки при ведущем радиолокационном канале. Образец РЛСУ “Барс-130” демонстрировался на Московском авиакосмическом салоне МАКС-2019.

По заявлению руководства Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ), специалисты концерна и компании “Яковлев”, разработавшей самолет, уже достаточно давно работают над созданием на базе УБС Як-130 легкого штурмовика. Применение новых РЛС и оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса (ОЭПНК), должно обеспечить применение гораздо большего количества типов вооружения. В том числе ряда модификаций управляемых ракет различных классов.

Боевую живучесть машины должно повысить бронирование (пусть и легкое) кабины пилота и наиболее важных узлов и агрегатов. И тем не менее, до сих пор ряд экспертов достаточно осторожно высказывается относительно возможности использования Як-130 в качестве боевого самолета. По их мнению, как штурмовик он недостаточно живуч, а как истребитель – имеет недостаточную скорость.

“Як” – истребитель

Однако немалое число других специалистов считает, что в современных условиях, когда на смену полномасштабным боевым действиям все чаще приходят локальные военные конфликты низкой интенсивности, спрос на относительно недорогие и эффективные легкие боевые самолеты будет только возрастать. Так как на них устанавливается высокоточное управляемое оружие, позволяющее поражать цели, не входя в зону действия ПВО.

Надо сказать, что начиная с момента разработки концепции Як-130 как учебно-боевого самолета в экспертном сообществе рассматривалась возможность его применения против БПЛА. Как полагали аналитики, в недалеком будущем БПЛА станут доминировать над полем боя. И поэтому создание средств противодействия им становится настоятельной задачей. Тем более что уничтожить даже простенький беспилотник зачастую труднее, чем современный истребитель: имея незначительный коэффициент эффективного отражения, они летают на малых высотах и на небольших скоростях. Ввиду чего использование против них стандартных средств ПВО, включая тяжелые истребители-перехватчики, не только дорого, но и часто бесполезно.

Но, как водится, реальная действительность превзошла самые мрачные прогнозы. Ход боевых действий в Сирии, Ливии, а теперь вот и в Нагорном Карабахе показал недостаточную эффективность (а в ряде случаев и полную несостоятельность) большинства существующих средств ПВО в борьбе с БПЛА. Очевидно, именно поэтому идея использования УБС Як-130 в качестве истребителя дронов всплыла вновь. Обладая большим диапазоном скоростей, разнообразной номенклатурой вооружения и, главное, открытой для адаптации к новым боевым задачам архитектурой БРЭО, этот самолет вполне пригоден для противодействия БПЛА, особенно среднего и большого классов.

Тэги:

, , , , ,

Доллар заметно подорожал на торгах на БВФБ 14 августа

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар продолжил дорожать на торгах на БВФБ 5 июля

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар продолжил дорожать, российский рубль подешевел на торгах на БВФБ 4 июля

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар, евро и российский рубль подорожали на торгах на БВФБ 24 июля

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,