Беларусь располагает необходимым исходным потенциалом для организации системы огневого поражения беспилотных летательным аппаратам военного назначения.

Ход военных действий, идущих в настоящее время в Нагорном Карабахе, спровоцировал в экспертном сообществе дискуссию относительно возможных средств эффективной борьбы с боевыми беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Их массированное применение азербайджанской армией показало чрезмерную уязвимость большинства современных наземных вооружений и боевой техники перед ударными беспилотниками. Что поставило вопрос о способах надежного огневого поражения БПЛА.

Как считает один из ведущих российских военных экспертов Михаил Ходаренок, для перехвата скоростных разведывательно-ударных дронов в качестве такового вполне могут использоваться учебно-боевые самолеты (УБС), и в частности Як-130. По своим летно-техническим и маневренным характеристикам Як-130 близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета.

Между тем, как отмечают эксперты, потенциальные возможности этой машины значительно шире, чем у обыкновенного учебно-тренировочного самолета. Как отмечал в свое время британский журнал The Week, Як-130 “явно представляет собой нечто большее, чем просто учебный самолет”. Эта крошечная машина может нести: “до трех тонн ракет классов “воздух – воздух”, “воздух – земля”, высокоточных бомб, бомб свободного падения, реактивных снарядов, пушечных контейнеров и внешних топливных баков”. Кроме того, имеются еще две точки для подвески ракет класса “воздух – воздух” или установок запуска тепловых ловушек на концевых частях крыльев. А под нижней частью фюзеляжа истребителя может быть размещена авиационная пушка калибра 23 мм.

Самолет оснащен лазерным дальномером и ТВ-камерой для обнаружения целей и наведения высокоточного оружия. Еще одним преимуществом Як-130 перед многими аналогами является наличие оборудования для дозаправки в воздухе, которое значительно увеличивает дальность и продолжительность полета. По мнению авторов The Week, “повесьте на Як-130 две 220-килограммовые бомбы, пушечный контейнер, пару топливных баков – и получите самолет с максимальным боевым радиусом действия 367 морских миль”. Очень неплохо, даже если сравнивать со знаменитым американским легким истребителем IV поколения F-16.

Недорогой, но настоящий боец

Возможность использования Як-130 и как учебного, и как боевого самолета способствует росту интереса к нему со стороны стран, желающих иметь сбалансированный и недорогой парк военной авиации. В это число входит и Республика Беларусь. Первая партия из четырех таких машин была передана 116-й штурмовой авиабазе (г. Лида, Гродненская обл.). В июне 2019 г. – крайняя.

И, судя по тому, что сегодня в России ведутся работы над несколькими версиями Як-130, 12 единицами белорусские военные не ограничатся.

Как считают в Минообороны РБ, уникальные летно-тактические характеристики этих машин позволяют не только значительно повысить качество подготовки личного состава к нанесению ударов по наземным и воздушным целям, но и поддерживать боевой потенциал ВВС и войск ПВО.

По данным производителя, бортовой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) Як-130 позволяет не только имитировать, но и реализовывать различные режимы боевой работы: воздушный бой, удары по наземным целям, работу в условиях применения противником зенитных ракет и постановки помех, взаимодействие с наземными и воздушными пунктами управления, а также с самолетами в группе.

Открытая архитектура БРЭО дает возможность сравнительно легко (в зависимости от типа выполняемых учебных и боевых задач) оснащать Як-130 различным набором бортовой аппаратуры и вооружения различных классов, в том числе советского, российского и нероссийского производства. Для чего самолет (как уже говорилось выше) имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем, что позволяет ему нести до 3000 кг боевой нагрузки.

Но даже в базовом варианте состав вооружения Як-130 выглядит достаточно впечатляюще: ракеты класса “воздух – воздух” Р-73Э с инфракрасными головками самонаведения; высокоточные корректируемые авиационные бомбы KAБ-500Кр с телевизионной системой наведения; свободнопадающие авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг; контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами С-8, С-13, С-25; подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л.

Броня или электроника – что защитит лучше?

Но это, как говорится, цветочки, ягодки – впереди. Согласно имеющейся информации, корпорация “Иркут”, которая является производителем самолета, уже достаточно длительное время работает над наращиванием боевых возможностей Як-130. Первый этап предполагает улучшение характеристик радиооборудования и установку новой обзорно-прицельной системы. Второй – введение в состав БРЭО бортовой радиолокационной станции (речь идет о БРЛС “Барс-130”).

Согласно публикациям некоторых СМИ, работы над ее созданием ведутся в Научно-исследовательском институте приборостроения (НИИП) имени В.В. Тихомирова (входит в состав Концерна ВКО “Алмаз-Антей”) на основе на основе опыта проектирования и модернизации радиолокационной системы управления (РЛСУ) “Барс”, применяемого на тяжелых истребителях серий Су-30МКИ и Су-30СМ.

Малогабаритная РЛСУ “Барс-130” с пассивной фазированной антенной решеткой позволит обеспечить формирование и выдачу обзорной, тактической и прицельной информации, а также информации о радиоконтрастных метеобразованиях и др. В число ее функций входит также формирование и выдача информации для управления полетом самолета во время атаки при ведущем радиолокационном канале. Образец РЛСУ “Барс-130” демонстрировался на Московском авиакосмическом салоне МАКС-2019.

По заявлению руководства Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ), специалисты концерна и компании “Яковлев”, разработавшей самолет, уже достаточно давно работают над созданием на базе УБС Як-130 легкого штурмовика. Применение новых РЛС и оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса (ОЭПНК), должно обеспечить применение гораздо большего количества типов вооружения. В том числе ряда модификаций управляемых ракет различных классов.

Боевую живучесть машины должно повысить бронирование (пусть и легкое) кабины пилота и наиболее важных узлов и агрегатов. И тем не менее, до сих пор ряд экспертов достаточно осторожно высказывается относительно возможности использования Як-130 в качестве боевого самолета. По их мнению, как штурмовик он недостаточно живуч, а как истребитель – имеет недостаточную скорость.

“Як” – истребитель

Однако немалое число других специалистов считает, что в современных условиях, когда на смену полномасштабным боевым действиям все чаще приходят локальные военные конфликты низкой интенсивности, спрос на относительно недорогие и эффективные легкие боевые самолеты будет только возрастать. Так как на них устанавливается высокоточное управляемое оружие, позволяющее поражать цели, не входя в зону действия ПВО.

Надо сказать, что начиная с момента разработки концепции Як-130 как учебно-боевого самолета в экспертном сообществе рассматривалась возможность его применения против БПЛА. Как полагали аналитики, в недалеком будущем БПЛА станут доминировать над полем боя. И поэтому создание средств противодействия им становится настоятельной задачей. Тем более что уничтожить даже простенький беспилотник зачастую труднее, чем современный истребитель: имея незначительный коэффициент эффективного отражения, они летают на малых высотах и на небольших скоростях. Ввиду чего использование против них стандартных средств ПВО, включая тяжелые истребители-перехватчики, не только дорого, но и часто бесполезно.

Но, как водится, реальная действительность превзошла самые мрачные прогнозы. Ход боевых действий в Сирии, Ливии, а теперь вот и в Нагорном Карабахе показал недостаточную эффективность (а в ряде случаев и полную несостоятельность) большинства существующих средств ПВО в борьбе с БПЛА. Очевидно, именно поэтому идея использования УБС Як-130 в качестве истребителя дронов всплыла вновь. Обладая большим диапазоном скоростей, разнообразной номенклатурой вооружения и, главное, открытой для адаптации к новым боевым задачам архитектурой БРЭО, этот самолет вполне пригоден для противодействия БПЛА, особенно среднего и большого классов.

Тэги:

, , , , ,

Как будут отмечать День Победы в Минске — программа мероприятий Мингорисполкома

Мингорисполком опубликовал программу мероприятий городских властей на 9 мая 2021 года: 11:00 – торжественная церемония возложения цветов и венков к монументу Победы. Почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны придут официальные делегации государственных органов, трудовых коллективов столичных предприятий, представителей общественных и профсоюзных организаций, администраций районов, духовенство, депутаты, молодежь. 11:00 – в парке Победы начнется

Скоростной поезд Минск-Москва «ласточка»: билеты уже в продаже

БЖД 15 апреля открыла продажу билетов на скоростные дневные поезда Минск-Москва типа "ласточка". Первый поезд отправится 30 апреля.

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 мая

Вероятно продолжение снижения курса доллара на БВФБ: на 0-0,5%. В то же время возможны неожиданные колебания курсов валют на бирже. Но в понедельник 24 мая курс доллара может вырасти на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе уменьшился, хотя и не столь значительно, как ожидалось: на 0,5%

Фейерверк на 9 мая в Минске — где смотреть

В Минске 9 мая состоится фейерверк, сообщила на пресс-конференции начальник отдела учреждений культуры управления культуры Мингорисполкома Екатерина Усова. По ее словам  фейерверк  запланирован на территории города Минска в пяти точках. Он начнется в 23:00. Основной точкой станет парк Янки Купалы. Также фейерверк будет организован: в парке Павлова, в парке Уго Чавеса, на набережной в Дроздах,

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия