По объему книжный рынок Германии второй в мире после США.

Недавно в Германии отмечался День книги*. В очень немногих странах мира книгоизданию и книготорговле уделяется столько внимания.

* День книги в Германии отмечается с 1947 года и проводится в день сожжения книг нацистами в 1933 году. Первая акция была проведена в Берлине перед зданием оперного театра. Впоследствии публичные сожжения книг проходили во многих, в основном университетских городах страны. День книги призывает не забывать эти печальные события, а также обращает внимание людей на значение книги в жизни общества.

В Германии ежегодно издается около 90 тысяч книжных новинок, не считая переизданий. Книгоиздание и книготорговля — серьезная отрасль экономики страны, годовой оборот которой в 2014 году составил более 9,5 млрд. долларов, по данным Биржевого союза немецкой книготорговли, в который входит большинство издательств и книжных магазинов Германии.

Кто есть кто

Одним из наиболее крупных издательских центров страны является Мюнхен, где работает более 300 издательств, и это больше, чем в любом другом городе Германии. Среди них есть совсем небольшие, выпускающие в год всего несколько книг; есть и такие широко известные во всем мире, как Carl Hanser, Piper, Langenscheidt.
Директора белорусских частных издательств имели возможность ознакомиться с работой немецких коллег во время информационно-ознакомительной поездки в Германию, организованной Институтом им. Гете в Минске в сотрудничестве с Немецкой медийной академией (Akademie der Deutschen Medien) в рамках проекта Top Job – 2014, который реализуется институтом и финансируется Министерством иностранных дел Германии.
Langenscheidt – частное немецкое издательство, основанное в 1856 году немецким педагогом-методистом Густавом Лангеншейдтом совместно с Шарлем Туссеном, специализируется на издании общих и толковых словарей и учебников для изучения иностранных языков. В настоящее время Langenscheidt выпускает словари на 34 языках, а также специализированные словари и словари для англо- и испаноязычного читателя. Кроме того, в издательстве выходят карты, атласы и разговорники для туристов. В 1983 году Langenscheidt выпустило устройство Alpha 8 – первый в мире электронный словарь.
Одно из старейших немецких издательств Piper Verlag было основано Райнхардтом Пипером в 1904 году, выпускает беллетристику и научно-популярные книги немецких и зарубежных авторов. С 1995 года издательство является частью шведского медиахолдинга Bonnier Gruppe.
Издательство Carl Hanser Verlag работает с 1928 года, издает современную литературу, произведения мировой литературы и молодых немецкоязычных писателей, научно-популярную и детскую литературу. Это независимое издательство, то есть оно не принадлежит какому-либо крупному концерну. После Второй мировой войны оно стало первым в стране издательством, которое издавало книги польских, югославских писателей, в общем, книги писателей многих стран, с которыми воевала Германия. В издательстве руководствовались идеей, что литература рассказывает о ментальности какого-либо народа намного больше, чем политика. Ежегодно Carl Hanser Verlag издает около 100 наименований книг.
В Мюнхене находится филиал международного издательства Dorling Kindersley (DK). Это издательство с головным офисом в Лондоне было основано англичанами Кристофером Дорлингом и Петером Киндерсли. Специализируется на издании иллюстрированных путеводителей практически по всем странам мира и энциклопедий, которые издаются на более 50 языках.

Льготы по НДС

В Германии все издательства, независимо от места расположения, влиятельности и т. д. имеют одинаковые льготы, в том числе льготный НДС. По всей стране на книгу устанавливается фиксированная цена. В каждом городе с населением свыше 10 тысяч человек есть как минимум один книжный магазин. Биржевой союз немецкой книготорговли одной из своих задач видит сохранение и дальнейшее развитие многообразия книжного мира на условиях справедливой конкуренции, где каждый должен иметь возможность вести свой бизнес на равных условиях без какой-либо дискриминации.

«То, что мы пользуемся более низкой ставкой НДС, – это признание значимости книги как культурной ценности, значимости того, что называется духовной пищей, – считает д-р Клаус Бекшульте, управляющий делами баварского филиала Биржевого союза немецкой книготорговли. – И это инструмент государства по дотированию книгоиздания. Перечень продуктов издательств расширяется, и далеко не на все продукты расширяется льготная ставка. В частности, электронные книги пока не подпадают под действие льготной ставки».

Электронная коммерция наступает

Несмотря на поддержку государства и активность Биржевого союза немецкой книготорговли в лоббировании интересов издательских и книготорговых предприятий, условия работы книжных издательств и книжных магазинов Германии далеки от тепличных.

«Большим вызовом для нашей ассоциации, а значит, и для всей отрасли является наступление электронной коммерции, электронной торговли по Интернету, которое ведет к изменению не только структуры дистрибуции, не только каналов и способов производства, издания книг, но и к изменению поведения пользователей, – говорит К. Бекшульте. – Изменение поведения пользователей ведет к тому, что в центре городов, где сосредоточена книжная торговля в ее классическом виде, в книжных магазинах изменяются потоки покупателей. А раз они изменяются, то книжные магазины часто перестают выдерживать конкуренцию».

Из-за роста цен на аренду помещений в центре городов их собственники делают ставку на товары с более высокой добавленной стоимостью. Так, например, один из крупнейших магазинов Мюнхена – Hugendubel** в конце 2015 года, возможно, вынужден будет закрыться, и его место займет флагманский магазин Deutsche Telekom.

** По последним данным, немецкая общественность отстояла книжный магазин Hugendubel. Он остается на прежнем месте, на Мариенплац, и будет арендовать площади у Deutsche Telekom. Штат сотрудников будет сокращен.

«Цены на аренду оказываются неподъемными на фоне тех оборотов, которые имеет книжный магазин, – пояснил К. Бекшульте. – А этот магазин имеет максимальный оборот в Европе среди книжных магазинов. И если мы не можем удержать такие флагманские объекты, нам следует серьезно задуматься над изменившимся поведением покупателей, над изменившимися потоками покупателей и над реакцией на это городских муниципалитетов, которые пытаются изменить структуру получения своих доходов за счет изменения структуры торговых объектов».

И издательства, и книжные магазины также сталкиваются с нарастающей конкуренцией со стороны предприятий, которые не являются по своей структуре книготорговыми и книгоиздательскими.

«Я имею в виду такие формы, как Amazon, Google, которые приходят в нашу отрасль извне и представляют собой большую опасность в том смысле, что для них структура, сложившаяся в нашей отрасли, никакой роли не играет, вопросы солидарности для них нисколько не интересны, для них на первом месте стоит получение прибыли, – считает К. Бекшульте. – Иногда они действуют методами, не учитывающими интересы других игроков на рынке. И всегда готовы при неудавшемся проекте свой профиль деятельности изменять, никоим образом не имея лояльности к тому делу, которым мы занимаемся».

Поиски новых форм

По мнению авторов книги Mobile Publishing д-ра Харальда Хенцлера и Фабиана Керна, решению многих проблем может помочь изменение бизнес-моделей книгоиздания и книготорговли. «Сфера, о которой мы пишем, развивается стремительными темпами, и поэтому было бы желательно создать такую форму продукции, которая отвечала бы этим изменениям», – считают они.

По их словам, до сих пор издательства доносили один продукт до самых разных покупателей по знакомым каналам продаж. Новая научно-популярная книга в одной и той же форме могла продаваться во всех магазинах немецкоязычного пространства. Издание в карманном формате, лицензии в книжных клубах и у других поставщиков, многократное использование информации в специальных номерах журналов давали прогнозируемый доход. В случае электронной продукции таких стандартов пока нет. То есть одну и ту же информацию приходится многократно обрабатывать, чтобы донести ее до некоторой доли той читательской аудитории, для обслуживания которой раньше было достаточно одного продукта.

В перспективе на рынке утвердятся новые формы продуктов, которые будут пользоваться большей популярностью у клиентов. Они заменят или дополнят некоторые из существующих форм. «Путеводители или описания турпродуктов – вот лишь один из многих примеров, когда бумажные версии просто не смогут соревноваться со своими электронными собратьями», – считают Х. Хенцлер и Ф. Керн.

Но, похоже, бумажные версии книг пока не уступают место электронным, в этом немалую роль играют нестандартные решения издательств при определении своей издательской политики.

«Длительная история и авторитет издательства Langenscheidt обязывают к поддержанию качества, а это означает актуализацию и доработку словарей, – сказала представитель издательства Барбара Леннартц. – И к поиску новых форм. Приведу пример. Однажды наш очень популярный комик Марио Барт появился на своем шоу в желтой футболке, а желтый цвет – это фирменный цвет нашего издательства (которое специализируется на издании словарей), с нашим логотипом L и с надписью «Немецко-женский – женско-немецкий словарь». У нас родилась идея не возмущаться, а воплотить ее в жизнь. Так появилась идея сотрудничества с Марио Бартом. Словарь был издан и имел громадный успех на рынке».

Langenscheidt ежегодно издает и словарь молодежного жаргона. Предлагать слова в него могут все подростки Германии. Ежегодно немцы выбирают самое важное слово года, самое красивое слово года, к этому подключилось и молодежное слово года. И это все сопровождается большой медийной кампанией.

«Важно, чтобы книга была представлена в обществе, чтобы люди имели с ней физический контакт, – считает руководитель направления детско-юношеской литературы издательства Hanser Ульрих Штёрико-Блуме. – Наши книги рассчитаны на то, чтобы их держали в руках, листали, смотрели на них. И поэтому мы много сил вкладываем в то, чтобы наши книги были видны в книжных магазинах. Наши авторы активны в социальных сетях, и путем создания страничек авторов мы расширяем свою аудиторию».

По словам немецких издателей, которые вкладывают неимоверно много сил в свое дело, в Германии и через 10 лет не исчезнут книги на бумажных носителях. «Наша книга – это качественная вещь, – считает У. Штёрико-Блуме. – Она напечатана на хорошей бумаге, мы на этом не экономим деньги. В этом наше преимущество: качественно сделанную книгу очень трудно заменить электронным аналогом».

Прогноз курса рубля на неделю 1-5 февраля

Можно ожидать коррекции курса доллара на БВФБ примерно на 1%, хотя нельзя исключить резких колебаний курса. Уже в понедельник 1 февраля доллар может ослабеть на величину в пределах 0-0,5%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос, как и прогнозировалось, но существенно больше, чем ожидалось: на 3,1% – до 2,6262 рубля. Причиной

Для поездки в Россию на поезде понадобиться ПЦР-тест на covid-19

Белорусская железная дорога 4 февраля открыла продажу билетов на поезда в Россию. Как уже сообщалось, на первоначальном этапе будет организовано курсирование фирменного скорого поезда «Беларусь» №2/1 Минск–Москва, формирования Белорусской железной дороги, отправлением из Минска по четным, а из Москвы по нечетным дням. При следовании из Минска билеты на поезд № 2/1 Минск–Москва можно приобрести до станций

Как будут отмечать День Победы в Минске — программа мероприятий Мингорисполкома

Мингорисполком опубликовал программу мероприятий городских властей на 9 мая 2021 года: 11:00 – торжественная церемония возложения цветов и венков к монументу Победы. Почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны придут официальные делегации государственных органов, трудовых коллективов столичных предприятий, представителей общественных и профсоюзных организаций, администраций районов, духовенство, депутаты, молодежь. 11:00 – в парке Победы начнется

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 мая

Вероятно продолжение снижения курса доллара на БВФБ: на 0-0,5%. В то же время возможны неожиданные колебания курсов валют на бирже. Но в понедельник 24 мая курс доллара может вырасти на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе уменьшился, хотя и не столь значительно, как ожидалось: на 0,5%

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия