Программу традиционного фестиваля японской культуры «Японская осень в Беларуси»  дополнила выставка «Страна Ямато в японской и европейской гравюре XVII–XIX вв.».

В экспозиции представлено около 50 гравюр японских и европейских художников из частного собрания коллекционера Виктора Лукьянова (Минск). Накануне официального открытия выставки он рассказал БЕЛРЫНКУ о представленных на ней произведениях.

— Так совпало, что выставка удачно вписалась в контекст традиционной культурной акции «Японская осень в Беларуси», которую проводят Посольство Японии в Беларуси и Японский фонд. В ее рамках параллельно с выставкой гравюры в Национальном художественном музее демонстрируется выставка японской графики 70-х гг., и посетители могут сопоставить современное японское искусство с традиционным.

В экспозиции более 50 экспонатов. Около половины работ – это японская гравюра, в основном, второй половины XIX в.; вторая часть выставки — европейская гравюра XVII-XIX вв. Таким образом, мы можем сравнить, условно говоря, взгляд японских художников на жизнь в стране и одновременно взгляд европейцев на Японию, увидеть, насколько разным было это восприятие. С одной стороны это практически документальное отображение японской реальности западноевропейскими мастерами,  с другой — жизнерадостное многоцветие японской гравюры жанра укиё-э, отражающего картины повседневной жизни городского сословия.

На выставке также есть несколько работ, выполненных в технике «фотохром»; это промежуточная технология на стыке литографии и фотографии. В 1890-х гг. фотохром был очень популярен, и тогда же во Франции был издан альбом, работы из которого  могут увидеть посетители музея. На них изображены, например, посев риса, переезд японской семьи из одного дома в другой, семейный ужин.

Интерес европейцев к Японии вполне объясним: долгое время страна была закрытой для иностранцев. Первые европейцы появилсь там в XVI в., это были миссионеры. В начале XVII  в. правивший тогда сёгун Токугава Иеясу был заинтересован в международном товарообмене и разрешил торговать в Японии представителям Голландской Ост-Индской компании. Правда, в силу внешних и внутренних причин  довольно скоро страна перешла к политике практически полного изоляционизма. В 1639 году был издан указ, запрещающий американским и европейским кораблям прибывать в Японию. Исключение было сделано только для голландцев, которым было дано право торговать на искусственном острове Дэдзима в Нагасаки.

В XVII в. в Голландии была издана книга о Японии, богато оформленная гравюрами художников, делавших зарисовки японской жизни с натуры во время своего пребывания в этой стране. Несколько гравюр из этого издания представлены на выставке. Кроме того, что это самые ранние по времени работы, это еще и удивительно реалистичное изображение жизни Японии того периода.

Исторический период Эдо, время правления клана сёгунов Токугава, длился в Японии с 1603 по 1868 год, а затем начинается период Мейдзи, который ознаменован отказом Японии от самоизоляции. Император из номинального становится реальным правителем, в стране начинается процесс трансформации и сближения с Западом. В Японии стали появляться европейские новинки техники, японцы начали носить европейскую одежду. И художники тоже стали перенимать традиции европейской живописи. А, с другой стороны, японское искусство также оказало сильное влияние на европейских художников, которых манила эта загадочная страна. Можно сказать, что в период Мэйдзи, который длился до 1912 года, происходило своего рода взаимопроникновение и взаимовлияние культур.

— Чем  привлекает японская гравюра второй половины XIX в.?

— Помимо того, что этот период был очень интересным в истории Японии, что нашло отражение в работах художников,  именно в это время гравюры стали многокрасочными и давали более полное представление о повседневной жизни страны.

На выставке представлены практически все традиционные жанры укиё-э. Изображения той или иной сцены, тех или иных персонажей выделяются в особые направления. Например, картинки с красавицами – это бидзин-га, с воинами — муся-э, пейзажей — фукэй-га, портреты популярных актеров — якуся-э и т. д.

Согласитесь, чем более полно отражена в таких работах цветовая гамма, тем более полное представление такие гравюры дают о предмете изображения. Дело в том, что в Японии эти изображения часто использовались в качестве рекламы или в пропагандистских целях. Гравюры с красавицами рассказывали о  тенденциях моды; своего рода афишами были гравюры с актерами традиционного японского театра Кабуки. В 1895 г. Япония одержала победу в войне против маньчжурской империи Цин, и гравюры с изображением военных действий, видимо, использовалось для поднятия боевого духа японцев. Одна из таких работ есть в экспозиции.

Стиль укиё-э зародился в конце XVI в., и во второй половине XIX в. постепенно стал выходить из моды; гравюры начала заменять фотография. А в Западной Европе и США они стали очень популярны, и были источником вдохновения для таких европейских художников, как, например, Клод Моне и Винсент Ван Гог.

— Что побудило Вас заняться коллекционированием японской гравюры?

—  Кроме того, что я работаю в компании, имеющей японские корни, толчком стала поездка в 2014 г. в Японию в год празднования двухсотлетия со дня рождения Иосифа Гошкевича, нашего земляка, уроженца Речицкого уезда. Это был уникальный человек с широчайшими познаниями во многих областях – теологии, естествознании, лингвистике. Он был автором первого японско-русского словаря, составленного им с помощью японца Тацибана-но Коосай. Гошкевич был первым консулом Российской империи в Японии и фактически «открыл» ее для России. Юбилей И. Гошкевича был внесен в перечень памятных дат ЮНЕСКО и отмечался в Японии  довольно широко, что способствовало расширению знаний среди японцев о нашем земляке,  безусловно, достойном уважения.

После поездки в Японию я стал глубже интересоваться японской культурой. Она многообразна, и очень непохожа на белорусскую культуру. В ней переплетаются и гармонично сосуществуют различные направления, базирующиеся на анимизме, синтоизме, буддизме. В Японии буквально все проникнуто любовью к природе и наслаждением от созерцания явлений, в ней происходящих. Примером этого может служить традиция о-ханами — любование цветением вишни и сливы. И в японской гравюре это тоже прослеживается.

— Ваша коллекция требует специального хранения, особого обращения?

— В общем, да, это необходимо. Основные правила – чистота, соблюдение температурного и влажностного режимов. Кроме этого, гравюры должны быть в развернутом состоянии. Пока это удается делать, но сотрудники музея строго сказали, чтобы я больше внимания уделял хранению шедевров.

— Как долго будет демонстрироваться выставка в Национальном художественном музее?

— До конца октября. Несмотря на то, что официальное открытие состоялось 5 октября, для посетителей музея выставка была доступна с 29 сентября. Я благодарен за подготовку выставки куратору Елене Владимировне Сенькевич и сотрудникам отдела русской и зарубежной культуры Юрию Лытко и Никите Моничу.

Насколько я знаю, в музее пока нет отдельной коллекции японской гравюры, она только формируется. И после закрытия выставки собираюсь подарить один из экспонатов музею в честь грядущего юбилея, который будет отмечаться в 2019 г.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,