• EUR  2.4544
  • USD  2.0882
  • RUB (100)  3.1726
Минск  4 Погода в Минске

Так уж получилось, что трехдневная поездка президента Беларуси Александра Лукашенко в КНР практически совпала по времени с появлением публикаций в мировых СМИ об очередном достижении китайской науки и техники.

По сообщению издания «Военный Паритет», компания China Academy of Launch Vehicle Technology (CALT) не так давно представила модель специализированного колесного десятиосного транспортного средства для перевозки и запуска ракеты носителя (РН) CZ-11 (Chang Zheng-11/Чан чжэн-11 — Великий поход-11).

Впервые информация о РН CZ-11 появилась несколько лет назад. Но и сегодня о ней известно очень мало. Ракета создана в стенах Китайского исследовательского института ракетной техники. По неподтвержденным данным, прототипом CZ-11 стала межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Dongfeng-31А (DF-31A).

Как и базовая, гражданская версия ракеты будет работать на твердом топливе. По информации неофициальных источников ее общий вес составляет 58 т, длина — 20,8 м, диаметр — 2 м, вес полезной нагрузки — около 1000 кг. Эксперты предполагают, что в будущем CZ-11 должна заменить не оправдавшую надежд твердотопливную ракету Kaituozhe-1 (KT-1).

В случае успешного завершения испытаний новая ракета, благодаря особенностям ее конструкции, позволит значительно (с месяцев до часов) сократить сроки подготовки космических аппаратов к запуску. Что весьма важно в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Когда надо максимально оперативно и точно оценить ситуацию для принятия необходимых мер реагирования.

Но о колесном транспортере, который будет вывозить ракету на старт и послужит для нее пусковой установкой, известно еще меньше. Только то, что у него будет десять осей и схема компоновки аналогична «изделиям» Минского завода колесных тягачей (в советские времена Специального производства Минского автомобильного). Вряд ли такое совпадение случайно. Скорее всего, новая машина является следствием сотрудничества белорусских и китайских предприятий, получившего развитие в постсоветский период.

В 1998 года в китайском городе Сиогань провинции Хубэй было организовано совместное сборочное предприятие «Санцзян Волат Компани, Лтд.» по изготовлению многоосных колесных тягачей и шасси различного назначения грузоподъемностью от 20 до 75 т. Учредителями СП с капиталом в 52,2 млн. юаней выступили с белорусской стороны — Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) — его доля в уставном фонде составляет 30%, с китайской стороны — аэрокосмическая корпорация «Санцзян» (доля в уставном фонде составляет 70%).

В результате, как сообщают тамошние СМИ, в настоящее время в Китае уже есть три компании, способные производить внедорожные специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ). И КНР является одной из немногих стран, которая обладает технологиями разработки и производства таких машин. Отмечая бесспорные заслуги китайских товарищей в очередной из отраслей науки и техники, хотелось бы напомнить, что бесспорный приоритет в создании автомобилей такого класса еще со времен СССР принадлежит, именно, МЗКТ.

Колесницы Апокалипсиса

В конце 70-х — начале 80-х прошлого столетия в ответ на активно создаваемые в США новые межконтинентальные ракетные системы MX LGM-118A «Пискипер» и MGM-134A «Миджитмен» (которые предполагалось использовать и в шахтном, и мобильном вариантах базирования) в Советском Союзе началось проектирование твердотопливной МБР со взлетным весом 100 тонн РТ-23 «Молодец» в рамках проекта «Целина».

А в феврале 1980 года был издан приказ министра автомобильной промышленности СССР, в котором Минскому автозаводу предписывалось в кратчайшие сроки разработать колесный транспортер особо большой грузоподъемности под автономную мобильную пусковую установку для ракетного комплекса «Целина».

По задумке военных такие автомобили должны были курсировать по бескрайним советским просторам и в случае необходимости прямо на маршруте патрулирования производить быструю предстартовую подготовку и пуск ракет.

Генеральным конструктором проекта был назначен Борис Львович Шапошник. Уже после предварительных расчетов выяснилось, что общий вес стартового комплекса в рамках проекта «Целина» перевалит за 360 т. Первый и, как в последствии оказалось, единственный образец колесного транспортера под него, получил индекс МАЗ-7904 и был готов к июню 1983 года.

МАЗ-7904

МАЗ-7904

Собственная масса автомобиля была равна 140 т. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО «Звезда». Поимо этого для обеспечения энергией вспомогательных систем, таких как гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д., на машину был установлен еще один дизель мощностью 330 л.с.

Длина шасси составляла 32,2 м, ширина — 6,8 м, высота по уровню крыш двух параллельных кабин — 3,45 м. Каждое из двенадцати колес транспортера было «обуто» в шины Bridgestone, купленных у японской компании якобы для комплектации трех карьерных самосвалов. Советская шинная промышленность на тот момент не могла обеспечить производство таких покрышек: на каждое колесо диаметром порядка трех метров в диаметре приходилась нагрузка в 30 т.

Привод каждого из них осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что обеспечивало радиус поворота всего в 50 м. Дорожный просвет составлял 480 мм.

Заводские испытания автомобиль проходил под Минском в обстановке строжайшей секретности. Выезд из цеха осуществлялся лишь тогда, когда над белорусской территорией не было американских разведывательных спутников. Однако, провести в таких условиях полный цикл испытаний сложно, и было принято решение перевезти автомобиль по железной дороге в Казахстан, в район космодрома Байконур.

Там груженный 220 т балласта автомобиль накатал порядка 4000 км, но не был принят на вооружение. В реальных условиях эксплуатации он оказался неспособным нести такую нагрузку, был слишком тихоходен, обладал низкой проходимостью (мог передвигаться лишь по твердым дорожным покрытиям) и очень тяжелой управляемостью. Да и сами военные уже в ходе испытаний отказались от проекта «Целина» в пользу проекта «Целина-2», для которого требовался уже совсем другой транспортер.

МАЗ-7904 до 2010 года находился в одном из ангаров Байконура. После чего по решению правительства Казахстана был утилизирован.

9 августа 1983 года вышло постановление правительства СССР о создании единой твердотопливной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования N 768/247. Трехступенчатая МБР с РДТТ, проектирование которой было поручено КБ «Южное», должна была иметь следующие характеристики: максимальная дальность стрельбы — 10.000 км, стартовая масса — 104,5 т, длина в ТПК — 22,6 м, максимальный диаметр корпуса — 2,4 м, разделяющаяся головная часть (ГЧ) с 10 ядерными боевыми блоками индивидуального наведения на цель.

Проект подвижного ракетного комплекса грунтового базирования был назван «Целина-2» и получил индекс заказчика 15П162. Но еще до этого в марте 1983 года на Минском автозаводе в рамках проекта «Целина-2» начались работы по созданию облегченных шасси для этого варианта базирования. Способных транспортировать не только саму ракету, но и оборудование, обеспечивающее ее хранение, предстартовую подготовку и пуск: восьмиосного с механическим приводом под индексом МАЗ-7906 и сочлененного двенадцатиосного с электроприводом МАЗ-7907.

А уже в конце июня 1984 года в экспериментальном цехе N 2 начались приемосдаточные испытания шасси МАЗ-7906 (16×16) высотой 3,76 м, длиной 26,29 м, шириной 4,85 м и грузоподъемностью 150 т. На нем был применен дизель М-351 мощностью 1500 л.с, две синхронизированные гидромеханические передачи (4+2), четыре управляемые передние оси обеспечивали радиус поворота гигантской машины всего в 30 метров, собственная снаряженная масса составляла 68,3 т.

Опередить свое время также плохо, как и отстать от него

В качестве альтернативного варианта колесной базы для самоходной пусковой установки по программе «Целина-2» к марту 1985 года был построен первый опытный образец уникального двенадцатиосного шасси МАЗ-7907 (24×24). Машина состояла из двух шестиосных полноприводных секций, соединенных между собой специальными узлами сочленения с шарнирами. Четыре передних и четыре задних оси сделали управляемыми, что обеспечило минимальный радиус поворота в 27 метров при длине шасси в 28,19 м. Ширина машины — 4,1 м, высота — 4,41 мм, собственная снаряженная масса — 65,8 т, грузоподъемность — 150 т.

В качестве силового агрегата на МАЗ-7907 была использована трехвальная газовая турбина ГТД-1000ТФМ (вариант танкового двигателя ГТД-1250) номинальной мощностью 1200 л.с., смонтированная под специальной 3-местной кабиной с тремя лобовыми стеклами, системами жизнеобеспечения и кондиционирования воздуха.

Двигатель приводил в действие электрогенератор переменного тока ВСГ-625, ток от которого поступал на узлы трансмиссии и на 24 синхронных 30-киловаттных тяговых электромотора ДСТ-180-6 с частотной системой регулирования с тиристорными преобразователями и воздушно-масляным охлаждением, смонтированных внутри рамы машины. Блоки электрического управления и масляные радиаторы помещались в двух параллельных кожухах, расположенных продольно в задней части шасси.

Механическую часть трансмиссии составляли согласующий и понижающий редукторы, коробка отбора мощности, угловые и колесные передачи, многочисленные трансмиссионные и колесные карданные валы. Машина имела индивидуальную гидропневматическую подвеску с попарными бортовыми балансирными связями. Все 24 колеса были оборудовали широкопрофильными камерными шинами ВИ-207 1660×670-685 с постоянным внутренним давлением (3,5 кгс/см2).

Шарнирно-сочлененная рама и большой ход подвески колес диаметром под два метра обеспечивали машине с проектной боевой массой около 220 т хорошую проходимость по грунтовым дорогам сложного профиля и максимальную скорость до 25 км/ч. Максимальная расчетная скорость на твердых и гладких покрытиях составляла 40 км/ч.

Предварительные обкаточные и пробеговые испытания шасси МАЗ-7907 в объеме 1000 км были проведены на заводе. Машины выходили в пробег в ночное время на Могилевское шоссе и заводской полигон «Утес». По завершении заводских испытаний шасси было разобрано и по железной дороге отправлено на ПО «Баррикады» (г. Волгоград). Где на нем был смонтирован габаритный макетный образец автономной пусковой установки (АПУ) 15У157 комплекса 15П162 «Целина-2».

После чего шасси было направлено железной дорогой в позиционный район 7-й гвардейской ракетной Режицкой Краснознаменной дивизии недалеко от пгт. Выползово Бологовского района Тверской области для проведения сравнительных испытаний с шасси МАЗ-7906. Целью был выбор типа шасси для ПГРК «Целина-2».

Там были построены гигантские ангары для хранения и обслуживания шасси, специальные участки дорог с мостами и развязками для исследования воздействия колес на дорожное полотно. Испытания начались в сентябре 1986 года и были завершены в сентябре 1987 года, при этом пробег МАЗ-7907 составил 2054 км при максимальной достигнутой скорости 25 км/ч.

Как противоречащие «новому мышлению»

Как отметила комиссия по результатам всех испытаний, главными недостатками шасси 7907 являлись низкая работоспособность и малый КПД электрической трансмиссии, недостаточная проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, повышенная осевая нагрузка (18,5 т) и недостаточная динамика разгона.

Согласно данным историков Минского автозавода, комиссия в окончательных выводах все же рекомендовала к производству после соответствующей доработки шасси МАЗ-7907 как обладавшее по сравнению с МАЗ-7906 рядом преимуществ: меньшими осевыми нагрузками, легкостью управления, лучшими виброакустическими характеристиками в кабине, быстрым набором готовности к движению при низких температурах (за счет применения ГТД), лучшими эксплуатационными качествами (за счет применения электротрансмиссии), более высокой надежностью и живучестью (за счет резервирования систем и возможности движения без 8 электроприводов), лучшей железнодорожной транспортабельностью.

Однако работы по подвижному грунтовому ракетному комплексу в рамках проекта «Целина-2» были прекращены (есть мнение, что негативную роль здесь сыграла перестройка), и обе машины МАЗ-7907 были возвращены на Минский автозавод.

Между тем, в истории этих машин был еще один эпизод. Летом 1996 года с помощью одного из шасси МАЗ-7907 осуществлена транспортировка речного теплохода весом 88 т и длиной 40 м с реки Березины на озеро Нарочь на расстояние 250 км. Во время разгрузки вода попала в трансмиссию и на обратном пути из строя вышли все электромоторы шасси, на завод оно было возвращено на буксире.

В 2006 году из элементов двух машин МАЗ-7907 была собрана одна, которая сейчас является одним из экспонатов экспозиции продукции Минского завода колесных тягачей на территории предприятия.

Летом 1996 года с помощью одного из шасси МАЗ-7907 осуществлена транспортировка речного теплохода весом 88 т и длиной 40 м с реки Березины на озеро Нарочь на расстояние 250 км.  Фото http://masterok.livejournal.com

Летом 1996 года с помощью одного из шасси МАЗ-7907 осуществлена транспортировка речного теплохода весом 88 т и длиной 40 м с реки Березины на озеро Нарочь на расстояние 250 км. Фото http://masterok.livejournal.com

Прогноз курса рубля на неделю с 24 по 28 сентября

Возможно ослабление доллара по отношению к белорусскому рублю на БВФБ еще примерно на 1% при одновременном снижении курсов евро и российского рубля. В понедельник 24 сентября на открытии торгов ожидается тот же курс доллара, что и 21 сентября. Средневзвешенный курс доллара США на прошедшей неделе, как и ожидалось, снизился, но в намного большей степени: не

Беларусбанк вводит комиссию за проведение некоторых платежей через кассу банка

ОАО «АСБ Беларусбанк» с 1 октября 2018 года вводит комиссию за проведение ограниченного списка платежей в кассах банка, говорится в сообщении банка. Комиссия за каждый платеж в кассе банка за обучение, парковку, услуги Интернет и т.д. обойдется в 1 рубль. Все платежи, за которые будет взыматься вознаграждение, можно совершить в каналах дистанционного банковского обслуживания бесплатно: Интернет-банкинге,

Великий перелом в настроениях жителей Беларуси или ошибка опроса?

Судя по опросам населения, проводимыми Национальным банком РБ, этим летом число сторонников сбережений в белорусских рублях среди жителей страны значительно выросло, что на фоне обвала курса рубля кажется довольно странным и требует объяснения. А именно, доля людей, которые считают предпочтительной валютой для сбережений белорусские рубли, в августе 2018 года поднялась до 31,3% с 23,8% в

Электронные компоненты: ракеты отдельно — «мозги» отдельно

Несмотря на все «успехи» импортозамещения, важные отрасли оборонной промышленности России по-прежнему остаются зависимыми от иностранных производителей. Выходом из этой критической ситуации могло бы стать использование потенциала белорусских высокотехнологичных предприятий. Не так давно США решили полностью запретить поставку в Россию электронных устройств и комплектующих изделий двойного назначения. Если прежде вопрос о разрешении или запрете экспорта столь

Злоупотребление властью и коррупция?

Сообщают, что 18 сентября на процессе по делу смерти рядового Александра Коржича прокурор подал ходатайство о приостановлении рассмотрения дела для проверки показаний сержантов Евгения Барановского, Егора Скуратовича и Антона Вяжевича. Во время разбирательства обвиняемые заявили о том, что в КГБ на них оказывалось давление. Проверку проведет Следственный комитет, для чего ему потребуется 10 дней. Рассмотрение

Невеселая перспектива «белорусской модели»

«Белорусскую модель» за четверть века ее существования хоронили многократно. Но модель живет. Почему же прогнозы специалистов в области ритуальных услуг постоянно не сбываются?

Прогноз курса рубля на неделю с 24 по 28 сентября

Возможно ослабление доллара по отношению к белорусскому рублю на БВФБ еще примерно на 1% при одновременном снижении курсов евро и российского рубля. В понедельник 24 сентября на открытии торгов ожидается тот же курс доллара, что и 21 сентября. Средневзвешенный курс доллара США на прошедшей неделе, как и ожидалось, снизился, но в намного большей степени: не

Электронные компоненты: ракеты отдельно — «мозги» отдельно

Несмотря на все «успехи» импортозамещения, важные отрасли оборонной промышленности России по-прежнему остаются зависимыми от иностранных производителей. Выходом из этой критической ситуации могло бы стать использование потенциала белорусских высокотехнологичных предприятий. Не так давно США решили полностью запретить поставку в Россию электронных устройств и комплектующих изделий двойного назначения. Если прежде вопрос о разрешении или запрете экспорта столь