16.08.2016, 8:31
Основы социального рыночного хозяйства (часть 4)

Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)
Продолжение.
См. также 1 часть , 2 часть, 3 часть
Этика социального рыночного хозяйства
«Отцы-основатели» социального рыночного хозяйства Конрад Аденауэр, Вальтер Ойкен, Франц Бём, Людвиг Эрхард, Альфред Мюллер-Армак, Александер Рюстов, Вильгельм Рёпке не раз отмечали, что экономический и социальный порядок должен иметь прочную этическую основу. Чем в большей степени все члены общества придерживаются этических норм, тем лучше функционирует вся система социального рыночного хозяйства.
Еще Адам Смит в XVIII веке в своей менее известной, но не менее важной, чем «Богатство наций», работе «Теория нравственных чувств» высказал идею о том, что рыночная экономика, управляемая «невидимой рукой», может функционировать даже если общество состоит из одних эгоистов, преследующих во всем свой интерес. Но она, по мысли Смита, не будет работать, если эти корыстолюбивые эгоисты не признают, как минимум, права других членов общества преследовать свой интерес. Социальное рыночное хозяйство представляет собой гораздо более сложную систему по сравнению с той, которую описывал Смит и другие классики экономической науки. Соответственно, согласно идеям его основателей, должна быть поднята выше планка нравственных требований к членам общества.
В программных целях первого канцлера послевоенной Германии Конрада Адэнауэра важное место занимали христианская этика как основа общественного устройства. Он видел в ней единственную альтернативу социалистической идеологии в ее нацистском или сталинско-коммунистическом вариантах, соответствующую традиционному мировосприятию европейских народов. Не случайно политическая партия, которую возглавлял Адэнауэр, и которая находилась у власти в годы становления социального рыночного хозяйства, получила название Христианско – демократический союз (ХДС). Согласно принципам христианской хозяйственной этики, христианин должен зарабатывать себе на жизнь трудом и помогать менее сильным и удачливым членам общества по мере своих возможностей и внутренней готовности к этому. При этом в духе христианства это должно быть результатом свободного выбора человека, без какого-либо принуждения к таким действиям. Одним из важнейших принципов Адэнауэра поэтому стал отказ государства от господства над индивидом, предоставление шанса для проявления инициативы каждому в любой области жизни. Свобода человека уравновешивается при этом ответственностью за свои решения перед Богом и другими людьми.
Важными этическими принципами социального рыночного хозяйства по мысли его отцов-основателей является солидарность и субсидиарность. Солидарность предполагает помощь сильных более слабым. Здесь следует отметить важную особенность их этических взглядов. Моральная ответственность возлагается не только на сильных. Более слабые также должны вносить посильный вклад в преодоление своего бедственного положения. Создание условий для этого должно стать одной из важнейших забот государства. Вторым важным принципом является субсидиарность. Он предполагает, что ответственность, уравновешенная свободой, начинается на уровне семьи. Основа благосостояния семьи – труд и накопленное имущество. Более высокий уровень (местное самоуправление, региональная и высшая государственная власть) могут вмешиваться, только если нижний уровень перегружен. Например, национальная оборона не может быть обеспечена местным сообществом, а требует ресурсов всего государства. Такой подход противоположен социальному иждивенчеству, которое разрастается в преимущественно командных экономических системах, где государство вмешивается во все, во что может вмешаться, и регулирует все, что ему доступно. В таких системах люди в большей степени надеются на государство как источник их благосостояния, чем на собственную активность и накопленное имущество.
В модели социального рыночного хозяйства, в отличие от командной системы присутствует самоограничение деятельности государства. По словам Вальтера Ойкена, государство берет на себя роль футбольного судьи, а не полевого игрока. Оно ограничивает себя ответственностью, главным образом, за функционирование справедливой конкуренции, право и безопасность. В социальной сфере важнейшей задачей государства является обеспечение равных, по возможности, стартовых условий для каждого члена общества, развитие социальной инфраструктуры, социальная помощь, прежде всего, в форме денежных пособий.
В деле обеспечения равных стартовых возможностей важнейшее значение придается доступности образования. Возможность получение бесплатного образования на всех уровнях была обеспечена в Германии уже в начале становления системы социального рыночного хозяйства. Основатели социального рыночного хозяйства называли это «равным участием в меритократии (элите, принадлежность к которой определяется скорее способностями и компетентностью, чем социальным происхождением)». По словам Людвига Эрхарда: «Важнейшей частью позитивной семейной политики является выравнивание жизненных условий и возможностей для развития через обеспечение равных возможностей получения образования на различных уровнях в соответствии со способностями и предпочтениями нашей молодежи , независимо от дохода и имущественного положения их родителей». Таковы этические аспекты политики государства в системе социального рыночного хозяйства.
Крайне важное значение для функционирования социального рыночного хозяйства, согласно мыслям его отцов-основателей, имеет наличие достаточного количества членов общества, имеющих религиозные убеждения. По мысли Вильгельма Рёпке, активным действующим субъектом социального рыночного хозяйства должен быть не Homo ekonomicus , ищущий во всем лишь своей выгоды, а Homo religious, т.е. человек, руководствующийся в своей экономической и прочей деятельности христианскими принципами. По словам Рёпке: «Самодисциплина, чувство справедливости, честность рыцарство, умеренность, общественный дух, уважение к человеческому достоинству других людей, твердые моральные стандарты – все эти вещи люди должны усвоить при входе на рынок и конкуренции друг с другом».
Следует заметить, что эти идеи созвучны социально-экономическим идеям основных христианских деноминаций, особенно католической социальной доктрине, которая в своем экономическом блоке принципиально не различается с моделью социального рыночного хозяйства. В энциклике Бенедикта XVI “Caritas in Veritate” (2009 г.) говорится: “Экономическое развитие невозможно без честных и нравственных мужчин и женщин, без финансистов и политиков сознательно настроенных на общее благо. При этом равно необходимы, как неукоснительное следование моральным принципам, так и профессиональная компетентность”. (Caritas in Veritate, 71).
Таковы основные этические идеи основателей и приверженцев социального рыночного хозяйства, являющиеся неотъемлемой частью этой концепции.