4.04.2016, 8:51
Российский ВПК готов отказаться от закупок колесных шасси МЗКТ
Руководство РФ своеобразно отметило День единения народов России и Беларуси, празднуемый 2 апреля. Накануне этой даты глава российского правительства предложил лишить Минский завод колесных тягачей военных заказов – в отместку за отказ белорусских властей продать его собственнику из «братской» страны.
Как следует из сообщений СМИ, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, посещая 30 апреля ПАО спецмашиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» в Перми, предложил перенести производство шасси для российской военной техники с Минского завода колесных тягачей на Камский автозавод в связи с проблемами, возникшими при покупке МЗКТ у белорусской стороны. «С этим МЗКТ веселая история. Они три года продавали этот МЗКТ, но так мы ни о чем не договорились… Если не хотят продавать — не надо, мы на КамАЗе наладим производство».
Между тем, буквально за несколько часов до этого, некий источник в дирекции концерна «Алмаз-Антей» (крупнейшего производителя зенитно-ракетных систем в России) во время посещения президентом РФ Владимиром Путиным завода имени 70-летия Победы в Нижнем Новгороде сообщил газете «Известия» о намерении полностью отказаться от продукции МЗКТ в пользу аналогичной техники Брянского автомобильного завода (БАЗ). И хотя официальной причиной отказа в данном случае был назван резкий рост числа внутренних и внешних заказов на зенитные комплексы С-400, невольно напрашивается вывод о согласованной акции.
Трудно уяснить, как поставки шасси из Минска могут помешать удовлетворению экстраординарного спроса на С-400. Да, недавно «Алмаз-Антей» стал собственником Брянского автомобильного завода и желание загрузить по максимуму производство своего предприятия вполне логично. Но весьма сомнительно, что на БАЗе смогут в короткие сроки заместить всю номенклатуру колесных шасси, поставляемых МЗКТ, одним тягачом БАЗ-6909, который, по сообщению СМИ, выбран основным для размещения элементов комплекса С-400 «Триумф», а в перспективе – и С-500 «Прометей».
К тому же, осенью прошлого года Минобороны РФ поставило задачу по полному переводу всех систем вооружений российской армии на шасси местного производства. Для ее решения был выбран все тот же Брянский автомобильный завод, куда планируется перебросить с Минского завода колесных тягачей большую часть заказов на специальные колесные шасси, прежде всего для таких вооружений, как оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер» и реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо».
«Не думаю, что холдингу («Алмаз-Антей») удастся в ближайшее время полностью отказаться от нашей продукции. Так же как и нам сложно обойтись без российских комплектующих. В любом случае, процесс «импортозамещения» затянется минимум на три года», – дипломатично заявил «Известиям» советник гендиректора МЗКТ Георгий Гриц. Следует учесть также, что доля поставок с МЗКТ на БАЗ в рамках производственной кооперации элементов конструкции шасси составляет 60%.
Но в холдинге «Алмаз-Антей» настаивают, что смогут полностью перейти на колесную базу российского производства. А ту часть линейки специальных колесных шасси, которую не сможет выпускать БАЗ, готов заместить своей продукцией КамАЗ. Правда, ему понадобится, как минимум, пять лет на разработку и постановку на вооружение таких машин. Поэтому, скорее всего, новые камазовские шасси будут использоваться в дальнейшем при производстве новейших комплексов С-500 «Прометей».
Или «пушки», или «масло»
Но время, как известно, это и деньги. Вопрос в том, будут ли у России (а значит и у БАЗа с КамАЗом) через пять лет средства, чтобы сконструировать шасси, аналогичные машинам МЗКТ, создать мощности для их выпуска и освоить столь уникальные изделия в производстве. Да, и насколько, вообще, целесообразны подобные попытки?
Еще в прошлом году, известный российский экономист Сергей Гуриев (проживающий теперь за пределами РФ), отмечал, что военные расходы Кремля угрожают бюджетной стабильности России, которую и так уже подорвали низкие мировые цены на нефть и экономические санкции Запада. По его словам, дебаты по поводу военных расходов России начались еще в 2011 году, когда Дмитрий Медведев, бывший тогда президентом, предложил в течение десяти лет увеличить военные расходы на 600 млрд. долларов — с менее 3% ВВП до более 4% ВВП. Тогда, оппонируя главе государства, министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что страна не может себе позволить подобное увеличение расходов, за что и был уволен. После чего план по увеличению военных расходов был одобрен.
Цель Кремля даже по мировым меркам была экстремально амбициозной. Сегодня большинство европейских стран тратит на оборону менее 2% ВВП; Китай — чуть более 2%; США — около 3,5%. И только девять стран в мире, в том числе: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Израиль, по данным Всемирного банка, тратят более 4% ВВП на свои армии.
По мнению С. Гуриева, Россия просто не выдержит расходования такой же значительной части своего бюджета на оборону. Экономическая и финансовая логика Кудрина сейчас даже более актуальна, чем в момент его отставки. Если страна не могла позволить себе оборонный бюджет размером в 4% ВВП в хорошие времена, то сейчас, столкнувшись с крайне низкими ценами на нефть, западными санкциями и экономической рецессией, она тем более не сможет справиться с таким высоким уровнем военных расходов.
Что, собственно, и случилось. Уже в начале текущего года в связи с продолжающимся падением мировых цен на нефть и экономической рецессией, российские власти решили внести поправки в бюджет на 2016 год и сократить расходные статьи на 10%. Тогда же было объявлено, что сокращение расходов не коснется так называемых публично-нормативных обязательств, то есть зарплат бюджетникам и денежного довольствия военнослужащим, и сэкономит бюджету около 700 млрд. рублей.
Как сообщил в эфире телеканала «Россия-24» вице-премьер РФ, курирующий ВПК, Дмитрий Рогозин: «Серия совещаний, которая была проведена в правительстве с нашим промышленным блоком, в частности с Роскосмосом, Росатомом, показала, что мы пойдем на сокращение отдельных расходов, но не приоритетных, а второстепенных…». Но, как оказалось, ограничиться щадящими мерами не удалось. Расходы по разделу «Национальная оборона» в бюджете-2016 запланированы в размере 3,14 трлн. рублей (или 4% ВВП), и, исходя из этой суммы, сокращение составит почти 160 млрд. рублей или 5%.
Основную долю сокращений составят расходы на гособоронзаказ: будут урезаны затраты на закупку серийно выпускаемых новых вооружений, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых вооружений, ремонт и модернизацию имеющихся в вооруженных силах систем оружия. При этом затраты на денежное содержание личного состава не предполагается менять ни при каких условиях. Практически не будут сокращаться и расходы на развертывание новых соединений. Урезание оборонных ассигнований не должно сказаться и на операции в Сирии.
Всегда может быть хуже
Как полагает директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов, урезание военного бюджета на 5% не должно особенно повлиять на обороноспособность вооруженных сил и безопасность страны. Однако дальнейшее сокращение военных расходов такими темпами поставит оборонно-промышленный комплекс России в сложное положение и уже будет нести угрозу ее обороноспособности.
Вероятность того, что именно так и случится, достаточно велика. На днях «Центр развития» НИУ ВШЭ опубликовал экономический прогноз до 2020 года, предсказывающий продолжение рецессии в РФ, падение доходов населения и борьбу бизнеса за выживание, даже при относительно благоприятном варианте развития событий на мировом сырьевом рынке. Рост цен на нефть до 50 долларов за баррель мог бы облегчить процесс адаптации экономики к новым условиям, но не позволит перейти к устойчивому (пусть и скромному) росту ранее 2020 года, отмечается в этом документе.
Аналитики «Центра развития» предупреждают: сложившиеся тенденции и политические ограничения препятствуют сходу экономики со сложившейся депрессивной траектории, запас лояльности населения к ухудшению уровня жизни не безграничен и может быть исчерпан уже в обозримой перспективе. «В совокупности с растущим недовольством неолигархического бизнеса это создаст давление в пользу изменения внутренней и внешней политики».
В данном контексте рассматривается два сценария. Первый исходит из условия сохранения цен на нефть Urals на уровне 35 долларов за баррель до 2020 года, второй — из роста цен до 45 долларов за баррель в 2016 году и их стабилизации на уровне 50 долларов в 2017-2020 годах. Оба сценария исходят из сохранения действующего санкционного режима, а также сложившихся тенденций во внутренней экономической политике.
При стоимости нефти 35 долларов за баррель падение ВВП РФ в 2016 году составит 1,6%. Сокращение расходов в реальном выражении позволит снизить бюджетный дефицит с более чем 4% ВВП в 2016 году до 1% ВВП в 2019-2020 годах, но лишь ценой подавления внутреннего спроса. Суммарное падение ВВП за 2015-2019 годы может составить 8,1%, а рецессия продолжится вплоть до 2019 года. При цене нефти 45 долларов за баррель падение ВВП в 2016 году составит 0,8%, дефицит бюджета — 2,7% ВВП с последующим сокращением до 1%. Суммарное падение ВВП за 2015-2019 годы — в 5,6%.
По оценке Минэкономразвития РФ, за январь-февраль 2016 г. ВВП РФ снизился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Ожидается, что спад ВВП в годовом выражении прекратится к третьему кварталу и второе полугодие продемонстрирует рост, но в целом по итогам года снижения экономики избежать не удастся. При 40 долларах за баррель снижение ВВП РФ в 2016 году возможно в интервале от нуля до 0,5%. Центробанк в своем базовом сценарии при 30 за баррель прогнозирует падение ВВП РФ в 2016 году на 1,3-1,5%.
И не очень-то хотелось
Таким образом, можно предположить, что при любом варианте развития событий даже в среднесрочной перспективе лишних денег в российском бюджете (даже на нужды ВПК) не будет. А, следовательно, средства на разработку и создание производства модельного ряда колесных шасси, аналогичных выпускаемым на МЗКТ, вряд ли удастся изыскать.
Тем более, что продукция Минского завода колесных тягачей сегодня весьма широко используется в российской армии. На шасси МЗКТ базируются ОТРК «Искандер», РСЗО «Смерч» и «Торнадо», боевые средства ЗРК С-300 и С-400. колесные варианты экспортных ЗРК «Тор» и «Бук». А также пусковые установки и транспортно-заряжающие машин противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М». Но самое главное — на многоосных транспортерах МЗКТ размещены все подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) ракетных войск стратегического назначения России (РВСН): «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж».
Для того, чтобы «пересадить» все эти вооружения на другую колесную базу, потребуются огромные затраты времени и денег, которых в текущей ситуации явно не хватает. Да и соперник в гонке вооружений ждать не будет. Не менее важно и то, что вся инфраструктура обеспечивающая функционирование упомянутых выше систем оружия еще с советских времен приспособлена под колесные шасси МЗКТ. В случае замены матчасти ее придется серьезно адаптировать или даже перестраивать. Это притом, что есть и более кричащие нужды. Например, замещение авиационных и корабельных газотурбинных силовых установок, которые Украина отказалась поставлять России.
Возможно, именно этим объясняется то спокойствие, с которым отнеслись к заявлению Дмитрия Медведева о переносе выпуска шасси для военной техники РФ с МЗКТ на КамАЗ в Государственном военно-промышленном комитете Беларуси. Как заявили в пресс-службе ведомства, «мы такие заявления слышим уже пять лет». Действительно, в Российской Федерации реализуется программа импортозамещения, они стремятся к тому, чтобы ни от кого не зависеть. «Но когда это будет, и смогут ли — это другой разговор», – передает «Интерфакс» слова источника Госкомвоенпрома.
В данном контексте невольно возникает вопрос: неужели приведенные выше резоны неведомы российскому премьеру? Это вряд ли. А это значит, мы имеем дело с очередным информационным «наездом», цель которого заставить, наконец, упрямого белорусского партнера расстаться со своим активом, столь нужным России.
Напомним, принципиальное согласие о создании белорусско-российского холдинга с участием МЗКТ было достигнуто еще 11 марта 2013 года на встрече вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича и первого вице-премьера РБ Владимира Семашко. Позднее оно было подтверждено на уровне премьер-министров и президентов двух стран. Но так как каждая из сторон стремилась выжать из предстоящей сделки максимум выгоды, то торг относительно условий создания СП принял достаточно жесткий и затяжной характер. Если представители Беларуси всячески набивала цену на свой «товар», то российские переговорщики столь же упорно ее сбивали.
В августе 2015 года Александр Лукашенко заявил, что государство пока не намерено продавать Минский завод колесных тягачей, но если предложат 3 млрд. долларов, то он подумает. Такие деньги в условиях дефицита финансов руководство РФ платить не хочет. Отсюда и сентенции типа: «Кому он нужен, этот МЗКТ?».