• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным.

Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный результат? Есть ли у правительства время на медленные реформы?

Без реформы госсектора ВПП до 100 млрд. долларов не вырастет

Правительство публично заявило, что реформа госсектора является самым большим драйвером экономики. Почему, рассказал министр финансов Беларуси Максим Ермолович на семинаре «(Пере)оценка роли государственных предприятий в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе» 20 июня в Минске (организаторами его выступил МВФ совместно с Исследовательским центром ИПМ).

Во-первых, без повышения эффективности управления госсектором не получится выполнить задачу по удвоению ВВП, ведь госсектор формирует более половины ВВП Беларуси. Согласно планам белорусских властей, к 2025 году ВВП страны должен вырасти до 100 млрд. долларов (в 2018 году — около 59,4 млрд. долларов). Во-вторых, от реформы госсектора также сильно зависит развитие частного сектора – еще одного важнейшего драйвера развития национальной экономики.

По оценкам аналитиков, для роста ВВП до 100 млрд. долларов белорусская экономика в ближайшие годы должна расти на 5-7% ежегодно. Если учесть нынешние оценки потенциального роста ВВП страны — в среднем около 2%, очевидно, что реализовать эти планы без проведения серьезных структурных реформ госпредприятий невозможно.

Так что реформа госсектора — краеугольный вопрос для экономики страны. Ведь неэффективные госпредприятия, доля которых в экономике достигает в разные периоды до 70%, неизбежно будут сдерживать темпы экономического роста.

В принципе, нынешнее состояние экономики это подтверждает. В январе-мае 2019 года экономика Беларуси подросла на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Рост промышленного производства не превысил 0,3%, а объемы в сельском хозяйстве снизились на 1,3%. Страна в текущем году стартовала с низких темпов (0,7% в январе) и демонстрировала небольшой рост в феврале (на 0,8 %), марте (на 1,1%) и апреле (на 1,4 %). Статистка свидетельствует, что в экономике страны доминируют низко- и нерентабельные субъекты хозяйствования, удельный вес которых в январе-апреле текущего года составил 59,6%.

Так что дальнейшее развитие страны зависит от того, насколько эффективной окажется программа по повышению эффективности госпредприятий и как скоро она будет реализована.

Международные эксперты на приватизации не настаивают

Заместитель начальника южного отдела Европейского департамента МВФ Питер Долман предложил белорусскому правительству разделить госпредприятия на три группы. Первая группа — жизнеспособные, вторая — жизнеспособные при условии господдержки, третья — нежизнеспособные.

А дальше, сказал эксперт, надо думать, как улучшать их работу, в том числе и через приватизацию, повышение эффективности управления госсектором, внедрение элементов корпоративного управления. При этом сделал оговорку: «Мы говорим, что приватизация необязательно является единственным решением, а одним из механизмов повышения эффективности».

Эта оговорка неслучайна. В последние годы слово «приватизация» в Беларуси стало вовсе непопулярным не только среди белорусских чиновников, но и международных экспертов. Эксперты считают, что Беларусь опоздала с приватизацией своих активов. Президент Александр Лукашенко также предостерег правительство от попыток приватизировать предприятия.

Вот и на семинаре, центральной темой которого стало обсуждение путей реформирования белорусского госсектора, слово приватизация практически не упоминалось. Как, впрочем, и слово «банкротство», хотя институт отбраковки неэффективных предприятий работает в любой рыночной экономике. Лишь директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов, говоря о низкой конкурентоспособности белорусского госсектора, отметил, что подтянуть технологии управления и маркетинга к уровню конкурентов белорусские предприятия могли бы в том числе через механизмы приватизации.

Правительство пытается провести мягкую реформу госсектора

Между тем, в правительстве Беларуси считают, что больших различий между рекомендациями МВФ в отношении реформ белорусского госсектора и действиями белорусских властей нет. Позиции сторон расходятся лишь в скорости и глубине реформ. «С точки зрения скорости мы выбрали наиболее безопасный в социальном отношении трек. Это позволяет нам избежать создания социальной напряженности», — пояснил М. Ермолович.

Очевидно, что в условиях запрета на приватизацию и банкротства госпредприятий правительство пытается повысить эффективность госсектора через внедрение корпоративного управления и назначение министров и высоких чиновников в наблюдательные советы госпредприятий.

При этом параллельно сокращается господдержка предприятий. «По мере того, как мы будем делать предприятия более коммерчески ориентированными и менее зависимыми от госсубсидий, это будет улучшать структуру бюджета и позволит нам часть бюджетных расходов переориентировать на социальные расходы То есть, чем меньше мы ставим социальных задач для госпредприятий, тем быстрее будут решаться эти социальные задачи», — отметил М. Ермолович.

В правительстве хорошо понимают, что курс на «коммерческую ориентированность» госпредприятий приведет к высвобождению части трудовых ресурсов, которую в идеале должен абсорбировать частный сектор. «Но и бюджет готов нести дополнительную нагрузку в части социальной защиты граждан», — заявил в этой связи министр финансов.

Надо поменять мотивацию для управленцев

Генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко убежден, что если не изменить систему мотивации для руководителей госсектора, результатов не будет.

«Система управления состоит из двух наборов инструментов: кнута и пряника. В Беларуси для госкомпаний — огромный кнут и очень маленький пряник. Если ты нарушил что-то или не выполнил что-то, наказание однозначно последует. Но если ты сделал что-то позитивное для компании, даже не факт, что тебе скажут спасибо», – сказал он.

По словам эксперта, кнут требует слишком больших затрат. «Иногда у людей нет понимания, что баланс кнута и пряника создает эффективное управление», — подчеркнул П. Данейко.

Сложно ли в Беларуси перейти от кнута к прянику? Генеральный директор ООО «Центр Бизнес Развития» Наум Кац считает, что сделать это несложно. «Я не вижу разницы между частными предприятиями и госпредприятиями, основной вопрос — в неэффективном управлении», — подчеркнул он. По его словам, сегодня нужны системы управления, которые могут помочь «уменьшить» кнут. «Мы разработали платформу, которая позволяет это сделать, но на это нужна воля правительства», — отметил эксперт.

Министр финансов не согласился с утверждением, что решение проблемы эффективного управления на госпредприятиях — это простая задача. «Повышение эффективности управления госпредприятиями — одна из сложнейших задач на сегодня не только в Беларуси, но и во всем регионе», — подчеркнул М. Ермолович.

При этом согласился с тем, что мотивацию персонала надо повышать. «Первое, что надо сделать, – убрать давление на менеджмент со стороны регулятора. Без этого не будет эффективности. Во-вторых, перевести ориентацию работы менеджмента на показатели эффективности и за это платить дополнительные бонусы. Новая система корпоуправления, которая сейчас внедряется на белорусских предприятиях, как раз и предусматривает мотивацию для руководителей. Невмешательство в деятельность коммерческих организаций и финансовое стимулирование работы менеджмента — в этом и заключается суть изменений, которые мы пытаемся реализовать в рамках корпоративного управления», — подчеркнул министр.

В ходе семинара ему был задан вопрос: а зачем вообще нужна госсобственность в Беларуси, какие задачи она выполняет?
«Я с точки зрения Минфина отвечу на этот вопрос», — сказал М. Ермолович. По его словам, в первом квартале 2019 года госпредприятия по результатам работы за прошлый год заплатили в бюджет больше 700 млн. рублей дивидендов на доли акций и «это довольно значительные средства для бюджета».

«Так что госсобственность имеет достаточно ощутимые результаты. Сегодня госпредприятия являются значительным источником пополнения госбюджета как на республиканском, так и на коммунальном уровне. А это, соответственно, — социальные программы и т. д.», — добавил министр.

Поэтому, сказал он, вопрос госсобственности или ее приватизации надо оценивать исходя из того, что она приносит в бюджет. «Вопрос не в том, какая эта собственность – государственная или частная, вопрос — в ее эффективности. Поэтому задача правительства в рамках работы по улучшению качества управления государственным активами находится на первом месте», — еще раз подчеркнул М. Ермолович.

Чего опасаются оппоненты реформы госсектора?

Мягкая и неспешная реформа госсектора, которую пытается реализовать правительство Беларуси в условиях достаточно ограниченного поля для маневра, продиктовано желанием избежать прежде всего шлейфа социальных проблем. Сокращение персонала на предприятиях может спровоцировать эти проблемы — если, конечно, государство не создаст необходимых буферов.
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей Рыбак в ходе дискуссии на семинаре озвучил эти опасения.

«Меня очень заинтриговала сама тема семинара – переоценка роли госсектора в странах ЦВЕ. Но мы стали говорить, как плоха сама суть госпредприятий, что это менее эффективная форма. Кто с этим спорит? Действительно, основная проблема госпредприятий в избыточной численности. Я понимаю, что наши соседи пошли более интенсивным путем, реформируя госпредприятия. Но к чему привела ускоренная реструктуризация госпредприятий у наших соседей? Возьмем Украину. Она становится лидером по трудовой миграции в нашем регионе. Литва и Латвия были лидерами по миграции еще недавно, сегодня этот процесс завершился, потому что источник иссяк», — отметил А. Рыбак.

При этом он усомнился, что лишняя численность в Беларуси «сразу же будет абсорбирована частным сектором». «К сожалению, она не абсорбируется частным бизнесом. В сопредельных странах мы этого не видим, там идут другие процессы, — люди уезжают за границу Здесь было сказано, что когда процессы абсорбирования лишнего персонала частным бизнесом застопорятся, бюджет готов поддержать. Думаю к этой теме скоро вернемся при обсуждении бюджета. К сожалению, таких решений мы тоже не находим», — констатировал руководитель профильной депутатской комиссии.

А есть ли альтернатива?

Генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко подчеркнул, что если в Беларуси не провести реструктуризацию госсектора, будет расти внутренний долг, что неизбежно приведет к девальвации. «А очередная девальвация съест 500 долларов средней заработной платы», – отметил эксперт.

Таким образом, добавил он, социальные и политические последствия в такой ситуации будут гораздо большими, чем от проведения реструктуризации госсектора.

Также очевидно, что если в ближайшие годы не провести структурные реформы в госсекторе, экономика Беларуси может скатиться в рецессию и о планах нарастить к 2025 году ВВП до 100 млрд. долларов можно будет забыть.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 29 июня – 2 июля

Укрепление доллара на БВФБ может продолжиться, причем окажется довольно значительным – порядка 1%. В понедельник 29 июня вероятно увеличение курса доллара на доли процента. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как ожидалось, а вырос, хотя и всего на 0,3% – до 2,3839 рубля за доллар. Причиной стало отсутствие прогнозируемого

Лукашенко отправился на встречу с Путиным под Ржев

Александр Лукашенко направился с рабочим визитом в Российскую Федерацию, сообщает БЕЛТА. Вместе с Президентом России Владимиром Путиным примет участие в открытии Ржевского мемориала советскому солдату. Мемориальный комплекс возведен у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области близ федеральной автомобильной трассы М9 Москва — Рига. Проект реализован Российским военно-историческим обществом при поддержке Союзного государства, Минкультуры России и

Скидки в июле в магазинах Минска: где купить дешевле

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, в июле 2020 года в торговых организациях столицы пройдут «Дни скидок»: ОАО «ЦУМ Минск»: 1-5, 8-12, 15-19, 22-26, 29-31 июля – до 27 % на непродовольственные товары, 5% на продовольственные товары; 15, 22, 29 июля – до 50 % на непродовольственные товары (Акция «День школьника!»); Для держателей дисконтных карт:

Наша Нiва вернула себе домен nn.by

Независимое белорусское издание «Наша Нива» вернулось на сайт nn.by в ночь на 30 июня. Пять дней назад редакция потеряла этот домен и перешла временно на домен nashaniva.by На сайте nn.by вместе с сообщением о возвращении домена содержится благодарность десяткам тысяч людей за солидарность и поддержку. 

Анекдот о спорте и политике

Сейчас мало кто слушает Галича, в том числе и «репортаж о матче британских и советских футболистов», но кто прослушал его в юности, видимо, запомнил многое из этого текста на всю жизнь. Главное в нем, по форме и содержанию, это классный современный анекдот на тему спорта и политики. Точнее, полного поглощение спортом политикой в тоталитарном обществе при авторитарном методе его управлением.

Экспорт под вирусом: как пандемия повлияет на продажи минеральных удобрений?

Динамику белорусского ВВП во многом определяет конъюнктура на рынке минеральных удобрений. Каковы прогнозы для этой отрасли на 2020 год? Для белорусской экономики цена этого вопроса достаточна высока. В первом квартале текущего года белорусский экспорт товаров и услуг снизился на 11,7% к аналогичному периоду 2019 года и составил 16, 833 млрд долларов. При этом основное снижение

Приведут ли выборы президента к девальвации рубля?

Нынешняя президентская компания в Беларуси значительно отличается от предыдущей накалом страстей и наличием реальных конкурентов действующему президенту, в связи с чем стоит задуматься о том, не будут ли выборы на этот раз сопровождаться девальвацией рубля. Предыдущие выборы, которые состоялись в октябре 2015 года, прошли довольно спокойно. Скачков курса рубля на бирже ни перед, ни после

Почему у Беларуси вдруг возникла проблема с калорийностью российского газа?

Пытаясь хоть как-то сбить цену на газ, Минск после неоднократных, но безуспешных попыток, похоже, решился на отчаянный шаг: стал оплачивать поставки не по согласованной ранее цене, ссылаясь на низкое качество российского газа. При этом белорусская сторона предложила «Газпрому» доказать, что тот поставляет в Беларусь «правильный» газ. Новые претензии Минска Коротко напомним хронологию газового противостояния Минска