Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным.

Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный результат? Есть ли у правительства время на медленные реформы?

Без реформы госсектора ВПП до 100 млрд. долларов не вырастет

Правительство публично заявило, что реформа госсектора является самым большим драйвером экономики. Почему, рассказал министр финансов Беларуси Максим Ермолович на семинаре «(Пере)оценка роли государственных предприятий в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе» 20 июня в Минске (организаторами его выступил МВФ совместно с Исследовательским центром ИПМ).

Во-первых, без повышения эффективности управления госсектором не получится выполнить задачу по удвоению ВВП, ведь госсектор формирует более половины ВВП Беларуси. Согласно планам белорусских властей, к 2025 году ВВП страны должен вырасти до 100 млрд. долларов (в 2018 году — около 59,4 млрд. долларов). Во-вторых, от реформы госсектора также сильно зависит развитие частного сектора – еще одного важнейшего драйвера развития национальной экономики.

По оценкам аналитиков, для роста ВВП до 100 млрд. долларов белорусская экономика в ближайшие годы должна расти на 5-7% ежегодно. Если учесть нынешние оценки потенциального роста ВВП страны — в среднем около 2%, очевидно, что реализовать эти планы без проведения серьезных структурных реформ госпредприятий невозможно.

Так что реформа госсектора — краеугольный вопрос для экономики страны. Ведь неэффективные госпредприятия, доля которых в экономике достигает в разные периоды до 70%, неизбежно будут сдерживать темпы экономического роста.

В принципе, нынешнее состояние экономики это подтверждает. В январе-мае 2019 года экономика Беларуси подросла на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Рост промышленного производства не превысил 0,3%, а объемы в сельском хозяйстве снизились на 1,3%. Страна в текущем году стартовала с низких темпов (0,7% в январе) и демонстрировала небольшой рост в феврале (на 0,8 %), марте (на 1,1%) и апреле (на 1,4 %). Статистка свидетельствует, что в экономике страны доминируют низко- и нерентабельные субъекты хозяйствования, удельный вес которых в январе-апреле текущего года составил 59,6%.

Так что дальнейшее развитие страны зависит от того, насколько эффективной окажется программа по повышению эффективности госпредприятий и как скоро она будет реализована.

Международные эксперты на приватизации не настаивают

Заместитель начальника южного отдела Европейского департамента МВФ Питер Долман предложил белорусскому правительству разделить госпредприятия на три группы. Первая группа — жизнеспособные, вторая — жизнеспособные при условии господдержки, третья — нежизнеспособные.

А дальше, сказал эксперт, надо думать, как улучшать их работу, в том числе и через приватизацию, повышение эффективности управления госсектором, внедрение элементов корпоративного управления. При этом сделал оговорку: «Мы говорим, что приватизация необязательно является единственным решением, а одним из механизмов повышения эффективности».

Эта оговорка неслучайна. В последние годы слово «приватизация» в Беларуси стало вовсе непопулярным не только среди белорусских чиновников, но и международных экспертов. Эксперты считают, что Беларусь опоздала с приватизацией своих активов. Президент Александр Лукашенко также предостерег правительство от попыток приватизировать предприятия.

Вот и на семинаре, центральной темой которого стало обсуждение путей реформирования белорусского госсектора, слово приватизация практически не упоминалось. Как, впрочем, и слово «банкротство», хотя институт отбраковки неэффективных предприятий работает в любой рыночной экономике. Лишь директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов, говоря о низкой конкурентоспособности белорусского госсектора, отметил, что подтянуть технологии управления и маркетинга к уровню конкурентов белорусские предприятия могли бы в том числе через механизмы приватизации.

Правительство пытается провести мягкую реформу госсектора

Между тем, в правительстве Беларуси считают, что больших различий между рекомендациями МВФ в отношении реформ белорусского госсектора и действиями белорусских властей нет. Позиции сторон расходятся лишь в скорости и глубине реформ. «С точки зрения скорости мы выбрали наиболее безопасный в социальном отношении трек. Это позволяет нам избежать создания социальной напряженности», — пояснил М. Ермолович.

Очевидно, что в условиях запрета на приватизацию и банкротства госпредприятий правительство пытается повысить эффективность госсектора через внедрение корпоративного управления и назначение министров и высоких чиновников в наблюдательные советы госпредприятий.

При этом параллельно сокращается господдержка предприятий. «По мере того, как мы будем делать предприятия более коммерчески ориентированными и менее зависимыми от госсубсидий, это будет улучшать структуру бюджета и позволит нам часть бюджетных расходов переориентировать на социальные расходы То есть, чем меньше мы ставим социальных задач для госпредприятий, тем быстрее будут решаться эти социальные задачи», — отметил М. Ермолович.

В правительстве хорошо понимают, что курс на «коммерческую ориентированность» госпредприятий приведет к высвобождению части трудовых ресурсов, которую в идеале должен абсорбировать частный сектор. «Но и бюджет готов нести дополнительную нагрузку в части социальной защиты граждан», — заявил в этой связи министр финансов.

Надо поменять мотивацию для управленцев

Генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко убежден, что если не изменить систему мотивации для руководителей госсектора, результатов не будет.

«Система управления состоит из двух наборов инструментов: кнута и пряника. В Беларуси для госкомпаний — огромный кнут и очень маленький пряник. Если ты нарушил что-то или не выполнил что-то, наказание однозначно последует. Но если ты сделал что-то позитивное для компании, даже не факт, что тебе скажут спасибо», – сказал он.

По словам эксперта, кнут требует слишком больших затрат. «Иногда у людей нет понимания, что баланс кнута и пряника создает эффективное управление», — подчеркнул П. Данейко.

Сложно ли в Беларуси перейти от кнута к прянику? Генеральный директор ООО «Центр Бизнес Развития» Наум Кац считает, что сделать это несложно. «Я не вижу разницы между частными предприятиями и госпредприятиями, основной вопрос — в неэффективном управлении», — подчеркнул он. По его словам, сегодня нужны системы управления, которые могут помочь «уменьшить» кнут. «Мы разработали платформу, которая позволяет это сделать, но на это нужна воля правительства», — отметил эксперт.

Министр финансов не согласился с утверждением, что решение проблемы эффективного управления на госпредприятиях — это простая задача. «Повышение эффективности управления госпредприятиями — одна из сложнейших задач на сегодня не только в Беларуси, но и во всем регионе», — подчеркнул М. Ермолович.

При этом согласился с тем, что мотивацию персонала надо повышать. «Первое, что надо сделать, – убрать давление на менеджмент со стороны регулятора. Без этого не будет эффективности. Во-вторых, перевести ориентацию работы менеджмента на показатели эффективности и за это платить дополнительные бонусы. Новая система корпоуправления, которая сейчас внедряется на белорусских предприятиях, как раз и предусматривает мотивацию для руководителей. Невмешательство в деятельность коммерческих организаций и финансовое стимулирование работы менеджмента — в этом и заключается суть изменений, которые мы пытаемся реализовать в рамках корпоративного управления», — подчеркнул министр.

В ходе семинара ему был задан вопрос: а зачем вообще нужна госсобственность в Беларуси, какие задачи она выполняет?
«Я с точки зрения Минфина отвечу на этот вопрос», — сказал М. Ермолович. По его словам, в первом квартале 2019 года госпредприятия по результатам работы за прошлый год заплатили в бюджет больше 700 млн. рублей дивидендов на доли акций и «это довольно значительные средства для бюджета».

«Так что госсобственность имеет достаточно ощутимые результаты. Сегодня госпредприятия являются значительным источником пополнения госбюджета как на республиканском, так и на коммунальном уровне. А это, соответственно, — социальные программы и т. д.», — добавил министр.

Поэтому, сказал он, вопрос госсобственности или ее приватизации надо оценивать исходя из того, что она приносит в бюджет. «Вопрос не в том, какая эта собственность – государственная или частная, вопрос — в ее эффективности. Поэтому задача правительства в рамках работы по улучшению качества управления государственным активами находится на первом месте», — еще раз подчеркнул М. Ермолович.

Чего опасаются оппоненты реформы госсектора?

Мягкая и неспешная реформа госсектора, которую пытается реализовать правительство Беларуси в условиях достаточно ограниченного поля для маневра, продиктовано желанием избежать прежде всего шлейфа социальных проблем. Сокращение персонала на предприятиях может спровоцировать эти проблемы — если, конечно, государство не создаст необходимых буферов.
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей Рыбак в ходе дискуссии на семинаре озвучил эти опасения.

«Меня очень заинтриговала сама тема семинара – переоценка роли госсектора в странах ЦВЕ. Но мы стали говорить, как плоха сама суть госпредприятий, что это менее эффективная форма. Кто с этим спорит? Действительно, основная проблема госпредприятий в избыточной численности. Я понимаю, что наши соседи пошли более интенсивным путем, реформируя госпредприятия. Но к чему привела ускоренная реструктуризация госпредприятий у наших соседей? Возьмем Украину. Она становится лидером по трудовой миграции в нашем регионе. Литва и Латвия были лидерами по миграции еще недавно, сегодня этот процесс завершился, потому что источник иссяк», — отметил А. Рыбак.

При этом он усомнился, что лишняя численность в Беларуси «сразу же будет абсорбирована частным сектором». «К сожалению, она не абсорбируется частным бизнесом. В сопредельных странах мы этого не видим, там идут другие процессы, — люди уезжают за границу Здесь было сказано, что когда процессы абсорбирования лишнего персонала частным бизнесом застопорятся, бюджет готов поддержать. Думаю к этой теме скоро вернемся при обсуждении бюджета. К сожалению, таких решений мы тоже не находим», — констатировал руководитель профильной депутатской комиссии.

А есть ли альтернатива?

Генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко подчеркнул, что если в Беларуси не провести реструктуризацию госсектора, будет расти внутренний долг, что неизбежно приведет к девальвации. «А очередная девальвация съест 500 долларов средней заработной платы», – отметил эксперт.

Таким образом, добавил он, социальные и политические последствия в такой ситуации будут гораздо большими, чем от проведения реструктуризации госсектора.

Также очевидно, что если в ближайшие годы не провести структурные реформы в госсекторе, экономика Беларуси может скатиться в рецессию и о планах нарастить к 2025 году ВВП до 100 млрд. долларов можно будет забыть.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,