• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

На площадке KEF-2018 5-6 ноября представители европейских и международных институтов, не жалея сил и аргументов, снова старались убедить белорусских чиновников в необходимости более глубокого реформирования госсектора. Причем, впервые после определенной паузы открыто было сказано о необходимости приватизации и банкротстве неэффективных белорусских предприятий.

На слово «приватизация» в Беларуси официально уже несколько лет наложено табу. В последнее время европейские чиновники и эксперты то ли по убеждениям, то ли из солидарности с белорусским руководством тоже избегали этого слова и дипломатично говорили лишь о необходимости реформирования или коммерциализации белорусского госсектора.

Такой подход был продемонстрирован, в частности, в 2015 году, когда в рамках начатых с правительством Беларуси переговоров о заключении новой кредитной программы правительство и Нацбанк Беларуси вместе с экспертами Всемирного банка работали над подготовкой «дорожной карты» структурных реформ белорусской экономики.

Один из шести ключевых разделов включал и реформирование госсектора. В развитие этого документа белорусские чиновники подготовили Комплексную стратегию повышения эффективности управления госорганизациями. Стратегия предусматривала разграничение функций собственника и регулятора предприятиями, а также создание единого органа управления белорусским госсектором. Функции управления промышленностью планировалось передать новому госоргану — Министерству промышленной политики. Управлять стратегически значимыми предприятиями должно было Госкомимущество, которое, как планировалось, будет назначать в эти предприятия представителей государства, независимых директоров, отслеживать работу менеджмента, выстраивать бонусную систему и т. д. Но и на эту вроде бы безобидную и не претендующую на быструю смену собственника программу реформирования управления госсектором белорусский президент добро не дал.

Госсектор не генерирует нужный объем валюты

Между тем, ситуация в белорусском госсекторе за последние годы лучше не стала. Долги госсектора достигли 7,5 млрд. долларов и уже превышают размер золотовалютных резервов страны (около 6,9 млрд. долларов). А так как многие из долгов предприятий номинированы в иностранной валюте, то по мере девальвации белорусского рубля они растут и, соответственно, усиливают факторы риска для белорусской экономики.

Как отметил недавно в докладе об итогах реализации денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2018 года начальник главного управления монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Беларуси Дмитрий Мурин, валютная выручка Беларуси не обеспечивает необходимые выплаты по внешнему долгу. Правительство и Нацбанк в январе-сентябре текущего года должны были исполнить внешние и внутренние обязательств в иностранной валюте в объеме 4,3 млрд. долларов. А положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами за восемь месяцев составило в Беларуси лишь 580 млн. долларов, ПИИ (без реинвестированных доходов) — 360 млн. долларов. То есть, как отмечается в докладе, «реальный сектор белорусской экономики генерирует чистое поступление валюты в страну в объеме, несопоставимом с величиной выплат по государственному долгу».

Большую обеспокоенность ростом нагрузки на бюджет страны в связи с необходимостью обслуживания внешнего госдолга высказал недавно и белорусский премьер Сергей Румас. Он отметил, что если по 2018 году расходы по обслуживанию госдолга прогнозируются в размере 2,3 млрд. рублей, то в 2019 году эта сумма, по расчетам, вырастет почти до 3 млрд. рублей.

Структурная уязвимость белорусской экономики не снизилась

Старший постоянный представитель МВФ по региону Центральной и Юго-Восточной Европы Надим Илахи в своем выступлении на KEF-2018 обратила внимание, что в условиях ожидаемого замедления экономического роста мировой экономики пострадают в первую очередь наиболее уязвимые экономики. В том числе и экономика Беларуси, характерные черты которой – структурная уязвимость, низкая производительность труда и зависимость от России.

Глава миссии МВФ в Беларуси Жак Миньян обратил внимание на высокую концентрацию белорусского экспорта: 60% рынка занимают три партнера, причем, 45% экспорта приходится на Россию. Субсидии экономики Беларуси со стороны России достигают 10% ВВП, «это очень высокий уровень». Когда же российские субсидии достигали 17% ВВП Беларуси, то его рост составлял около 7%. «Упало субсидирование, — упал темп роста. Это наводит на мысль, что связь значительная», — констатировал Ж. Миньян.

В условиях торговых трений между ведущими мировыми игроками международные эксперты рекомендовали Беларуси как стране с открытой экономикой «наращивать буферы». В то же время они подчеркивали, что проводимая политика статус-кво не позволит стране быстро нарастить благосостояние населения. Старший советник ПРООН для стран Европы и СНГ Бен Слэй заметил, что Беларуси, попавшей в ловушку медленного роста, нужен серьезный экономический подьем, чтобы перейти к более устойчивой модели развития.

Региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен подчеркнула, что для повышения конкурентоспособности белорусской экономики потребуется ужесточение бюджетных ограничений для госпредприятий, — чтобы они научились играть по правилам рынка. «А для привлечения иностранных инвестиций важно укрепить права собственников, чтобы они могли включиться в глобальные цепочки», — отметила она.

Менеджер глобальной практики по макроэкономике, торговле и инвестициям в регионе Европы и Центральной Азии Всемирного банка Галина Андронова-Винселетт обратила внимание на следующую тенденцию. В Беларуси создаются частные компании, и это хорошо, но при этом частному сектору приходится «компенсировать неэффективность экономики, в которой доминируют госпредприятия».

Как отмечалось, сейчас успехи демонстрирует белорусский ИТ-сектор, доля которого в экспорте за последние 7 лет увеличилась с 8% в 2010 году до 19% в 2017 году. А вот госпредприятия продолжают генерировать проблемы. Если в 2013 году в Беларуси было 7% убыточных госпредприятий, то через 5 лет эта цифра достигла 14%. Просроченная задолженность увеличилась с 4,5% ВВП до более 10% ВВП. «Это — хронические черты госпредприятий, которые имеют негативные последствия для бюджета и финансов», — отметила представитель Всемирного банка.

По ее словам, Беларуси нужен «четкий план по реструктуризации госпредприятий с привязкой ко времени, чтобы обеспечить перераспределение ресурсов от неэффективных госпредприятий к эффективным». Однако министр финансов Беларуси Максим Ермолович не поддержал прозвучавшие на форуме предложения о необходимости банкротства неэффективных предприятий в целях оздоровления всей экономики. Он считает, что в белорусских условиях эффективнее проблемные предприятия санировать, а не банкротить.

По словам М. Ермоловича, в Беларуси каждое проблемное предприятие рассматривается «под микроскопом». Предприятия, где есть перспектива и понимание выхода на эффективную работу, продолжают работать, но при этом делается все необходимое для решения его проблем: оптимизируются затраты, реструктуризируется долг, часть из долгов берет бюджет, устанавливаются посильные сроки погашения обязательств перед кредиторами и т. д.

При этом, как было сказано, в работе с долгами госпредприятий применяется широкий инструментарий. Причем, «бюджет участвует в самую последнюю очередь». «Когда нет возможности выстроить работу без поддержки бюджета, тогда включаются инструменты прямой бюджетной поддержки, в первую очередь, в погашении обязательств. Мы предоставляем бюджетные трансферты, чтобы рассчитаться с кредиторами, в том числе, с бюджетом. Главный критерий — текущая прибыльная и эффективная деятельность госпредприятий. Если ее нет, если без минимальных инвестиций и при отсутствии инвестора предприятие сделать это не может, тогда — крайний вариант. Но этого варианта мы максимально избегаем – так как нагрузка для бюджета будет существенная для решения социальных задач», — рассказал М. Ермолович.

И акцентировал еще раз: если завтра в стране включить механизм банкротства и начать активно предлагать рынку активы предприятий, это может привести к обратному эффекту – «негативным экономическим и социальным последствиям, которые преодолеть будет невозможно без дополнительного роста долга и социальных шоков, существенных для населения страны».

Правительство попытается продолжить заявленную ранее реформу госсектора

Между тем, глава представительства Евросоюза в Беларуси Андреа Викторин в ходе KEF-2018 еще раз четко заявила, что экономический рост в Беларуси зависит прежде всего от степени и глубины реформ, И при этом заметила, «что, используя одни и те же слова, у нас с белорусскими властями разное понимание сути реформ». «Мы полагаем, что реформирование госсектора в Беларуси является одним из главных вопросов повестки дня. Был курс на модернизацию, но надо взять курс и на приватизацию, чтобы повысить производительность, конкурентоспособность, эффективность экономики и привлекать больше инвестиций», — сказала А. Викторин.

Но эти рекомендации вряд ли будут услышаны белорусскими властями. Анонсируя не так давно назначение новых членов правительства, Александр Лукашенко, сразу обозначил для них несколько запретных сфер, одна и них – приватизация.

Памятуя это напутствие, нынешняя правительственная команда не питает на счет приватизации никаких иллюзий. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Беларуси поступления от приватизации госимущества в 2019 году запланированы предельно скромные — всего 40 млн. рублей (менее 20 млн. долларов).

И все же премьер-министр Сергей Румас, представляя депутатами программу деятельности правительства Беларуси на 2018-2020 годы, в числе 10 топ-задач наряду с развитием бизнес-среды, формированием «ИТ-страны» и масштабной цифровизации всей экономики назвал также эффективное управление госсобственностью. Как было сказано, акцент будет сделан на реализацию высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов, ибо сегодня «мы уже не можем себе позволить, чтобы ограниченные финансовые ресурсы вкладывались в непросчитанные проекты, реализуемые менеджерами без соответствующих компетенций».

С. Румас также сообщил, что программой предусмотрено решение отдельных вопросов реализации программы социально-экономического развития на 2016-2020 годы, выполнение которых было отложено в связи с отсутствием согласованной позиции у органов госуправления. Среди основных отложенных вопросов — разделение функций собственника и регулятора в управлении организациями с долей госсобственности.

В программе говорится о совершенствовании управления стратегическими предприятиями, каковых в стране насчитывается 3,5 тысячи. По словам С. Румаса, поскольку возможности правительства по надлежащему управлению ими ограничены, то оно будет пересматривать все управленческие аспекты: структуру управления, профессиональный владельческий надзор, стандарты корпоративного управления и т. д. «В качестве ключевого мероприятия на ближайшую перспективу мы видим разработку закона о госсекторе с новой идеологией», — сообщил белорусский премьер.

Разделение функций регулятора и собственника предприятиями: дубль-2

Возможно, новая идеология госсектора будет основана на переформатировании управлением госсобственностью.

Министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой в своем выступлении перед депутатами в конце октября рассказал о планах правительства реформировать Министерство промышленности. Обсуждаются два варианта его преобразования. При этом функции собственника и регулятора предприятиями планируется разделить. Один предполагает трансформацию Минпрома в Министерство промышленной политики, которое, как предполагается, займется выработкой стратегии развития всего белорусского промышленного комплекса. Второй вариант трансформации предусматривает создание на базе Минпрома государственной корпорации. В связи с чем, правительство сейчас активно изучает китайский опыт, где в свое время была создана подобная госкорпорация.

Идея трансформировать Минпром в Министерство промышленной политики не нова. Она была предложена прежним правительством в 2015 году на этапе переговоров белорусского правительства с МВФ по получению кредита в объеме 3 млрд. долларов. И, как известно, не была поддержана А, Лукашенко. Станет ли успешной очередная попытка правительства, — большой вопрос.

Тэги:

, , , , , ,

Призыв 2020: Лукашенко подписал указ о призыве на строчную службу и увольнение в запас

Александр Лукашенко 17 февраля подписал указ №55 «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве». Документом предусматривается призвать в феврале — мае 2020 года на срочную военную службу, службу в резерве граждан Беларуси мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет и которые не имеют права на отсрочку, а

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 февраля

По-прежнему ожидаем коррекцию курса доллара на БВФБ на 0-0,5%, причем значительный обвал курса (на величину до 0,5%) возможен уже в понедельник 24 февраля, после чего он начнет восстанавливаться. Возможны значительные колебания курсов валют. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как ожидалось, а даже вырос на 0,6%, составив 21 февраля

Курсы валют развернулись на торгах 18 февраля на БВФБ: доллар — выше 2,2 рубля

Во вторник, 18 февраля, на Белорусской валютно-фондовой бирже прошли первые торги иностранными валютами на текущей неделе. По итогам торгов на БВФБ 18 февраля 2020 года сложились следующие курсы: курс доллара США вырос по сравнению с предыдущими торгами 0,0086 BYN (+0,39%) и был зафиксирован на уровне 2,2030 BYN/USD; курс евро вырос на 0,0080 BYN(+0,34%) и по итогам

Сколько нефти нужно Беларуси?

Ответить на этот вопрос невозможно, не зная ответа на еще один вопрос: а по какой цене? Так что сейчас оба вопроса звучат риторически..Но уже очевидно, что в этом году белорусским НПЗ придется забыть о переработке 24 млн.тонн нефти, на что «заточены» их модернизированные мощности. Более того, проблематичной окажется для них загрузка даже 18 млн. тонн,

Первый месяц нефтяного кризиса обошелся Беларуси в 0,5 млрд. долларов

В январе текущего года валютные депозиты населения и предприятий, а также валютные резервы РБ сократились на 503 млн. долларов. Это было вызвано,  снижением доходов НПЗ и бюджета от экспорта нефтепродуктов, а также значительными объемами погашения государственного долга. Беларусь не прожила еще и двух месяцев в условиях новых отношений с Россией на рынке нефти, а финансовые

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Зенитные ракетные комплексы: похоже только название

Творчески используя советский опыт, предприятия белорусского ВПК создают средства ПВО, отвечающие современным требованиям и конкурентные по цене. Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для разработанного в Беларуси зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности “Бук-МБ3К” пройдут в ближайшее время. Об этом сообщил 31 января представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Роман Головченко. По его словам,

Выдержит ли Беларусь испытание нефтяной альтернативой?

Затянувшийся спор об условиях поставок нефти в Беларусь вряд ли завершится ожидаемыми уступками со стороны крупнейших российских поставщиков. Понимая это, Минск, не дожидаясь времени «Ч», — завершения к 2024 году налогового маневра – продолжает искать альтернативные источники и маршруты импорта сырья. Поиски альтернативы похвальны, но представляют ли белорусские власти цену, которую придется за это заплатить?