На площадке KEF-2018 5-6 ноября представители европейских и международных институтов, не жалея сил и аргументов, снова старались убедить белорусских чиновников в необходимости более глубокого реформирования госсектора. Причем, впервые после определенной паузы открыто было сказано о необходимости приватизации и банкротстве неэффективных белорусских предприятий.

На слово «приватизация» в Беларуси официально уже несколько лет наложено табу. В последнее время европейские чиновники и эксперты то ли по убеждениям, то ли из солидарности с белорусским руководством тоже избегали этого слова и дипломатично говорили лишь о необходимости реформирования или коммерциализации белорусского госсектора.

Такой подход был продемонстрирован, в частности, в 2015 году, когда в рамках начатых с правительством Беларуси переговоров о заключении новой кредитной программы правительство и Нацбанк Беларуси вместе с экспертами Всемирного банка работали над подготовкой «дорожной карты» структурных реформ белорусской экономики.

Один из шести ключевых разделов включал и реформирование госсектора. В развитие этого документа белорусские чиновники подготовили Комплексную стратегию повышения эффективности управления госорганизациями. Стратегия предусматривала разграничение функций собственника и регулятора предприятиями, а также создание единого органа управления белорусским госсектором. Функции управления промышленностью планировалось передать новому госоргану — Министерству промышленной политики. Управлять стратегически значимыми предприятиями должно было Госкомимущество, которое, как планировалось, будет назначать в эти предприятия представителей государства, независимых директоров, отслеживать работу менеджмента, выстраивать бонусную систему и т. д. Но и на эту вроде бы безобидную и не претендующую на быструю смену собственника программу реформирования управления госсектором белорусский президент добро не дал.

Госсектор не генерирует нужный объем валюты

Между тем, ситуация в белорусском госсекторе за последние годы лучше не стала. Долги госсектора достигли 7,5 млрд. долларов и уже превышают размер золотовалютных резервов страны (около 6,9 млрд. долларов). А так как многие из долгов предприятий номинированы в иностранной валюте, то по мере девальвации белорусского рубля они растут и, соответственно, усиливают факторы риска для белорусской экономики.

Как отметил недавно в докладе об итогах реализации денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2018 года начальник главного управления монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Беларуси Дмитрий Мурин, валютная выручка Беларуси не обеспечивает необходимые выплаты по внешнему долгу. Правительство и Нацбанк в январе-сентябре текущего года должны были исполнить внешние и внутренние обязательств в иностранной валюте в объеме 4,3 млрд. долларов. А положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами за восемь месяцев составило в Беларуси лишь 580 млн. долларов, ПИИ (без реинвестированных доходов) — 360 млн. долларов. То есть, как отмечается в докладе, «реальный сектор белорусской экономики генерирует чистое поступление валюты в страну в объеме, несопоставимом с величиной выплат по государственному долгу».

Большую обеспокоенность ростом нагрузки на бюджет страны в связи с необходимостью обслуживания внешнего госдолга высказал недавно и белорусский премьер Сергей Румас. Он отметил, что если по 2018 году расходы по обслуживанию госдолга прогнозируются в размере 2,3 млрд. рублей, то в 2019 году эта сумма, по расчетам, вырастет почти до 3 млрд. рублей.

Структурная уязвимость белорусской экономики не снизилась

Старший постоянный представитель МВФ по региону Центральной и Юго-Восточной Европы Надим Илахи в своем выступлении на KEF-2018 обратила внимание, что в условиях ожидаемого замедления экономического роста мировой экономики пострадают в первую очередь наиболее уязвимые экономики. В том числе и экономика Беларуси, характерные черты которой – структурная уязвимость, низкая производительность труда и зависимость от России.

Глава миссии МВФ в Беларуси Жак Миньян обратил внимание на высокую концентрацию белорусского экспорта: 60% рынка занимают три партнера, причем, 45% экспорта приходится на Россию. Субсидии экономики Беларуси со стороны России достигают 10% ВВП, «это очень высокий уровень». Когда же российские субсидии достигали 17% ВВП Беларуси, то его рост составлял около 7%. «Упало субсидирование, — упал темп роста. Это наводит на мысль, что связь значительная», — констатировал Ж. Миньян.

В условиях торговых трений между ведущими мировыми игроками международные эксперты рекомендовали Беларуси как стране с открытой экономикой «наращивать буферы». В то же время они подчеркивали, что проводимая политика статус-кво не позволит стране быстро нарастить благосостояние населения. Старший советник ПРООН для стран Европы и СНГ Бен Слэй заметил, что Беларуси, попавшей в ловушку медленного роста, нужен серьезный экономический подьем, чтобы перейти к более устойчивой модели развития.

Региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен подчеркнула, что для повышения конкурентоспособности белорусской экономики потребуется ужесточение бюджетных ограничений для госпредприятий, — чтобы они научились играть по правилам рынка. «А для привлечения иностранных инвестиций важно укрепить права собственников, чтобы они могли включиться в глобальные цепочки», — отметила она.

Менеджер глобальной практики по макроэкономике, торговле и инвестициям в регионе Европы и Центральной Азии Всемирного банка Галина Андронова-Винселетт обратила внимание на следующую тенденцию. В Беларуси создаются частные компании, и это хорошо, но при этом частному сектору приходится «компенсировать неэффективность экономики, в которой доминируют госпредприятия».

Как отмечалось, сейчас успехи демонстрирует белорусский ИТ-сектор, доля которого в экспорте за последние 7 лет увеличилась с 8% в 2010 году до 19% в 2017 году. А вот госпредприятия продолжают генерировать проблемы. Если в 2013 году в Беларуси было 7% убыточных госпредприятий, то через 5 лет эта цифра достигла 14%. Просроченная задолженность увеличилась с 4,5% ВВП до более 10% ВВП. «Это — хронические черты госпредприятий, которые имеют негативные последствия для бюджета и финансов», — отметила представитель Всемирного банка.

По ее словам, Беларуси нужен «четкий план по реструктуризации госпредприятий с привязкой ко времени, чтобы обеспечить перераспределение ресурсов от неэффективных госпредприятий к эффективным». Однако министр финансов Беларуси Максим Ермолович не поддержал прозвучавшие на форуме предложения о необходимости банкротства неэффективных предприятий в целях оздоровления всей экономики. Он считает, что в белорусских условиях эффективнее проблемные предприятия санировать, а не банкротить.

По словам М. Ермоловича, в Беларуси каждое проблемное предприятие рассматривается «под микроскопом». Предприятия, где есть перспектива и понимание выхода на эффективную работу, продолжают работать, но при этом делается все необходимое для решения его проблем: оптимизируются затраты, реструктуризируется долг, часть из долгов берет бюджет, устанавливаются посильные сроки погашения обязательств перед кредиторами и т. д.

При этом, как было сказано, в работе с долгами госпредприятий применяется широкий инструментарий. Причем, «бюджет участвует в самую последнюю очередь». «Когда нет возможности выстроить работу без поддержки бюджета, тогда включаются инструменты прямой бюджетной поддержки, в первую очередь, в погашении обязательств. Мы предоставляем бюджетные трансферты, чтобы рассчитаться с кредиторами, в том числе, с бюджетом. Главный критерий — текущая прибыльная и эффективная деятельность госпредприятий. Если ее нет, если без минимальных инвестиций и при отсутствии инвестора предприятие сделать это не может, тогда — крайний вариант. Но этого варианта мы максимально избегаем – так как нагрузка для бюджета будет существенная для решения социальных задач», — рассказал М. Ермолович.

И акцентировал еще раз: если завтра в стране включить механизм банкротства и начать активно предлагать рынку активы предприятий, это может привести к обратному эффекту – «негативным экономическим и социальным последствиям, которые преодолеть будет невозможно без дополнительного роста долга и социальных шоков, существенных для населения страны».

Правительство попытается продолжить заявленную ранее реформу госсектора

Между тем, глава представительства Евросоюза в Беларуси Андреа Викторин в ходе KEF-2018 еще раз четко заявила, что экономический рост в Беларуси зависит прежде всего от степени и глубины реформ, И при этом заметила, «что, используя одни и те же слова, у нас с белорусскими властями разное понимание сути реформ». «Мы полагаем, что реформирование госсектора в Беларуси является одним из главных вопросов повестки дня. Был курс на модернизацию, но надо взять курс и на приватизацию, чтобы повысить производительность, конкурентоспособность, эффективность экономики и привлекать больше инвестиций», — сказала А. Викторин.

Но эти рекомендации вряд ли будут услышаны белорусскими властями. Анонсируя не так давно назначение новых членов правительства, Александр Лукашенко, сразу обозначил для них несколько запретных сфер, одна и них – приватизация.

Памятуя это напутствие, нынешняя правительственная команда не питает на счет приватизации никаких иллюзий. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Беларуси поступления от приватизации госимущества в 2019 году запланированы предельно скромные — всего 40 млн. рублей (менее 20 млн. долларов).

И все же премьер-министр Сергей Румас, представляя депутатами программу деятельности правительства Беларуси на 2018-2020 годы, в числе 10 топ-задач наряду с развитием бизнес-среды, формированием «ИТ-страны» и масштабной цифровизации всей экономики назвал также эффективное управление госсобственностью. Как было сказано, акцент будет сделан на реализацию высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов, ибо сегодня «мы уже не можем себе позволить, чтобы ограниченные финансовые ресурсы вкладывались в непросчитанные проекты, реализуемые менеджерами без соответствующих компетенций».

С. Румас также сообщил, что программой предусмотрено решение отдельных вопросов реализации программы социально-экономического развития на 2016-2020 годы, выполнение которых было отложено в связи с отсутствием согласованной позиции у органов госуправления. Среди основных отложенных вопросов — разделение функций собственника и регулятора в управлении организациями с долей госсобственности.

В программе говорится о совершенствовании управления стратегическими предприятиями, каковых в стране насчитывается 3,5 тысячи. По словам С. Румаса, поскольку возможности правительства по надлежащему управлению ими ограничены, то оно будет пересматривать все управленческие аспекты: структуру управления, профессиональный владельческий надзор, стандарты корпоративного управления и т. д. «В качестве ключевого мероприятия на ближайшую перспективу мы видим разработку закона о госсекторе с новой идеологией», — сообщил белорусский премьер.

Разделение функций регулятора и собственника предприятиями: дубль-2

Возможно, новая идеология госсектора будет основана на переформатировании управлением госсобственностью.

Министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой в своем выступлении перед депутатами в конце октября рассказал о планах правительства реформировать Министерство промышленности. Обсуждаются два варианта его преобразования. При этом функции собственника и регулятора предприятиями планируется разделить. Один предполагает трансформацию Минпрома в Министерство промышленной политики, которое, как предполагается, займется выработкой стратегии развития всего белорусского промышленного комплекса. Второй вариант трансформации предусматривает создание на базе Минпрома государственной корпорации. В связи с чем, правительство сейчас активно изучает китайский опыт, где в свое время была создана подобная госкорпорация.

Идея трансформировать Минпром в Министерство промышленной политики не нова. Она была предложена прежним правительством в 2015 году на этапе переговоров белорусского правительства с МВФ по получению кредита в объеме 3 млрд. долларов. И, как известно, не была поддержана А, Лукашенко. Станет ли успешной очередная попытка правительства, — большой вопрос.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,