• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Один из проблемных вопросов белорусской повестки переговоров по новой программе сотрудничества с МВФ – реформа госсектора. Белорусские власти не решаются приступить к реформе госпредприятий, в то время как те продолжают продуцировать проблемы для всей экономики.

«В целом можно говорить, что у нас некая пауза в наших переговорах по заключению новой программы с МВФ», — не стал скрывать первый заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович, отвечая 30 июня на вопросы журналистов в кулуарах экономического семинара «Беларусь в ловушке медленного роста».

Заместитель председателя правления Нацбанка Беларуси Сергей Калечиц в ходе семинара пояснил, что у белорусского правительства и МВФ остались разные взгляды «по двум моментам: по скорости реализации реформ и степени влияния на социальные вопросы». «По сути, вопрос в том, как быстро мы это сделаем. Но за этим стоят абсолютно разумные меры, которые создают основу для устойчивого и достаточно серьезного роста национальной экономики», — отметил С. Калечиц.

«Вопрос нейтральности собственности – ключевой при инвестировании»

Вместе с тем трудно было не обратить внимание на особую полемичность выступления представителя Минфина, когда речь зашла о госпредприятиях, которые, как было отмечено в ходе семинара, стали серьезным источником проблем для всей национальной экономики.

М. Ермолович подчеркнул, что нельзя руководствоваться ложным посылом, что все госпредприятия неэффективны, а все частные предприятия — эффективны. «Надо от этих внутренних предрассудков избавляться. Иногда в госпредприятие инвестировать выгоднее, если оно подтверждает свою эффективность», — сказал он.

При выборе инвестирования происхождение капитала не должно иметь большого значения, иначе мы можем запутаться в экономических приоритетах, заметил М. Ермолович. «Вопрос эффективности — ключевой, а вопрос нейтральности собственности – тоже ключевой вопрос при инвестировании», — подчеркнул первый замминистра финансов.

Эффект от сокращения директивного кредитования слабый

Отрадно, что сегодня правительственные чиновники не скрывают причины недавнего экономического бума в Беларуси. Экономический рост в Беларуси, который наблюдался с 2007 года, был достигнут за счет беспрецедентного уровня бюджетных инвестиций, отметил М. Ермолович.

Стимулировали этот рост директивное кредитование программ по модернизации предприятий, масштабная программа жилищного строительства, льготное кредитование населения и т.д. Но в последние годы ситуация на внешних рынках резко поменялась. В результате финансовое положение предприятий-экспортеров резко ухудшилось, многие из них столкнулись с проблемами кредитования.

А вот нынешний небольшой экономический рост впервые за долгое время в Беларуси не стимулирован искусственно, отмечали чиновники. «Сегодня впервые нет стимулирования экономического роста ни со стороны правительства, ни со стороны Нацбанка», — констатировал М. Ермолович.

Однако хотя сейчас правительство и придерживается политики сокращения директивного кредитования, эффект от этого пока очень слабый. «Выключив механизмы стимулирования экономического роста, мы надеялись, что получим от экономики ответ в виде перераспределения ресурсов от неэффективных предприятий в пользу эффективных. Однако пока этого почти нет. Ресурсы есть, но эффективных инвестиционных проектов очень мало, поэтому и рост пока скромный», — считает М. Ермолович.

Возможности поддержки экспорта ограничены

При этом стимулирование экспорта отечественных предприятий правительство по-прежнему считает одной из своих приоритетных задач. Но здесь его возможности весьма ограниченны.

По сути, единственным механизмом поддержки экспорта сегодня является снижение процентных ставок по экспортным контрактам и страхование таких контрактов. По словам М. Ермоловича, правительство этот инструмент активно использует: открыта кредитная линия Банка развития на цели экспорта высокотехнологической продукции, работает «Белэксимгарант», который своими страховыми контрактами помогает продвигать наш экспорт в страны с высокими рисками.

«Однако каких-то бюджетных мер поддержки экспорта я предложить не могу. Прямые субсидии на поддержку экспорта обречены: при их использовании мы попадем с той стороны на антидемпинговые пошлины. И в результате эффект от такой поддержки будет нулевой для предприятий-экспортеров и отрицательный для государства», — заявил замглавы Минфина.

По его словам. можно придумать огромное количество способов по стимулированию экспорта, «но даже при наличии ресурсов и возможностей мы ограничены условиями, которые действуют в отношении разнообразных субсидий экспорта».

«Поддерживая экспорт, надо помнить: у нас не стоит задача продать товар любой ценой. У нас стоит задача — получить хорошую стоимость. Если же поддержка государства превышает полученную сумму от экспорта, то смысла в таком экспорте нет», — заметил в этой связи С. Калечиц. «Так что лучший стимул для экспорта – эффективная работа предприятий», — резонно заметил он.

Ставки снизили, а кредиты не берут

«Действительно, ситуация парадоксальная: снижаются ставки, с одной стороны, благо инфляция позволяет это сделать. Ставка по коммерческим кредитам составляет 15% годовых, по портфелю в целом с учетом льготных — меньше 10%. При этом Нацбанк покупает иностранную валюту на рынке достаточно активно. Это связано с намерением не допускать чрезмерного укрепления рубля, с одной стороны, а с другой — у нас тоже есть валютные долги и мы хотели бы не просто их рефинансировать, но и погашать», — рассказал С. Калечиц.

В качестве источника валюты выступает население, отчасти, это та валюта, которая была приобретена в прошлые годы, когда Нацбанк поддерживал курс, добавил он.

«Все это сформировало профицит ликвидности у банков. Мы видим: темпы роста профицита и темпы кредитования отличаются. Имея достаточный объем ресурсов, банки не могут активно кредитовать бизнес. Это связано с отсутствием интересных идей и проектов, а также и непростой финансовой ситуацией у предприятий», — пояснил С. Калечиц.

По его словам, уменьшения свободной ликвидности благодаря активизации кредитования не ожидается. «Процесс, который мы ожидаем — замещение валютных кредитов рублевыми, — он будет более активно идти, чем рост кредитования. По мере, как будет снижаться ставка по рублевым кредитам, такое «переворачивание» будет идти все активнее», — констатировал С. Калечиц.

Растут проблемные активы банков

В 2016 году проблемные долги в банковской сфере Беларуси выросли до 15% с 6,8%, а в последнее они достигли 13,6%.

Нацбанк поясняет рост проблемных долгов ухудшением ситуации в экономике. «Было бы удивительно, чтобы проблемные долги не росли. Ухудшение ситуации произошло на крупных предприятиях, — не секрет, в большей части проблемный долг сформирован на госпредприятиях. Модернизация экономики была проведена за счет дорогих кредитных ресурсов, часть из них валютные, — таким образом реализовывался валютный риск, часть – по высоким процентным ставкам», — пояснил С. Калечиц.

Однако само по себе наличие проблемных кредитов в Нацбанке не считают проблемой. Важнее то, насколько банки управляют рисками, насколько созданы резервы, и здесь ситуация неплохая.

«Ряд должников — крупные системообразующие предприятия, кто прошел серьезную модернизацию. Они бы развивались, но долги по инвесткредитам тянут вниз, нет оборотного капитала. Как только начинают просматриваться решения и финансовые потоки – подключаются банки, им интересно как-то долги вернуть. Несколько банков готовы объединить усилия и взять долги с дисконтом. В соответствии с законодательством это сложно сделать. Поэтому готовятся решения, которые позволят решить эти нормативные задачи», — рассказал С. Калечиц.

Он сообщил, что в целях купировать риски неплатежеспособности госпредприятий предполагается расширить полномочия Агентства по управлению активами в части управления долгами и, возможно, сферы их работы.

«Вы видите, как мы проводим секьюритизацию обязательств госпредприятий, чтобы не перекладывать эту нагрузку на банки, не создавать предпосылок для кризисных явлений в банковском секторе», — отметил в свою очередь М. Ермолович.

По его словам, сначала надо четко понять, в каком состоянии находятся предприятия. «Это не значит, что сейчас мы не понимаем. Но мы должны оценить их с позиции международных стандартов, понять их привлекательность с точки зрения внешних инвестиций. Дальше вариантов много: для части привлекательных активов будем искать инвесторов, для части предприятий потребуются дополнительные меры по улучшению их финансовой деятельности», — отметил представитель Минфина.

Одно из подразделений Минфина уже занимается оценкой фискальных рисков госпредприятий. «Сейчас отработали методологию фискальных рисков, активно привлекаем к этой работе научное сообщество. На основании этой методологии будем проводить оценку фискальных рисков, чтобы иметь общую картину по каждому крупному госпредприятию», — рассказал М. Ермолович.

Сформировать проект отчета по фискальным рискам Минфин планирует по итогам 2017 года. Эту работу министерство рассматривает в качестве важной составляющей реформы госпредприятий, — отметил М. Ермолович.

Кроме того, по его словам, реформа госпредприятий предполагает внедрение механизма корпоративного управления предприятиями. Над этим преимущественно работает Госкомимущество, но Минфин тоже старается по мере необходимости участвовать в этом процессе.

Единственный выход – раскрепощение деловой инициативы

«Что может помочь Беларуси выбраться из экономического тупика? Может быть, нужно принять кардинальные меры по привлечению инвесторов и для этого растиражировать условия, созданные для резидентов парка «Великий камень», на всю страну?» — поинтересовались у чиновников участники семинара.

«Создать такой оффшор и предоставить льготы мы не сможем. Единственный выход в этой ситуации – раскрепощение деловой инициативы, способность инициативного предпринимательского сектора привлечь имеющиеся в стране ресурсы. В том числе и абсорбировать высвобождаемую с предприятий рабочую силу», — подчеркнул М. Ермолович.

По его словам, пока высвобождаемая рабочая сила не абсорбируется новыми предприятиями. «Что делать в этой ситуации? Единственное, и это уже проходили другие страны – предоставить хороший уровень социальный защиты и раскрепостить деловую активность. Мы над этим работаем и видим в этом перспективу», — подчеркнул первый заместитель министра финансов Беларуси.

ЕС готов помочь Беларуси справиться с экономическими вызовами

Экономические вызовы являются главным барьером для развития Беларуси, подчеркнула глава представительства ЕС в Минске Андреа Викторин, открывая семинар. По ее словам, среди высших должностных лиц Беларуси есть консенсус относительно того, что экономика страны нуждается в реформировании. «Может быть, только слово «реформы» они не очень любят использовать», — сказала представитель ЕС.

Она отметила, что международные организации окажут поддержку Беларуси для преодоления экономических вызовов.

В частности, в 2017 году предполагается подписать контракт Беларуси со Всемирным банком на 3 млн. евро на оказание помощи в реализации дорожной карты структурных реформ.

Также должен быть подписан контракт между Нацбанком Беларуси и одним из центральных банков Евросоюза о реализации проекта, который будет направлен на повышение институционального и профессионального потенциала центробанка Беларуси.

Дипломат также сообщила, что планируется подписать контракт Беларуси и ПРООН на 9 млн. евро о содействии развитию экономики на местном уровне.

Наконец, намечено подписать контракт между Беларусью и ЕБРР на 6 млн. евро на реализацию проекта, который предполагает предоставление консультационной поддержки малому бизнесу Беларуси. «Как человек, родившийся в Германии, могу сказать, что именно малый бизнес является фундаментом развития любой экономики. Надеюсь, и в Беларуси будет прогресс в этой сфере», — отметила Андреа Викторин.

 

Тэги:

, , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 26-30 октября

Ослабление доллара на БВФБ может продолжиться, но не так быстро, как на прошедшей неделе, то есть его курс может опуститься примерно на 0,5%. При этом возможны резкие колебания курсов. В понедельник 26 октября курс доллара может снизиться на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за неделю значительно снизился: на

В МГЛУ, БГУКИ и БрГТУ — новые ректоры

Сегодня назначены новые ректоры в  МГЛУ, БГУКИ и БрГТУ —  сообщает телеграм-канал Пул первого. Ректором Минского лингвистического университета ( МГЛУ) назначена МГЛУ — Наталья Лаптева (до этого возглавляла факультет немецкого языка). Напомним, в этом вузе отмечены самые массовые и активные протесты студентов. Также вуз попал в скандал в связи с тем, что бывшая ректор вызвала

До какого предела поднимутся ставки по валютным вкладам?

Белорусские банки лихорадочно повышают ставки по валютным вкладам населения, но это не может остановить отток валюты физических лиц, которые в сентябре сняли со своих депозитов 469,6 млн. долларов. Можно ожидать, что эти процессы будут продолжаться, причем довольно долго. Впрочем, отток вкладов в сентябре оказался меньше, чем в августе, когда сумма валютных депозитов населения сократилась на

Цена «газового счастья» для Беларуси

Удастся ли белорусским властям теперь, на фоне политического кризиса в стране и демонстрации попыток активизировать союзнические отношения с РФ, добиться заветной цели – снизить цену на газ на долгосрочную перспективу? Министр энергетики РФ Александр Новак совсем недавно в отношении предстоящих переговоров по условиям поставок газа в Беларусь был настроен весьма оптимистично. По его словам, стороны

В Беларуси началась кредитная накачка экономики

Причиной девальвации белорусского рубля в августе стал не только рост спроса населения на валюту, но и резкий рост объемов кредитования белорусскими банками предприятий, только за август набравшими 1,15 млрд. рублей кредитов. Оплатил этот бум заимствований Нацбанк, предоставивший банкам 2 трлн. рублей. В третьей декаде августа в Беларуси возник ажиотажный спрос на иностранную валюту, а Национальный

Нужен ли Беларуси свой порт в России?

Логистика экспорта внешних грузов в Беларуси сейчас подчинена одной цели – получить максимальную эффективность, что достигается благодаря диверсификации потоков, в том числе через порты стран Балтии. Теперь же белорусские власти в угоду политике в очередной раз предпринимают попытки сломать годами сложившиеся логистические связи и направить белорусские грузы в российские порты. При этом платить за неэффективную

Откажется ли Минск от альтернативной нефти в условиях политического кризиса в стране?

Резкий поворот белорусских властей на Восток вызывает закономерный вопрос: не откажутся ли они от альтернативных поставок нефти на фоне обострения экономического кризиса в стране и конъюнктурной привлекательности российской нефти? Когда весной 2020 года мировая цена на нефть рухнула, а экспортная пошлина на российскую нефть в апреле чуть ли не обнулилась, углеводородное сырье их РФ фактически

До какого уровня упадет курс доллара в сентябре?

После подъема в августе примерно на 9% курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже в сентябре падает. Снижение идет не так быстро как подъем, и существует вероятность того, что к докризисному уровню (2,4 рубля) курс доллара не вернется, затормозив возле 2,55 рубля за доллар. Национальный банк опубликовал данные об итогах торгов иностранными валютами в августе, которые