• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Возможная неудача украинской ракетной программы может серьезно усилить рыночные позиции белорусской ракетной промышленности.

Как сообщило на днях украинское издание AUTO-Consulting, на сентябрь-октябрь 2019 года запланированы первые испытательные стрельбы оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Гром-2». К заказчику ОТРК «Гром-2», в роли которого выступает Саудовская Аравия, должен поступить в 2022 году .

Впервые проект комплекса «Гром» был анонсирован на выставке «Оружие и безопасность-2015» в Киеве. Головным разработчиком системы является конструкторское бюро «Южное» (г. Днепр). Кроме того, к проекту привлечен Павлоградский химический завод. С определенного времени в работах участвуют Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова и Харьковский завод транспортного оборудования.

Характерной чертой ОТРК «Гром-2» является размещение на СПУ сразу двух одноступенчатых твердотопливных ракет типа «земля-земля» в прямоугольных транспортно-пусковых контейнерах (ТПУ). Перед стрельбой оба контейнера должны подниматься в вертикальное положение и опираться на грунт с помощью пары квадратных опор.

Каждая ракета должна оснащаться твердотопливным двигателем с корпусом из композиционных материалов. Ее длина — 3,74 м, масса — 3,14 т, заряд — 2735 кг взрывного вещества. В качестве топлива используется полибутадиен с кольцевыми гидроксильными группами.

Согласно имеющейся информации, двигатель ракеты имеет сопловой аппарат с электрическими системами управления вектором тяги. Управление ракетой на активном участке траектории осуществляется как за счет аэродинамических рулей, так и подвижного сопла. Скорее всего ракета ОТРК «Гром-2» будет иметь смешанную систему управления: инерциальную + спутниковую навигацию.

По данным разработчика, каждый такой боеприпас сможет нести боевые части разных типов: осколочно-фугасную, проникающую фугасную либо кассетную. Допустимая масса БЧ — 480 кг. Предполагается, что наличие нескольких разных БЧ позволит расширить круг решаемых боевых задач.

По заверениям разработчиков, все ракеты ОТРК «Гром» смогут преодолевать ПВО любой сложности. В том числе — российский «зонтик» из С-300 и С-400, поскольку, как и ракеты «Искандера», смогут летать по непредсказуемой траектории. Заявленная дальность стрельбы — от 50 до 280 км (с возможностью увеличения до 500 км).

Первоначально запуск опытного образца ракеты ОТРК «Гром» должен был пройти еще зимой 2015 года. Но из-за организационных, технических, а самое главное финансовых трудностей огневые испытания ОТРК были перенесены на осень 2016 года. И они также не состоялись вовремя. Сроки вновь были перенесены.

Лишь в самом начале января 2018 года было опубликовано видео испытаний двух опытных ракетных двигателей для ОТРК «Гром-2». Которые были частично успешными: первый двигатель отработал штатно, второй — разрушился. До пуска самих ракет дело так и не дошло. Хотя в опубликованном видео был показан полноразмерный макет самоходной пусковой установки.

Заметно лучше обстоят дела с многоосным колесным шасси для размещения СПУ ОТРК. Еще в мае 2017-го, на одной из автомобильных дорог Харьковской области была замечена неизвестная ранее специальная машина. Вскоре стало известно, что это был макетный образец шасси для СПУ ОТРК «Гром-2».

По утверждению издания AUTO-Consulting оно было разработано ЧАО «Харьковский завод транспортного оборудования», при участии ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А.Морозова», в рамках реализации проекта ОТРК «Гром-2». Ходовой образец этого самоходного колесного шасси имел колесную формулу 10х10. Такие машины Украина раньше никогда не производила. Максимально, что могла предложить тамошняя промышленность — это 4-осные шасси КрАЗ-7634НЕ (КрАЗ Н27.3ЕХ) колесной формулы 8х8.

Это шасси и послужило базой для СПУ ОТРК «Гром-2». В рамках этого проекта также предусмотрено создание двух других специальных колесных транспортеров: транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) и транспортной машины для перевозки ракет (ТРМ).

Следует сказать, что в мире немного стран способных выпускать многоосные колесные транспортеры для самоходных ракетных комплексов — это Беларусь (в лице МЗКТ), Россия (БЗКТ, КАМАЗ), Китай (DongFeng у истоков которого стоит тот же МЗКТ), а также Германия (MAN) и ряд компаний из США.

Данное обстоятельство дало основание ряду российских экспертов выразить сомнение в способности украинской промышленности создавать подобную автотехнику. Исходя из чего, основываясь на фото, выложенных рядом интернет-порталов, они предположили, что СПУ ОТРК «Гром-2» размещена на шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-79292 (10×10).

По их мнению, готовые МЗКТ-79292 либо поступают на Украину непосредственно из Беларуси, либо на украинских предприятиях ведется их лицензионная сборка из белорусских машинокомплектов. Что в обеих случаях является вопиющим нарушением Минском союзнических обязательств перед Москвой.

Правда, внимательный анализ и сопоставление конструктивных особенностей шасси СПУ ОТРК «Гром-2» и шасси МЗКТ-79292 позволяет сделать вывод, что это — две разные машины, несмотря на равное количество осей.

Так на шасси для СПУ «Гром-2» принято примерно одинаковое расстояние между всеми 5-ю мостами (первые 4 из которых ведущие, а последний, судя по фото, сделан поддерживающим). Управляемыми являются первых 2 моста.

У полноприводного шасси МЗКТ-79292 (10х10) три последних моста, как бы, образуют 3-осную тележку. Два передних моста смонтированы обособленно и находятся на значительном расстоянии и от тележки, и друг от друга. Чтобы придать автомобилю большую маневренность, первых три моста и последний сделаны управляемыми.

Таким образом нет никаких оснований говорить о передаче Беларусью Украине ракетных технологий направленных против России.

И тем не менее, учитывая, что украинский автопром до сих пор не имел опыта разработки колесных шасси c более чем четырьмя ведущими мостами, некоторые комментаторы продолжили искать в СПУ ОТРК «Гром-2» «белорусский след».

Они предположили, что за основу транспортера для его установки было взято старое советское шасси МАЗ-543. Большое количество таких машин досталось украинской армии в наследство от вооруженных сил СССР.

В процессе переделки МАЗ-543 вместо двух узких была смонтирована одна широкая кабина, а к четырем ведущим осям (с целью увеличения размера платформы для размещения более длинной ракеты) добавлена пятая — поддерживающая. Это хорошо заметно на фото СПУ сверху при поднятых ракетных контейнерах. (Примерно также поступали китайцы до тех пор пока с помощью МЗКТ не наладили производство шасси с числом ведущих осей больше четырех.)

Однако, вне зависимости от правоты сторонников той или иной версии, создание колесного шасси для СПУ следует считать, практически, единственным достижением разработчиков ОТРК «Гром-2».

К настоящему времени КБ «Южное» и его смежники смогли подготовить только макетные образцы отдельных компонентов комплекса, а вся система в сборе еще не готова. Хотя все плановые сроки уже вышли. Насколько можно понять из имеющейся информации, первые ОТРК «Гром-2» Саудовская Аравия, являющая заказчиком комплекса, желала получить его в 2018 году.

Между тем, разработчики проект ОТРК «Гром-2», также как и вся оборонная промышленность Украины, столкнулись с рядом самых серьезных проблем. Предприятия не только испытывают хронический недостаток финансирования, решению поставленных задач мешают их ограниченные технические и технологические возможности.

Поэтому трудно ожидать, что предприятиям ВПК Украины удастся в приемлемые сроки справится с проблемами возникшими при реализации проекта создания такого сложного ракетного оружия коим является ОТРК «Гром-2».

Велика вероятность того, что Саудовская Аравия не дождавшись реальных результатов, оплачиваемых ею работ, в обозримом будущем прекратит их финансирование и очередной украинский ракетный проект так и останется незавершенным.

И хотя это звучит обидно для украинских разработчиков, неудача их проекта избавит белорусскую ракетную систему «Полонез» от одного из потенциальных конкурентов.

 

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 мая

Средневзвешенный курс доллара США на торгах на БВФБ может уменьшиться еще на 0-0,5% на фоне небольшого роста курса российского рубля. В понедельник 20 мая возможно укрепление американской валюты на доли процента. Как и ожидалось, средневзвешенный курс доллара на БВФБ на прошедшей неделе снизился на 0,5% и достиг 17 мая 2,0854 рубля за доллар. Средневзвешенный курс

Зеркало белорусской экономической модели: долги предприятий превысили объем ВВП страны

Эксперты считают, что высокая закредитованность белорусских предприятий – следствие экономической модели их развития, в основе которой лежит долговое, а не долевое финансирование. Правительство предпринимает попытки решить проблему через внедрение на предприятиях корпоративного управления. Промышленные предприятия заплатили за кредиты на четверть больше, чем заработали На 1 января 2019 года общая задолженность предприятий страны достигла 123,6 млрд.

Около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок на российский рынок — Лукашенко

Александр Лукашенко проводит сегодня совещание по экономическим вопросам. Он заявил, что важнейшим для него является вопрос экспорта и также отметил ряд проблем с поставками в Россию. «Второй вопрос — он так и не снят — поставки сельхозпродукции на российский рынок. По моей информации, на сегодня около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок

Как два миротворца войну начинали

Обычно говорят, какую страну потеряли, сетуя на исчезновение с политической карты мира СССР. Который победил фашизм, а жители оставленного им геополитического пространства с каждым новым годом с нарастающим неистовством празднуют день победы. День победы страны, которой давно уже нет. Мистика какая-то! Притом, что «повторение прошлого» никому никогда не удавалось. И сейчас, если повторение начнется, то

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что

Послание как повод порассуждать о справедливости

Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась