• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Возможная неудача украинской ракетной программы может серьезно усилить рыночные позиции белорусской ракетной промышленности.

Как сообщило на днях украинское издание AUTO-Consulting, на сентябрь-октябрь 2019 года запланированы первые испытательные стрельбы оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Гром-2». К заказчику ОТРК «Гром-2», в роли которого выступает Саудовская Аравия, должен поступить в 2022 году .

Впервые проект комплекса «Гром» был анонсирован на выставке «Оружие и безопасность-2015» в Киеве. Головным разработчиком системы является конструкторское бюро «Южное» (г. Днепр). Кроме того, к проекту привлечен Павлоградский химический завод. С определенного времени в работах участвуют Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова и Харьковский завод транспортного оборудования.

Характерной чертой ОТРК «Гром-2» является размещение на СПУ сразу двух одноступенчатых твердотопливных ракет типа «земля-земля» в прямоугольных транспортно-пусковых контейнерах (ТПУ). Перед стрельбой оба контейнера должны подниматься в вертикальное положение и опираться на грунт с помощью пары квадратных опор.

Каждая ракета должна оснащаться твердотопливным двигателем с корпусом из композиционных материалов. Ее длина — 3,74 м, масса — 3,14 т, заряд — 2735 кг взрывного вещества. В качестве топлива используется полибутадиен с кольцевыми гидроксильными группами.

Согласно имеющейся информации, двигатель ракеты имеет сопловой аппарат с электрическими системами управления вектором тяги. Управление ракетой на активном участке траектории осуществляется как за счет аэродинамических рулей, так и подвижного сопла. Скорее всего ракета ОТРК «Гром-2» будет иметь смешанную систему управления: инерциальную + спутниковую навигацию.

По данным разработчика, каждый такой боеприпас сможет нести боевые части разных типов: осколочно-фугасную, проникающую фугасную либо кассетную. Допустимая масса БЧ — 480 кг. Предполагается, что наличие нескольких разных БЧ позволит расширить круг решаемых боевых задач.

По заверениям разработчиков, все ракеты ОТРК «Гром» смогут преодолевать ПВО любой сложности. В том числе — российский «зонтик» из С-300 и С-400, поскольку, как и ракеты «Искандера», смогут летать по непредсказуемой траектории. Заявленная дальность стрельбы — от 50 до 280 км (с возможностью увеличения до 500 км).

Первоначально запуск опытного образца ракеты ОТРК «Гром» должен был пройти еще зимой 2015 года. Но из-за организационных, технических, а самое главное финансовых трудностей огневые испытания ОТРК были перенесены на осень 2016 года. И они также не состоялись вовремя. Сроки вновь были перенесены.

Лишь в самом начале января 2018 года было опубликовано видео испытаний двух опытных ракетных двигателей для ОТРК «Гром-2». Которые были частично успешными: первый двигатель отработал штатно, второй — разрушился. До пуска самих ракет дело так и не дошло. Хотя в опубликованном видео был показан полноразмерный макет самоходной пусковой установки.

Заметно лучше обстоят дела с многоосным колесным шасси для размещения СПУ ОТРК. Еще в мае 2017-го, на одной из автомобильных дорог Харьковской области была замечена неизвестная ранее специальная машина. Вскоре стало известно, что это был макетный образец шасси для СПУ ОТРК «Гром-2».

По утверждению издания AUTO-Consulting оно было разработано ЧАО «Харьковский завод транспортного оборудования», при участии ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А.Морозова», в рамках реализации проекта ОТРК «Гром-2». Ходовой образец этого самоходного колесного шасси имел колесную формулу 10х10. Такие машины Украина раньше никогда не производила. Максимально, что могла предложить тамошняя промышленность — это 4-осные шасси КрАЗ-7634НЕ (КрАЗ Н27.3ЕХ) колесной формулы 8х8.

Это шасси и послужило базой для СПУ ОТРК «Гром-2». В рамках этого проекта также предусмотрено создание двух других специальных колесных транспортеров: транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) и транспортной машины для перевозки ракет (ТРМ).

Следует сказать, что в мире немного стран способных выпускать многоосные колесные транспортеры для самоходных ракетных комплексов — это Беларусь (в лице МЗКТ), Россия (БЗКТ, КАМАЗ), Китай (DongFeng у истоков которого стоит тот же МЗКТ), а также Германия (MAN) и ряд компаний из США.

Данное обстоятельство дало основание ряду российских экспертов выразить сомнение в способности украинской промышленности создавать подобную автотехнику. Исходя из чего, основываясь на фото, выложенных рядом интернет-порталов, они предположили, что СПУ ОТРК «Гром-2» размещена на шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-79292 (10×10).

По их мнению, готовые МЗКТ-79292 либо поступают на Украину непосредственно из Беларуси, либо на украинских предприятиях ведется их лицензионная сборка из белорусских машинокомплектов. Что в обеих случаях является вопиющим нарушением Минском союзнических обязательств перед Москвой.

Правда, внимательный анализ и сопоставление конструктивных особенностей шасси СПУ ОТРК «Гром-2» и шасси МЗКТ-79292 позволяет сделать вывод, что это — две разные машины, несмотря на равное количество осей.

Так на шасси для СПУ «Гром-2» принято примерно одинаковое расстояние между всеми 5-ю мостами (первые 4 из которых ведущие, а последний, судя по фото, сделан поддерживающим). Управляемыми являются первых 2 моста.

У полноприводного шасси МЗКТ-79292 (10х10) три последних моста, как бы, образуют 3-осную тележку. Два передних моста смонтированы обособленно и находятся на значительном расстоянии и от тележки, и друг от друга. Чтобы придать автомобилю большую маневренность, первых три моста и последний сделаны управляемыми.

Таким образом нет никаких оснований говорить о передаче Беларусью Украине ракетных технологий направленных против России.

И тем не менее, учитывая, что украинский автопром до сих пор не имел опыта разработки колесных шасси c более чем четырьмя ведущими мостами, некоторые комментаторы продолжили искать в СПУ ОТРК «Гром-2» «белорусский след».

Они предположили, что за основу транспортера для его установки было взято старое советское шасси МАЗ-543. Большое количество таких машин досталось украинской армии в наследство от вооруженных сил СССР.

В процессе переделки МАЗ-543 вместо двух узких была смонтирована одна широкая кабина, а к четырем ведущим осям (с целью увеличения размера платформы для размещения более длинной ракеты) добавлена пятая — поддерживающая. Это хорошо заметно на фото СПУ сверху при поднятых ракетных контейнерах. (Примерно также поступали китайцы до тех пор пока с помощью МЗКТ не наладили производство шасси с числом ведущих осей больше четырех.)

Однако, вне зависимости от правоты сторонников той или иной версии, создание колесного шасси для СПУ следует считать, практически, единственным достижением разработчиков ОТРК «Гром-2».

К настоящему времени КБ «Южное» и его смежники смогли подготовить только макетные образцы отдельных компонентов комплекса, а вся система в сборе еще не готова. Хотя все плановые сроки уже вышли. Насколько можно понять из имеющейся информации, первые ОТРК «Гром-2» Саудовская Аравия, являющая заказчиком комплекса, желала получить его в 2018 году.

Между тем, разработчики проект ОТРК «Гром-2», также как и вся оборонная промышленность Украины, столкнулись с рядом самых серьезных проблем. Предприятия не только испытывают хронический недостаток финансирования, решению поставленных задач мешают их ограниченные технические и технологические возможности.

Поэтому трудно ожидать, что предприятиям ВПК Украины удастся в приемлемые сроки справится с проблемами возникшими при реализации проекта создания такого сложного ракетного оружия коим является ОТРК «Гром-2».

Велика вероятность того, что Саудовская Аравия не дождавшись реальных результатов, оплачиваемых ею работ, в обозримом будущем прекратит их финансирование и очередной украинский ракетный проект так и останется незавершенным.

И хотя это звучит обидно для украинских разработчиков, неудача их проекта избавит белорусскую ракетную систему «Полонез» от одного из потенциальных конкурентов.

 

Тэги:

, , ,

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

Оснований для замедления подъема нет

В России подводят итоги первой пятилетки программы импортозамещения, задуманной как контрудар по Западу, который ввел экономические санкции против этой страны. Контрудар задумывался как адекватный, может быть, даже более разрушительный, но точно известно, что он оказался ассиметричным. Это вполне проявилось в сельском хозяйстве и производстве продовольствия. Российские эксперты приступили к оценке ситуации, которая реализовалась в Беларуси

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы

Почему белорусские облигации с высокой доходностью не продаются на белорусской бирже?

В Беларуси доходность государственных и корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, намного превышает проценты по валютным депозитам. Но вот парадокс: белорусские облигации, по которым начисляются самые высокие проценты, продаются не на Белорусской валютно-фондовой бирже, а на иностранных биржах или в интернете. Финансовый рынок Беларуси представляет собой довольно странную конструкцию. С одной стороны, существует довольно продвинутая