Предприятия ВПК Беларуси все больше переходят от модернизации старых советских вооружений к созданию собственных образцов, отвечающих требованиям современной войны.

На днях портал Global Firepower опубликовал очередной рейтинг сильнейших армий государств мира. Сразу следует отметить, что в этом рейтинге не принимается в расчет ядерный потенциал оцениваемых государств, а также показатель их военного и политического лидерства.

Всего составителями были оценены 137 армий мира. В тройку лидеров, как и следовало ожидать, вошли вооруженные силы США, России и Китая. Белорусские вооруженные силы в этом рейтинге заняли 39-е место, поднявшись с прошлогоднего 41-го. В 2017 году наша армия располагалась на 49-м месте. Таким образом прогресс — налицо.

Делая предположения о причинах столь заметного достижения, справедливо будет обратить внимание на то, что по данным составителя рейтинга в составе вооруженных сил Республики Беларусь значительно возросло количество реактивных (ракетных) систем залпового огня (РСЗО): со 123 до 238.

По числу единиц этого вида вооружения белорусская армия занимает 17 место в мире, опередив такие страны, как Польша, Болгария. Германия, Литва и Латвия. (Правда, по общему числу РСЗО наша армия далеко отстает от Северной Кореи — 5.000 ед., России — 3.860 и Китая — 2.050.)

Так как за отмеченный период Беларусь практически не производила закупок новых РСЗО, резонно предположить, что рост их общей численности в вооруженных сил страны произошел за счет ремонта и модернизации систем, ранее находящихся на хранении. Прежде всего это относится к РСЗО БМ-21 «Град».

«Град» выпал на МАЗ

В наследство от Краснознаменного Белорусского военного округа вооруженным силам Республики Беларусь досталось значительное количество таких РСЗО — 376 ед. Однако уже в конце 1990-х годов остро встала проблема износа шасси, на которых базировалась РСЗО «Град» — Урал-375Д. По этой причине количество боеготовых систем резко сократилось. Для исправления ситуации было принято решение заменить изношенную ходовую часть.

Причем не за счет закупок на стороне, например в России, а за счет изделий собственного производства, разместив артиллерийскую часть БМ-21 на шасси отечественного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-6317.

Этот полноприводной автомобиль (колеcная формула 6×6) был cоздан на Минском автомобильном заводе еще по теxничеcким уcловиям Миниcтерcтва обороны СССР. По результатам испытаний МАЗ-6317 был рекомендован к принятию на вооружение и включен в план на 1991 год. Однако, после распада Советского Союза заказчик «канул в лету», и автомобиль остался «безхозным».

В 1996 году на МАЗ-6317 обратили внимание белорусские военные, которые после новой серии испытаний пришли к выводу, что по своим конструктивно-технологическим и эксплуатационно-техническим характеристикам МАЗ-6317 отвечает современным требованиям войск и может быть использован в качестве замены в войсках автомобилей марок «КрАЗ», «КамАЗ» и «Урал».

В частности, было принято решение о применения МАЗ-6317 в качестве колесной базы для различных реактивных систем залпового огня. Все опытно-конструкторские работы по привязке артиллерийской части БМ-21, испытания модифицированной машины и другие мероприятия были проведены силами специалистов Минского автозавода, Военной академии Республики Беларусь, Научно-технического комитета Министерства обороны РБ и Службы ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных Сил РБ. Белорусская версия «Града» получила название «БелГрад».

Использование автомобиля МАЗ-6317 позволило, благодаря особенностям его конструкции (длина грузовой платформы минского вездехода почти вдвое больше, чем у базового «Урала»: 6250 мм против 3900 мм), выгодно изменить компоновочную схему модернизированной установки.

Разместив пакет пусковых труб в кормовой части, конструкторы смогли установить между ним и кабиной стеллажи для 40 реактивных снарядов (существует и вариант на 80 снарядов). В результате расчет получил возможность перезаряжания пусковой установки без использования транспортно-заряжающей машины. Что позволило сократить время подготовки ко второму залпу до 7 мин.

В связи с тем, что по сравнению с исходным образцом у боевой машины (БМ) на базе МАЗ-6317 отсутствует механизм отключения рессор, для повышения устойчивости установки во время стрельбы, в кормовой ее части установили две опоры с винтовыми домкратами. Из-за большей, чем при использовании шасси «Урал-375Д», высоты БМ для наводчика на поворотной платформе артчасти смонтировали откидную площадку.

Испытания первого опытного образца модернизированной установки состоялись 23 декабря 1997 года. Дальнейшая эксплуатация системы в войсках показала, что результат превзошел все ожидания. Благодаря замене колеcной базы модернизированная уcтановка приобрела качеcтва, которыми не обладала исходная система.

Так, каждая БМ теперь может неcти на cебе два боекомплекта, в связи с чем cокращаетcя потребноcть в транcпортно-заряжающиx машинаx, что еще больше cнижает cуммарный раcxод ГСМ и позволяет уменьшить парк автозаправщиков. Однако cамым важным результатом являетcя повышение автономноcти (до 1.000 км), мобильноcти и cкрытноcти cиcтемы ввиду cокращения чаcтоты перезаряжения и дозаправок и, cледовательно, «шлейфа» обcлуживающиx машин.

Экономность — черта белорусов

Наряду с реновацией БМ очень важным является и то обстоятельство, что на Заводе точной электромеханики (ЗТЭМ) в Дзержинске были разработаны модернизированные версии снарядов для реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град» и его отечественной модификации «БелГрад».

Анализ складских запасов этих боеприпасов выявил, что имеющиеся на хранении реактивные снаряды для ряда модификаций «Града» (9М28Ф и 9М53Ф) имеют высокую поражающую способность. Которая превышает боевую мощь штатного «градовского» боеприпаса 9М22У в 2 и 5 раз соответственно.

Проверка боеприпасов этих типов также показала наличие значительного ресурса их головных частей. Приняв во внимание все вышеизложенное, специалисты ЗТЭМ совместно с разработчиками этих боеприпасов из российского НПО «Сплав» создали технологию продления срока службы снарядов 9М28Ф и 9М53Ф. Инициативу поддержало Министерство обороны РБ, и в 2014 году соответствующие работы были начаты.

В результате модернизации боеприпасов были получены следующие 122-мм реактивные снаряды осколочно-фугасного действия:

9М521МБ — дальнобойный (40 км) реактивный снаряд с неотделяемой головной повышенного могущества действия у цели;

9М522МБ — дальнобойный (34 км) реактивный снаряд с отделяемой головной частью снаряда;

9М523МБ — дальнобойный (22 км) реактивный снаряд с неотделяемой головной повышенного могущества действия у цели.

При применении радиовзрывателя, обеспечивающего воздушный подрыв, эффективность действия боеприпасов увеличивается в 4-7 раз.

Усовершенствованные снаряды не требуют доработки под них боевых машин «Град» и «БелГрад». Государственные испытания проведенные Минобороны РБ подтвердили все заданные характеристики модернизированных боеприпасов, а также возможность их использования в течение всего гарантийного срока эксплуатации. В 2016 году реактивные снаряды 9М521МБ и 9М522МБ были приняты на вооружение. В 2017 году на вооружение будет принят реактивный снаряд 9М523МБ.

Насколько можно понять из информации представителей Минобороны, РСЗО «Град», аналогичную реновацию пройдут ремонтопригодные БМ из 72 установок более мощной (калибром 220-мм) РСЗО «Ураган».

Второй после атома

Самая могучая реактивная система, которой располагает белорусская армия, — это РСЗО «Смерч», размещенная на шасси МАЗ-543М. Беларусь наряду с Россией и Украиной входит в число крупнейших обладателей этого оружия. Белорусские вооруженные силы имеют 36 систем «Смерч» (украинские — 75, российские — 100).

Во многих европейских странах системы реактивной артиллерии относят к оружию массового поражения. Однако по отношению к «Смерчу» это особенно верно. Его 300-мм снаряды, снабженные твердотопливными реактивными двигателями на смесевом топливе, имеют длину 7,6 м и вес 800 кг. Вес головной части составляет 280 кг. Она может быть моноблочной или кассетной.

Стрельба может вестись одиночными снарядами или залпом (в течение 38 секунд). Запуск снарядов осуществляется из кабины БМ или с выносного пульта. Мощность залпа трех установок РСЗО «Смерч» по эффективности равна мощности огня двух бригад, оснащенных ракетным комплексом 9К79 «Точка-У». Залп одной боевой машины 12-ю ракетами с кассетными осколочно-фугасными элементами поражает цели на площади 672 тыс. кв. м.

Для повышения точности стрельбы ракетные снаряды «Смерча» стабилизируются в полете за счет вращательного движения вокруг продольной оси, которое придается в момент пуска и поддерживается затем лопастями раскрывающегося стабилизатора.

Помимо этого в «Смерче» использована система управления полетом снарядов, корректирующая траекторию их движения по тангажу и рысканию. Управляющие сигналы вырабатываются автоматизированной системой «Виварий» и в виде радиокоманд передаются на каждую ракету. Коррекция полета осуществляется газодинамическими рулями. После прекращения работы двигателей ракета продолжает полет уже по баллистической траектории. В результате по точности стрельбы «Смерч» сравним с артиллерийскими орудиями, а по кучности в три раза превышает их характеристики.

Развитие спутниковых систем глобального позиционирования типа GPS/ГЛОНАСС открыло возможность создания на базе тяжелых РСЗО оружия, близкого по своим характеристикам к тактическим и даже оперативно-тактическим ракетам. В этом особенно преуспели китайцы, творчески переработав советские проектные решения. Украинские разработчики c их ракетным комплексом «Ольха» последовали их примеру.

В Беларуси предприятия ВПК освоили восстановительный ремонт РСЗО «Смерчей» и достаточно глубокую их модернизацию. Разработаны автоматизированные системы управления их формированиями. Предусматривается применение РСЗО «Смерч» (наряду с другими видами ракетного и артиллерийского вооружения) в составе разведывательно-огневых систем, использующих беспилотные авиационные комплексы. Это позволит увеличить боевую эффективность данных систем, а также решать задачи маневра, организации, планирования и подготовки огня в масштабе реального времени.

Нельзя модернизировать до бесконечности

Однако значительная степень физического и морального износа материальной части «Смерчей» белорусской армии ставит под вопрос возможность дальнейшего совершенствования этой РСЗО в соответствии с требованиями современной войны. Главными мировыми тенденциями в развитии подобных систем являются: увеличение калибра боеприпасов, расширение спектра решаемых задач, повышение скорости перезарядки, дальности и точности стрельбы.

Кардинальное решение этих задач путем дальней поэтапной реновации существующих РСЗО весьма сомнительно, так как требует затрат, сопоставимых со стоимостью новых образцов. Поэтому, поддерживая по мере возможности боеготовность старых ракетных систем, отечественный ВПК работает над новыми.

9 мая 2015 года на параде в честь 70-летия Победы впервые официально были показаны установки нового РСЗО «Полонез» белорусской разработки. А 22 августа 2016 года это комплекс был принят на вооружение 336-й реактивной артиллерийской бригады вооруженных сил страны. В ее составе был сформированный дивизион, включающий шесть боевых машин, три транспортно-заряжающих и четыре машины боевого управления.

Основные тактико-технические характеристики РСЗО «Полонез» соответствуют лучшим образцам зарубежных систем реактивной артиллерии (а то и превосходят их).

Одна БМ данной системы способна одновременно нанести точечный удар по восьми целям на дальности от 50 до 300 км, причем вероятное отклонение от цели на максимальной дальности стрельбы не превышает 30 м. Так как в каждую из восьми ракет БМ вводится индивидуальное полетное задание. А блок их управления, оснащен инерциальной системой наведения, дополненной навигационным комплексом на основе системы ГЛОНАСС/GPS.

Сам боеприпас имеет малую отражающую поверхность, высочайшую скорость и совершает противоракетный маневр во время полета. Что позволяет ему с высокой степенью вероятности преодолевать современные системы ПРО.

Таким образом есть достаточно оснований утверждать, что управляемые ракеты РСЗО «Полонез» обладают боевыми свойствами, характерными для оперативно-тактических баллистических ракет с наклонным типом запуска. Их серийное производство налажено на Дзержинском ЗТЭМ.

Данный ракетный комплекс размещается на базе автомобильного шасси с автоматической коробкой передач МЗКТ-793000-300 производства ОАО «Минский завод колесных тягачей», имеющее дорожные габариты и колесную формулу 8х8.

Ключевой особенностью машины является использование инновационной независимой, регулируемой по высоте, гидропневматической подвески Volat, которая обеспечивает превосходную плавность хода, высокую проходимость и скорость движения как по шоссе, так и вне дорог.

В настоящий момент главный недостаток «Полонеза» — небольшое количество ракетных установок в войсках.

 

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,