• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Появление у Польши американских ракетных комплексов класса «земля-земля» может создать дополнительные угрозы для безопасности Беларуси.

Как следует из сообщения на сайте министерства обороны Польши, опубликованном 19 октября, Варшава направила письмо-запрос в адрес правительства США на покупку одного дивизиона мобильных ракетных установок М142 HIMARS для использования их в собственной программе Homar.

К ним предполагается закупить дополнительные партии ракет, а также пакет материально-технического обеспечения и обучения расчетов. Следующим шагом должно стать согласование проекта соглашения с правительством США.

В контексте вышеизложенного, очевидно, стоит напомнить, что еще 6 июля 2017 года Министерство национальной обороны Польши и Министерство обороны США подписали меморандум о продаже Вашингтоном Варшаве специальной версии оперативно-тактического комплекса (ОТРК) HIMARS (польское обозначение Homar — «Омар»).

Как сообщил накануне тогдашний министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич, консорциум во главе с польской оборонно-промышленной группой Polska Grupa Zbrojeniowa S.A. (PGZ) рекомендовал для дальнейших переговоров по программе Homar (она также именуется Dywizjonowego modulu ogniowego wieloprowadnicowych wyrzutni rakietowych — DMO WWR) предложение американской корпорации Lоckheed Martin. Поэтому контракт на поставку ОТРК, скорее всего, предполагалось заключить именно с ней.

Выбор компании Lоckheed Martin на роль главного исполнителя по программе Homar де-факто означал выбор в качестве прототипа для этой системы ракетного комплекса HIMARS.

Аббревиатура HIMARS расшифровывается как High Mobility Artillery Rocket System — высокомобильная артиллерийско-ракетная система. Она была создана в конце 90-х годов корпорацией Lockheed Martin в партнерстве с британской компанией BAE Systems Mobility & Protection Systems, и с 2003 года выпускается серийно. Причем BAE Systems производит пусковые установки, а Lockheed ракеты для них. Мобильной базой для системы являются колесные шасси FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles) массой 5 т.

Система снаряжается шестью реактивными снарядами GMLRS калибра 227 мм или одной управляемой баллистической оперативно-тактической ракетой ATACMS. И GMLRS, и ATACMS имеют два канала наведения на цель — инерциальный и от приемника спутникового сигнала GPS. Это позволяет достигать отклонения снарядов от цели в пределах 5-10 м.

Типичный боеприпас типа GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) — это управляемая 227-мм ракета с боезарядом для реактивных систем залпового огня. Перед применением каждый такой снаряд программируется отдельно, получая свой собственный набор GPS координат обеспечивающих круговое вероятное отклонением от цели менее 5 м.

Что же касается оперативно-тактической ракеты ATACMS (Army Tactical Missile System), то существует несколько ее версий, имеющих разную дальность и разные боевые части (кассетные либо осколочно-фугасные). Самая совершенной считается модификация ATACMS — MGM-140E. Ее осколочно-фугасную боевая часть весит 227 кг, а заявленная дальность составляет 270 км. (Правда ряд экспертов подвергают эту цифру сомнению.)

Из высказываний Мацеревича следовало, что польская оборонная промышленность во главе с PGZ намеревалось принять самое деятельное участие в реализации программы Homar. В частности, все боевые и транспортно-заряжающие машины этой системы предполагалось выпускать в цехах завода Huta Stalowa Wola (HSW) на базе шасси польских автомобилей Jelcz с колесной формулой 6х6, систему управления огнем также намечалось производить в Польше, планировалась и частичная локализация производства в стране и ряда компонентов самих ракет. Для чего должны были быть закуплены соответствующие технологии.

Всего в планах вооруженных сил Польши значилось приобретение трех дивизионов ракетных комплексов Homar (по 18 пусковых установок в дивизионе — суммарно 56 единиц, плюс две учебные). Закупки предполагалось вести на основе межправительственного соглашения с США по линии Foreign Military Sales (FMS), подписание которого ожидалось до конца 2017 года.

22 сентября 2017 года во время встречи в Вашингтоне Антони Мацеревича с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом эти намерения были подтверждены. А в ноябре Государственный департамент США одобрил возможную продажу Польше 56 пусковых установок HIMARS на сумму 250 млн долл.

Однако в июле текущего года Мариуш Блащак, сменивший Мацеревича на посту министра обороны страны заявил, что решено отказаться от достигнутых его предшественником договоренностей и немедленно начать переговоры с американским правительством о новых условиях реализации программы Homar. (При этом компании Lockheed Martin по-прежнему отводилась роль главного поставщика.)

В сообщении оборонного ведомства Польши по этому поводу говорилось, что это необходимо для «ускорения поставки дивизионных боевых модулей пусковых установок ракетных комплексов Homar». Отмечалось, что изменение прежней схемы поставок и ускорение реализации программы Homar «обеспечат своевременную поставку оборудования и обеспечат боевые возможности ракетных войск и артиллерии в этой области».

Насколько можно понять, военные посчитали, что потенциальные польские подрядчики во главе с PGZ предъявляют непомерные для оборонного бюджета Польши финансовые запросы. Между тем, объем средств выделяемых на программу Homar был определен еще в момент ее запуска в начале 2015 года.

Как полагают многие эксперты, в случае успешного реализации программы Homar, пусковые установки комплекса, прежде всего, будут направлены на части вооруженных сил России дислоцирующиеся в Калининградском особом районе.

Однако, если принять во внимание гораздо большую протяженность польской-белорусской границы по сравнению с польско-российской, то достаточно обоснованным выглядит опасение, что значительная часть пусковых установок Homar будет нацелена на Беларусь. И здесь вполне уместным будет вопрос о средствах нейтрализации столь серьезной огневой мощи.

Как полагают специалисты в числе наиболее эффективных можно назвать следующие:

Во-первых, это мощные системы радиоэлектронного противодействия, предназначенные для нарушения работы средств связи, бортовой электроники и систем спутниковой навигации. Результатом их воздействия будет резкое ухудшение точности управляемых боеприпасов.

Во-вторых, это зенитно-ракетные системы (ЗРС) С-400, которые способны гарантированно осуществлять перехват оперативно-тактических ракет.

Однако на сегодняшний день белорусская армия не имеет ни одной ЗРС С-400, а количество имеющихся у военных средств радиоэлектронной борьбы, пригодных для противодействия ОТРК, может оказаться недостаточным для создания полноценной противоракетной обороны.

Из чего следует: пока у Польши не появились ракетные комплексы Homar, Беларусь может озаботиться приобретением современных систем противоракетной обороны и развернуть производство достаточного количества средств РЭБ.

 

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Украинский рынок: бонус для белорусского дизтоплива и риски для бензина

Основной и самый высокомаржинальный украинский рынок для экспорта светлых белорусских нефтепродуктов может в скором времени преподнести сюрпризы. Сюрприз со знаком плюс – рост поставок дизтоплива в связи с новой возможностью транспортировки по трубе, со знаком минус – введение пошлин на белорусские бензины. Белорусский бензин «под напряжением» В последние годы Украина несколько раз пыталась ограничить импорт

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП