11.10.2018, 14:43
Основные боевые танки: ценой поменьше, числом побольше
Дефицит финансирования заставляет военно-политическое руководство Беларуси ориентироваться на самые малозатратные программы модернизации вооружений.
5 октября в ходе осмотра образцов отечественного оружия и техники на полигоне в Ивацевичском районе белорусский президент Александр Лукашенко сделал ряд заявлений, которые неоднозначно были расценены военными экспертами. В частности его высказывание о том, что «для нашей Беларуси не танки главное, не самолеты, а специальные войска».
Однако в дальнейшем, когда главе государства показали модернизированные образцы и доложили об их основных тактико-технических характеристиках, он был не столь категоричен.
Так, ознакомившись с экспортной версией советского танка Т-72Б — Т-72БМЭ, он заявил: «Конечно, можно было купить Т-90, но это огромные деньги — 11 млн. долл. А в бою он, может, даже и три минуты не проживет. Поэтому надо старый хороший, надежный танк, который мы знаем, довести до уровня импортного Т-90».
Здесь, очевидно, следует напомнить, что глубокая модернизация машины Т-72 была проведена ЗАО «Белтехэкспорт», ОАО «140 ремонтный завод» и ОАО «Пеленг». Машина впервые была представлена на выставке MILEX — 2017.
Корпус, башня, орудие, двигатель, трансмиссия и ходовая часть Т-72 принципиальным изменениям не подвергались. Модернизация коснулась главным образом приборов навигации (была установлена система спутникового позиционирования ГЛОНАСС), управления огнем и радиосвязи. Вся электроника и оптика, включая лазерные устройства для танков, производится в Беларуси.
Программа модернизации включает следующие основные мероприятия:
Во-первых, это установка на танке комплексной системы управления огнем ЭССА-72У, которая располагает многоканальным тепловизионным прицелом, баллистическим вычислителем, телевизионными индикаторами и прицелом-дублером командира танка, которые в совокупности обеспечивают эффективное поражение объектов противника (в том числе и танков) на максимальной дальности в любых погодных условиях днем и ночью.
Комплекс датчиков, установленных на танке, позволяют фиксировать: силу ветра, атмосферное давление, положение пушки, крен и тангаж, что позволяет снизить время наведения на цель и повысить точность стрельбы, в том числе в движении. Благодаря всем вышеупомянутым мерам дальность стрельбы днем выросла с 4 до 5 км, ночью — с 1,2 до 3,5 км. Пушка танка позволяет ведение огня всеми типами 125-мм выстрелов, в том числе противотанковыми управляемыми снарядами.
На танке установлен комплект динамической защиты «Контакт-1» и защитные решетчатые экраны. Установка системы 902Б «Туча» с восемью пусковыми установками обеспечивает постановку дымовой завесы, которая маскирует не только сам танк, но и подразделения прикрытия и пехоту.
Двигатель В-84МС мощностью 840 л.с., позволяет модернизированной машине развивать скорость движения до 70 км/ч по шоссе и 30 км/ч по бездорожью. (Для электропитания всех систем танка без запуска основного двигателя имеется вспомогательная дизельная генераторная установка мощностью 9,9 кВт.)
Связь обеспечивает цифровая УКВ радиостанция последнего поколения «Баррет-2082», позволяющая поддерживать контакт на уровне командир танка — командир полка. Современные установки инфракрасного или тепловизионного приборов позволяют механику-водителю уверенно вести танк в сложных погодных условиях, в том числе и ночью.
Между тем, белорусских военных гораздо больше интересует не экспортная модернизация Т-72Б, а положение дел с его версией предназначенной для белорусской армии. Дело в том, что ОАО «140-й ремонтный завод» разработал для нее отдельную программу модернизации танков Т-72 под названием «Витязь». По мнению экспертов, качественный уровень и количественный объем модернизации определяется экономическими и технологическими возможностями страны.
Ввиду отсутствия в стране собственного производства, как и в предыдущем случае, белорусам пришлось сохранить на модернизированной машине прежнюю пушку 2А46М и автомат заряжания к ней, которые не могут использовать современные подкалиберные боеприпасы (БПС) типа «Свинец». По этой же причине на обновленные машины устанавливаются старые, правда капитально отремонтированные, двигателем В-81-4 мощностью 840 л.с. и трансмиссии советских времен.
Имеются вопросы и к российской динамической защите (ДЗ) «Контакт-5», которая по замыслу разработчиков должна обеспечить усиление защищенности танка. Однако ряд экспертов сомневается в ее эффективности. По их данным, уже к середине 90-х годов ДЗ «Контакт-5» не спасала от большинства принятых на вооружение в тот период на Западе БПС. Обеспечивая защиту танков лишь от БПС М829 принятого на вооружение еще в 1986 году.
Эта устаревшая ДЗ с большой вероятностью преодолевается как БПС М829А2, так OFL-F1 и DM43 ВВ. Даже танк Т-90 с комплексом «Контакт-5» будет поражаться БПС М829А2, принятым на вооружение в 1994 с дистанции 6 км.
Коренным образом не улучшит защищенность танка и комплекс ДЗ типа «Реликт», который устанавливается на модернизированные в России танки Т-72Б3. Так как в нем заложены требования по защите лишь от БПС М829А2, принятого на вооружение еще в 1994 году. Да и то «Реликт» обеспечивает защиту от них только при стрельбе с дистанции более 1.000 м.
Про более современные М829А3 и уже давно поступивший в серийное производство М829А4 говорить не приходится. Благодаря недостаткам ДЗ «Реликт» зарубежным разработчикам противотанковых средств удалось обеспечить преодоление брони танков российского производства современными БПС калибра 120 мм с дистанций свыше 3 км.
Еще одним недостатком конструкции «классической» ДЗ, к которым относятся и «Реликт», и «Контакт-5» является отсутствие защиты от боевых частей, содержащих снарядоформирующие элементы типа «ударное ядро». Боевые части типа «ударное ядро» представляют особую опасность для слабо защищенных бортовых проекций танка, а также его крыши.
Не решен в «Реликте» и вопрос обеспечения защиты от тандемных боеприпасов с большой временной задержкой срабатывания основного заряда и от тандемных боеприпасов, в предзаряде которых реализован принцип гидроудара для преодоления ДЗ без детонации взрывного вещества.
Однако справедливости ради следует отметить, что конструкторам и призводственникам 140-го завода удалось (в отличие от россиян) решить ряд других серьезных проблем базовой машины, в частности оборудования Т-72Б закрытой зенитно-пулеметной установкой с помощью которой можно эффективно бороться не только с воздушными, но и наземными целями на расстоянии до 1.600 м, управляя огнем из боевого отделения танка.
Наибольшее количество серьезных изменений внесено в электронную «начинку» боевых машин. Каждый прошедший доработку танк оснащается многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» производства белорусской компании «Пеленг». Прицел «Сосна-У» стабилизирован в двух плоскостях, имеет оптический, телевизионный и инфракрасный канал, а также лазерный дальномер, который используется и для подсветки целей при стрельбе управляемыми ракетами. Наводчик и командир имеют свои мониторы.
На нем устанавливается новая радиостанция Р-181-50ВУ «Рапсодия» и спутниковая система глобального позиционирования на основе GPS/ГЛОНАСС.
Приняв во внимание все вышеизложенное можно согласится с заявлениями критиков Т-72Б «Витязь» о том, что в настоящее время он не может в полной мере обеспечить белорусским танковым подразделениям паритет с машинами соседей, таких как, например, Польша с их «Леопардами-2А5».
И тем не менее «Витязь» по совокупности тактико-технических характеристик в 1,6 раза превосходит исходную машину.
В настоящее время белорусская армия имеет около 1345 танков, в том числе 69 Т-80Б и 1276 семейства Т-72 (из них более 446 Т-72Б). Модернизация даже только наиболее свежих образцов этой техники может компенсировать белорусский армии некоторое качественное отставание от соседей за счет наращивания количества более-менее современной техники.