• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Коллаж belrynok.by

23 ноября 2017 года президентом был подписан Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», которое власти уже поспешили окрестить ключевым документов в улучшении бизнес климата в государстве. Что же кардинально меняется в государственном регулировании предпринимательской деятельности?

Энциклопедия ограничений

Существенная часть Декрета № 7 отведена отмене всевозможных технических ограничений, которые ранее были установлены государством. Ознакомление с отменяемыми техническими требованиями позволяет понять невероятную фантазию белорусских чиновников по установлению дополнительных требований и ограничений для белорусского бизнеса. Так, например, ранее чиновники определяли, каким образом официант оформляет и учитывает счета расчета с клиентами, какую наценку можно устанавливать на алкогольную продукцию в общественном питании, согласовывали чиновники и содержание наружной рекламы и рекламы на транспорте и так далее.

Текст Декрета № 7: печати отменяются

По сути, Декрет № 7 стал белорусской «энциклопедией ограничений» для бизнеса. Данная «энциклопедия» позволяет понять не только то, какие ограничения для бизнеса были ранее, но и то, какие ограничения и как будут устанавливаться для бизнеса в будущем. Так, отменяя ранее установленные ограничения, государство определило перечень общих требований к бизнесу по пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

Перечень технических требований настолько значителен, что правильнее говорить не об упрощении, а о систематизации перечня технических требований государства к бизнесу.

Помимо систематизированных технических требований Декрет № 7 определил возможность установления новых технических требований к бизнесу в случае принятия таковых в рамках Евразийского экономического союза, но при этом также уточнил, что технические требования, установленные нормативными документами СССР и БССР, теперь не являются обязательными для исполнения.

Шестерка счастливчиков

Реальное же упрощение технических требований к бизнесу коснулось только 6 видов деятельности, выделенных в отдельном 4 пункте Декрета № 7. Так, государство упростило технические требования:

— в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения,

— в сфере организации и проведения выставок и ярмарок;

— сфере производства и обращения продукции;

— в сфере строительства;

— в транспортной сфере;

— в сфере рекламной деятельности.

При этом отметим, что помимо специфических упрощений, касающихся сугубо вышеперечисленных видов деятельности, можно отметить несколько изменений, которые могут коснуться практически каждого предприятия.

Во-первых, это возможность осуществления автомобильных перевозок без использования путевых листов. Автомобильный транспорт используется на многих предприятиях, поэтому это упрощение затронет большую часть бизнеса.

Во-вторых, это возможность размещение наружной рекламы без разработки проектной документации и согласования ее содержания с местными органами власти, что коснется всех потенциальных рекламодателей.

Все нововведения для вышеперечисленных шести сфер — счастливчиков вступят в силу через три месяца после публикации Декрета № 7.

Либерализация начала деятельности

Также через три месяца вступят в силу и либеральные нововведения, касающиеся начала осуществления некоторых видов деятельности. Приложением к Декрету установлен перечень из 18 видов деятельности, которые могут осуществляться по заявительному принципу, без получения дополнительных разрешений и согласований в органах власти.

Указанный перечень включает в себя наиболее распространенные виды деятельности в области производства, торговли и сферы услуг и существенно упрощает начало деятельности для многих белорусских бизнесменов. Смущение вызывает лишь предусмотренная пунктом 3.2 Декрета № 7 возможность принятия новых законодательных актов, которыми может быть предусмотрена необходимость прохождения субъектом хозяйствования иных административных процедур после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности.

В целом следует отметить, что нововведения Декрета № 7 продолжают начавшуюся еще в 2009 году политику по упрощению процедуры регистрации и начала осуществления деятельности предприятий в Беларуси.

Чиновники отлично понимают важность упрощения процедуры входа бизнеса на рынок, что позволяет не только создавать новые рабочие места, но и расширяет налоговую базу для бюджета.

Из этой же сферы нововведений и установленное Декретом № 7 право предприятий не использовать печати, если международными договорами не предусмотрено иное, а также перечень из 14 нововведений, закрепленных в пункте 5 Декрета, отменяющих ранее установленные ограничения или упрощающих порядок работы предприятий.

Перечень данных либеральных послаблений настолько разношерстный, насколько разнообразна и многочисленна армия белорусских чиновников и контролеров. Здесь и возврат права применения упрощенной системы налогообложения для рекламной деятельности интернет-магазинов (непонятно только, зачем вводили эти ограничения в 2016 году), и льготы по оплате платных дорог владельцам транспортных средств с транзитными номерами, и новации в использовании труда иностранных граждан, и нововведения в оформлении технических условий на продукцию (работы, услуги). Очевидно, что данные либеральные нововведения готовились всей армией белорусских чиновников для создания видимости всеобщей либерализации экономики в Беларуси.

Декларация о намерениях

Особняком в вышеназванном перечне 14 нововведений следует выделить заявленный государством мораторий на повышения налоговых ставок и введение новых налогов, сборов и пошлин до 2020 года. Исключением из данного правила является лишь индексация налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, и введение новых налогов на основании международных договоров.

Указанные исключения портят общую картину заявленной государством либерализации в сфере налогообложения. Очевидно, что государство при необходимости всегда сможет обойти свой же мораторий, ссылаясь на международные обязательства или введя какой-либо дополнительный платеж в бюджет, не называя его налогом или сбором, как это уже было с «налогом на тунеядцев».

Из этой же серии декларации о намерениях и заявленные в Декрете № 7 изменения в административной и уголовной ответственности для бизнеса. Так, наряду с упрощением процедуры начала бизнеса и систематизацией технических требований предъявляемых государством к бизнесу, чиновники дополнительно ввели и новый порядок наложения административных штрафов.

Сразу же отметим, что данный порядок фактически узаконивает действующую сейчас систему административных наказаний. Предприятия, которые сталкивались с плановыми проверками, например, пожарной безопасности, санитарных норм, охраны труда, знают, что «стандартной ставкой» административного наказания был штраф в размере 10 базовых величин.

Сейчас же Декретом № 7 государство установило, что за любые нарушения законодательных требований, повлекших причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан налагается административный штраф от 10 до 200 базовых величин. Фактически чиновники переложили всю ответственность за работу предприятия на его руководителя, установив размер штрафа позволяющий, по крайней мере, сохранить размер поступлений в бюджет по статье «Штрафы».

Наряду с административными правонарушениями государство задекларировало и смягчение уголовной ответственности для бизнеса. Так предполагается внесения изменений в Уголовный кодекс, предусмотрев в нем:

— максимальный отказ от назначения наказания в виде лишения свободы за совершение экономических преступлений;

— перевод отдельных составов экономических преступлений из категорий тяжких или менее тяжких в категории менее тяжких или не представляющих большой общественной опасности соответственно с учетом объективной общественной опасности совершения таких преступлений;

— максимальный отказ от рассмотрения в отношении экономических преступлений такого обстоятельства, как ”совершение преступления группой лиц или организованной группой“, в качестве квалифицирующего признака, влекущего повышенную уголовную ответственность;

— минимизацию количества деяний с формальными составами;

— увеличение крупного и особо крупного размеров ущерба, влекущего более строгую ответственность;

— исключение использования неоднозначных и оценочных определений в рамках уголовного законодательства.

Каким образом будут реализованы данные нововведения в Уголовном кодексе, и как они будут использоваться в правоприменительной практике, покажет время. Сейчас же можно отметить, что в искренность белорусских властей по ослаблению административной и уголовной ответственности для бизнеса можно будет поверить только в том случае, если наряду с заявленными нововведениями государство сократить количество и перечень контролирующих органов в Беларуси.

Если государство упрощает работу бизнесу, значит, государство доверяет бизнесу, а, следовательно, количество государственных контролеров можно сократить. Да и сокращение расходов бюджета за счет оптимизации численности многочисленных контролеров экономике государства не повредит.

Обобщая анализ нововведений, предложенных Декретом № 7 ,нельзя не отметить очередную попытку властей решить все экономические проблемы в государстве с помощью одного нормативного документа – этакой волшебной палочки, которая сразу улучшит деловой климат в Беларуси.

Ранее такую волшебную палочку государство безуспешно пыталось изобрести с помощью Директивы № 4.

При этом чиновники до сих пор уверены, что можно улучшить экономическое положение в стране без проведения реформ в отношениях собственности и управлении экономикой, за счет простой технической либерализации – упрощения или систематизации технических требований (пожарных, строительных, экологических и т.д.) предъявляемых к бизнесу. Возможно ли после многолетнего периода ограничений и ущемлений прав белорусских предпринимателей, вернуть доверие бизнеса к государству с помощью лишь одного документа, покажет 2018 год. Именно активность бизнеса и реальные результаты работы экономики в будущем году продемонстрируют истинную ценность Декрета № 7 для экономики Беларуси.

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы

Почему белорусские облигации с высокой доходностью не продаются на белорусской бирже?

В Беларуси доходность государственных и корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, намного превышает проценты по валютным депозитам. Но вот парадокс: белорусские облигации, по которым начисляются самые высокие проценты, продаются не на Белорусской валютно-фондовой бирже, а на иностранных биржах или в интернете. Финансовый рынок Беларуси представляет собой довольно странную конструкцию. С одной стороны, существует довольно продвинутая