27.11.2017, 9:47
Декрет № 7: либерализация или систематизация?

Коллаж belrynok.by
23 ноября 2017 года президентом был подписан Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», которое власти уже поспешили окрестить ключевым документов в улучшении бизнес климата в государстве. Что же кардинально меняется в государственном регулировании предпринимательской деятельности?
Энциклопедия ограничений
Существенная часть Декрета № 7 отведена отмене всевозможных технических ограничений, которые ранее были установлены государством. Ознакомление с отменяемыми техническими требованиями позволяет понять невероятную фантазию белорусских чиновников по установлению дополнительных требований и ограничений для белорусского бизнеса. Так, например, ранее чиновники определяли, каким образом официант оформляет и учитывает счета расчета с клиентами, какую наценку можно устанавливать на алкогольную продукцию в общественном питании, согласовывали чиновники и содержание наружной рекламы и рекламы на транспорте и так далее.
По сути, Декрет № 7 стал белорусской «энциклопедией ограничений» для бизнеса. Данная «энциклопедия» позволяет понять не только то, какие ограничения для бизнеса были ранее, но и то, какие ограничения и как будут устанавливаться для бизнеса в будущем. Так, отменяя ранее установленные ограничения, государство определило перечень общих требований к бизнесу по пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
Перечень технических требований настолько значителен, что правильнее говорить не об упрощении, а о систематизации перечня технических требований государства к бизнесу.
Помимо систематизированных технических требований Декрет № 7 определил возможность установления новых технических требований к бизнесу в случае принятия таковых в рамках Евразийского экономического союза, но при этом также уточнил, что технические требования, установленные нормативными документами СССР и БССР, теперь не являются обязательными для исполнения.
Шестерка счастливчиков
Реальное же упрощение технических требований к бизнесу коснулось только 6 видов деятельности, выделенных в отдельном 4 пункте Декрета № 7. Так, государство упростило технические требования:
— в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения,
— в сфере организации и проведения выставок и ярмарок;
— сфере производства и обращения продукции;
— в сфере строительства;
— в транспортной сфере;
— в сфере рекламной деятельности.
При этом отметим, что помимо специфических упрощений, касающихся сугубо вышеперечисленных видов деятельности, можно отметить несколько изменений, которые могут коснуться практически каждого предприятия.
Во-первых, это возможность осуществления автомобильных перевозок без использования путевых листов. Автомобильный транспорт используется на многих предприятиях, поэтому это упрощение затронет большую часть бизнеса.
Во-вторых, это возможность размещение наружной рекламы без разработки проектной документации и согласования ее содержания с местными органами власти, что коснется всех потенциальных рекламодателей.
Все нововведения для вышеперечисленных шести сфер — счастливчиков вступят в силу через три месяца после публикации Декрета № 7.
Либерализация начала деятельности
Также через три месяца вступят в силу и либеральные нововведения, касающиеся начала осуществления некоторых видов деятельности. Приложением к Декрету установлен перечень из 18 видов деятельности, которые могут осуществляться по заявительному принципу, без получения дополнительных разрешений и согласований в органах власти.
Указанный перечень включает в себя наиболее распространенные виды деятельности в области производства, торговли и сферы услуг и существенно упрощает начало деятельности для многих белорусских бизнесменов. Смущение вызывает лишь предусмотренная пунктом 3.2 Декрета № 7 возможность принятия новых законодательных актов, которыми может быть предусмотрена необходимость прохождения субъектом хозяйствования иных административных процедур после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности.
В целом следует отметить, что нововведения Декрета № 7 продолжают начавшуюся еще в 2009 году политику по упрощению процедуры регистрации и начала осуществления деятельности предприятий в Беларуси.
Чиновники отлично понимают важность упрощения процедуры входа бизнеса на рынок, что позволяет не только создавать новые рабочие места, но и расширяет налоговую базу для бюджета.
Из этой же сферы нововведений и установленное Декретом № 7 право предприятий не использовать печати, если международными договорами не предусмотрено иное, а также перечень из 14 нововведений, закрепленных в пункте 5 Декрета, отменяющих ранее установленные ограничения или упрощающих порядок работы предприятий.
Перечень данных либеральных послаблений настолько разношерстный, насколько разнообразна и многочисленна армия белорусских чиновников и контролеров. Здесь и возврат права применения упрощенной системы налогообложения для рекламной деятельности интернет-магазинов (непонятно только, зачем вводили эти ограничения в 2016 году), и льготы по оплате платных дорог владельцам транспортных средств с транзитными номерами, и новации в использовании труда иностранных граждан, и нововведения в оформлении технических условий на продукцию (работы, услуги). Очевидно, что данные либеральные нововведения готовились всей армией белорусских чиновников для создания видимости всеобщей либерализации экономики в Беларуси.
Декларация о намерениях
Особняком в вышеназванном перечне 14 нововведений следует выделить заявленный государством мораторий на повышения налоговых ставок и введение новых налогов, сборов и пошлин до 2020 года. Исключением из данного правила является лишь индексация налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, и введение новых налогов на основании международных договоров.
Указанные исключения портят общую картину заявленной государством либерализации в сфере налогообложения. Очевидно, что государство при необходимости всегда сможет обойти свой же мораторий, ссылаясь на международные обязательства или введя какой-либо дополнительный платеж в бюджет, не называя его налогом или сбором, как это уже было с «налогом на тунеядцев».
Из этой же серии декларации о намерениях и заявленные в Декрете № 7 изменения в административной и уголовной ответственности для бизнеса. Так, наряду с упрощением процедуры начала бизнеса и систематизацией технических требований предъявляемых государством к бизнесу, чиновники дополнительно ввели и новый порядок наложения административных штрафов.
Сразу же отметим, что данный порядок фактически узаконивает действующую сейчас систему административных наказаний. Предприятия, которые сталкивались с плановыми проверками, например, пожарной безопасности, санитарных норм, охраны труда, знают, что «стандартной ставкой» административного наказания был штраф в размере 10 базовых величин.
Сейчас же Декретом № 7 государство установило, что за любые нарушения законодательных требований, повлекших причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан налагается административный штраф от 10 до 200 базовых величин. Фактически чиновники переложили всю ответственность за работу предприятия на его руководителя, установив размер штрафа позволяющий, по крайней мере, сохранить размер поступлений в бюджет по статье «Штрафы».
Наряду с административными правонарушениями государство задекларировало и смягчение уголовной ответственности для бизнеса. Так предполагается внесения изменений в Уголовный кодекс, предусмотрев в нем:
— максимальный отказ от назначения наказания в виде лишения свободы за совершение экономических преступлений;
— перевод отдельных составов экономических преступлений из категорий тяжких или менее тяжких в категории менее тяжких или не представляющих большой общественной опасности соответственно с учетом объективной общественной опасности совершения таких преступлений;
— максимальный отказ от рассмотрения в отношении экономических преступлений такого обстоятельства, как ”совершение преступления группой лиц или организованной группой“, в качестве квалифицирующего признака, влекущего повышенную уголовную ответственность;
— минимизацию количества деяний с формальными составами;
— увеличение крупного и особо крупного размеров ущерба, влекущего более строгую ответственность;
— исключение использования неоднозначных и оценочных определений в рамках уголовного законодательства.
Каким образом будут реализованы данные нововведения в Уголовном кодексе, и как они будут использоваться в правоприменительной практике, покажет время. Сейчас же можно отметить, что в искренность белорусских властей по ослаблению административной и уголовной ответственности для бизнеса можно будет поверить только в том случае, если наряду с заявленными нововведениями государство сократить количество и перечень контролирующих органов в Беларуси.
Если государство упрощает работу бизнесу, значит, государство доверяет бизнесу, а, следовательно, количество государственных контролеров можно сократить. Да и сокращение расходов бюджета за счет оптимизации численности многочисленных контролеров экономике государства не повредит.
Обобщая анализ нововведений, предложенных Декретом № 7 ,нельзя не отметить очередную попытку властей решить все экономические проблемы в государстве с помощью одного нормативного документа – этакой волшебной палочки, которая сразу улучшит деловой климат в Беларуси.
Ранее такую волшебную палочку государство безуспешно пыталось изобрести с помощью Директивы № 4.
При этом чиновники до сих пор уверены, что можно улучшить экономическое положение в стране без проведения реформ в отношениях собственности и управлении экономикой, за счет простой технической либерализации – упрощения или систематизации технических требований (пожарных, строительных, экологических и т.д.) предъявляемых к бизнесу. Возможно ли после многолетнего периода ограничений и ущемлений прав белорусских предпринимателей, вернуть доверие бизнеса к государству с помощью лишь одного документа, покажет 2018 год. Именно активность бизнеса и реальные результаты работы экономики в будущем году продемонстрируют истинную ценность Декрета № 7 для экономики Беларуси.
Читайте также:
- Беларусь застряла на пути в ВТО
- Турчин: бизнес-сообщество уже продолжительное время ждет поправок в законодательство о лицензировании
- Наказуемая либерализация
- Правовые новации белорусской экономической политики (апрель-июнь 2018 года)
- Внесены изменения в правила торговли на рынках: их подстроили под самозанятых и декрет №7