Беларусь еще недавно была в тройке приоритетных государств среди более чем 20 стран-наблюдателей, желающих присоединиться к ВТО, и рассчитывала стать членом этой организации если не в 2020-м, то в 2021 году. Однако политический кризис в Беларуси поставил жирный крест на присоединении страны к ВТО в ближайшее время.

Сбой на финише

Беларусь подала заявку на вступление в ВТО еще в 1993 году, но заметно активизировала переговоры лишь в последние пять лет, после вступления в Евразийский экономический союз. Сейчас в ВТО состоят все страны ЕАЭС, кроме Беларуси. Таким образом, Минск, выполняя евразийские регламенты, вынужден вести торговлю по нормам ВТО, хотя не получает от этого преимуществ.

Переговоры о вступлении в ВТО официальный Минск планировал завершить на 12-ой Министерской конференции ВТО 8-11 июня 2020 года  в Нур-Султане (Казахстан), которая была отменена из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Однако это не изменило планов белорусской правительственной команды, — вслед за этим первый заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко сообщил, что МИД считает возможным вступление Беларуси в организацию в конце 2020 – начале 2021 года.

Технически вступить в ВТО можно четыре раза в год — на любой генеральной сессии совета ВТО. «Таким образом, где-то в конце года — начале следующего года Беларусь может вступить в ВТО», — пояснил Евдоченко.

В начале июля 2020 года глава МИД Беларуси Владимир Макей анонсировал выход переговоров с ВТО на финишную прямую.

Теперь уже очевидно, что «финишная прямая» затянется надолго. Августовские события прошлого года в Беларуси и последовавший вслед за этим острейший внутриполитический кризис в стране перечеркнули эти планы.

Новый ориентир правительства: «не позднее 2025 года»

Тем не менее правительство Беларуси не вычеркнуло тему вступления в ВТО из своей повестки. В программе деятельности правительства на период до 2025 года сказано, что присоединение Беларуси к ВТО планируется не позднее 2025 года. К этому времени, как заявлено, правительство собирается привести национальное законодательство в соответствие с обязательствами ВТО.

Отметим, что активным лоббистом интеграции Беларуси в мировую торговлю в последнее время выступало именно правительство. В последние годы Беларусь упорно «стучалась» в ВТО даже несмотря на то, что принимаемые белорусскими властями решения отвечали правилам этой организации. Пару лет назад представитель Беларуси на расширенном заседании ООН даже заявил, что ВТО проводит политику дискриминации в отношении маленьких стран, и именно поэтому Беларусь «все еще тут, а не там».

Основные аргументы белорусских сторонников «за» интеграцию в мировую торговлю: на счету ВТО — 97% от общего объема мировой торговли, что очень важно для экспортоориентированной Беларуси. Вступив в ВТО, Беларусь получит доступ к механизмам ВТО по урегулированию торговых споров. Вступление в ВТО позволит снять барьеры для продвижения белорусских товаров на зарубежные рынки и диверсифицировать экспорт на фоне сужающихся возможностей на рынке ЕАЭС. При вступлении в ВТО страна получает постоянные и неограниченные условия статуса режима наибольшего благоприятствования для своих товаров на рынках зарубежных стран (сейчас такой режим предоставляется белорусским товарам по желанию торговых партнеров).

Кроме того, при вступлении в ВТО страна-кандидат должна привести свое национальное законодательство в соответствие с правилами всего пакета соглашений этой организации, что делает его более стабильным и предсказуемым. Наконец, сейчас многие мировые игроки боятся инвестировать в Беларусь, зная, что она не является членом организации. Членство страны в ВТО означает для них открытые правила, по которым можно работать. То есть интеграция в мировую торговлю означает улучшение имиджа страны, повышение ее инвестиционной привлекательности.

Беларусь собиралась вступить в ВТО в статусе страны с рыночной экономикой

Один из ключевых вопросов, который белорусскому правительству было важно решить на пороге ВТО, — получить статус страны с рыночной экономикой, так как он дает право стране на определенные преференции и позволяет национальным производителям на равных конкурировать на международных рынках.

Статус «страны с нерыночной экономикой» Беларусь автоматически унаследовала после распада СССР. В частности, он позволяет правительству США применять для защиты американских предприятий ограничительные таможенно-тарифные меры к отдельным видам белорусской продукции, что делает ее экспорт экономически нецелесообразным.

Таким образом, при вступлении в ВТО в статусе нерыночной экономики Беларусь рискует столкнуться с ростом количества антидемпинговых расследований в отношении своих производителей. К примеру, при расчете антидемпинговой пошлины для «страны с нерыночной экономикой» цена на товар определяется исходя не из нормальных условий этой страны, а из условий специально подобранной страны-аналога, что позволяет устанавливать завышенный размер пошлины. Для Беларуси такими группами товаров являются изделия металлургии, химической и нефтехимической промышленности.
В свою очередь статус страны с рыночной экономикой предоставляет национальным производителям ряд экономических преимуществ, прежде всего в сфере внешней торговли.

Чтобы получить эти важные преимущества при вступлении в ВТО, правительство Беларуси в октябре 2019 года поручило Министерству экономики реализовать необходимые юридические процедуры для того, чтобы Министерство торговли США перевело Беларусь из статуса страны с нерыночной экономикой в статус страны с рыночной экономикой. Вслед за этим министерство заключило соглашение с компанией Crowell & Moring по юридическому сопровождению этого процесса. И в декабре 2019 года от лица правительства Беларуси в Минторг США была направлена первичная заявка на инициирование процедуры пересмотра статуса белорусской экономики с предоставлением необходимых аргументов.

Отметим, что ранее аналогичную процедуру провели и успешно пересмотрели свой статус экономики Россия, Казахстан, Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния.

Для Беларуси положительное решение этого вопроса также могло иметь серьезные имиджевые преимущества в системе международной торговли. Оно также могло поспособствовать формированию недискриминационных обязательств Беларуси при вступлении в ВТО. Новый статус мог бы также ускорить сам процесс принятия Беларуси в ВТО. Ведь если бы США признали Беларусь как страну с рыночной экономикой, то, как можно предположить, ее примеру могли последовать и другие страны.

В феврале 2020 года Минторг США открыл процедуру анализа изменившихся обстоятельств для оценки экономики Беларуси в таких сферах, как валютные операции, инвестиционный режим, трудовые отношения, госсобственность, прогресс в переговорах о присоединении к ВТО и других. А в октябре стало известно, что Минторг США отказал Беларуси в предоставлении статуса страны с рыночной экономикой.

Отметим, что белорусско-американские отношения ухудшились после президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 года. Официальный Вашингтон не признал их итоги, а в начале октября США ввели персональные санкции в отношении восьми белорусских чиновников, ответственных «за фальсификацию выборов и нарушение прав человека».

Политический кризис в Беларуси затормозит ее интеграцию в ВТО

Напомним, что, прежде чем присоединиться к ВТО, страна должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями этой организации. Переговоры ведутся по четырем направлениям: по доступу на рынок товаров, по торговле сельскохозяйственной продукцией, по доступу на рынок услуг и по системным вопросам. Их проводит рабочая группа, в которую входят государства и таможенные территории, имеющие нерешенные вопросы в области торговли со страной-кандидатом.

Рабочая группа по вступлению Беларуси в ВТО включает 47 стран, в ее составе все ключевые торговые партнеры и крупнейшие мировые державы — Россия, Китай, США, ЕС, Бразилия, Индия.

Многочисленный состав рабочей группы объясняется членством Беларуси в ЕАЭС, — для многих стран условия доступа на белорусский рынок важны с учетом вхождения на евразийский рынок. Пока Беларусь завершила двусторонние переговоры по доступу на рынок с 22 государствами, с самыми сложными странами – США, ЕС, Канада, Бразилия, Украина, Новая Зеландия – переговоры не завершены.

Между тем, чтобы быть принятой в ВТО, страна-кандидат обязана получить голоса всех членов организации. Если хотя бы один из участников выскажется «против», то вопрос автоматически снимается с повестки дня.

Отметим, что в 2017 году страны ЕС и США открыли для Беларуси «зеленую улицу» в мировой торговый клуб. При этом США были готовы оказать Беларуси поддержку со вступлением в ВТО, чтобы убедиться в приверженности белорусских властей идеям либерального рынка и готовности проводить внутренние реформы. «Члены ВТО желают видеть, насколько белорусское руководство привержено идеям либерального торгового режима и рынка», — отметила временный поверенный в делах США в Беларуси Дженнифер Мур в Минске во время Кастрычницкого экономического форума в ноябре 2019 года.

Не прошло и года, как члены ВТО увидели обратное. После проведения президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 года и силового подавления мирных протестов граждан страны ЕС, США, Великобритания, Канада и их союзники ввели санкции против белорусских чиновников во главе с Александром Лукашенко и некоторых связанных с ними компаний.

Как известно, позиция этих стран очень важна в ВТО.

Не исключено, что на фоне политического кризиса в Беларуси позиция других государств-членов, которые захотят вступить в двусторонние переговоры с Беларусью по условиям экономического сотрудничества внутри ВТО, существенно поменяется. И если учесть неясные временные рамки внутриполитического кризиса, то даже если официальный Минск сейчас и продолжит движение навстречу ВТО, то «костяк» ВТО вряд ли ответит ей взаимностью.

Впрочем, в условиях политического и экономического кризиса белорусские власти, похоже, готовы игнорировать правила ВТО.

Еще в июне 2020 года Александр Лукашенко потребовал от правительства принять меры по защите внутреннего рынка от необоснованного импорта по тем видам продукции, которая производится в нашей стране. А в январе 2021 года во время встречи с вице-премьером Юрием Назаровым и министром промышленности Петром Пархомчиком он заявил, что нужно заканчивать рыночную болтовню и жестко придерживаться планов. «Пускай нас критикуют, что мы ретрограды, консерваторы и так далее. Когда будут предприятия работать, человек будет иметь зарплату, и желательно хотя бы немножко выше, чем в прошлом году, тогда нас оценят», — сказал Лукашенко.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,