Беларусь еще недавно была в тройке приоритетных государств среди более чем 20 стран-наблюдателей, желающих присоединиться к ВТО, и рассчитывала стать членом этой организации если не в 2020-м, то в 2021 году. Однако политический кризис в Беларуси поставил жирный крест на присоединении страны к ВТО в ближайшее время.

Сбой на финише

Беларусь подала заявку на вступление в ВТО еще в 1993 году, но заметно активизировала переговоры лишь в последние пять лет, после вступления в Евразийский экономический союз. Сейчас в ВТО состоят все страны ЕАЭС, кроме Беларуси. Таким образом, Минск, выполняя евразийские регламенты, вынужден вести торговлю по нормам ВТО, хотя не получает от этого преимуществ.

Переговоры о вступлении в ВТО официальный Минск планировал завершить на 12-ой Министерской конференции ВТО 8-11 июня 2020 года  в Нур-Султане (Казахстан), которая была отменена из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Однако это не изменило планов белорусской правительственной команды, — вслед за этим первый заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко сообщил, что МИД считает возможным вступление Беларуси в организацию в конце 2020 – начале 2021 года.

Технически вступить в ВТО можно четыре раза в год — на любой генеральной сессии совета ВТО. «Таким образом, где-то в конце года — начале следующего года Беларусь может вступить в ВТО», — пояснил Евдоченко.

В начале июля 2020 года глава МИД Беларуси Владимир Макей анонсировал выход переговоров с ВТО на финишную прямую.

Теперь уже очевидно, что «финишная прямая» затянется надолго. Августовские события прошлого года в Беларуси и последовавший вслед за этим острейший внутриполитический кризис в стране перечеркнули эти планы.

Новый ориентир правительства: «не позднее 2025 года»

Тем не менее правительство Беларуси не вычеркнуло тему вступления в ВТО из своей повестки. В программе деятельности правительства на период до 2025 года сказано, что присоединение Беларуси к ВТО планируется не позднее 2025 года. К этому времени, как заявлено, правительство собирается привести национальное законодательство в соответствие с обязательствами ВТО.

Отметим, что активным лоббистом интеграции Беларуси в мировую торговлю в последнее время выступало именно правительство. В последние годы Беларусь упорно «стучалась» в ВТО даже несмотря на то, что принимаемые белорусскими властями решения отвечали правилам этой организации. Пару лет назад представитель Беларуси на расширенном заседании ООН даже заявил, что ВТО проводит политику дискриминации в отношении маленьких стран, и именно поэтому Беларусь «все еще тут, а не там».

Основные аргументы белорусских сторонников «за» интеграцию в мировую торговлю: на счету ВТО — 97% от общего объема мировой торговли, что очень важно для экспортоориентированной Беларуси. Вступив в ВТО, Беларусь получит доступ к механизмам ВТО по урегулированию торговых споров. Вступление в ВТО позволит снять барьеры для продвижения белорусских товаров на зарубежные рынки и диверсифицировать экспорт на фоне сужающихся возможностей на рынке ЕАЭС. При вступлении в ВТО страна получает постоянные и неограниченные условия статуса режима наибольшего благоприятствования для своих товаров на рынках зарубежных стран (сейчас такой режим предоставляется белорусским товарам по желанию торговых партнеров).

Кроме того, при вступлении в ВТО страна-кандидат должна привести свое национальное законодательство в соответствие с правилами всего пакета соглашений этой организации, что делает его более стабильным и предсказуемым. Наконец, сейчас многие мировые игроки боятся инвестировать в Беларусь, зная, что она не является членом организации. Членство страны в ВТО означает для них открытые правила, по которым можно работать. То есть интеграция в мировую торговлю означает улучшение имиджа страны, повышение ее инвестиционной привлекательности.

Беларусь собиралась вступить в ВТО в статусе страны с рыночной экономикой

Один из ключевых вопросов, который белорусскому правительству было важно решить на пороге ВТО, — получить статус страны с рыночной экономикой, так как он дает право стране на определенные преференции и позволяет национальным производителям на равных конкурировать на международных рынках.

Статус «страны с нерыночной экономикой» Беларусь автоматически унаследовала после распада СССР. В частности, он позволяет правительству США применять для защиты американских предприятий ограничительные таможенно-тарифные меры к отдельным видам белорусской продукции, что делает ее экспорт экономически нецелесообразным.

Таким образом, при вступлении в ВТО в статусе нерыночной экономики Беларусь рискует столкнуться с ростом количества антидемпинговых расследований в отношении своих производителей. К примеру, при расчете антидемпинговой пошлины для «страны с нерыночной экономикой» цена на товар определяется исходя не из нормальных условий этой страны, а из условий специально подобранной страны-аналога, что позволяет устанавливать завышенный размер пошлины. Для Беларуси такими группами товаров являются изделия металлургии, химической и нефтехимической промышленности.
В свою очередь статус страны с рыночной экономикой предоставляет национальным производителям ряд экономических преимуществ, прежде всего в сфере внешней торговли.

Чтобы получить эти важные преимущества при вступлении в ВТО, правительство Беларуси в октябре 2019 года поручило Министерству экономики реализовать необходимые юридические процедуры для того, чтобы Министерство торговли США перевело Беларусь из статуса страны с нерыночной экономикой в статус страны с рыночной экономикой. Вслед за этим министерство заключило соглашение с компанией Crowell & Moring по юридическому сопровождению этого процесса. И в декабре 2019 года от лица правительства Беларуси в Минторг США была направлена первичная заявка на инициирование процедуры пересмотра статуса белорусской экономики с предоставлением необходимых аргументов.

Отметим, что ранее аналогичную процедуру провели и успешно пересмотрели свой статус экономики Россия, Казахстан, Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния.

Для Беларуси положительное решение этого вопроса также могло иметь серьезные имиджевые преимущества в системе международной торговли. Оно также могло поспособствовать формированию недискриминационных обязательств Беларуси при вступлении в ВТО. Новый статус мог бы также ускорить сам процесс принятия Беларуси в ВТО. Ведь если бы США признали Беларусь как страну с рыночной экономикой, то, как можно предположить, ее примеру могли последовать и другие страны.

В феврале 2020 года Минторг США открыл процедуру анализа изменившихся обстоятельств для оценки экономики Беларуси в таких сферах, как валютные операции, инвестиционный режим, трудовые отношения, госсобственность, прогресс в переговорах о присоединении к ВТО и других. А в октябре стало известно, что Минторг США отказал Беларуси в предоставлении статуса страны с рыночной экономикой.

Отметим, что белорусско-американские отношения ухудшились после президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 года. Официальный Вашингтон не признал их итоги, а в начале октября США ввели персональные санкции в отношении восьми белорусских чиновников, ответственных «за фальсификацию выборов и нарушение прав человека».

Политический кризис в Беларуси затормозит ее интеграцию в ВТО

Напомним, что, прежде чем присоединиться к ВТО, страна должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями этой организации. Переговоры ведутся по четырем направлениям: по доступу на рынок товаров, по торговле сельскохозяйственной продукцией, по доступу на рынок услуг и по системным вопросам. Их проводит рабочая группа, в которую входят государства и таможенные территории, имеющие нерешенные вопросы в области торговли со страной-кандидатом.

Рабочая группа по вступлению Беларуси в ВТО включает 47 стран, в ее составе все ключевые торговые партнеры и крупнейшие мировые державы — Россия, Китай, США, ЕС, Бразилия, Индия.

Многочисленный состав рабочей группы объясняется членством Беларуси в ЕАЭС, — для многих стран условия доступа на белорусский рынок важны с учетом вхождения на евразийский рынок. Пока Беларусь завершила двусторонние переговоры по доступу на рынок с 22 государствами, с самыми сложными странами – США, ЕС, Канада, Бразилия, Украина, Новая Зеландия – переговоры не завершены.

Между тем, чтобы быть принятой в ВТО, страна-кандидат обязана получить голоса всех членов организации. Если хотя бы один из участников выскажется «против», то вопрос автоматически снимается с повестки дня.

Отметим, что в 2017 году страны ЕС и США открыли для Беларуси «зеленую улицу» в мировой торговый клуб. При этом США были готовы оказать Беларуси поддержку со вступлением в ВТО, чтобы убедиться в приверженности белорусских властей идеям либерального рынка и готовности проводить внутренние реформы. «Члены ВТО желают видеть, насколько белорусское руководство привержено идеям либерального торгового режима и рынка», — отметила временный поверенный в делах США в Беларуси Дженнифер Мур в Минске во время Кастрычницкого экономического форума в ноябре 2019 года.

Не прошло и года, как члены ВТО увидели обратное. После проведения президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 года и силового подавления мирных протестов граждан страны ЕС, США, Великобритания, Канада и их союзники ввели санкции против белорусских чиновников во главе с Александром Лукашенко и некоторых связанных с ними компаний.

Как известно, позиция этих стран очень важна в ВТО.

Не исключено, что на фоне политического кризиса в Беларуси позиция других государств-членов, которые захотят вступить в двусторонние переговоры с Беларусью по условиям экономического сотрудничества внутри ВТО, существенно поменяется. И если учесть неясные временные рамки внутриполитического кризиса, то даже если официальный Минск сейчас и продолжит движение навстречу ВТО, то «костяк» ВТО вряд ли ответит ей взаимностью.

Впрочем, в условиях политического и экономического кризиса белорусские власти, похоже, готовы игнорировать правила ВТО.

Еще в июне 2020 года Александр Лукашенко потребовал от правительства принять меры по защите внутреннего рынка от необоснованного импорта по тем видам продукции, которая производится в нашей стране. А в январе 2021 года во время встречи с вице-премьером Юрием Назаровым и министром промышленности Петром Пархомчиком он заявил, что нужно заканчивать рыночную болтовню и жестко придерживаться планов. «Пускай нас критикуют, что мы ретрограды, консерваторы и так далее. Когда будут предприятия работать, человек будет иметь зарплату, и желательно хотя бы немножко выше, чем в прошлом году, тогда нас оценят», — сказал Лукашенко.

Тэги:

, , , , ,

Как будут отмечать День Победы в Минске — программа мероприятий Мингорисполкома

Мингорисполком опубликовал программу мероприятий городских властей на 9 мая 2021 года: 11:00 – торжественная церемония возложения цветов и венков к монументу Победы. Почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны придут официальные делегации государственных органов, трудовых коллективов столичных предприятий, представителей общественных и профсоюзных организаций, администраций районов, духовенство, депутаты, молодежь. 11:00 – в парке Победы начнется

Скоростной поезд Минск-Москва «ласточка»: билеты уже в продаже

БЖД 15 апреля открыла продажу билетов на скоростные дневные поезда Минск-Москва типа "ласточка". Первый поезд отправится 30 апреля.

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 мая

Вероятно продолжение снижения курса доллара на БВФБ: на 0-0,5%. В то же время возможны неожиданные колебания курсов валют на бирже. Но в понедельник 24 мая курс доллара может вырасти на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе уменьшился, хотя и не столь значительно, как ожидалось: на 0,5%

Фейерверк на 9 мая в Минске — где смотреть

В Минске 9 мая состоится фейерверк, сообщила на пресс-конференции начальник отдела учреждений культуры управления культуры Мингорисполкома Екатерина Усова. По ее словам  фейерверк  запланирован на территории города Минска в пяти точках. Он начнется в 23:00. Основной точкой станет парк Янки Купалы. Также фейерверк будет организован: в парке Павлова, в парке Уго Чавеса, на набережной в Дроздах,

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия