• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Экономическая политика белорусского государства во II квартале 2018 года не претерпела существенных изменений, о чем свидетельствуют нормативные документы этого периода. Государство не готово к революционным изменениям в экономике, и поэтому направило свои силы на доработку и уточнение существующего экономического законодательства.

Цены доминантов и естественных монополий

Одним из важных направлений государственного экономического регулирования в Беларуси всегда было ценообразование. После революционных преобразований, проведенных в сфере ценообразования в 2011 году, государство постепенно отходит от принципа свободного формирования цен, принимая нормативные документы, регулирующее формирование цен в отельных сферах экономики.

Так, постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 января 2018 года № 20 была принята инструкция, определяющая порядок регулирования цен для следующих категорий субъектов предпринимательства:

1) включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

2) включенных в государственный реестр субъектов естественных монополий.

Следует напомнить, что оба эти реестра ведет МАРТ, которое определяет перечень субъектов хозяйствования, включаемых в данные реестры. При этом реестр субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, является двухуровневым. Этот реестр ведется как на уровне республики, так и в каждой области и г. Минске. Включение в реестр осуществляется на основании приказа МАРТ и может коснуться любого субъекта хозяйствования, чье положение на определенном товарном рынке, по мнению МАРТ, будет доминирующем.

В этой связи предприятиям, которые уже включены или еще будут включены в вышеперечисленные реестры, необходимо знать следующие ценовые ограничения. Так, МАРТ может по своему усмотрению либо устанавливать предельные отпускные цены на товары и услуги, или регулировать цены путем установления предельного уровня рентабельности или торговой надбавки.

В последнем случае по всем импортируемым товарам субъектами хозяйствования может применяться торговая надбавка не более 30%. Если субъект хозяйствования занимается производством товаров, работ и услуг, то уровень его рентабельности не должен превышать показателей, приведенных в приложении постановления № 20. В приложении указаны 7 наименований товаров и услуг, таких как мясо, хлеб, доломит, полиграфия, деревообработка и товары легкой промышленности. Диапазон рентабельности по ним составляет от 10 до 40%. По всем остальным товарам, работам и услугам, не включенным в указанный перечень, уровень рентабельности не должен превышать 25%.

Данные цифры необходимо помнить всем белорусским субъектам хозяйствования, которые планируют развиваться и занять доминирующее положение на одном из товарных рынков Беларуси. По состоянию на 12 июня 2018 года этот перечень состоял из 642 субъектов хозяйствования, которых коснется постановления № 20.

Выборочные проверки

Важным документов в вопросе государственного контроля стал приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 04 апреля 2018 года № 17, которым определен порядок формирования и исполнения плана выборочных проверок. Принципы формирования плана выборочных проверок во многом повторяют принципы, на основании которых формировались списки плановых проверок.

Так, планы выборочных проверок формируются органами государственного контроля по областям на полугодие. При этом предполагается, что план проверок будет формироваться с использованием интегрированной автоматизированной системы контрольной деятельности в Республики Беларусь, которая в настоящее время находится в разработке.

Основанием включения в план выборочных проверок будет являться информация контролирующих органов о высокой степени риска нарушения законодательства субъектами предпринимательства, которая не может быть выявлена или устранена никаким иным образом кроме выборочной проверки.  При этом контролирующими органами будут использоваться любые возможные источники информации:

— данные, полученные по контрольным спискам вопросов (чек-листам),

— информация, полученная в ходе профилактических и предупредительных мероприятий;

— информация, полученная от других государственных органов, организаций и физических лиц.

Как и плановые проверки ранее, выборочные проверки могут проводиться одновременно несколькими контролирующими органами. При этом периодичность выборочных проверок не может быть чаще одного раза в три года.

Реструктуризация задолженности

Важным шагом в направлении снижения сумм неплатежей в экономике, по мнению государства, должен стать указ от 24 мая 2018 года № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств». Данным нормативным документом прописан порядок реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом и банками, а также прощение долга.

Реструктуризация задолженности перед бюджетом может осуществляться только путем передачи акций (доли в уставном фонде) в собственность государства и его административно-территориальных единиц. В свою очередь банки помимо получения доли в уставном фонде предприятия могут также частично освобождать организацию-кредитополучателя от обязанностей по погашению задолженности по кредитным договорам.

Следует отметить, что процесс реструктуризации задолженности имеет ряд существенных ограничений. Так, при реструктуризации задолженности перед бюджетом необходимо согласование с президентом по платежам в республиканский бюджет и решение местного исполкома по платежам в местный бюджет. Реструктуризация задолженности перед бюджетом возможна в пределах сумм, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах на эти цели.

Для реструктуризации задолженности по кредитным договорам ограничений еще больше. Так, решение о реструктуризации принимается наблюдательным советом или собранием акционеров банка. При этом необходимо учитывать перспективы взыскания задолженности, а также влияние реструктуризации на финансовую устойчивость банка. При этом реструктуризация по кредитам государственных предприятий производится после согласования данного вопроса с президентом. Кроме того, позиция представителей государства в управлении банков по вопросам реструктуризации определяется Совмином. Процедура реструктуризации задолженности перед бюджетом или банками должна быть проведена в трехмесячный срок со дня вступления в силу решения о реструктуризации задолженности хозяйственного общества.

Столь громоздкий и многоступенчатый порядок проведения реструктуризации задолженности предприятия перед бюджетом и банками вряд ли существенно изменит ситуацию с неплатежами в экономике Беларуси в целом. Предложенный механизм не позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы в экономику хозяйственных обществ, а лишь предусматривает перераспределение долей в уставном фонде. Похожая процедура уже давно применяется в отношении реструктуризации задолженности предприятий сельского хозяйства Беларуси, что практически никак не повлияло на улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий.

Декрет № 7

Продолжило государство во 2 квартале 2018 года и работу по совершенствованию законодательства в соответствии с требованиями Декрета № 7 «О развитии предпринимательства». Среди всего перечня уточнений следует отметить следующие существенные новации в работе белорусского бизнеса.

Постановлением Совмина от 15 мая 2018 года № 353 введена обязательная юридическая экспертиза технических нормативных правовых актов. Так, теперь должны направляться в Национальный центр правовой информации для юридической экспертизы все технические документы, имеющие статус законодательных актов обязательных для исполнения субъектами предпринимательства. Речь идет, например, о санитарных нормах, правилах пожарной безопасности, формах статистической отчетности и так далее. С помощью данной процедуры правительство надеется сократить перечень избыточных технических требований к бизнесу.

Все остальные правовые документы, связанные с Декретом № 7, были направлены на разъяснения уже действующих процедур и отмену обязательного проставления печатей в справках и отчетах, предоставляемых бизнесом органам власти. Среди всего перечня разъяснений особо следует отметить письмом Инспекции МНС по г. Минску от 6 июня 2018 года № 6-2-11/01441, определяющего порядок соблюдения мораторий на повышение налогов.

Из этого разъяснения следует, что он будет действовать до 31 декабря 2019 года. Начал же действовать мораторий, согласно разъяснениям налоговых органов, с 26 февраля 2018 года, момента вступления в силу Декрета № 7. В этой связи все решения местных Советов депутатов об увеличении ставок имущественных налогов, принятые в начале 2018 года, под мораторий не подпадают.

По факту мораторий сможет действовать только в 2019 году, но при одном условии – отсутствии проблем с формированием бюджета. В противном случае государство вполне может увеличить налоговые ставки, благо и повод для этого есть.

С 1 января 2019 года планируется принятие новой редакция Налогового кодекса, а значит и по- новому могут быть переписаны налоговые ставки. При этом декларируемый налоговый мораторий здесь не помеха, так как новый Налоговый кодекс предполагает, что все будет по-новому.

Ознакомление с правовыми новациями II квартала 2018 года свидетельствует о том, что основной целью государства является совершенствование существующей экономической политики. Продолжающаяся практика государственного регулирования ценообразования, назначения проверок и многоступенчатой процедуры реструктуризации задолженности свидетельствуют о стагнации экономических идей во власти.

Создается впечатление, что правительство вполне удовлетворено результатами экономического развития в стране и поэтому ничего кардинально изменять и не планирует. Судя по снижению с 27 июня ставки рефинансирования до 10% годовых, с правительством солидарен и Национальный банк.

 

 

Тэги:

, , , , , ,

Календарь майских праздников: рабочие и выходные дни в мае

С 5 по 9 мая в Беларуси будут длинные выходные. Напоминаем расписание праздничных и рабочих дней. Выходные и праздничные дни в Мае 2019:  1 Мая (среда) — День труда;  5 мая выходной день; 7 мая (вторник) — Радуница по календарю православной конфессии; 9 мая (четверг) — День Победы; 12 мая выходной день; 18 и 19

Прогноз курса рубля на неделю с 22 по 25 апреля

Белорусский рубль может еще раз укрепиться против доллара на БВФБ на 0,5-1%. В то же время возможны резкие колебания курса доллара. При этом оснований для существенного изменения курса доллара в понедельник 22 апреля в какую-либо сторону не имеется. На прошедшей неделе ситуация на валютном рынке РБ, как и ожидалось, оказалась такой же, как и на

Минтруда и соцзащиты назвало размер средних пенсий после повышения 1 мая

Министерство труда и соцзащиты Беларуси сообщает, что в результате перерасчета с 1 мая 2019 г. размеры трудовых пенсий, по оценке, увеличатся в среднем на 6,3 процента. Средний размер трудовых пенсий составит 411,5 руб., средний размер пенсии по возрасту – 418,4 руб. Размер (процент) увеличения пенсии в результате перерасчета у каждого пенсионера будет зависеть от индивидуальных параметров

Российский эксперт: «Сомневаюсь, что есть настрой на конфликт»

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности РФ Александр Пасечник в интервью обозревателю БЕЛРЫНКА рассказал, как в России воспринимают попытки Беларуси найти компенсацию налоговому маневру. Беседа состоялась в кулуарах международной конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы» 9 апреля в Минске — Беларусь с 1 февраля 2019 года повысила тарифы на транзит российской нефти. На

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась

Правовые новации белорусской экономической политики (январь-март 2019 года)

Экономическое нормотворчество государства в 1 квартале 2019 года характеризуется не столько новыми документами, сколько несбывшимися ожиданиями бизнеса по отмене старых. Так, по истечении первых трех месяцев текущего года так и не был отменен одиозный указ президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Несмотря на

Белорусские предприятия спасли курс рубля от обвала

Валютный рынок РБ в марте находился на краю пропасти: жители Беларуси бросились скупать валюту, как это было в кризисном 2014 году. Если бы не белорусские предприятия, которые сделали противоположный финт и начали сливать валюту, курс белорусского рубля ждал бы обвал. Что происходит? Население вдруг стало больше интересоваться валютой По данным Национального банка РБ, физические лица

Белорусские банки стремительно теряют вкладчиков

Около 147,4 тыс. срочных вкладов закрыли физические лица в банках Беларуси в 2018 году, при этом величина таких вкладов сократилась примерно на 0,5 млрд. рублей. Такова довольно печальная статистика, представленная Национальным банком РБ в рамках исследования данных о структуре срочных депозитов по программе «Знай своего клиента» на конец 2018 года. Количество счетов, открытых в банках