В ноябре исполняется ровно год с момента принятия Декрета № 7 «О развитии предпринимательства». Данный документ, по мнению властей, должен был дать толчок к развитию предпринимательства в Беларуси. Но что же реально изменилось в Беларуси за год действия Декрета № 7?

Количественный прирост

По данным Министерства юстиции за 8 месяцев 2018 года в Беларуси было зарегистрировано 31 555 субъектов хозяйствования, что на 2 026 или 6,9% больше аналогичного показателя 2017 года. При этом если сравнивать показатели 2018 года с аналогичным показателем 2016 года, то прирост вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования составил лишь 783 субъекта хозяйствования или 2,5%.

Фактически предложенные в Декрете № 7 послабления для бизнеса существенно не увеличили деловую активность белорусов. Количество вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования на протяжении последних 3 лет практически стабильно.

Помимо количественного прироста не повлиял Декрет № 7 и на структурные характеристики вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования. Так 57% прироста 2018 года обеспечили вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и 43% вновь зарегистрированные юридические лица. Схожие соотношения были и в предыдущие годы.

А ведь на преимущественную регистрацию предприятий как потенциально более налогоёмких плательщиков, то есть налогоплательщиков, уплачивающих большие суммы налогов,  и был рассчитан Декрет № 7. Данные же о вновь зарегистрированных субъектах хозяйствования свидетельствуют о том, что Декрет № 7 не стал явным стимулом для роста количества субъектов предпринимательства в Беларуси, и это не удивительно. Если посмотреть на  реализацию положений Декрета № 7, через призму вновь принятых нормативных документов, то можно отметить преимущественно формальный или несущественный характер принятых в текущем году нововведений.

Формальное послабление

Так, если проанализировать большинство изменений в нормативных документах (постановлениях правительства и министерств), связанных с принятием Декрета № 7, то окажется, что почти все они предусматривают только отмену обязательного проставления печати организации на всякого рода отчетах, справках, актах и так далее. Создается впечатление, что вся либерализация в Беларуси заключается именно в отмене обязательного проставления печати на юридически значимых документах.

Остальные документы, принятые во исполнение Декрета № 7 — это методические рекомендации, разъясняющие как необходимо действовать, например, при открытии кафе, розничного магазина, объекта бытового обслуживания. Или, например, в методических рекомендациях описывается, какие послабления для бизнеса приняты в природоохранных требованиях.

Фактически государство пытается избавить бизнес от многочисленных ранее установленных самим же государством ограничений в сфере организации бизнес-процессов. Речь идет о создании и деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя. При этом в сфере деятельности бизнеса речь идет о природоохранных, санитарных, пожарных, технических и иных нефинансовых требованиях, то есть о сугубо административных государственных ограничениях, зачастую не влияющих напрямую на качество товаров, работ, услуг, а лишь усложнявших ранее условия ведения бизнеса в Беларуси.

При этом реального упрощения в сфере налогообложения или финансовой сфере государство не предложило. Даже объявленный в Декрете № 7 мораторий на повышение налоговых ставок тоже принят с ограничениями. Так, письмом Инспекции МНС по г. Минску от 6 июня 2018 года № 6-2-11/01441 определено, что мораторий на повышение налогов будет действовать до 31 декабря 2019 года. При этом с учетом того, что Декрет № 7 вступил в силу с 26 февраля 2018 года, то все решения местных Советов депутатов об увеличении ставок имущественных налогов, принятые до этой даты под мораторий не подпадают.

Соответственно, реально мораторий на повышение налоговых ставок сможет действовать только в 2019 году и только в том случае, если в новой редакции Налогового кодекса не предусмотрят ничего иного. Судя же по опубликованной Министерством финансов новой версии Налогового кодекса, фиксированные ставки налога, определенные в белорусских рублях, например земельный налог, будут в 2019 году индексированы в сторону повышения, а значит, налоговая нагрузка фактически будут повышена. Так, где же тут налоговый мораторий?

Реальное наказание

Помимо административных упрощений Декрет № 7 предполагал еще и смягчение административной и уголовной ответственности для бизнеса. Фактически же можно говорить лишь об ужесточении административной ответственности по экономическим правонарушениям, при этом в уголовном праве никаких существенных послаблений по экономическим правонарушениям пока не произошло.

Так, с 29 октября 2018 года вступают в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в котором, в частности, усиливается ответственность за уничтожение документов, необходимых для проверки, до истечения установленных сроков их хранения либо за сокрытие этих документов. Если ранее минимальный административных штраф по данной статье составлял 10 базовых величин, то с 29 октября он будет увеличен до 50 базовых величин или в 5 раз.

Еще более существенно увеличится административный штраф за нарушения порядка приема денежных средств при реализации товаров за наличный расчет, а проще говоря, за нарушение кассовой дисциплины. Если ранее для всех категорий субъектов хозяйствования был установлен единый штраф от 2 до 50 базовых величин, то с 29 октября данный подход будет изменен. На должностное лицо теперь будет налагаться штраф от 2 до 30 базовых величин, на предпринимателя от 5 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин.

Похоже, нарушения порядка приема наличных денег настолько взволновали государство, что оно решило ввести дополнительную ответственность за невыдачу покупателю документа, подтверждающего факт приобретения товаров за наличный расчет. Теперь за такое нарушение может быть наложен штраф до 10 базовых величин.

Наиболее существенное же ужесточение административной ответственности связано с несвоевременной уплатой налогов или неправильным ведением налогового учета. Так, отсутствие у предприятия (налогового агента) учета выплаченных доходов влечет наложение штрафа до 100 базовых величин. Ранее максимальный штраф составлял 50 базовых величин.

Также в 2 раза выросли штрафы за несвоевременную уплату налогов. Так, административный штраф за неуплату или неполную уплату налогово увеличен до 40% от неуплаченной суммы налогов. Если неуплата налогов была совершена умышленно, то максимальный штраф увеличен до 120 базовых величин.

Кроме того вводится дополнительная ответственность за неуплату или неполную уплату налогов повторно в течение одного года. Теперь за такое нарушение предусмотрен административный штраф от 100 до 200 базовых величин.

В данной череде увеличения штрафов за неуплату или неполную уплату налогов смущает только один момент. Зачем усиливать административную ответственность для бизнеса, если, по словам тех же налоговых чиновников, введение электронных счетов-фактур по НДС и планируемое введение справок о доходах физических лиц исключают возможности бизнеса по уклонению от уплаты налогов. Неужели чиновники сомневаются в эффективности всех новых электронных нововведения и стараются подстраховаться еще и дополнительным ростом административной ответственности?

В результате анализа законодательных изменений, связанных с принятие Декрета № 7 создается впечатление, что государство под видом либерализации законодательства, по сути, усилило административную ответственность для бизнеса. По факту технические послабления для бизнеса нивелировались ростом наказания за неуплату или несвоевременную уплату налогов. Хотели они того или нет, но чиновники на практике реализовали белорусское правило: «желание экономической либерализации в Беларуси наказуемо».

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,