4.02.2020, 9:15
Белорусский лжепредприниматель 2020 года

Отмена Указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» изменило подходы государственных контролирующих органов к работе с лжепредпринимательскими структурами. На протяжении 2019 года вырабатывались новые методы государственного контроля и наказания представителей белорусского бизнеса, замеченных в связях с лжепредпринимательскими структура. Наработанная практика позволяет понять, как и на какие суммы будут наказывать белорусский бизнес за работу с лжепредпринимателями в 2020 году.
Беседа с контролерами
Новацией 2019-2020 годов стало реальное сокращение количества запланированных выборочных проверок белорусского бизнеса, связанное с реализацией на практике изменений в Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Так, например, в городе Минске количество запланированных выборочных проверок налоговых органов в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным показателем 2017 года (последним годом плановым проверок) сократилось в 12 раз.
В настоящее время вместо проверок государственные контролирующие органы все чаще приглашают представителей бизнеса на беседы или объяснения по тем или иным фактам из их предпринимательской деятельности. При этом информационной основой для данных бесед, как правило, являются либо оперативные сведения из баз данных контролирующих органов, или перечень лжепредпринимательских структур, который формировался на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь на протяжении 2013-2019 годов. В последнем случае речь идет о контрагентах лжепредпринимательских структур, беседы с которыми и проводят работники государственных контролирующих органов.
На практике беседе с контролирующими органами может предшествовать изъятие документов и компьютерной техники, как правило, такое практикуется Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля. Или беседа проводится без изъятия документов и компьютерной технике, как правило, такое практикуют налоговые органы. В ходе беседы государственные контролирующие органы пытаются оказать психологическое давление на представителей бизнеса с цитированием тех статей Уголовного и Административного кодексов, к которым может быть привлечен белорусский бизнесмен в случае отказа от добровольной уплаты налогов и сборов в бюджет.
По результатам беседы, как правило, выдается заключение или предписание о необходимости доплаты налогов и сборов в бюджет по противоправной деятельности с лжепредпринимательскими структурами. При этом, какие налоги и в какой сумме должен уплатить белорусских бизнесмен, не всегда понятно. По крайней мере, в заключениях или предписаниях контролирующих органах зачастую нет конкретного перечня налогов и определенных сумм налогов, которые должен доплатить белорусский бизнесмен в бюджет. Если белорусский бизнесмен оказывается психологически неустойчивым или плохо знает белорусское законодательство, то он сам добровольно безапелляционно уплачивает налоги в той сумме и в тех периодах, в которых он себя посчитает виноватым. Если же белорусский бизнесмен уверен в своей правоте и готов отстаивать свои права, то он должен знать следующие особенности белорусского законодательства 2020 года.
Знание — сила
За последние годы белорусское законодательство пополнилось рядом существенных либеральных новаций, которые должен знать любой профессиональный и уважающий себя белорусский бизнесмен. Особенно важны данные знания в случаи возможных или предстоящих бесед с контролирующими органами.
Во-первых, выдача заключений или предписаний об уплате налогов со стороны Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее — Департамент) регламентируется Указом от 18 апреля 2019 года № 151. Так, согласно Указу № 151 в случае установления по результатам проверки и (или) в ходе расследования уголовного дела одного или нескольких оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса Департамент составляет Заключение об установлении нарушений налогового законодательства.
Заключение содержит указание субъекта предпринимательской деятельности, с которым заключались договоры, период работы и суть правонарушения. Если речь идет об иностранных субъектах хозяйствования, которых белорусские контролирующие органы считают лжепредпринимательскими структурами, то, как правило, речь идет о трансфертном ценообразовании. При этом в зависимости от того, какие контролирующие органы проверяют данного субъекта хозяйствования, нарушения могут быть диаметрально противоположными.
Так, для таможенных органов трансфертное ценообразование может выражаться в сознательном занижении стоимости товаров, а значит в недоплате в бюджет таможенных пошлин и НДС. В свою очередь для налоговых органов и Департамента финансовых расследований трансфертное ценообразование по той же поставке товаров может выражаться в сознательном завышении стоимости товаров, а значит в недоплате в бюджет налога на прибыль.
Столь подробный анализ возможных претензий контролирующих органов необходим для понимания того, какие налоги и сборы должен доплачивать белорусский бизнес в случае претензий контролирующих органов. А это уже вторая особенность белорусского законодательства 2020 годов.
В связи с отменой Указа № 488 утратили силу и методики начисления налогов и штрафных санкций по договорным отношениям с лжепредпринимательскими структурами. Следовательно, какие суммы, и по каким налогам должен доплачивать белорусский субъект хозяйствования в случае возможных нарушений, законодательством четко не определено. В этой связи весьма важным является умение белорусского бизнесмена четко определять юридическую и экономическую суть возможных претензий контролирующих органов для того, чтобы рассчитать минимально возможные суммы доплат налогов и сборов на основании претензий контролирующих органов.
Например, трансфертное ценообразование с иностранными контрагентами является весьма сложным и неоднозначным экономическим явлением не всегда связанным исключительно с нарушением налогового законодательства. Так, использование посредников не всегда связано исключительно с желанием минимизировать сумму уплаченных налогов, а может быть обусловлено дефицитом оборотных средств, жесткими условиями по оплате завода-изготовителя или особенностями логистики доставки товара. В этой связи весьма важно перед подготовкой ответа на заключение или предписание контролирующих органов провести экономическую экспертизу-обоснование цены поставки или схемы поставки импортных товаров. Это позволит существенно минимизировать сумму налоговых претензий контролирующих органов, так как, повторимся, законодательно установленной методики доначисления налогов нет.
А что если отказаться выполнять требования заключения или предписания контролирующих органов? Здесь необходимо знать третью особенность белорусского законодательства 2020 года. Согласно пункту 2 статьи 61 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что взыскание налога, сбора (пошлины) с организации или индивидуального предпринимателя не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением двух случаев:
а) проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет;
б) плательщиком представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.
Данную норму законодательства обязательно необходимо знать тем субъектам предпринимательской деятельности, у которых заключения и предписания контролирующих органов превышают срок более 5 лет с момента уплаты налогов. Это налоги 2014 года и более ранних периодов.
В этом случае взыскание налогов может осуществляться только на основании проверки, которая проведена за период более 5 лет. Обращаем внимание, что пунктом 16 Указа от 16 октября 2009 г. N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» определено, что налоговая проверка не может затрагивать период более 5-ти лет. Исключение составляют только проверки, проведенные по поручениям президента, Совмина, председателя КГК и его заместителей, генпрокурора и его заместителей, проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам.
На практике такие проверки, как правило, проводятся только в отношении представителей крупного бизнеса и маловероятны в отношении субъектов предпринимательства малого и среднего бизнеса. Именно этим зачастую объясняется угрожающий и запугивающий тон и манера общения представителей контролирующих органов с бизнесменами в ходе предварительных бесед. Сотрудникам контролирующих органов выгодно, чтобы бизнесмены, как бы «самостоятельно» доплатили налоги и штрафы. Тем самым контролеры «обходят» 5-ти летний запрет на налоговые взыскания, установленный 61 статьей Налогового кодекса Республики Беларусь, а также отпадает необходимость в проведении дополнительных проверок и сборе дополнительных доказательств виновности белорусского бизнеса. При этом в ситуации отмены Указа № 488 доказательства должны быть весьма существенными, иначе суд может и не принять сторону контролирующих органов.
В заключении отметим, что, не смотря на отмену Указа № 488 его отрицательное действие не белорусский бизнес-климат сохранилось. Неизбежность и безальтернативность наказания белорусского бизнеса, которая существовала в Беларуси в период действия Указа № 488, привела к тому, что белорусский бизнес отучился критически оценивать любое заключение или предписание контролирующих органов. В то же время законодательство существенно поменялось. А это значит, что любое заключение или предписание контролирующих органов необходимо оценивать критически не только с экономической и юридической точек зрения, но и с точек зрения соответствия требованиям действующего в 2020 году законодательства.
Последнее весьма важно для индивидуальных предпринимателей, малых и средних белорусских предприятий, которые не всегда имеют в штате высококвалифицированных юристов и экономистов, а значит, и не всегда смогут юридически и экономически обосновано оценить претензии контролирующих органов. При принятии окончательного решения по требованию контролирующих органов необходимо трезво и разумно сопоставить и оценить возможные дополнительные начисления налогов и возможности предприятия по отстаиванию своих прав. Полное и безапелляционное согласие с требованиями контролирующих органов на практике является сигналом для контролирующих органов о том, что предприятие или предприниматель виновен, а, следовательно, с этого предприятия или предпринимателя и далее можно требовать дополнительные налоги и сборы. Поэтому в случае добровольного исполнения требований контролирующих органов целесообразно проработать вопрос о возможной цивилизованной (в рамках законодательства) ликвидации бизнеса. Иначе дальнейших бесконечных претензий контролирующих органов к вашему бизнесу можно не избежать.
Читайте также:
- План выборочных проверок на второе полугодие опубликован на сайте КГК
- Особенности налоговой оптимизации 2020 года
- План выборочных проверок на первое полугодие 2020 года опубликован на сайте Госконтроля
- Согласование названия юрлица планируется отменить — в Беларуси обсуждается законопроект о регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
- Как наказать лжепредпринимателя?