21.03.2017, 9:00
Что нам до склок Москвы и Вашингтона
Аннуляция договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности грозит возвращением оружия данного класса в Европу, в том числе и на территорию Беларуси.
Россия развернула новую крылатую ракету наземного базирования, чтобы создать угрозу для НАТО — такое громкое заявление сделал 8 марта 2017 года заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерал Пол Сельва выступая в Комитете Палаты представителей по вооруженным силам.
«Эта система сама по себе представляет риск для большинства наших объектов в Европе, и мы полагаем, что Россия намеренно развернула ее, чтобы создать угрозу для НАТО и объектов в зоне ответственности НАТО», — сказал Сельва. Что нарушает «дух и цели» Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).
Он также выразил сомнение в том, что Россия добровольно «вернется к соблюдению этого договора», а значит США надо «искать рычаги давления» на нее. В том числе и посредством модернизации «ядерной триады». Иначе, уже через 10 лет стратегические бомбардировщики B-52 не смогут преодолеть ПВО России.
После Пентагона счел нужным выступить и Госдепартамент США. «Мы думаем, что Россия по-прежнему нарушает свои обязательства по договору о ракетах средней и меньшей дальности», — подчеркнул исполняющий обязанности официального представителя Госдепартамента США Марк Тонер.
«Мы очень четко дали понять нашу обеспокоенность нарушениями со стороны России, риском, который они представляют для безопасности стран Европы и Азии, а также нашу большую заинтересованность в том, чтобы Россия вернулась к выполнению договора».
С «Искандером» за пазухой
Как полагает ряд наблюдателей, говоря о ДРСМД, Пентагон и Госдепартамент США, видимо, имели намерение подчеркнуть заявленную ранее позицию президента Дональда Трампа, суть которой в том, что «ключевые договоры (СНВ-III и ДРСМД), которые США заключили с Россией (СССР) с целью поддержания стратегической стабильности, невыгодны Вашингтону». И поэтому, как сказал недавно Трамп, «надо расширять ядерный арсенал США».
Комментируя эти высказывания, директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов заявил, что все они носят голословный характер, а пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что «Россия оставалась и остается приверженной своим международным обязательствам, в том числе и в рамках упомянутого договора».
Заявление Сельвы и Тонера стали первыми официальными высказываниями на данную тему после того, как 15 февраля текущего года газета The New York Times со ссылкой на источники в американской администрации написала, что российские военные в нарушение ДРСМД тайно развернули два дивизиона новых крылатых ракет, внешне очень похожих на оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер». Один из них якобы находится на полигоне Капустин Яр в Астраханcкой области, а второй перемещен оттуда в декабре 2016 года на операционную базу «где-то еще».
Вряд ли эта публикация появилась случайно, так как в это же время американские сенаторы и конгрессмены начали продвигать закон, разрешающий поставки ракет средней и малой дальности союзникам Вашингтона в Европе и других регионах мира. Насколько можно понять эта инициатива стала ответом на нарушения Россией двустороннего соглашения об РСМД. Авторы законопроекта решили «дать президенту Трампу инструменты», позволяющие вернуться к концепции бывшего президента США Рональда Рейгана «мир через силу». Соответствующий законопроект уже внесен в конгресс США.
Среди предлагаемых мер — дополнительное финансирование расходов на разработку средств активной защиты от крылатых ракет, создание новых элементов противоракетной обороны, разработка собственных наземных ракетных комплексов средней дальности, поставка их союзникам и приостановка выполнения договоров о сокращении наступательных вооружений, а также включение ракетных комплексов «Ярс-М» (РС-26) в список оружия, подпадающего под действие нового договора о сокращении наступательных вооружений.
Надо сказать, что Москва и Вашингтон особенно активно начали обмениваться обвинениями по поводу несоблюдения договора о ракетах средней и меньшей дальности на фоне украинского кризиса. Точкой отсчета стала информация Associated Press, опубликованная в июне 2015 года, о том, что США рассматривают вопрос о размещении в Европе ракет наземного базирования для превентивного уничтожения российских вооружений.
Подразумевалось, но не говорилось прямым текстом, что в Белом доме обсуждается повышение возможностей американского ядерного оружия по уничтожению военных целей в России. Рассматривалось три варианта военного ответа в связи с якобы имевшим место нарушением Москвой Договора РСМД: развитие оборонительных средств, упреждающий «контрсиловой удар» по нарушающим договор вооружениям и «возможность ядерного удара по промышленным центрам» противника.
Со ссылкой на высказывания тогдашнего помощника главы Пентагона по ядерной политике Роберта Шера, в публикации отмечалось, что «контрсиловой удар» означает, что «мы можем атаковать эту ракету (нарушившую договор) там, где она находится в России». А другой представитель военного ведомства США Брайан Маккеон еще в декабре 2014 года заявил, что данный вариант подразумевает возможное размещение в Европе крылатых ракет наземного базирования.
Претензии претензиями, но без РСМД будет еще хуже
Суть основных обвинений США в адрес России сводится к следующему. Во-первых, представители американских официальных кругов утверждают (не предъявляя, правда, фактических доказательств), что одна из крылатых ракет, входящих в боекомплект оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М», имеет дальность полета свыше 500 км, что запрещено договором о ликвидации РСМД.
Во-вторых, баллистическая ракета РС-26 «Рубеж», заявленная как межконтинентальная (сейчас она находится в процессе принятия на вооружение РВСН РФ), была испытана на дальность менее 5.500 км. Что также противоречит РСМД.
В свою очередь, российским военно-политическим руководством высказывается мнение, что американские разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Predator и Global Hawk, которые несут на борту оружие, совершенно однозначно подпадают под понятие аэродинамических ракет дальностью свыше 500 до 5.500 км, запрещенных договором.
Так дальность действия БПЛА Predator составляет 1.000-1.500 км, Global Hawk — несколько тыс. км. В настоящее время американцы их активно используют во всех регионах мира для уничтожения «террористов» в Сомали, Южном Йемене, Ираке, Пакистане, Афганистане и т.д.
Вторая группа претензий России состоит в том, что транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) для противоракет SM-3 системы ПРО Aegis, которые США собираются разместить в Польше и Румынии, совершенно идентичны тем, которые используются для хранения и запуска крылатых ракет большой дальности. Что, по мнению российских экспертов, также следует считать нарушением договора РСМД.
В 2015 году глава МИД РФ Сергей Лавров отметил: «В рамках создания глобальной ПРО Вашингтон развернул широкомасштабную программу создания ракет-мишеней с характеристиками, аналогичными или близкими к запрещенным ДРСМД наземным баллистическим ракетам». В связи с чем он предложил «переподтвердить» международные договоры, обвинив НАТО и США в подрыве международных конструкций безопасности, в частности в Европе.
В конце марта 2016 года обмен выпадами продолжился: на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне президент США Барак Обама в очередной раз заявил о нарушениях со стороны России Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В мае он повторил свои обвинения, на что в МИД РФ повторили, что развертывание системы ПРО США в Европе угрожает безопасности и нарушает договор по ракетам средней и малой дальности. В октябре 2016 года к дискуссии присоединился Владимир Путин. По словам президента РФ, «наивное бывшее российское руководство пошло на ликвидацию ракет средней дальности наземного базирования», но соглашение не затронуло ракеты средней дальности воздушного и морского базирования, которых у Советского Союза просто не было. В итоге в США они остались на вооружении. «Тем не менее мы считаем необходимым соблюдать это соглашение, тем более что, как вы знаете, у нас сейчас тоже появилось такое же оружие — ракеты средней дальности морского и воздушного базирования».
Как считает академик Российской академии наук Алексей Арбатов, для Москвы крушение договоров о РСМД и СНВ, а вместе с ними всей системы нераспространения ядерного оружия невыгодно ни с экономической, ни с геополитической точки зрения.
«Если Россия выйдет из договора и развернет ракеты средней дальности, до США они в любом случае не достанут, а американцы, развернув ракеты средней и меньшей дальности уже не в Германии, как это было до 1991 года, а в Прибалтике и странах Восточной Европы, получат возможность держать под ударом практически всю территорию нашей страны. Подлетное время ракет этого типа будет составлять в этом случае всего десятки секунд».
По словам эксперта, сторонам стоит признать, что накопились взаимные претензии, и выдвинуть предложения по преодолению возникших противоречий. Такими мерами могли бы стать гарантии американской стороны по неразмещению ракет типа «Томагавк» на объектах ПРО в Румынии и Польше. Россия могла бы воздержаться от развертывания крылатых ракет нового типа.
Ракетная крепость Беларусь
Между тем, есть все основания полагать, что прекращение действия этого договора имело бы серьезнейшие военно-политические последствия и для Беларуси. В советские времена на нашей территории базировалась крупнейшая группировка ядерных ракет средней и меньшей дальности — до трети от их общего числа в СССР. На 28 базах и объектах было размещено 318 ракет средней и 271 — меньшей дальности.
Прежде всего следует упомянуть о 267 пусковых установках (ПУ) самого продвинутого тогда ракетного комплекса мобильного базирования РСД-10 «Пионер» и «Пионер-УТТХ», или SS-20 Saber по классификации НАТО.
Дальность стрельбы этой мощной системы, получившей на Западе название «Гроза Европы» (советские военные прозвали его «Змей Горыныч»), в последней версии достигала 5.500 км. Разделяющаяся головная часть каждой ракеты оснащалась тремя боевыми блоками (ББ). Мощность одного ББ составляла 150 килотонн. Каждый ББ индивидуально наводился на выбранную цель.
По официальным данным, согласно договору по ликвидации РСМД между Советским Союзом и Соединенными Штатами по состоянию на 1987 год, СССР обладал 405 развернутыми ПУ, 245 ракет хранил в арсеналах и складах. При этом белорусская группировка развернутых РСД-10 была самой значительной.
Но говоря о «пионерах» не вспомнить о ракетных монстрах, разработанных еще во времена легендарного советского конструктора ракетной техники Сергея Королева и надолго (они стояли на вооружении почти 40 лет) затерявшихся в белорусских лесах. Это 45 ракет P-12 (SS-4 Sandal). Их относительно небольшая дальность (2.000 км) и чрезвычайно низкая точность (круговое вероятное отклонение от цели составляло 2.300 м) компенсировались мощностью боезаряда в 1 мегатонну.
Еще больше смертей обещали Европе своими боеголовками эквивалентом в 2 млн. тонн тротила чуть более молодые Р-14 (SS-5 Skean). Правда, на территории БССР их базировалось всего 6 единиц.
Кроме того, на нашей территории было с избытком «рассыпано» ракетной «мелочи» — оперативно-тактических и тактических комплексов. Так, мобильных ракет ОТР-22 «Темп С», или по натовской классификации SS-12B Skaleboard (дальность — 900 км, ядерный боезаряд — 500 килотонн), было размещено 179 штук. ОТР-23 «Ока», или SS-23 Spider (дальность — 400 км, боезаряд — 500 килотонн), имелось 92 единицы.
В период с 1988 по 1991 годы, на закате СССР, в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности этот арсенал был ликвидирован. Но вот прошло 25 лет и вероятность превращения Беларуси в ракетный плацдарм вновь стала высокой. По мнению ряда экспертов выдвижение на ее территорию новых ракетных комплексов (хотя бы тех ОТРК «Искандер-М») может стать одним из ответов России на развертывание объектов американской системы стратегической противоракетной обороны в Европе.
В случае же дальнейшего обострения напряженности между США, НАТО и Россией, как неоднократно заявлял президент российской Академии геополитических проблем генерал-полковник в отставке (ранее занимавший пост начальника главного управления международного сотрудничества Минобороны России) Леонид Ивашов, руководство Республики Беларусь, вообще, может поставить вопрос о выходе из Лиссабонского протокола и согласиться на размещение российского тактического ядерного оружия (например, ядерных боеголовок к «Искандерам») на своей территории.
Не изменил он свою позицию и сегодня. По мнению Л. Ивашова, помимо размещения высокоточного оружия (в частности, крылатых ракет «Калибр») на кораблях можно разместить современные авиационные ударные средства и комплексы «Искандер-М» не только в Калиниградской области, но и в Беларуси. «Мы могли бы поставлять Беларуси более современную технику на льготных условиях, чаще проводить совместные учения, чтобы это ощущали и в Польше, и в странах Балтии».
Несмотря на перманентные противоречия между славянскими союзниками в области экономики, многие российские военные аналитики уверены, что трения эти не распространяются на область совместной обороны и в случае необходимости белорусское руководство выполнит свои договорные обязательства в этой сфере.