Крушение Договора о ракетах средней и меньшей дальности делает Беларусь заложницей начинающейся гонки вооружений этих классов между Россией и США.

26 октября 2020 года президент России Владимир Путин выступил с предложениями по деэскалации напряженности в условиях прекращения действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Он заявил о приверженности Российской Федерации объявленному ранее ею мораторию на развертыванию РСМД наземного базирования. Соблюдать его РФ будет до тех пор, пока США не будет размещать эти вооружения в регионах Европы.

Для поиска компромиссных политико-дипломатических решений по преодоления разногласий вокруг ДРСМД Москва готова пойти на дополнительные шаги, которые помогут на основе принципов равной и неделимой безопасности, сбалансированного учета интересов сторон до минимума свести негативные последствия разрыва данного договора.

В качестве шага доброй воли российский президент выразил готовность отказаться от развертывания в европейской части страны новых крылатых ракет для оперативно-тактического ракетного комплекса “Искандер-М” – 9М729. Испытания последних послужили формальным поводом к выходу США из ДРСМД. Напомним, фактическое прекращение его действия произошло в августе 2019 года. При этом Москва продолжает утверждать, что ракета 9М729 не нарушает его требований.

В свою очередь, руководство России настаивает на том, что страны НАТО должны будут пойти на аналогичные встречные шаги и отказаться от размещения в Европе вооружений, запрещенных по ДРСМД. Однако ведущие европейские державы к этой инициативе отнеслись скептически. Так, в МИД Германии заявили: предложения России не заслуживают доверия.

Еще более категоричным был ответ США, прозвучавший из уст советника американского президента по национальной безопасности Роберта О’Брайена. “Мы вышли из договора о РСМД, мы разрабатываем гиперзвуковое оружие, системы доставки баллистических ракет … Мы разместим такое же вооружение при необходимости в Европе для сдерживания России”.

Очевидно, есть необходимость пояснить, что в соответствии с положениями ДРСМД ракеты средней дальности – это баллистические ракеты с дальностью полета от 1000 до 5500 километров. Они меньше и легче межконтинентальных баллистических ракет (МБР), время их полета до цели в разы меньше, и в случае гипотетического конфликта они смогут уничтожить ключевые объекты в зоне поражения за считаные минуты.

Именно эти боевые свойства делали их более опасными, чем МБР и установившийся 70-х годах ядерный паритет между СССР и США оказался под угрозой. Размещение в Европе советских ракет средней дальности “Пионер” и американских Pershing II дало начало последней гонке вооружений холодной войны перед распадом СССР.

Осознавая угрозу, исходящую от РСМД, генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган 8 декабря 1987 года подписали договор, по которому обязались уничтожить в Европе все наземные ракеты с дальностью полета от 500 до 5500 километров. Ракет воздушного (на самолетах) и водного (на кораблях) базирования запрет не касался. Советский Союз в итоге расстался с 1846 ракетами (и баллистическими, и крылатыми), США – с 846 (считая баллистические и крылатые).
Помимо ликвидации ракет данных классов, стороны обязались впредь не производить и не испытывать новые.

В конце 1991 года СССР распался, и каждая из бывших братских республик принимала решение о соблюдении договора самостоятельно. Из 15 постсоветских государств только Беларусь, Украина и Казахстан наряду с Россией остались его участниками. Сегодня, несмотря на прекращение участия в нем Вашингтона и Москвы, Минск продолжает следовать принципам ДРСМД. Вопрос: до каких пор? И что потом делать?

На сегодняшний день номинально РСМД в Европе не имеется. Из ближайших к европейскому континенту владельцев таких ракет можно назвать Израиль (модель «Иерихон-2» с дальностью до 3500 км) и Иран. Раньше системами средней дальности располагали Великобритания и Франция, но сейчас они от них отказались. Весной 2019 года о наличии у Украины ракет с дальностью более чем в 1000 километров объявил было президент Петр Порошенко. Большинство экспертов признало это заявление чисто политическим, рассчитанным на резонанс в СМИ. Ибо наличие такой ракеты у Киева крайне сомнительно со всех сторон.

Зато очень много таких ракет в Китае, имеются они у Индии, Пакистана и даже КНДР. Возможно, выход США из ДРСМД направлен в первую очередь не против России – а продиктован нежеланием связывать себе руки в условиях изменившейся обстановки, когда Пекин ничем не ограничен в создании подобных вооружений.

Еще раз повторим, что согласно ДРСМД для Европы речь всегда шла только исключительно о наземных ракетных комплексах. Стоило установить ракету на самолет или корабль, как все ограничения немедля переставали действовать. К примеру, если Беларусь захочет установить на свои истребители Су-30 ракеты с дальностью действия хоть 1000, хоть 2000 километров, это не сделает нашу страну нарушителем международных соглашений. То же касается любого европейского государства. Единственная загвоздка – чтобы такая ракета у страны физически была.

А вообще, насколько реально такой боеприпас произвести изготовить? В условиях СНГ это весьма проблематично для любой страны, кроме России. В СССР ракеты изготавливались совместными усилиями множества предприятий, причем смежники могли находиться хоть в Армении, хоть в БССР, хоть во Владивостоке. Сегодня та же Украина для создания полноценных РСМД должна будет приобрести компетенции, которых у нее раньше не было. Что при нынешнем состоянии ракетной отрасли в стране маловероятно.

Примером может служить безуспешные усилия украинского ВПК по созданию ОТРК “Гром-2” (с дальностью полета 300 километров, как у нашего «Полонеза») для Саудовской Аравии. 30 миллионов долларов аванса и более пяти лет работ привели только к созданию неработающего макета – без единого испытательного пуска. И конца-края этому не видно. А ведь постройка ракеты средней дальности является задачей намного более сложной.

Беларусь, если бы пожелала создать собственную такую ракету, столкнулась бы ровно с теми же проблемами. Россия помогать в таком тонком деле вряд ли станет – она в свое время и не продала нам свои «Искандеры», и не предоставила полигон для испытаний «Полонеза». Возможно, роль “спонсора технологий” мог бы взять на себя Китай. Кстати, по очень распространенной версии, китайские крылатые ракеты скопированы с советских X-55, проданных в начале века в КНР Украиной. Однако на сегодняшний день задачу обзавестись системами средней дальности руководство РБ перед отечественным ВПК вряд ли ставит.

Что касается великих военных держав, то для них создание ракет средней дальности большой проблемой не станет. Россия может решить эту задачу несколькими путями: создать наземную версию корабельной ракеты “Калибр” или “допилить” до средней дальности 9М729 – ту самую, из-за которой и затрещал по швам ДРСМД (а если претензии Вашингтона справедливы, то и дорабатывать ничего не придется). Если же речь зайдет о гонке гиперзвуковых ракет, то на этот случай уже есть “Циркон”. Чтобы перевести его с моря на сушу много времени не понадобится.

Тем более что США всячески провоцируют этот процесс: в августе прошлого провели испытательный пуск ракеты “Томагавк”, адаптировав корабельную ракету к пускам с суши. Это еще не полноценная наземная ракета средней дальности, но сделать такую небольшая проблема. Чуть больше усилий потребует создание гиперзвукового боеприпаса. Было бы желание и деньги. А они – есть.

Так что наш многострадальный Старый Континент (и Беларусь в том числе) ждет новая гонка вооружений, и способов положить ей конец пока не видно.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,