Экономическую политику любого государства можно определить по отношению власти к отчетам, предоставляемым бизнесом государству. В современной Беларуси отчеты являются важнейшим элементом экономической политики и поэтому белорусская экономика, несмотря на заявленную государством модель социально-ориентированной рыночной экономики по своей сути является типичной планово-административной экономикой советского типа, с минимальными элементами рыночного механизма. Последнее наглядно проявляется при анализе законодательства регламентирующего порядок предоставления бизнесом отчетов для органов государственного управления.

Статистика всему голова

Важность отчетов определяется суммой ответственности, которую государство устанавливает в случае, если отчетность не предоставляется или предоставляется с ошибками. По данному критерию наиболее важными для государства являются данные государственной статистической отчетности предприятий.

Так, максимальный административный штраф за повторное непредоставление в течение года государственной статистической отчетности установлен в размере до 200 базовых величин. Аналогичный штраф предусмотрен и за повторное в течение года предоставление искаженных данных государственной статистической отчетности. Для сравнения, если предприятие с опозданием, но не позднее 3 дней от установленного законодательством срока представило налоговую декларацию, то штраф составляет от 1 до 10 базовых величин.

Чиновники от статистики могут возразить, что штраф в 200 базовых величин никогда не применялся. Тогда возникает закономерный вопрос, а для чего он введен: для запугивания предприятия, для возможной расправы с неугодными бизнесменами или для других целей? Зачем закреплять в нормативном документе огромный штраф за документы, ничего в экономике не меняющие, отпугивая тем самым потенциальных инвесторов?

Ответ на вопрос, наверное, кроется в следующем. Устанавливая штраф в размере более 20 000 тысяч евро для документа (государственного статистического отчета), который не оказывает никакого прямого влияния на экономическую жизнь государства, а лишь констатирует результаты экономической политики государства, власть показывает, что для государства важно не содержание, а форма экономической политики. Самым важным для государства является показать «правильный и не искаженный» статистический отчет, который докажет, что выбранная экономическая модель «правильная» и поэтому дает «правильные» экономические результаты, что как раз и подтверждается данными «правильной» государственной статистической отчетности.

Ни в одном рыночном государстве бизнес не станет искажать статистическую отчетность, которая никаким образом напрямую не влияет на результаты его работы. От цифр в статистическом отчете не зависит сумма уплаченных налогов. Также никто не накажет бизнес за его «плохие показатели».

Статистика везде констатирует лишь результат совершения экономических операций и нигде, кроме Беларуси, не рассматривается в качестве важнейшего инструмента экономической политики государства. И только в Беларуси предусмотрена экономически неоправданно большая административная ответственность за искажение статистической отчетности, так как государство сомневается в порядочности руководителей предприятий,  а, следовательно, знает или догадывается, что предоставляемая государству статистика может быть недостоверной.

В итоге получается забавная схема управления, в которой государство устанавливает государственным предприятиям плановые показатели, исполнение которых в последующем контролируется через государственные статистические отчеты. А так как государство догадывается или знает, что руководители предприятий могут ради выполнения плановых показателей, которые по факту не выполнены, предоставить недостоверные данные, то  и придумало такие большие административные штрафы для устрашения нерадивых руководителей. Стало ли после этого государственная статистика более достоверной, знает только Бог и руководство нашего государства.

Мы же знаем, что белорусская статистика постоянно совершенствует методы своей работы, и поэтому в 2017 году решило провести сплошное статистическое обследование вновь зарегистрированных в 2016 году предприятий и всех малых предприятий с численностью работающих до 15 человек. Данный отчет необходимо было представить до 30 января 2017 года.

Форма отчета для малых предприятий и сведения, содержащиеся в ней, свидетельствуют о желании государства узнать обо всех тонкостях и нюансах деятельности малого бизнеса. Например, государству необходимо знать, сколько в декабре 2016 года зарабатывали женщины на малых предприятиях. Почему статистику интересует заработная плата только женщин, но никак не мужчин вопрос понятный только для составителей формы отчета 1 МП (микро). 

Для остальных же понятно, что заполнение 11 разделов статистического отчета 1 МП (микро) займет много времени у малого бизнеса, и весьма вероятно потребует дополнительных финансовых расходов на внешних консультантов по порядку заполнения отчета и расчета всех показателей, которые хочет знать белорусская статистика. Так как далеко не каждый юрист или экономист, не говоря уже о работниках малого предприятия, сможет разобраться в тонкостях белорусского ОКРБ, или рассчитать такие непростые показатели как пассажирооборот (тыс. пассажиров на км) или грузооборот (тыс. тонн на км). Еще более экзотическим выглядит расшифровка выручки предприятия по видам деятельности или видам продукции (услуг), в условиях, когда номенклатура продукции может составлять десятки наименований.

Очевидно, что статистические чиновники привыкли работать с крупными предприятиями и поэтому не понимают, что в малых предприятиях такого «досконального учета» до каждого гвоздя или километра может и не быть, так как он никому кроме белорусской статистики, по сути, и не нужен. Это только в плановой советской экономике богатство определялось тоннокилометрами и штуками, в нормальной же экономике существует единственный показатель экономической эффективности – это прибыль. А все остальные показатели нужны лишь для учебников по плановой экономике.

При этом вся эта затея с «переучетом или пересчетом» малого бизнеса не случайна. Во-первых, далеко не весь малый бизнес читает сайт Национального статистического комитета, а значит, без новых административных штрафов для малого бизнеса, не предоставившего своевременно статистический отчет 1 МП (микро), наверное, не обойдется. Во-вторых, государство получит большой массив дополнительной информации, который может быть использован для введения новых критериев налогообложения или нового обязательного размера минимальной заработной платы для бизнеса, необходимого для выполнения 500-долларового зарплатного плана, или введения новых запретов для малого бизнеса в занятии определенными видами деятельности и так далее. Скорее всего, к лету, времени окончательной обработки всех отчетов по малому бизнесу, можно будет ожидать новых нормативных документов, регулирующих работу малых предприятий в Республике Беларусь.

Налог вторичен, главное — декларация

Напоминает плановую экономику и система предоставления отчетности в налоговые органы. «Стандартная» неуплата налогов, выявленная в ходе налоговой проверки, ведет к административному штрафу в сумме 20% от суммы недоплаченного налога, но не менее 10 базовых величин. Если контролеры выяснят, что неуплата налогов была умышленной, то административный штраф составит от 20 до 60 базовых величин.

В свою очередь, если налоговая декларация представлена с опозданием более, чем на 3 дня от установленного законодательством срока, то административный штраф составляет 10% от суммы налога, но не менее 10 базовых величин. Фактически данный штраф сопоставим со штрафом за неуплату налогов. Поэтому, если предприятие уплатило налог, но забыло или не смогло по каким-то причинам представить декларацию, то ответственность для него будет практически такая же, как и за неуплату налогов. Декларация важнее налогов?

Еще более абсурдная ситуация возникает с новыми электронными счетами фактурами по НДС. Так, письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря2016 г. N 2-1-9/02509 «О применении электронных счетов-фактур по НДС» определен порядок наложения административных штрафов за несоставление электронных счетов-фактур по НДС.

Налоговые чиновники в очередной раз на практике подтвердили известный всем советским людям тезис о том, что «был бы человек, а статья найдется». Перефразируя его на современную белорусскую действительность можно сказать, что «было бы предприятие, а административный штраф мы найдем».

Оказывается, вводя процедуру электронных счетов-фактур по НДС, чиновники преследовали двойную цель. Так, чиновники не только затруднили процедуру принятия к вычету НДС для бизнеса, но и придумали новый метод наложения административных штрафов.  Электронные счета-фактуры по НДС являются обязательным электронным документом, и поэтому несоставление электронного счета-фактуры по НДС является административным правонарушением по статье 13.8 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Поэтому даже если электронный счет-фактура не оказывает никакого влияния на сумму уплаченного налога (например, контрагент не является плательщиком белорусского НДС), а значит, по своей экономической сути и для бюджета является бессмысленной, предприятие все равно может получить административный штраф. Штраф может достигать 30 базовых величин или 6 900 белорусских рублей по состоянию на 1 января 2017 года.

Логика в применении административных штрафов по электронным счетам-фактурам по НДС для налоговых чиновников лишь одна. В условиях ухудшения экономической ситуации введение электронных счетов-фактур по НДС неминуемо приведет к росту налоговой нагрузки на бизнес, а значит, еще больше ухудшит экономическую ситуацию в государстве. В этой ситуации налоговые органы смогут обвинить во всех бедах недобросовестных бизнесменов, которые почему-то не хотят или не могут составлять электронные счета-фактуры по НДС. А чтобы заставить весь бизнес быть «сознательным» налоговые чиновники будут использовать «кнут» административных штрафов, так как «пряников» для стимулирования применения электронных счетов-фактур по НДС государство придумать не смогло или не захотело.

Данная ситуация в очередной раз показала преобладание административных (принудительных) рычагов управления над рыночными (экономически мотивированными) методами управления в белорусской экономической модели. Белорусская экономика все больше становится похожей на советскую модель административной плановой экономики. 

 ФСЗН гроза и надежда тунеядцев

Самыми либеральными в вопросе предоставления отчетности и уплаты налогов являются органы Фонда социально защиты населения (далее – ФСЗН). Так, за непредоставление отчетов в ФСЗН предусмотрен штраф от 4 до 20 базовых величин (статья 23.16 КоАП). А неуплата отчислений в ФСЗН влечет наложения административного штрафа на предприятие в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Кроме того, следует отметить, что за необеспечение зачислений выручки на счета предприятий при наличии задолженности перед бюджетом или отчислениями в ФСЗН на предприятие может быть наложен административный штраф в размере до 50 базовых величин (статья 13.14 КоАП).

Но несмотря на относительную незначительность штрафов за предоставление отчетов ФСЗН, значение самих отчетов в последние годы возросло. Именно отчет ФСЗН ПУ-3 является в настоящее время основным документом, позволяющим государству выявлять тунеядцев. В отчете ПУ-3 содержится информация обо всех работающих гражданах Республике Беларусь с разбивкой информации по месяцам, что позволяет определять продолжительность работы человека в течении годы. Последнее является основным критерием  определения тунеядцев – людей, которые проработали меньше 183 дней в году.

Как это ни прозвучит странным, но принятие Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет о тунеядцах), создало «экономический механизм» заинтересованности предприятий в сдаче отчета ПУ-3. Положения Декрета о тунеядцах создало экономическую ситуацию, при которой предприятиям выгодно своевременно и правильно заполнять отчет ПУ-3, так как только в этом случае удастся избежать привлечения сотрудников предприятия к ответственности за тунеядство. Терять же хорошего специалиста, которого могут обвинить в тунеядстве из-за неправильно составленного отчета ПУ-3, ни одно нормальное предприятие не заинтересовано.

Не пора ли и другим государственным ведомствам придумывать новые Декреты, действие которых создало бы «экономический механизм», по которому своевременное и правильно предоставление отчетов являлось бы экономически более выгодным, чем их непредоставления? Глядишь, тогда можно будет и административную ответственность за непредоставления отчетов органам государственного управления упразднить и повысить тем самым инвестиционный рейтинг Беларуси в глазах международных финансовых организаций.

Обобщая анализ системы предоставления государственных отчетов в Республике Беларусь, нельзя не отметить тот факт, что сложившаяся громоздкая система государственной отчетности во многом обусловлена раздутостью государственного аппарата. В Беларуси слишком много чиновников, которые, боясь сокращения, постоянно придумывают новые отчеты и нововведения к старым отчетам для оправдания своей необходимости. В этой связи упрощение и сокращение существующей системы государственной отчетности возможно только в случае одновременного сокращения количества функций чиновников, а также самих чиновников, не производящих богатство, а генерирующих рост бесполезного документооборота «обязательных» для государства отчетов и документов.

 


Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,