Прошедший год стал еще одним кризисным годом для белорусской экономики. Негативную динамику показали все основные экономические показатели: ВВП, промышленное производство, инвестиции, экспорт, доходы населения. Как в таких условиях чувствовал себя банковский сектор? В целом, неплохо. Хотя, как и ожидалось, и его затронул ряд негативных тенденций. Впрочем, по-другому и не могло быть, учитывая общую ситуацию в экономике. Ниже – о наиболее интересных, на наш взгляд, трендах в развитии банковского сектора в 2016 году.

Сжатие рынка кредитования

Как мы и предполагали ранее (см. «Банковский сектор: тренды 2015»), в 2016 году наблюдалось сокращение кредитного портфеля банков (рисунок 1).

Задолженность по банковским кредитам организаций и физических лиц в прошедшем году сократилась на 1926,1 млн. руб. (-5%), в т.ч. в национальной валюте – на 421,5 млн. руб. (-2,6%), в иностранной валюте – на 1371,6 млн. долларов США (-12%).

Объем кредитной задолженности физических лиц за 2016 год немного возрос – с 6878,8 млн. руб. до 7155,4 млн. руб. (+4%). Данный сегмент рынка кредитования в последние месяцы 2016 года показывал невысокие, но устойчивые темпы роста. В целом сжатие кредитного рынка определялось, прежде всего, сокращением объема кредитования предприятий в иностранной валюте: задолженность по таким кредитам снизилась с 11581,8 млн. долларов США до 10222,0 млн. долларов США (-12%).

Говоря о сокращении банковского портфеля кредитов юридическим лицам, нам хотелось бы обратить внимание на три фактора, объясняющих эту тенденцию. Во-первых, в результате продолжающегося падения объема внешней торговли и инвестиций потребность предприятий в валютном кредитовании существенно сократилась. Во-вторых, на фоне спада в экономике, ухудшения финансового состояния большинства предприятий и сокращения их валютной выручки банки ужесточили подходы к кредитованию клиентов и весьма осторожны при предоставлении новых кредитов, особенно в иностранной валюте. В-третьих, сокращение кредитной задолженности корпоративных клиентов представляет собой результат усилий государства по приобретению у банков активов, сформированных в ходе директивного кредитования, а также реструктуризации кредитной задолженности проблемных заемщиков.

Сокращение банковских депозитов

В отношении динамики депозитного рынка отметим несколько ключевых моментов. В номинальном выражении в 2016 году объем привлеченных депозитов возрос на 425,3 млн. руб. (+1,4%). При этом без учета изменения официального курса белорусского рубля величина банковских депозитов в рассматриваемом периоде сократилась на 660 млн. руб. (-2,2%). Главным фактором сокращения величины привлеченных банковским сектором депозитов стало снижение суммы депозитов физических лиц в иностранной валюте на 782,2 млн. долларов США (-9,5%). Депозиты предприятий в 2016 году напротив увеличивались за счет их прироста в национальной валюте на 904 млн. руб. (+25%).

Общей тенденцией депозитного рынка для предприятий и населения стало сокращение объема депозитов в иностранной валюте (-1111,4 млн. долларов США) и прирост в белорусских рублях (+1403,6 млн. руб.), что привело к увеличению удельного веса вкладов в белорусских рублях до 30,1% (на начало 2016 года – 25,8%). Данные изменения в структуре вкладов произошли в результате изменения ценовых параметров депозитного рынка, речь о которых пойдет ниже.

Рост требований банков к государственным органам

В 2016 году продолжился рост чистых требований банков к органам государственного управления и Национальному банку (рисунок 2). Объем чистых требований к органам государственного управления за 2016 год возрос с 1348,5 млн. руб. до 2051,6 млн. руб. (+52%), к Национальному банку – с 6766,7 млн. руб. до 8457,5 млн. руб. (+25%). Увеличение объема чистых требований к органам государственного управления и Национальному банку на 2,4 млрд. руб. (+30%) объясняется следующими основными причинами:

  • рост величины требований банков к Национальному банку в белорусских рублях на 1267,4 млн. руб. (в основном за счет вложений в ценные бумаги);
  • сокращение суммы обязательств банков перед Национальным банком в белорусских рублях на 723,3 млн. руб. (за счет возврата полученных кредитов и депозитов);
  • увеличение суммы требований банков к органам государственного управления в иностранной валюте на 759,7 млн. долларов США (в основном за счет вложений в ценные бумаги).

Такая динамика является верным признаком избыточной ликвидности в банковском секторе. Основной вклад в прирост чистых требований банков к органам государственного управления и Национальному банку сделан за счет операций в национальной валюте. Мы объясняем это тем, что на фоне увеличения объема привлеченных депозитов предприятий и населения в национальной валюте (+1403,6 млн. руб.), банки сократили в 2016 году объем кредитного портфеля в белорусских рублях (-421,5 млн. руб.). Это привело к избыточной ликвидности банков и формированию у них свободных ресурсов в национальной валюте, которые они направляли на возврат кредитов и депозитов, полученных от Национального банка, а также размещали в ценные бумаги, эмитированные органом денежно-кредитного регулирования.

Схожим образом можно объяснить рост вложений банков в иностранной валюте в ценные бумаги органов государственного управления: в 2016 году банки существенно сократили кредитный портфель в иностранной валюте (-1371,6 млн. долларов США) и могли направлять высвобождающиеся ресурсы на приобретение ценных бумаг органов государственного управления. Однако есть альтернативное объяснение положительной динамики объема требований банков к органам государственного управления. Рост вложений банков в иностранной валюте в ценные бумаги на фоне сокращения кредитных вложений может быть просто результатом приобретения у банков проблемных активов за счет средств, полученных от покупки этими банками ценных бумаг, эмитированных органами государственного управления. Недавно мы писали о таких способах «очистки» банковских балансов от проблемных активов более подробно (см. «Проблемные активы: вызов для банковского сектора»).

Сокращение задолженности перед нерезидентами

Еще одним признаком, косвенно подтверждающим наличие избыточной ликвидности в банковском секторе, является рост его чистых иностранных активов в результате сокращения задолженности перед нерезидентами и увеличения объема требований к ним (рисунок 3).

Отрицательное значение чистых иностранных активов (превышение суммы обязательств перед нерезидентами над суммой требований к ним) снизилось за 2016 год с -4657,3 млн. долларов США до -3806,4 млн. долларов США (+18,3%). Это максимальное значение чистых иностранных активов банков, начиная с 2011 года. Данная динамика обусловлена ростом иностранных активов банков на 236,9 млн. долларов США и сокращением иностранных пассивов на 614 млн. долларов США за счет снижения суммы задолженности по кредитам перед нерезидентами (-660,7 млн. долларов США).

Тенденцию к сокращению отрицательного значения чистых иностранных активов банков мы отмечали еще по итогам 2015 года. В прошедшем году наблюдалось ее продолжение в результате дальнейшего спада объема внешней торговли, существенного сокращения кредитного портфеля банков в иностранной валюте и снижения потребности в привлечении кредитных ресурсов зарубежных финансовых институтов.

Быстрое снижение процентных ставок

В 2016 году на рынке наблюдалось интенсивное снижение процентных ставок по депозитным и кредитным операциям банков по мере снижения ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, а также под воздействием регулятора, использовавшего для этого как экономические, так административные меры. Так, средние процентные ставки по новым банковским вкладам в национальной валюте снизились с 26,2% годовых в январе до 9,1% годовых в декабре прошедшего года, по новым вкладам в СКВ – соответственно с 4,0% годовых до 2,3% годовых. Средние процентные ставки по новым банковским кредитам также снижались: в национальной валюте – с 33,5% годовых до 20,5% годовых, в СКВ – с 9,8% годовых до 8,3% годовых.

Здесь следует обратить внимание на две особенности. Во-первых, опережающими темпами (по сравнению с кредитными операциями) снижались процентные ставки по банковским депозитам. Речь идет как о фактической стоимости новых депозитов, так и средних процентных ставках по всем депозитам (т.е. с учетом снижения процентных ставок по ранее привлеченным вкладам). Это, в свою очередь, способствовало росту чистых процентных доходов банков (разность между процентными доходами и процентными расходами) и увеличению их чистой процентной маржи (отношение чистых процентных доходов к активам).

Во-вторых, новая ценовая ситуация на рынке стимулировала рост сбережений и привлечение новых кредитов в национальной валюте со стороны секторов экономики. В частности, существенное сокращение разрыва между размером процентных ставок по новым кредитам в белорусских рублях и СКВ поощряло рост объемов кредитования именно в национальной валюте.

Рост проблемных активов и… прибыли

Тему проблемных активов банковского сектора и быстрого увеличения их размера мы достаточно подробно рассматривали в одной из предыдущих статей. Здесь отметим, что благодаря значительному сокращению объема проблемных активов банков в декабре 2016 года (-697,4 млн. руб.), в целом за год их сумма увеличилась «всего» на 2372,6 млн. руб. или на 85%. Интересно, что в 2016 году из общего объема прироста просроченной и пролонгированной задолженности по банковским кредитам (557,9 млн. руб.) 79% пришлось на предприятие государственной формы собственности.

Обычно значительный рост объема проблемных активов банков сопровождается сокращением размера их прибыли и ухудшением показателей рентабельности. Происходит это потому, что в связи с ухудшением качества активов банки обязаны формировать специальные резервы, которые относятся на расходы банков и используются на покрытие потерь, возникающих в случае неспособности должников возвратить кредиты. Однако в нашем случае этого не произошло: несмотря на существенный рост величины проблемных активов, в 2016 году прибыль банков возросла в 1,5 раза – с 585,9 млн. руб. до 884,9 млн. руб., а рентабельность активов – с 1,0% до 1,3%. Этим ситуация существенно отличалась от 2015 года, когда на фоне также наблюдавшегося роста объема проблемных активов прибыль банков сократилась.

Объяснение состоит в значительном росте чистых процентных доходов банков: согласно доступным данным за январь-ноябрь 2016 года величина этого показателя возросла на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Рост чистых процентных доходов происходил на фоне практически неизменного объема активов банков в номинальном выражении (прирост составил немногим более 2%), что указывает на увеличение чистой процентной маржи банков. Последнее связано с благоприятными для банков изменениями в динамике процентных ставок по кредитным и депозитным операциям, когда темпы снижения стоимости привлеченных ресурсов банков опережают снижение процентных ставок по активным операциям.

Увеличение прибыли банков стало возможным еще и потому, что, несмотря на значительный рост проблемных активов (+2372,6 млн. руб. или 85%), величина фактически созданного банками специального резерва в течение года выросла в меньшей степени – на 402,5 млн. руб. или 21%. Иначе говоря, рост проблемных активов в 2016 году не сопровождался адекватным по темпам увеличением величины специальных резервов на покрытие возможных убытков. Как следствие, покрытие проблемных активов специальными резервами в 2016 году сократилось с 69% до 45%. В краткосрочном периоде это оказывает положительное влияние на размер прибыли, полученной банковским сектором, однако заслуживает негативной оценки с точки зрения финансовой устойчивости банковского сектора в среднесрочной перспективе.

В заключение подытожим основные тенденции в развитии банковского сектора в 2016 году. Во-первых, в условиях экономического кризиса в банковском секторе наблюдался спад в форме сокращения банковских активов и пассивов: без учета изменения официального курса белорусского рубля в 2016 году банковские активы и пассивы сократились на 1%. Это новое явление, не наблюдавшееся в предыдущие годы. Другим каналом воздействия экономического кризиса на банковский сектор стало ухудшение качества банковских активов, увеличение объема и удельного веса проблемных активов. Тем не менее, в прошедшем году эти негативные явления не привели к ухудшению финансового результата деятельности банковского сектора.

Во-вторых, в 2016 году банковский сектор сокращал объем требований к субъектам хозяйствования (-4,7%), что является отражением двух явлений:

  • рационального поведения банков в виде ужесточения подходов к предоставлению новых кредитов на фоне углубления экономического кризиса и увеличения объема проблемных активов;
  • сокращения объема директивного кредитования через банковский сектор и приобретения у банков проблемных активов, сформированных ранее в ходе директивного кредитования.

Сокращение кредитного портфеля банков в свою очередь привело к увеличению требований банковского сектора к органам государственного управления и Национальному банку, в том числе в связи с наличием избыточной ликвидности.

В-третьих, в 2016 году мы наблюдали первые признаки смещения предпочтений экономических субъектов в части выбора валюты кредитных и депозитных продуктов банков. Увеличение требований и обязательств банков в белорусских рублях (при их сокращении в иностранной валюте) было обусловлено действиями Национального банка по регулированию процентных ставок на банковском рынке и благоприятной рыночной ситуацией, когда банки сокращали объемы валютного кредитования и потому не нуждались в привлечении дополнительных ресурсов в иностранной валюте.

* * *

Судя по результатам деятельности банковского сектора в 2016 году, в ближайшие годы ключевой для него станет проблема роста и поиска новых его источников. В предыдущие годы динамичный рост банковского сектора был в значительной степени обусловлен директивным управлением банками, контролируемыми государством, и кредитной экспансией, осуществляемой в рамках государственных программ. В последнее время мы видим позитивные изменения, направленные на сокращение директивного кредитования через коммерческие банки и их постепенное освобождение от активов, сформированных в период массированного кредитования государственных программ.

Устойчивость этих изменений будет указывать на переход к новой модели функционирования банковского сектора, основанной на рыночных принципах. В таких условиях дальнейший рост банковского сектора возможен только на рыночной основе и, следовательно, будет зависеть от перспектив развития рыночного сектора экономики и реструктуризации государственных предприятий. Ключом к решению этих проблем являются системные экономические реформы. А пока банки обладают весьма ограниченными возможностями развития бизнеса в связи с доминированием в экономике неэффективных государственных предприятий и недостаточным развитием частного сектора.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,