• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Белорусский бизнес за 25 лет так и не создал сильных демократических институтов для продвижения своих интересов.

За 5 лет – рост на 3,3%

Во всем мире корпоративные союзы являются одной из наиболее эффективных форм влияния предпринимателей на экономическую политику государства.

Не случайно в Германии насчитывается более 1 тысячи предпринимательских объединений. Только один из союзов объединений работодателей этой страны состоит из 47 отраслевых федераций и более 460 региональных и подотраслевых объединений. Правда, и удельный вес малых и средних предприятий (МСП) в объеме ВВП в Германии гораздо выше, чем в Беларуси.

Ирина КОСТЕВИЧ: 3,3% роста за 5 лет – это немного.

Ирина КОСТЕВИЧ: 3,3% роста за 5 лет – это немного.

В Беларуси удельный вес малых и средних предприятий в ВВП составляет, согласно последним данным Минэкономики, 28,7%. Поставлена задача к 2020 году увеличить этот показатель до 33%. «Да, 3,3% роста за 5 лет – это немного. Но время сейчас тяжелое – и 2016 год предстоит тяжелым. Надо серьезно поднапрячься, чтобы выполнить эти задачи», – не стала скрывать заместитель министра экономики Беларуси Ирина Костевич на состоявшейся 18 декабря конференции Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) «25 год па щляху развiцця. Успамiны дзеля будучынi».

Так что слова председателя правления Банка развития Сергея Румаса, который на V Международном форуме предпринимательства в Минске в ноябре минувшего года назвал МСП движущей силой экономики, заявив, что они могут формировать до 70% ВВП Беларуси, пока можно лишь отнести к благим пожеланиям.

Белорусские власти, несмотря на кризис и провал прежних драйверов роста, не спешат менять приоритеты в пользу развития частного бизнеса.

В ближайшей пятилетке в Беларуси планируется увеличить удельный вес МСП в общем количестве занятых с нынешних 31,8 до 35%. «Надо понимать, что мы ставим такую задачу с учетом оптимизации численности на крупных предприятиях, а также роста занятых в частном бизнесе», – пояснила И. Костевич.

Правительство понимает, что лишнюю рабочую силу, которая в ближайшее время может оказаться на рынке труда, способен частично абсорбировать малый и средний бизнес. На его поддержку в течение ближайших лет намечено направить из средств республиканского бюджета, местных бюджетов, а также средств Банка развития 6 трлн. рублей (325,53 млн. долларов по курсу Нацбанка 18.289 BYR/USD). «Вы скажете, что это мало. Но это столько, сколько сегодня возможно», – откровенно признала замминистра экономики.

Кто будет вести диалог?

Впрочем, размер господдержки бизнеса вряд ли способен повлиять на активность отечественного бизнеса к консолидации для профессионального лоббирования своих интересов.

Причин, почему белорусские предприниматели не стремятся вступать в бизнес-союзы, немало. Многие предприниматели до сих пор полагают, что само обращение за помощью в предпринимательский союз сделает их в глазах власти неблагонадежными. Есть и те, кого не устраивает низкая эффективность работы бизнес-союзов.

Справедливости ради стоит отметить, что, несмотря на низкую корпоративную активность самих предпринимателей, бизнес-ассоциациям кое-что удалось сделать. В их актив можно отнести создание Межведомственной комиссии по малому предпринимательству, а также Национального совета по трудовым и социальным вопросам, общественно-консультативных советов при министерствах и ведомствах и т. д. Многие прогрессивные изменения законодательства в стране были также приняты благодаря настойчивости бизнес-ассоциаций.

Пока в Беларуси действуют фактически лишь две крупные республиканские бизнес-ассоциации, объединяющие юридических лиц. Это Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (БСПН) и Белорусский союз нанимателей. Остальные союзы объединяют преимущественно физических лиц и зарегистрированы в виде общественных организаций.

Беларусь – уникум среди 220 стран

Владимир КАРЯГИН: мы никак не можем достучаться до правительства, президента, властей…

Владимир КАРЯГИН: мы никак не можем достучаться до правительства, президента, властей…

«Главное препятствие на пути развития бизнес-ассоциаций в Беларуси – это не только отсутствие инициативы у самих предпринимателей. Главная причина – экономическая: сегодня членский взнос в бизнес-ассоциацию не идет в состав затрат компании, а выплачивается из чистой прибыли», – отмечает председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин.

В связи с этим он обращает внимание, что Беларусь осталась единственной страной из 220 государств в мире, где членский взнос в профессиональную ассоциацию компаниям приходится платить из чистой прибыли.

«И мы никак не можем достучаться до правительства, президента, властей… Вам нужны представительные ассоциации? Тем более что наша деятельность выходит на международную арену. Мы должны активно работать с Евросоюзом, участвовать в органах ЕАЭС: направлять туда своих делегатов, финансировать работу экспертов, а не заниматься дилетантством. Но мы не можем это делать на протяжении 25 лет!» – возмущен В. Карягин.

По его словам, сегодня бизнес Казахстана может содержать в Москве в структурах ЕАЭС 50 своих представителей, которые участвуют на всех переговорных площадках евразийского союза, где формируется 80 тысяч технических норм и правил, а также новый Таможенный кодекс. «Они имеют такую возможность. А мы по-прежнему остаемся организациями общественной инициативы», – с горечью добавляет лидер предпринимательского союза.

«Лет 15 назад Лукашенко спросил у меня: сколько членов в вашем союзе? Я назвал. Ну-у-у, сказал он в ответ, значит, большинство не поддерживает вашу деятельность. Значит, я могу и не прислушиваться к тому, что вы говорите… Прошли годы. Ничего не сдвинулось с места», – подытожил В. Карягин.

Нужен закон

Чтобы ускорить формирование предпринимательских союзов, более 10 лет назад с участием бизнеса был разработан проект закона «Об объединениях нанимателей». В бизнес-союзах и сегодня убеждены, что профильный закон нужен, ибо правовой статус национальных бизнес-ассоциаций до сих пор четко не определен. В то же время в Беларуси принят закон о профсоюзах, определен также статус структур, которые относятся к инфраструктуре поддержки предпринимательства: центров поддержки и бизнес-инкубаторов. Однако статус самих ассоциаций, которые объединяют бизнес и участвуют в диалоге с властями, до сих пор, по сути, не определен.

Принятие этого закона позволит решить еще одну проблему. Поскольку вопрос оплаты членских взносов в профессиональной ассоциации является камнем преткновения для многих компаний, разработчики законопроекта предложили разрешить предприятиям относить вступительные и членские взносы на себестоимость, а не платить из прибыли.

В 2005 году проект закона «Об объединениях нанимателей» прошел все стадии законотворческого процесса, был принят Палатой представителей и одобрен Советом республики. Однако президент Александр Лукашенко возвратил его в Палату представителей для повторного голосования. Он посчитал принятие данного закона нецелесообразным, ибо, как было заявлено, деятельность объединений нанимателей в Беларуси полностью урегулирована действующим законодательством.

Депутаты с возражениями президента согласились и послушно отклонили законопроект «Об объединениях нанимателей».

Бизнес пытается достучаться

С 1 января 2016 года в Беларуси вступил в силу Закон «О государственно-частном партнерстве». С этим документом власти связывают определенные надежды. «Принятие закона позволяет создать правовое поле, обеспечивающее возможность привлечения капитала для реализации проектов государственно-частного партнерства, что окажет положительный социально-экономический эффект на регионы Беларуси и страну в целом. Развитие института государственно-частного партнерства позволит привлечь дополнительные внебюджетные ресурсы в развитие инфраструктуры Беларуси», – говорится в комментарии Минэкономики.

Однако если белорусское бизнес-сообщество не сможет сформировать субъектов предпринимательства – сильные бизнес-ассоциации, то очевидно, что институт государственно-частного партнерства, как и диалог бизнеса с государством, вряд ли будет успешным.

В связи с этим Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М. С. Кунявского после декабрьской конференции обратился в правительство с просьбой определить меры по повышению роли объединений предпринимателей. Для этого БСПН предлагает правительству внести изменения в действующее налоговое законодательство. А именно: разрешить субъектам предпринимательской деятельности относить суммы расходов, связанные с уплатой членских взносов объединениям предпринимателей и нанимателей, на затраты выпускаемой ими продукции или вычитать из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.

Александр ШВЕЦ: консолидация бизнес-союзов и ассоциаций должна также помочь им решить вопросы финансирования на государственном уровне

Александр ШВЕЦ: консолидация бизнес-союзов и ассоциаций должна также помочь им решить вопросы финансирования на государственном уровне

Еще одну инициативу по повышению влияния бизнес-ассоциаций на развитие национальной экономики озвучил недавно председатель республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (РОО «БНПА») Александр Швец. На конференции БНПА 23 ноября он выступил с предложением о консолидации бизнес-союзов и ассоциаций страны и создании в рамках государственно-частного партнерства Национальной палаты предпринимательства Беларуси (по опыту Казахстана, Германии, РФ).

«Без консолидации усилий, не ломая того, что есть, не деформируя работающие ассоциации, бизнес-сообществу будет трудно решать вопросы взаимодействия и вести диалог с властью», – отметил А. Швец.

По его словам, консолидация бизнес-союзов и ассоциаций должна также помочь им решить вопросы финансирования на государственном уровне. «Все понимают, что сегодня членские взносы не покрывают даже базовых затрат бизнес-ассоциаций. Государство должно помочь консолидированному бизнесу решить вопрос самофинансирования с помощью определенных законодательных решений», – подчеркнул А. Швец.

Посмотрим, услышат ли белорусские власти бизнес-ассоциации на этот раз.

Тэги:

, , , , , ,

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Прогноз курса рубля на неделю 17-21 февраля

Курс доллара на БВФБ на текущей неделе может взять паузу, и даже снизиться на 0-0,5% перед новым подъемом. Российский рубль может немного подорожать, а евро – подешеветь. В понедельник 17 февраля курс доллара, возможно, вырастет на доли процента. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже вырос в соответствие с прогнозом: на 1%,

Призыв 2020: Лукашенко подписал указ о призыве на строчную службу и увольнение в запас

Александр Лукашенко 17 февраля подписал указ №55 «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве». Документом предусматривается призвать в феврале — мае 2020 года на срочную военную службу, службу в резерве граждан Беларуси мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет и которые не имеют права на отсрочку, а

Дорогая нефть заставила: правительство ищет новые драйверы экономического роста

Налоговый маневр, превративший белорусскую «нефтянку» из курицы, несущей золотые яйца, в проблемный актив, обострил вопрос поиска новых точек роста национальной экономики. Дискуссия на эту тему состоялась 6 февраля на заседании Республиканского клуба директоров, который создан при Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей им. Кунявского. Минэкономики: главное – не темпы, а качественный рост ВВП Заместителю министра экономии Беларуси

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Зенитные ракетные комплексы: похоже только название

Творчески используя советский опыт, предприятия белорусского ВПК создают средства ПВО, отвечающие современным требованиям и конкурентные по цене. Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для разработанного в Беларуси зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности “Бук-МБ3К” пройдут в ближайшее время. Об этом сообщил 31 января представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Роман Головченко. По его словам,

Выдержит ли Беларусь испытание нефтяной альтернативой?

Затянувшийся спор об условиях поставок нефти в Беларусь вряд ли завершится ожидаемыми уступками со стороны крупнейших российских поставщиков. Понимая это, Минск, не дожидаясь времени «Ч», — завершения к 2024 году налогового маневра – продолжает искать альтернативные источники и маршруты импорта сырья. Поиски альтернативы похвальны, но представляют ли белорусские власти цену, которую придется за это заплатить?

Белорусский лжепредприниматель 2020 года

Отмена Указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» изменило подходы государственных контролирующих органов к работе с лжепредпринимательскими структурами.  На протяжении 2019 года вырабатывались новые методы государственного контроля и наказания представителей белорусского бизнеса, замеченных в связях с лжепредпринимательскими структура. Наработанная практика позволяет понять, как и на какие суммы будут наказывать