28.10.2015, 8:50
Зачем мы дразним Бишкек Бакиевым?

Появление на публике Курманбека Бакиева на прошлой неделе, да еще и с книгой собственного сочинения, немало удивило.
Удивило не то, что он до сих пор в Минске, безбедно живет в Дроздах под охраной Службы безопасности президента, и не то, что пытается выгородить себя, рассказывая о трагических событиях в Кыргызстане в апреле 2010 года. Странно, как совпал его выход в свет с внешней нормализацией белорусско-киргизских отношений.
Напомним, киргизский посол был отозван в Бишкек для консультаций в августе 2012 года – после бесплодных попыток добиться от Минска экстрадиции братьев Бакиевых, обвиняемых на родине в тяжких преступлениях. Последней каплей стала публикация в соцсетях фотографии, запечатлевшей Жаныбека Бакиева в центре белорусской столицы.
Официальный мотив отзыва посла: «в связи с отсутствием реакции компетентных органов белорусской стороны на вербальную ноту от 21 августа и заявление МИДа Кыргызстана от 22 августа относительно пребывания гражданина Кыргызстана Жаныбека Бакиева на территории Республики Беларусь и разыскиваемого правоохранительными органами Кыргызстана и Интерполом за совершенные ранее особо тяжкие уголовные преступления».
Перегретые отношения
Потом были еще рецидивы этого конфликта, последний раз – в феврале нынешнего года в связи с убийством в Минске некоего Алманбета Анапияева, киргизского криминального авторитета и якобы человека из клана Бакиевых. Охранник убитого сдался бишкекским властям и на допросе показал, что к преступлению причастен сам Жаныбек Бакиев. Инцидент спровоцировал, пожалуй, самую резкую перепалку за всю историю киргизско-белорусских отношений.
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев сравнил события 2010 года в стране с белорусской Хатынью и выразил надежду, что теперь-то «уважаемый Александр Григорьевич Лукашенко и дружественный белорусский народ поймут, наконец, что приютили нелюдей».
«Братьев Бакиевых в Кыргызстане вспоминают как извергов. Народ помнит, как эти нелюди сжигали заживо людей, как калечили и убивали журналистов, как ломали руки и ноги бизнесменам, как отрезали своим жертвам уши и носы, – говорилось в официальном заявлении Атамбаева. – Кого еще должны убить Бакиевы, чтобы власти Беларуси увидели, наконец, звериную и людоедскую сущность этой криминальной семьи? Эти изверги будут проливать кровь везде, где бы ни оказались, в том числе в приютившей их Беларуси!»
К сказанному Атамбаев также добавил, что укрывание Бакиевых «ложится позорным пятном на имидж Беларуси» и подвергает угрозе безопасность граждан. А также то, что власти Беларуси «поощряют присутствие этих бандитов в своей стране, вручают им национальные паспорта, государственные награды и поздравляют с юбилеями».
В МИДе РБ резкие слова Атамбаева назвали оскорбительными и ответили в том же духе: «Подобные перегретые эмоциональные заявления были бы невозможны на уровне лидера цивилизованного государства».
В ведомстве настолько вошли в роль «просвещенного европейского государства», что попеняли Кыргызстану на его недемократичность. «В любой современной стране Конституция и законы устанавливают, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана вступившим в законную силу приговором суда. Однако, судя по ряду заочных уголовных процессов, прошедших в Кыргызстане, эта страна в целом имеет свой, специфический подход к правосудию. Это вызывает сомнение в способности киргизского государства обеспечивать соблюдение прав своих граждан, в том числе и права на справедливую судебную защиту», – восхитительный менторский ответ до сих пор висит на сайте белорусского МИДа.
После такого обмена любезностями едва ли можно было рассчитывать на скорую нормализацию отношений Минска и Бишкека. Однако в мае были подписаны документы о вступлении Кыргызстана в Евразийский союз, и отсутствие в Минске киргизского дипломата, видимо, стало не комильфо. И Атамбаев назначил Кубанычбека Омуралиева Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Республике Беларусь. В июле тот прилетел в Минск, а совсем недавно, 5 октября, в числе послов других государств вручил Лукашенко верительные грамоты.
Если верить официальным сообщениям, на том приеме стороны обменялись вежливыми приветствиями, в центре которых было присоединение Кыргызстана к ЕАЭС и необходимость «реализовать весь потенциал взаимодействия».
В то же время Бишкек не отказался от претензий к Минску в связи с укрыванием экс-президента. Об этом не преминул напомнить представитель МИДа КР Нурлан Суеркулов в октябрьском интервью «Интерфаксу». Вопрос экстрадиции Бакиева «остается на повестке дня», подчеркнул он.
Тем не менее Лукашенко поздравил Атамбаева с проведением парламентских выборов, Атамбаев Лукашенко – с переизбранием на пост президента.
Ни дать ни взять
И вот спустя пару недель после того, как в отношениях двух стран установилось хрупкое равновесие, перед телекамерами в Минске появляется Бакиев и рассказывает про резиновые пули и «подтасовку» трупов весной 2010-го, про политический заказ в отношении его и про «неработоспособного, быстро устающего и вспыльчивого» президента Атамбаева. Про то, как занимается охотой и рыбалкой, изредка встречается с хозяином Дроздов и просит детей декламировать тому стихи на белорусском языке.
Можно только догадываться, зачем это понадобилось самому Бакиеву. Как говорит один среднеазиатский коллега, там, где появляется киргизский политик, всегда есть заговор. Беглый президент пытается свести счеты со своими обидчиками, и вряд ли кто-то, кроме самих киргизов, сможет в этом что-то понять.
Другой вопрос: зачем Минску понадобилось вновь обострять отношения с Бишкеком? Ведь понятно, что без санкции своего соседа по Дроздам Бакиев не смог бы ни выпустить книжку, ни провести презентацию.
Бытует мнение, что в связи с расширением ЕАЭС Беларусь несколько ревнует Кыргызстан к России – как конкурента, претендующего на российские ресурсы. Западный вектор в среднеазиатской республике потихоньку сходит на нет, говорят тамошние коллеги, все больше веет евразийским духом. Но какой прок от этого Минску?
Простой пример: за 8 месяцев этого года Беларусь и Кыргызстан наторговали всего на 27 млн. долларов. Это на 60% меньше, чем в январе – августе 2014 года. Тракторов удалось продать 17 штук – в 25 раз меньше, чем за прошлогодний аналогичный период. Армения с примерно таким же мизерным товарооборотом и то купила 40 наших тракторов за это время. Основной экспорт в Кыргызстан сегодня – это сахар, шины и запчасти к тем же тракторам. Киргизский импорт – это запчасти для автомобилей и тракторов, хлопковое волокно и оборудование для термический обработки материалов.
То есть, обостряя отношения с Бишкеком, белорусские власти в экономическом плане почти ничего не теряют. А в психологическом, по-видимому, даже «приобретают»: чувство превосходства над еще более бедным и якобы «нецивилизованным» государством.
Евразийского полку прибыло, и самое время ранжировать позиции, указав новичкам их место.